Студопедия — КОНКРЕТНО-ИСТОРИЧЕСКОЕ ПОНИМАНИЕ ЛИЧНОСТИ
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

КОНКРЕТНО-ИСТОРИЧЕСКОЕ ПОНИМАНИЕ ЛИЧНОСТИ






Взаимоотношения человека и общества су­щественным образом видоизменялись в ходе истории. Изменялось вместе с этим и конкретное наполнение, конкретное содержание и собственно личности. Ретроспективный взгляд на историю раскрывает пе­ред нами богатство и разнообразие типов личностей, характер­ных для определенных типов культур и мировоззрений: антич­ности, средневековья, эпохи Возрождения, нового времени и т.д.

Личность XX столетия резко отличается, например, от личности даже не столь отдаленного исторического прошлого, скажем, личности XVIII–XIX вв. Это связано не только с культурными эпохами в истории человечества, но и со сменой общественно-экономических формаций.


При родовом строе личные интересы были подавляемы инте­ресами выживания рода в целом (а значит, и каждого отдельного индивида, принадлежащего к этому роду), каждая взрослая особь выполняла жестко предписанную ей родом и силой тради­ций роль. Общество в целом в своей жизнедеятельности руководствовалось ритуалами, обычаями предков. В деятельности человека органично для него реализовывалась в примитивных, неразвитых формах его родовая, общественная сущность. Это была первая историческая ступень в развитии человеческой личности, внутренний духовный мир которой заполнялся нерасчлененным социально-природным бытием, выступавшим в анимизированной форме действия сверхъестествен­ных сил.

С возникновением рабовладельческой и феодальной форма­ций, античной и средневековой культур возникает и новый тип отношений индивида и общества. В этих обществах, в которых образовались классы с разными и противоположными интереса­ми, а вследствие этого сформировалось и государство вместе с официально оформленными правовыми отношениями граждан в нем, индивиды (свободные граждане в рабовладельческом обществе и граждане феодального общества) стали выступать субъектами права и обязанностей. Это означало признание определенной самостоятельности действий за отдельным инди­видом, и соответственно предусматривалась способность инди­вида отвечать за свои действия. Здесь уже шел бурный процесс становления личности, которая несла на себе печать, с одной стороны, сословного коллективизма, а с другой – классовой ограниченности, чем и обусловливалось в конечном счете ее содержание, формы социальной активности или пассивности, образ жизни и ее мировоззрение. Однако, несмотря на общую эксплуататорскую сущность обеих формаций, личность эпохи античности резко отличалась от личности феодального общества: они жили в условиях разных типов культур.

Античное общество – это общество языческое. Сам человек и вообще весь социум воспринимались по образу и подобию космоса, откуда и понимание предопределения судьбы человека. Человек мог быть, безусловно, самостоятельным в решении своих земных дел, но в последней инстанции он все-таки осознавал себя как орудие космического миропорядка, воплощенного в идее судьбы. У каждого была своя судьба, и он не волен был изменить ее по своему произволу. Мировоззрение античной личности остава­лось мифологическим.

В период средневековья в христианской религии личность была осознана как целостное автономное образование. Услож­нился и уточнился ее духовный мир: она вошла в интимный контакт с персонифицированным богом. Мировоззрение хри­стианизированной личности окрашивалось эсхатологическим мотивом – отсюда и направленность ее на замкнутую духовную жизнь, совершенствование духа – души, воспитание чувства покорности и непротивления. Имела место своеобразная субли­мация телесного духовным, связанная с подготовкой к загроб­ной жизни. Религиозным началом были пронизаны все поры человеческого существования, что и обусловливало соответ­ствующий образ жизни.

Для личности эпохи раннего христиан­ства характерен сугубо личностный героизм – подвижничество. Напряженная внутренняя жизнь индивида, с нравственно-миро­воззренческим стержнем, являющимся средоточием психиче­ского «я», расширяясь, охватывала собою всю сферу его лич­ности, оставляя мало места биологическим и социальным сос­тавляющим. В жизни средневековой личности большое место занимают собственно нравственные ценности в отличие от ценностей утилитарно-материальных.

