Философские истоки психологии личности
Первый период берет свое начало от работ древних мыслителей и продолжается вплоть до начала ХIX века. Великие мыслители античной древности еще с V века до нашей эры формулировали представления о мире и нашем месте в нем, представления, доминировавшие в западной философии вплоть до XVII века. Греческие мыслители определили все последующее развитие мысли в области изучения сути бытия (онтология), нравственного поведения (этика), основ научного мышления (гносеология) и миропорядка (космология). Тема, послужившая лейтмотивом для всей греческой философии, – стремление к гармонии. Цель нравственных устремлений – достижение гармонии между разумом и страстями у отдельного человека и общей гармонии между людьми в соответствии с законами, управляющими Вселенной. Эта тема звучит у Платона (427–374 гг. до н.э.) и Аристотеля (384–322 гг. до н.э.), движимых стремлением найти совершенство – стремлением, порожденным убежденностью в существовании вселенского миропорядка. Греки выдвигали на первый план участие в межличностных и общественных отношениях. Быть человеком означало действовать разумно и сознательно выполнять обязанности члена общества. В своих рассуждениях о человеческой природе греческие мыслители руководствовались двумя основными принципами: эссенциализмом – представлением о неотъемлемых, неизменных качествах объекта, и финализмом – представлением о том, что причины действия заключаются в стремлении достичь состояния, к которому стремятся объекты. Эссенциализм определил поиск элементов, лежащих в основе психической деятельности («идеи» у Платона и «душа» у Аристотеля). Финализм направлял исследования причин поведения и существования человека. Этим принципам было суждено влиять на психологические концепции еще долгие века. Представление о том, что человек обладает устойчивыми, неотъемлемыми личностными характеристиками, которые просто раскрываются в процессе развития, но в основе своей остаются неизменными, является продолжением эссенциалистских идей древности. Другие греческие мыслители были менее склонны искать трансцендентальные сущности или финальные причины. Демокрит (ок. 460 – ок. 371 гг. до н.э.) занимался поиском гармонии и мудрости, но искал объяснения на основе законов природы, не разделяя тело и психику или душу. К числу первых описаний личности относится описание древне-греческого философа Теофраста (372 – 287 гг. до н.э.), одного из последователей Аристотеля. Он обрисовал характеры (герой, лжец, прелюбодей и т.д.), которые определял в соответствии с нравственными качествами. Его описания можно рассматривать как типажи характерных представителей греческого общества. Однако более систематизированное описание личности и причин, стоящих за индивидуальными различиями, еще до Теофраста дал древне-греческий врач Гиппократ (ок. 460 – ок. 370 гг. до н.э.). Сборник его трудов – Соrpus Hippоcrаticum – содержит медицинские знания, по которым можно судить о достижениях греческой медицины, отделившейся от магии и суеверий прошлого. В этой работе сделана попытка открыть законы функционирования организма и развития болезни. Организм рассматривается здесь как некая целостность. Причина болезни – нарушение общего равновесия, а не дисфункция отдельных органов. Это взгляд на организм как на единое целое в его связи со средой, которая способствует или препятствует его развитию, предвосхищает некоторые современные идеи. Гиппократ ввел понятие темперамента. Преобладающий психический темперамент человека (сангвиник, меланхолик, холерик или флегматик) определялся четырьмя жидкостями (кровью, слизью, желтой желчью и черной желчью), отдельно и в сочетании. Эта идея открыла путь к развитию представлений о связи между физической конституцией и поведенческими диспозициями. Гиппократ вводит концепцию единства души и тела, согласно которой физическое и психическое здоровье человека в своей основе имеют общие элементы. Типология Гиппократа во II веке н.э. была развита древне-римским врачом Галеном (ок. 130 – ок. 200 гг.). Она обрела популярность в эпоху Возрождения и систематически исследовалась уже значительно позже. В период между III и II веками до н.