Студопедия — Аналитическая психология Карла Юнга
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Аналитическая психология Карла Юнга






 

Работы Фрейда вызвали желание у группы ведущих ученых того времени поработать вместе с ним в Вене. Некоторые из этих ученых со временем отошли от психоанализа, чтобы искать новые подходы к пониманию человека. Карл Густав Юнг был самым выдающимся среди перебежчиков из лагеря Фрейда. Как и Фрейд, Юнг посвятил себя изучению динамических неосознаваемых влечений на человеческое поведение и опыт. Теория личности Юнга, известная как аналитическая психология, уникальна, представляет огромный научный интерес, заметно отличается от всех других подходов к изучению личности.

Главное расхождение между обоими учеными касается природы либидо. Фрейд видел в последнем, главным образом, сек­суальную энергию, в то время как Юнг рассматривал либидо как творческую жизненную энергию, которая может способствовать постоянному личностному росту индивидуума.

Структура личности. Юнг усматривал в личности три взаимодействующие структуры: эго, личное бессознательное и коллективное бессознательное. В эго представлено все, что че­ловек осознает. Эго служит основой нашего самосознания, и благодаря ему мы спо­собны видеть результаты своей обычной сознательной деятельности.

Личное бессознательное – это хранилище подавленного, вытесненного из сознания материала, а также скоплений связанных между собой мыс­лей и чувств, называемых комплексами. Таким образом, концепция личного бессознательного, представленная Юнгом, в чем-то похожа на таковую у Фрейда. Однако Юнг пошел дальше Фрейда, сде­лав упор на том, что личное бессознательное содержит в себе комплексы, или скопления эмоционально заряженных мыслей, чувств и воспоминаний, вынесен­ных индивидуумом из его прошлого личного опыта или из родового, наследствен­ного опыта.

Коллективное бессознательное состоит из архаичных, изначальных элементов, называемых архетипами. В архетипах заклю­чен опыт всего человечества, начиная от наших древнейших предков, предрасполагающий к реагированию определенным образом на наш текущий опыт. Содержание коллективного бессознательного складывается благодаря наследственности и одинаково для всего человечества. Важно отметить, что концепция коллективного бессознательного была основной причиной расхождений между Юнгом и Фрейдом.

Количество архетипов в коллективном бессознательном может быть неограниченным. Архетипы – основа коллективного бессознательного, врожденные идеи или воспоминания, которые предрасполагают людей воспринимать, переживать и реагировать на события определенным образом. Наиболее значительными архетипами в теории К.Г. Юнга являются персона, тень, анима, анимус и самость. Персона - этонаше публичное лицо, то есть то, как мы проявляем себя в отношениях с другими людьми. Однако Юнг предупреждал о том, что если этот архетип приобретает слишком большое значение, то человек может стать неглубоким, поверхностным, сведенным до одной только роли и отчужденным от истинного эмоционального опыта.

Архетип тень представляет подавленную темную, дурную и животную сторону личности. Тень содержит наши социально неприемлемые сексуальные и агрессивные импульсы, аморальные мысли и страсти. Однако Юнг рассматривал тень как источник жизненной силы, спонтанности и творческого начала в жизни индивидуума.

Анима представляет внутренний образ жен­щины в мужчине, его бессознательную женскую сторону, источник ласки и влечений; в то время как анимус внутренний образ мужчины в женщине, ее бессознательная мужская сто­рона, источник непререкаемых суждений.

Самость – наиболее важный архетип в теории Юнга. Самость представляет собой сердцевину личности, вокруг которой организованы и объединены все дру­гие элементы, она – самопознание смысла жизни. Когда достигнута интеграция всех аспектов души, человек ощуща­ет единство, гармонию и целостность. Символом архетипа самости является мандала (абстрактный круг, нимб святого, окно-розетка). По Юнгу, целост­ность и единство «Я», символически выраженные в завершенности фигур вроде мандалы, можно обнаружить в снах, фантазиях, мифах, в религиозном и мистическом опыте.