В новой культурной среде, связанной с переходом от фео­дализма к капиталистическим формам хозяйства, зарождается личность нового типа. В эпоху Возрождения очень остро была осознана свобода человека, автономия для бога была осознана как автономия для самого человека: отныне человек – распоря­дитель своей собственной судьбы, наделенный свободой выбора. Достоинство человека заключается в том, что он причастен всему земному и небесному –
от низшего до наивысшего. Свобода выбора означает для него своеобразную космическую незакрепленность, самостоятельность творческого самоопределения; че­ловек вкусил упоение от беспредельных возможностей своих сущностных сил и ощутил себя господином мира.

В эпоху Просвещения разум занял господствующую позицию: все под­вергалось сомнению и критике, что не выдерживало испытаний силой разума. Это означало значительную рационализацию всех сторон общественной жизни, но, помимо прочего, означало главным образом бурный расцвет науки. В межчеловеческие связи вклинилось как бы опосредствующее звено – техника. Рационализация жизни означала сужение эмоционально-душев­ной стороны внутреннего мира личности. Изменились и цен­ностные ориентации, и мировоззрение. По мере утверждения и развития капитализма высшей ценностью наделялись такие качества личности, как сила воли, деловитость, одаренность, имевшие, однако, и обратную сторону – эгоизм, индивидуализм, беспощадность и т.д. Дальнейшее развитие капитализма привело к глобальному отчуждению личности. Сложилась личность индивидуалистического типа с плюралистическим мировоззрением, с вещной ориентацией. Ее душевно-духовные ценности вытесняются рациона-листически-прагматическими ориентациями.

Характеризуя психологию индивидуализма, А. Шопенгауэр заявлял, что каждый желает над всем властвовать и уничтожить все, что ему противится, каждый считает себя средоточием мира, свое собственное существование и благополучие предпочитает всему другому, готов уничтожить мир, чтобы только свое собственное «я» поддержать несколько долее. Каждый рассматривает себя как цель, в то время как все другие для него суть только средство. Так в человеческие отношения проникает принцип утилитаризма. Психология индивидуализма неизбежно приводит к острому чувству одиночества и взаимному отчуждению людей.

4. СУЩНОСТЬ ПОНЯТИЙ «ЛИЧНОСТЬ», «ИНДИВИД», «ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ»

 

По материалам, представленным выше, видно насколько многопланово понятие «личность».

Для социально-психологического анализа личности следует четко разграничить понятия «личность», «индивид», «индивидуальность», «человек», «субъект».

Наиболее общим является понятие «человек» – биосоциальное существо, обладающее членораздельной речью, сознанием, высшими психическими функциями (абстрактно-логическое мышление, логическая память и т.д.), способное создавать ору­дия, пользоваться ими в процессе общественного труда. Эти специфические человеческие способности и свойства (речь, сознание, трудовая деятельность и пр.) не передаются людям в порядке биологической наследственности, а формируются у них прижизненно, в процессе усвоения ими культуры, созданной предшествующими поколениями. Нам известны факты, которые свидетельствуют о том, что если дети с самого раннего возраста развиваются вне общества, то они остаются на уров­не развития животных, у них не формируются речь, сознание, мышление, нет вертикальной походки. Никакой личный опыт человека не может привести к тому, что у него самостоятельно сформируется логическое мышление, самостоятельно сложатся системы понятий. Для этого потребовалась бы не одна, а тысяча жизней. Люди каждого последующего поколения начинают свою жизнь в мире предметов и явлений, созданных предшествующими поколениями. Участвуя в труде и различных формах общественной деятельности, они развивают в себе те специфические человеческие способности, которые уже сформировались у человечества.

Необходимые условия усвоения ребенком общественно-исторического опыта:

1) общение ребенка со взрослыми людьми, в ходе которого ребенок обучается адекватной деятель­ности, усваивает человеческую культуру.

2) чтобы овладеть теми предметами, которые являются продуктами исторического развития, необходимо осуществить по отношению к ним не любую, а такую адекватную деятельность, которая будет воспроизводить в себе существенные общественно выработанные способы деятельности человека и человечества. Усвоение общественно-исторического опыта выступает как процесс воспроизводства в свойствах ребенка исторически сложившихся свойств и способностей человеческого рода.