э. в римской философии эссенциализм и финализм греческой традиции сменился интересом к более практическим вопросам. Человек был вершителем собственной судьбы. Долг рассудительного человека – жить в радости и в мире с другими людьми. Рассуждения великих древнеримских мыслителей Цицерона и Сенеки о противоборстве разума и страстей, о роли воспитания и опыта в формировании привычек и характера не потеряли своей актуальности и в наши дни. Период Возрождения ознаменовался кардинальным изменением представлений людей об их связи с природой. Это открыло новые возможности для индивидуальной инициативы и творчества. Стремление к открытиям, интерес к жизни и расчет на личные способности привели к секуляризации (отторжение, процесс лишения религиозных институтов социальных функций) всего общества, кульминацией которой стал XVIII век – век Просвещения. Просвещение ознаменовалось признанием важности отдельного человека и утверждением превосходства разума. Переход от философских измышлений к научному рассуждению произошел в ряде дисциплин: сначала в физике, затем в химии, биологии и лишь позже – в социальных науках. Вклад в эти изменения таких философов, как Декарт, Локк, Юм и Кант, общепризнан; особенно велики их заслуги перед психологией. Рене Декарт (1596–1650) и Иммануил Кант (1724–1804) сыграли важную роль, возведя в ранг высшей ценности индивидуальность и уникальность человека. Это направило развитие психологии по пути изучения вопросов индивидуализма и субъективизма. В этот период развитие психологии происходит при противостоянии эмпиризма (идеи о том, что единственный достоверный источник знаний – ощущения) и рационализма (идеи о том, что истинный источник знаний – это не чувственный опыт, а разум). В зависимости от преобладания того или иного учения интерес колебался между проблемами души и тела, познания и эмоций, природы и культуры, отдельного человека и среды. Философские рассуждения эпохи Возрождения о свойствах психики и различиях между людьми предвосхитили многие научные изыскания современных персонологов. Сегодня ученые признают чрезвычайное значение «Антропологии спрагматической точки зрения» Канта (1798). Кант различал темперамент и характер. Темперамент имеет телесное происхождение и сходен с «типами», описанными Гиппократом и Галеном. Характер же соответствует тому, каким человек способен стать. То, что Кант называл характером, перекликается с современными понятиями саморегуляции и личного влияния. На современную психологию личности оказала влияние не только философия, но и биология. Развитие медицины содействовало накоплению знаний в области анатомии и физиологии. Взяв на вооружение эти знания, ученые начали исследовать биологические основы психического функционирования. Они пытались определить отношение между психическими феноменами и физичес-кими стимулами, а также найти связь между физической конституцией и личностными качест-вами. Особого внимания заслуживает в этом плане френология Франца Йозефа Галля (1758–1828), который пытался увязать психические способности с физическими свойствами мозга. Галль считал, что мозг состоит из отдельных частей, количество которых равно количеству способностей, тенденций и чувств, проявляемых человеком. Различным психическим функциям – любви к потомству, привязанности, инстинкту самозащиты, чувству собственности, обучаемости, гордости, тщеславию, религиозности – приписывалась локализация в отдельных областях мозга. Благодаря идее об эволюции, которую выдвинул Жан Батист де Ламарк (1744–1829) и довел до логического завершения Чарльз Дарвин (1809–1882), психологические исследования получили совершенно новое направление. Дарвин, в частности, утверждал, что биологические виды не возникали по отдельности. К видовым различиям постепенно привел естественный отбор с закреплением наиболее благоприятных признаков. Концепция Дарвина оказала огромное влияние на психологию. Она послужила основой для разнообразных теорий инстинктов и влечений, открыла путь для психологического исследования биологических видов, стоящих на более низких ступенях эволюции, поскольку в ней признавалось их сходство в некоторых аспектах с людьми. Теория Дарвина оказала непосредственное влияние на исследования наследственности и интеллекта, проведенные Фрэнсисом Гальтоном, на работы Джемса и Фрейда, а также содействовала становлению психологии как самостоятельной науки. Понятие видового разнообразия и естественного отбора разрушали представления о предна-чертанных принципах, определяющих ценность и положение каждого вида. Они опровергали религиозную доктрину предопределенности природы каждого вида, заменяя ее идеей о том, что любой вид отражает историю взаимодействия живых организмов и внешней среды. Еще одним толчком к формированию психологии и ее разделов как научных дисциплин послужили достижения других наук. Этим достижениям способствовал ряд социальных и полити-ческих факторов. Промышленная революция и рыночная экспансия привели к видоизменению многих социальных институтов и политического устройства. Появление новых социальных групп и необходимости в новых формах руководства заставило ученых обратиться к изучению динамики социального контекста. Это благоприятствовало развитию социологии, экономики и политологии. Переключение внимания с вопросов о социальном взаимодействии на вопросы, касающиеся отдельного человека и возможности корректировки его поведения, сделало неизбежным вступление в область знаний, позднее ставшую психологией.
|