Эго-направленность. Юнг ввел понятие двух типов личностной ориентации, или жизненных устано­вок: экстраверсия и интроверсия. Согласно теории Юнга, обе ориентации сосуществуют в человеке одновременно, но одна из них обычно становится доминантной. Экстраверсия – обращенность сознания и внимания человека в основном на то, что происходит вокруг него. Экстраверты обычно подвижны, быстро образу­ют связи и привязанности; движущей силой для них выступают внешние факто­ры. Интроверсия – обращенность сознания человека к самому себе; поглощенность собственными проблемами и переживаниями, сопровождаемая ослаблением внимания к тому, что происходит вокруг. Интроверты, как правило, созерцательны, стремятся к уединению, их интерес сосредоточен на самих себе.

Психологические функции. Юнг выделил также четыре психологических функ­ции: мышление, чувство, ощущение и интуиция. Мышление и чувство являются рациональными функциями, поскольку они позволяют образовывать суждения о жизненном опыте. Ощущение и интуиция – иррациональными, потому что они просто пассивно «схватывают», регист­рируют события во внешнем (ощущение) или во внутреннем (интуиция) мире, не оценивая их и не объясняя их значение. Каждый человек наделен всеми четырьмя психологическими функциями. Од­нако как только одна личностная ориентация (экстраверсия или интроверсия) обычно является доминирующей, осознаваемой, точно также только одна функ­ция из рациональной или иррациональной пары обычно преобладает и осознается. Другие функции погружены в бессознательное и играют вспомогательную роль в регуляции поведения человека. Резуль­татом комбинации двух видов личностных ориентаций и четырех психологиче­ских функций являются восемь различных типов личности (например, экстравертный мыслительный тип).

Развитие личности. В отличие от Фрейда, придававшего особое значение ранним годам жизни как решающему этапу в формировании моделей поведения личности, Юнг рассматри­вал развитие личности как динамический процесс, как эволюцию на протяжении всей жизни. Рассматривая вопрос о развитии личности, Юнг особо выделяет движение в направлении самореализации посредством уравновешивания и интегрирования различных элементов личности. Для описания происходящего на протяжении всей жизни процесса объединения всех аспектов личности вокруг самости он ис­пользовал термин «индивидуация». Индивидуация – способность человека к самопознанию и саморазвитию, слияние его сознательного и бессознательного. Процесс индивидуации позволяет самости стать центром личности, а это, в свою очередь, помогает индивидууму достичь са­мореализации. По мнению Юнга, очень немногие достигают этого высочайшего уровня развития личности.

Как отмечают Л. Хьелл и Д. Зиглер, аналитическая психология в последние годы оказывает огромное влияние на интеллектуальную общественность.

 

 







Дата добавления: 2015-09-18; просмотров: 818. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Функция спроса населения на данный товар Функция спроса населения на данный товар: Qd=7-Р. Функция предложения: Qs= -5+2Р,где...

Аальтернативная стоимость. Кривая производственных возможностей В экономике Буридании есть 100 ед. труда с производительностью 4 м ткани или 2 кг мяса...

Вычисление основной дактилоскопической формулы Вычислением основной дактоформулы обычно занимается следователь. Для этого все десять пальцев разбиваются на пять пар...

Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...

Плейотропное действие генов. Примеры. Плейотропное действие генов - это зависимость нескольких признаков от одного гена, то есть множественное действие одного гена...

Методика обучения письму и письменной речи на иностранном языке в средней школе. Различают письмо и письменную речь. Письмо – объект овладения графической и орфографической системами иностранного языка для фиксации языкового и речевого материала...

Классификация холодных блюд и закусок. Урок №2 Тема: Холодные блюда и закуски. Значение холодных блюд и закусок. Классификация холодных блюд и закусок. Кулинарная обработка продуктов...

Принципы и методы управления в таможенных органах Под принципами управления понимаются идеи, правила, основные положения и нормы поведения, которыми руководствуются общие, частные и организационно-технологические принципы...

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМОВОСПИТАНИЕ И САМООБРАЗОВАНИЕ ПЕДАГОГА Воспитывать сегодня подрастающее поколение на со­временном уровне требований общества нельзя без по­стоянного обновления и обогащения своего профессио­нального педагогического потенциала...

Эффективность управления. Общие понятия о сущности и критериях эффективности. Эффективность управления – это экономическая категория, отражающая вклад управленческой деятельности в конечный результат работы организации...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.009 сек.) русская версия | украинская версия