Таким образом, развитие человечества невозможно без активной передачи новым поколениям человеческой культуры. Без общества, без усвоения общественно-исторического опыта человечества стать человеком, приобрести специфические человеческие качества невозможно, даже если человеческое существо обладает биологической полноценностью. Но, с другой стороны, не имея биологической полноценности (олигофрения), морфологических свойств, присущих человеку как биологическому виду, невозможно даже под влиянием общества, воспитания, образования достичь высших человеческих качеств.

Жизнь и деятельность человека обусловлены единством и взаимодействием биологи­ческого и социального факторов при ведущей роли социального фактора.

«Личность» – социально-психологическая сущность человека, формирующаяся в результате усвоения человеком общественных форм сознания и поведения, общественно-исторического опыта человечества (личностью мы становимся под влиянием жизни в обществе, воспитания, обу­чения, общения, взаимодействия).

Советский психолог В.Н. Мясищев утверждал, что личность есть то субъективное и объективное, которое, реализуясь в действиях, характеризует подлинное лицо человека, представленное как система социальных отношений, подчеркивая при этом, что при изучении личности необходимо учитывать биологические и конституционально-индивидные свойства.

Наряду с понятием «человек», «личность» в науке употребляются термины «индивид», «индивидуальность», «субъект». Р.С. Немов отмечает, что их отличие от понятия «личность» состоит в следующем. Если понятие «человек» включает в себя совокупность всех человеческих качеств, свойственных людям, независимо от того, присутствуют или отсутствуют они у данного конкретного человека, то понятие «индивид» характеризует именно его и дополнительно включает такие психологические и биологические свойства, которые наряду с личностными также ему присущи. В понятие «индивид» входят как качества, отличающие данного человека от других людей, так и общие для него и многих людей свойства.

А.Н. Леонтьев писал: «Личность не тождественнаиндивиду; это особое качество, ко­торое приобретается индивидом в обществе, в целокупности от­ношений, общественных по своей природе, в которые индивид вовлекается... Личность есть системное и поэтому «сверхчувст­венное» качество, хотя носителем этого качества является вполне чувственный, телесный индивид со всеми его порожденными и приобретенными свойствами. Они, эти свойства, составляют лишь условия (предпосылки) формирования личности – как и внешние условия и обстоятель­ства жизни, выпадающие на долю индивида.

«Индивид» – человек как единичное природное существо, представитель вида Homo sapiens, продукт филогенетического и онтогенетического развития, единства врожденного и приобретен-ного, носитель индивидуально своеобразных черт (индивидом мы рождаемся). (Психологический словарь под ред. А.В. Петровского, А.М. Ярошевского) Наиболее общие характеристики индии-вида: целостность психофизиологической организации; устойчивость во взаимодействии с окру-жающим миром; активность. Признак целостности указывает на системный характер связей между многообразными функциями и механизмами, реализующими жизненные отношения индивида. Устойчивость определяет собой сохранность основных отношений индивида к действительности, предполагая вместе с тем существование моментов пластичности, гибкости, вариабельности. Активность индивида, обеспечивая его способность к самоизменению, диалектически сочетает зависимость от ситуации с преодолением ее непосредственных воздействий.

Не каждый индивид является личностью, носителем социально обусловленных психологи-ческих свойств и качеств. Родившийся ребенок – индивид, но еще не личность. Взрослого человека с патологией в своем развитии также можно назвать индивидом, но не личностью.

По словам А.Н. Леонтьева: «Понятие «индивид» выражает неделимость, целостность, особенности конкретного субъекта, возникающие уже на ранних стадиях развития жизни… Индивид является не только образованием генотипическим, его формирование продолжается … и в онтогенезе». «Человек как природное существо есть индивид, обладающий той или иной физической конституцией, типом нервной системы, темпераментом, динамическими силами биологических потребностей, многими другими чертами… Однако не изменения этих врожденных свойств личности порождают его личность». «Личность, как и индивид, есть продукт интеграции процессов, осуществляющих жизненные отношения субъекта. Фундаментальное отличие личности определяется природой самих порождающих его отношений: это специфические для человека общественные отношения, в которые он вступает в своей предметной деятельности…» (А.Н. Леонтьев).

