Развитие психологии личности в России
В «Истории психологии» А. Петровского и М. Ярошевского выделяется четыре исторически сложившихся типа построения научных знаний о личности в российской психологии. Исторически сложившийся первый тип построения психологии личности выделился в конце Логика «самоопределения» идеи личности в обозначенный период истории равным образом раскрывается в общих, закономерно сменяющих друг друга способах существования: в виде философской идеи, в совокупности своих феноменологических воплощений. В данный период были построены целостные психологические концепции личности, сочетающие в себе философский и конкретно-психологический аспекты. Таковы: концепция человека как интегрального феномена, характеризующегося логико-значимой взаимосвязью всех существенных компонентов его личности (П.А. Сорокин); концепция развития личности путем психических превращений и преобразований внутренних личностных форм (М.М. Троицкий); идея целостной личности и ее пространственных границ (Л.П. Карсавин); попытка понять специфику познающего мир субъекта (Л.И. Шестов); учение о «вечном» человеке и о человечестве как едином существе (В.С. Соловьев); метафизическая трактовка личности (Н.Я. Грот); «цельные учения о человеке» (В.М. Бехтерев); намеченный Л.С. Выготским путь преодоления разрыва между описательной и объяснительной психологией в трактовке личности как «вершинной проблемы» психологии; опыт построения общепсихологической теории личности Д.Н. Узнадзе; теория Я как активного деятеля в среде М.Я. Басова; первая типология личности А.Ф. Лазурского и др. Второй тип построения психологии личности, выделившийся в 30–60-е годы ХХ века, определялся логикой сохранения идеи личности в столкновении с обществом, уничтожавшим «личностное» в человеке. Происходила подмена реального изучения феномена «личность» замещающим и активно принимаемым «образом личности», скроенным по чертежам и эскизам господствующей идеологии. Идея личности, разрабатываемая в эти годы, выступает в своих превращенных формах: в проявлениях политико-идеологического редукционизма (в выдвижении лозунгов вместо проясне-ния сущности, в поиске признаков «советского человека»); в конструировании «советского менталитета»; в проявлениях физиологического редукционизма (в подмене психологических особенностей личности биологическими «чертами», т.е. силой, уравновешенностью, подвиж-ностью, лабильностью нервных процессов и т.д.). Наметившийся в это время подход к объяснению биологической и социальной детерминации психического позволил в дальнейшем разграничить общебиологические, психологические и социально-психологические аспекты в изучении личности, прежде всего ее активности. Одна за другой выдвигаются гипотезы и концепции понимания природы психической актив-ности субъекта. Это, прежде всего, исследования П.П. Блонского, М.Я. Басова, Л.С Выготского, Д.Н. Узнадзе, С.Л. Рубинштейна, Б.Г. Ананьева. Наиболее изучаемым и основным аспектом исследований личности является активность (П.К. Анохин, Н.А. Бернштейн). Психологами 50–60-х годов личность изучалась с позиций ее индивидуальных различий (работы Б.М. Теплова и его школы (В.Д. Небылицын, Н.С. Лейтес, В.С. Мерлин). В работах известных психофизиологов Б.М. Теплова, В.Д. Небылицына, В.С.Мерлина, Э.А. Голубевой, В работах советского психолога Б.М. Теплова (1896–1965) по индивидуально-психоло-гическим различиям отрабатывалась значимая идея психологии личности – идея направленности личности, которая обнаруживает себя в склонностях к определенной деятельности. Б.М. Теплов называл человека «творцом своей индивидуальности», не умаляя при этом роли природных предпосылок, индивидуально-типологических особенностей. Идеей интеграции знаний о человеке пронизаны основные работы отечественного психолога Начиная с работ Б.Г. Ананьева характеристика человека как субъекта деятельности стано-вится основополагающей. Типизацию личности, поиск оснований для нее провели К.А. Абульханова-Славская, Третий период (середина 60-х – конец 80-х годов) построения психологии личности характе-ризовался «возрождением» идеи личности в ситуации амбивалентного отношения общества к «личностному» в человеке. Возрождающаяся идея личности заявляет о себе в эффектах «самоопределения личности в группе» (А.В. Петровский), «устойчивости и автономии личности» (В.Э. Чудновский), «неадаптивности в индивидуальной деятельности и социуме» (В.А. Петровский), «самодвижения деятельности» (А.Н. Леонтьев), «выхода личности из кризисных ситуаций» (Б.С. Братусь), «смыслообразования» (А.Н. Леонтьев, А.Г. Асмолов), «взаимоотражения в межиндивидуальных контактах», «психологического времени личности» (А.А. Кроник). К концу 80-х годов стало понятно, что личность рассматривалась разными авторами с позиций, часто противоречащих друг другу, то есть личность как психологический феномен исследовалась исходя из различных посылок, которые давали неравнозначные возможности предсказывать, понимать и развивать ее. Статическое рассмотрение личности постепенно стало замещаться требованиями ее динамического понимания. Тезис о диалектике личности при наличии в ней тенденций к сохра-нению направленности возбуждал вопрос о структуре личности, а позже – о понимании личности как системного качества, или системного образования (А.Н. Леонтьев, Б.Ф. Ломов). Шло сопоставление основных моделей структуры личности, предложенных В.Н. Мясищевым, Пытаясь описать реальность, стоящую за понятием «личность», А.Н. Леонтьев попытался решить задачу выявить ее действительные «образующие». Им была предложена концепция развития личности как системного качества индивида. Четвертый тип построения психологии личности выделился в последнее десятилетие ХХ века и характеризуется логикой «самоосуществления» идеи личности. На этом этапе сохраняются многие особенности третьего периода, но при этом усиливается внимание к методологическим проблемам. Наблюдается тенденция рассмотрения человека как целостной личности в целостном мире, рассмотрения человека как целостной развивающейся системы, определения места человека в современном мире с его все усложняющимися проблемами.
|