«Индивидуальность» – это самое узкое по содержанию понятие из всех обсуждаемых. Оно содержит в себе лишь те индивидные и личностные свойства человека, такое их сочетание, которое данного человека отличает от других людей. Таким образом, «индивидуальность» – человек, характеризуемый со стороны своих социально значимых отличий от других людей; своеобразие психики и личности индивида, ее неповторимость. Индивидуальность проявляется в чертах темперамента, характера, в специфике интересов, качеств перцептивных процессов и интеллекта, потребностей и способностей индивида. Предпосылкой формирования человеческой индивидуальности служат анатомо-физиологические задатки, которые преобразуются в процессе воспитания, имеющий общественно обусловленный характер, порождая широкую вариативность проявления индивидуальности. (Психологический словарь под общ. ред. А.В. Петровского,
А.М. Ярошевского).

Мотивация, темперамент, способности, характер – основ­ные параметры индивидуальности. Эмоциональность, активность выступают как вторичные функции темперамента.

С.Л. Рубинштейн отмечал, что человек есть индивидуаль­ность всилу наличия у него особенных, единичных, неповторимых свойств. Действительно, единичность и неповторимость ин­дивида входят в определение индивидуальности.

«Индивидуальность, – писал Л. Фейербах, – это неделимость, единство, целостность, беско­нечность; с головы до ног, от первого до последнего атома, на­сквозь, повсюду я индивидуальное существо».

Сущность индивидуальности связана с целостным представлением о человеке, взятом в единстве всех его свойств и особен­ностей. Как отмечается многими авторами, термин «индивиду­альность» означает единство многообразного, многое в одном. Б.Г. Ананьев полагал, что к индивидуальности следует подходить как к интеграции всех свойств человека как индивида, субъекта деятельности и личности. Раскрывая это положение, он писал: «Для того, чтобы подойти к проблеме индивидуальности с точки зрения целого (на молекулярном уровне), нужно представить челове­ка не только как открытую систему, но и как систему «закры­тую», замкнутую вследствие внутренней взаимосвязанности ее свойств (личности, индивида, субъекта)».

Философ И.И. Резвицкий понимает целостность индивидуальности как взаимосвязь общего, особенного и единичного в человеке. «Как целостная система, – пишет он, – индивидуаль­ность включает в себя, во-первых, общие черты, свойственные индивиду как представителю биологического вида и человече­ского общества; во-вторых, особенные признаки, которые присущи ему как члену определенной общественно-экономической формации; в-третьих, единичные признаки, обусловленные спе­цифичностью его биологической организации и социальной микросреды». Эти черты и свойства, взятые во внутренней взаимосвязи и целостности, образуют индивидуальность челове­ка, характеризуют его как конкретное существо.

Следующее понятие – «субъект», является базисным. Субъект в философско-психологической литературе определяется как носитель предметно-практической деятельности и познания, источник активности, направленной на объект. «Человек, – пишет А.В. Брушлинский, – объективно выступает (и следовательно, изучается) в бесконечно многообразных систем­ных противоречивых качествах. Важнейшее из них – быть субъ­ектом, т.е. творцом своей истории: инициировать и осуществлять изначально практическую деятельность, общение, познание, созерцание и другие виды специфической человеческой активности, творческой и нравственной».

Понимание субъекта в психологии связывается с наделением человеческого индивида качествами быть активным, самостоятельным, способным, умелым в осуществлении специфи-чески человеческих форм жизнедеятельности, прежде всего, предметно-практической деятель-ности. Наиболее употребительным в психо­логии является выражение «субъект деятельности». Втаком контексте использовал категорию «субъект» Б.Г. Ананьев, отмечая, что «человек – субъект, прежде всего, основных социальных деятельностей: труда, общения, познания». Стать субъектом определенной деятельности (учебной, трудовой и т.д.) значит освоить эту деятельность, овладеть ею, быть способным к ее осуществлению и творческому преобразованию.

Вместе с тем понятие субъекта в психологии рассматривает­ся в более широком контексте – как творец собственной жизни, как распорядитель душевных и телесных способностей. Человек как субъект способен превращать собственную жизнедеятель­ность в предмет практического преобразования, относиться к самому себе, оценивать способы деятельности, контролировать ее ход и результаты, изменять ее приемы.

Человеческий индивид не рождается, а становится субъектом в процессе общения и деятельности.

Таким образом, личность – это активно осваивающий и целенаправленно преобразующий природу, общество и самого себя человек, обладающий уникальным, динамичным соотношением простран­ственно-временных ориентаций, потребностно-волевых переживаний, содержательных направленностей, уровней освоения и форм реализации деятельности, которая обеспечивает свобо­ду самоопределенияв поступках и меру ответственности за их последствия перед природой.

 

 

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ЛИЧНОСТИ

 

Личность – очень сложное образование. Элементами психологической структуры личности являются ее психологические свойства и особенности, обычно называе­мые «чертами личности». В русском языке насчитывают более 1500 слов, обозначающих черты личности. Среди них имеются более и менее устойчивые, более или менее обусловленные биологи­ческими или социальными факторами. Все эти черты вза­имосвязаны в личности как целостном образовании, но их взаимосвязи различны. Все это труднообозримое число свойств личности психологи пытаются услов­но уложить в некоторое количество подструктур.

В отечественной психологии существует ряд попыток представить структуру личности
(С.Л. Рубинштейн, А. И. Щербаков, А.Н. Леонтьев, К. К. Платонов, Б.Г. Ананьев и др.).

Отечественный психолог С.Л. Рубинштейн различал в личности направленность, способ-ности, темперамент, характер, самосознание.Он выделяет три структурных уров­ня, объединяю-щих свойства личности:

· уровень индивидуально-типологических особенностей (темперамент, характер, способности);

· уровень знаний, умений, навыков (приобретенного опыта);

· уровень направленности личности (системы моти­вов).

А.Г. Ковалев выделяет в структуре личности следующие подструктуры:

· темперамент (структуру природных свойств);

· направленность (систему потребностей, интересов и идеалов);

· способности (систему интеллектуальных, волевых и эмоциональных свойств).

В.Н. Мясищев единство личности характеризует направленностью, уровнем развития, структурой личности и динамикой нервно-психической реактивности (темпераментом). Структура личности – это более частная характеристика личности, включающая в себя мотивацию, отношения и тенденции личности.

Б.Г. Ананьев считает, что в структуру личности входят такие свойства:

· определенный комплекс коррелируемых свойств индивида (возрастно-половых, нейродина-мических, конституционно-биохимических);

· динамика психофизиологических функций и структура органических потребностей, также относимых к индивидным свойствам. Высшая интеграция индивидных свойств представлена в темпераменте и задатках;

· статус и социальные функции-роли;

· мотивация поведения и ценностные ориентации;

· структура и динамика отношений.

Интеграция личностных свойств представлена в характере человека и его склонностях. Структура личности, по Ананьеву, формируется в процессе индивидуально-психологического развития, выступающего в трех плоскостях:

· онтогенетическая эволюция психофизиологических функций;

· становление деятельности и история развития человека как субъекта труда, познания и общения;

· жизненный путь человека (история личности).

Б.Г. Ананьев считает, что структура личности строится по двум принципам одновременно:

· субординационному, или иерархическому, при котором более сложные и более общие социальные свойства личности подчиняют себе более элементарные и частные социальные и психофизиологические свойства;

· координационному, при котором взаимодействие осуществляется на паритетных началах, допускающих ряд степеней свободы для коррелируемых свойств (то есть относительную автономию каждого из них).

Но А.Н. Леонтьев считал, что личность – это социальная сущность человека, и поэтому темперамент, характер, способности и знания человека не входят в состав личности в качестве ее подструктур, они лишь условия формирования этого образования, социального по своей сущно­сти. Направленность и воля принадлежат личности, ибо воле­вой поступок невозможно рассматривать вне иерархии мотивов, так и направленность есть непосредственное выражение мотивационных структур, т.е. ядра личности. Согласно А.Н. Леонтьеву, ядром в структуре лич­ности является мотивационная сфера ее деятельности, имеющая сложное иерархическое строение.

Личность – это целостная система, неразрывное единство взаимосвязанных психологических явлений. Взаимосвязь всех качеств личности обуславливает за­висимость каждого качества от других. Например, резкость суждений имеет одно содержание, если связана с высокими нравственными принципами (чест­ность, ответственность), и другое – если связана с эгоизмом, эмоциональной несдержанностью. Другой пример: два школьника-отличника могут быть в лич­ностном плане совершенно различны, ибо мотивом успешного учения одного является обещанный роди­телями велосипед, а другого – непосредственный познавательный интерес.

По мнению А.И. Щербакова, при определении структуры личности надо посто­янно иметь в виду, что личность – это саморегулируемая динамическая функциональная система взаимодействующих свойств, отношений и действий, т. е. структура личности должна быть понята как единство четырех систем:

1. Система регуляции – ее составляет сформиро­вавшийся комплекс сенсорно-перцептивных ме­ханизмов и процессов, обеспечивающий регуля­цию поведения человека. Выполняя регулятивную функцию, сенсорно-перцептивная система не остается неизменной. Она развивается и совершенствуется, влияя на другие системы.

2. Система стимуляции – включает достаточно устойчивые психические образования, которые складываются уже в первые годы продуктивной деятельности человека. Это темперамент, интеллект, знания и отношения.

3. Система стабилизации – направленность личнос­ти, способности, самостоятельность и характер. Направленность определяется системой устойчи­вых мотивов личности, она является стержневой особенностью, характеризует уровень духовности, смысл практических действий.

4. Система индикации – включает свойства, отража­ющие общественные чувства и отношения лично­сти. Это совесть, гуманизм, альтруизм, трудолюбие (или их отсутствие).

Все компоненты четвертой системы опираются на компоненты ранее представленных подструктур и со своей стороны оказывают на них влияние. Будучи вплетенными в общую структуру личности, они не только выражают ее отношение к другим людям, но и выступают в качестве субъективного фактора развития дру­гих систем. Все четыре системы образуют диалекти­ческое единство, цельную функциональную систему личности.

Одну из наиболее обоснованных и развернутых структур личности предложил К.К. Платонов. В предложенной им динамической функциональной структуре личности выделены четыре иерархически соотносящиеся подструктуры: 1-я – направ­ленность личности; 2-я – опыт;
3-я – индивидуальные особенности психических процессов; 4-я – включает биопсихические свойства. Кроме того, в структуре личности выделены две общие интегративные подструктуры (характер и способности), которые, в отличие от иерар­хических подструктур, пронизывают все четыре уровня иерархии, вбирая в себя качества из подструктур каж­дого выделенного уровня.
В то же время каждая из общих подструктур отражает определенный аспект изу­чения поведения личности: устойчивость проявления черт в различных видах деятельности (тогда речь идет о характере личности) или в каком-то конкретном виде деятельности (тогда речь идет о способностях личности к данному виду деятельности).

1-я подструктура личности, названная «направленность личности», объединяет качества на­правленности и отношения личности, проявляющиеся как ее моральные черты. Элементы (черты) личности, входящие в эту подструктуру, в своем подавляющем большинстве не имеют непосредственных врожденных задатков (исключая влечения и склонности), а отра­жают индивидуально преломленное общественное соз­нание. Направленность личности включает в себя такие ее формы, как влечения, желания, интересы, склон­ности, идеалы, убеждения, мировоззрение. В этих фор­мах направленности личности проявляются и отноше­ния, и моральные качества личности, и различные потребности. Эта подструктура формируется путем воспитания.

2-я подструктура личности, названная «опыт», объединяет знания, навыки, умения и привычки, при­обретенные в личном опыте путем обучения, но уже с заметным влиянием и биологически и даже генети­чески обусловленных свойств личности. Эту подструк­туру иногда называют индивидуальной культурой, или подготовленностью.

3-я подструктура личности, названная «особенности психических процессов», объединяет индивидуальные особенности отдельных психических процессов, или психических функций, понимаемых как формы психического отражения: памяти, эмоций, ощу­щений, мышления, восприятия, чувств, воли.

4-я подструктура личности, названная «биопсихические свойства», объединяет свойства темпе­рамента, половые и возрастные свойства личности и ее патологические, так называемые органические из­менения. Свойства личности, входящие в эту подструк­туру, несравнимо больше зависят от физиологических особенностей мозга, а социальные влияния их только субординируют и компенсируют. Активность этой под­структуры определяется основными свойствами нервной системы.

Особенностями отдельных свойств этих четырех иерархических подструктур, однако, не исчерпываются индивидуальные особенности личности, поскольку на эти подструктуры накладываются еще две общие под­структуры: характер и способности. Являясь подструк­турами наложенными, выделяющимися из общей струк­туры личности, характер и способности представляют собой не самостоятельные подструктуры, а общие качества личности, включающие особенности каждой из четырех основных иерархических подструктур.

Психологическую структуру личности можно рассматривать с различных позиций. По формам функционирования психических явлений внутренний мир человека включает психические процессы, состояния, образования и свойства, которые в то же время представляют собой различные уровни структурных элементов личности. (В юните 1 «Введение в общую психологию» мы уже коротко останавливались на определениях и характеристике психических процессов, состояний, свойств и образований, но, говоря о структуре личности, необходимо еще раз остановиться на этих психических явлениях).

Генетически и функционально начальным этапом психической деятельности человека являются психические процессы, выступающие в качестве первичных регуляторов его поведения. Они кратковременны, имеют определенное начало, течение и конец. На их основе возникают психические состояния, осуществляется формирование психических образований, свойств личности, приобретение жизненного опыта.

К психическим процессам относят познавательные процессы – ощущение, восприятие, представление, внимание, воображение, память, мышление и речь. С помощью этих процессов человек отражает окружающий мир и ориентируется в обстановке. Нормальное функциони-рование познавательных процессов представляет собой важную предпосылку эффективности его учебной и трудовой деятельности. Эти процессы присущи каждому человеку, однако они различаются своими качественными характеристиками.

Человек не только отражает окружающий мир, происходящие в нем события, но и определенным образом относится к ним, переживает это отношение в виде радости, негодования, злости и т.д. Личностные переживания принято называть эмоциональными процессами, на основе которых формируются чувства. Эмоции и чувства оказывают большое влияние на поведение и деятельность человека.

Достижение положительных результатов в деятельности сопряжено с преодолением значительных трудностей, постановкой целей и борьбой мотивов, принятием решений, мобилизацией внутренних сил, проявлением настойчивости, усилиями в управлении самим собой. Все эти явления называются волевыми процессами. Высокие волевые качества являются важной психологической предпосылкой успешной деятельности человека.

В структуру психологии личности входят и психические состояния. Они представляют собой функциональный настрой психики человека, оказывают положительное (подъем, активность, собранность, воодушевление) или отрицательное (угнетенность, подавленность, пассивность, боязнь, страх) влияние на его работоспособность, эффективность трудовой деятельности.

На основе психических процессов осуществляется также формирование психических образований – прежде всего знаний, навыков, умений, характеризующих уровень профессиональной подготовленности человека и вместе с профессионально важными качествами составляющих его мастерство.

К психологическим свойствам личности относятся ее направленность, характер, темперамент, способности. Направленность выражает систему внутренних побуждений и жизненных целей человека, характер – особенности его отношений, темперамент – динамику протекания психических процессов, способности – возможности по овладению какой-либо деятельностью. Находясь в диалектической связи с психическими процессами, психическими состояниями и психическими образованиями, психологические свойства являются основными компонентами структуры личности, они составляют ее ядро.

Содержание личности – это, прежде всего, ее духовный мир, индивидуальное сознание. Оно включает сложившиеся в систему представления, понятия, идеи, взгляды, убеждения, которые обусловливают понимание человеком окружающего мира, происходящих в нем событий, отношение к выполнению функциональных обязанностей. Сознание предполагает и самосознание человека, т.е. осознание самого себя, своих мыслей, поступков, поведения, своих прав и обязанностей, потребностей и интересов, своего духовного и физического облика.

Вот как представляет структуру личности Л.Н. Собчик. Она пишет: «Для простоты представим себе систему «личность» как некое дерево – «древо личности». Почва, на которой оно произрастает, это – прароди­тельский генофонд, т.е. некое генетическое наследство, в которое древо уходит корнями. Корни могут вобрать в себя генотипические свойства ма­тери или отца, или понемногу от каждого из них. Унаследованы могут быть также свойства какой-либо из бабушек или прабабушек, деда или прадеда, тетки или дяди по любой линии ит.д. Что именно из богатого генофонда достанется данному конкретному человеку – загадка природы, которую мо­гут прояснить только генетики. Мы же обычно стоим перед фактом: с пер­вых дней своего бытия ребенок ведет себя определенным образом. В том, как он заявляет о себе, если ему что-то не нравится, как он ест и спит, как общается, угадывается сходство с кем-либо из родственников именно в том, что тесно связано с конституциональными свойствами этого человека – особеннос-тями его темперамента. Ствол древа личности представляют формирующиеся в процессе развития психические свойства, определяемые взаимодействием почвенных, базовых особенностей с окружением, в част­ности – с окружающими близкими людьми. Стволовая часть древа симво­лически означает характерчеловека, в котором взаимосвязанными и взаимовлияющими являются такие подструктуры личности как эмоции, ин­теллект, мотивация и коммуникативный стиль. Ни одна из этих подструктур не является более ранней (и, следовательно, первичной) по отношению к другим: они развиваются параллельно и подчинены общей закономерности – окрашенности ведущей индивидуально-личностной тенденцией, опреде­ляющей индивидуальный стиль конкретного человека. Крона древа личности охватывает сферу интересов, социальной активности, морально-нравственных устоев личности. Ее в значительной степени формирует ок­ружение, среда, как влага и воздух влияют на листву и цветы дерева. Но крона дерева рисунком и цветом листьев и цветов обязана все тем же кор­ням и почве (заложенным в семя генам). Так и высшие уровни личности: впитывая социально-культурные ценности, личность (далеко не всегда осознанно) избирательно тянется к одним явлениям жизни, людям, сферам интересов, видам деятельности и отталкивается от других».

Таким образом, понятие психологической структуры личности имеет важное теоретическое и практическое значение. Оно нацеливает психологию на исследование закономерностей, фактов и условий формирования и развития личности человека с целью выработки практических рекомендаций по повышению эффективности обучения, воспитания и руководства людьми. Кроме того, психологическая структура личности является своеобразной схемой (программой), позволяющей целеустремленно, организованно и последовательно изучать индивидуально-психологические особенности конкретного человека. При этом важно выявить не только структурные элементы, имеющиеся у каждого человека, но и их содержание, отличающее одн







Дата добавления: 2015-09-18; просмотров: 1728. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Вычисление основной дактилоскопической формулы Вычислением основной дактоформулы обычно занимается следователь. Для этого все десять пальцев разбиваются на пять пар...

Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...

Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

РЕВМАТИЧЕСКИЕ БОЛЕЗНИ Ревматические болезни(или диффузные болезни соединительно ткани(ДБСТ))— это группа заболеваний, характеризующихся первичным системным поражением соединительной ткани в связи с нарушением иммунного гомеостаза...

Решение Постоянные издержки (FC) не зависят от изменения объёма производства, существуют постоянно...

ТРАНСПОРТНАЯ ИММОБИЛИЗАЦИЯ   Под транспортной иммобилизацией понимают мероприятия, направленные на обеспечение покоя в поврежденном участке тела и близлежащих к нему суставах на период перевозки пострадавшего в лечебное учреждение...

Вопрос 1. Коллективные средства защиты: вентиляция, освещение, защита от шума и вибрации Коллективные средства защиты: вентиляция, освещение, защита от шума и вибрации К коллективным средствам защиты относятся: вентиляция, отопление, освещение, защита от шума и вибрации...

Задержки и неисправности пистолета Макарова 1.Что может произойти при стрельбе из пистолета, если загрязнятся пазы на рамке...

Вопрос. Отличие деятельности человека от поведения животных главные отличия деятельности человека от активности животных сводятся к следующему: 1...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.012 сек.) русская версия | украинская версия