ОБЩЕЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О ЛИЧНОСТИ
Источником возникновения термина «личность» было, вероятно, одно из наиболее ранних определений: личность есть внешнее проявление индивидуальности – то, как человек воспринимается окружающими и как он на них воздействует. Слово личность («personality») в английском языке происходит от латинского «persona». Пер-воначально это слово обозначало маски, которые надевали актеры во время театрального пред-ставления в древнегреческой драме. По сути, этот термин изначально указывал на комическую или трагическую фигуру в театральном действии. У римлян слово «persona» употреблялось обя-зательно с указанием определенной социальной функции, роли(личность отца, личность царя, су-дьи и т.д.). Таким образом, с самого начала в понятие «личность» был включен внешний, поверх-ностный социальный образ, который индивидуальность принимает, когда играет определенные жизненные роли – некая «личина», общественное лицо, обращенное к окружающим. Постепенно понятие личности наполнялось все большим многообразием смысловых значений, оттенки и диапазон которых в определенной мере специфичны для конкретного языка. В немецком, английском, французском языках личность означает лицо, особу человека. При этом только во французском языке появляется производное слово, обозначающее индивидуальность человека (в немецком и английском языке для этого существуют отдельные слова). В русском языке, как и во французском, понятие личности не отделено от смыслового значения индивидуальности (хотя, как мы видим, – слова разные). В «Толковом словаре русского языка» под редакцией Д.Н. Ушакова личность характеризуется как отдельное человеческое Я, как человеческая индивидуальность, являющаяся носителем отдельных социальных и психологических свойств. Одно из наиболее распространенных современных воззрений заключается в том, что личность в значительной мере формируется реакциями окружающих на действия и поступки данного человека. Подобный подход порождает комментарии вроде «Этот человек – личность что надо». Данная концепция целиком расположена вне сферы научной психологии, поскольку она оставляет в стороне многие особенности поведения, в действительности заслуживающие того, чтобы их изучали в контексте личности. Личность является объектом изучения многих наук: философии, социологии, психологии, этики, педагогики и т. д. Они вносят свой вклад в понимание личности, отвечая на вопросы: что ее формирует, почему существуют индивидуальные различия, как происходит ее развитие и изменения на протяжении жизни. Между тем единая теория личности не разработана. Среди психологов не сложилось единого подхода даже к определению личности. Так, еще в 1937 году Самое общее понимание личности задает философия, определяя ее как такое образование, ко-торое возникает благодаря вхождению каждого конкретного индивида в общественные отно-шения. В социологии личность – это устойчивая система социально-значимых черт, характе-ризующих индивида как члена того или иного общества. Таким образом, философия и социология отмечают, что личность – прежде всего феномен общественного развития. Психология же делает акцент на сознательный атрибут личности. Личность – это конкретный человек с развитыми сознанием и самосознанием. Самосознание как высший уровень развития сознания есть основа формирования эмоционально-волевых качеств личности, ее потребностно-мотивационной сферы, а следовательно – основа активности и самостоятельности личности. Личность есть прижизненное системное образование, отражающее социальную сущность реального человека как сознательного субъекта познания и активного преобразования мира. Формирование личности – объективный и закономерный процесс, в ходе которого человек выступает не только как объект воздействия, но и как субъект деятельности и ощущения. Доказано, что личность формируется и раскрывается в процессе активного взаимодействия с окружающим предметным и социальным миром. Наряду с данными определениями существует и ряд других. Личностью называют совокупность тех относительно устойчивых свойств и склонностей индивида, которые отличают его от других (И. Сарнофф). Личность – есть комбинация всех относительно устойчивых индивидуальных различий, поддающихся измерениям (Д. Бирн). «Личность – это комплексная гипотетическая конструкция: гипотетическая потому, что мы создаем ее на основании наблюдений за поведением индивида, комплексная в силу предположения о том, что она состоит из более мелких составляющих – свойств, потребностей, Я, эго, суперэго и Л.И. Божович, автор фундаментальной работы о развитии личности, выделяет два ее основных критерия. Она считает, что человек уже является личностью, если он способен преодолеть свои непосредственные побуждения ради чего-то другого, иными словами – способен к опосредованному поведению. Эту возможность человеку дает такая иерархия мотивов его действий и поведения, при которой мотивы со знаком «должен» занимают более высокие позиции, чем мотивы со знаком «хочу». При этом имеется в виду, что мотивы, побудившие к подобному поведению, социально значимы (социальны по своему происхождению и замыслу). Другим критерием личности, по Л.И. Божович, является способность личности к самостоятельному руководству своим поведением, осуществляемая на основе осознанных мотивов и принципов. Автор подчеркивает, что этот критерий предполагает именно сознательное соподчинение мотивов. Если опосредованное поведение по первому критерию может опираться на привычную, «стихийную нравственность», то второй критерий предполагает сознательное опосредование. Понимание психической реальности, описываемой понятием «личность», связано с категориями «образ – Я», самоощущение, самонаблюдение и другими, раскрывающими уникальность внутреннего мира человека. Особенность психической реальности человека в том, что она как уникальность обнаруживается при столкновении с другой личностью. Только при воздействии одного человека на другого проявляется уникальность каждого. В работах О.В. Ильенкова личность – «узелок» в сети взаимных отношений. Этот «узелок» скрепляет отношения и одновременно дает им возможность развиваться в определенном направлении. Личность представляет собой особое качество, которое индивид приобретает в системе общественных отношений на основе деятельности, общения и познания (А.Н. Леонтьев). Чтобы составить представление о многообразии значений понятия личность в психологии, обратимся к взглядам некоторых признанных теоретиков в этой области. Карл Роджерс описывал личность в терминах самости: как организованную, долговременную, субъективно воспринимаемую сущность, составляющую самую сердцевину наших переживаний. По мнению Л. Хьелл и Д. Зиглер, большинство теоретических определений личности содержат следующие общие положения: · В большинстве определений подчеркивается значение индивидуальности, или индивидуальных различий. В личности представлены такие особые качества, благодаря которым данный человек отличается от всех остальных людей. Кроме того, понять, какие специфические качества или их комбинации дифференцируют одну личность от другой, можно только путем изучения индивидуальных различий. · В большинстве определений личность предстает в виде некоей гипотетической структуры или организации. Поведение индивидуума, доступное непосредственному наблюдению, по крайней мере, частично, рассматривается как организованное или интегрированное личностью. Другими словами, личность – абстракция, основанная на выводах, полученных в результате наблюдения за поведением человека. · В большинстве определений подчеркивается важность рассмотрения личности в соотношении с жизненной историей индивидуума или перспективами развития. Личность характеризуется в эволюционном процессе в качестве субъекта влияния внутренних и внешних факторов, включая генетическую и биологическую предрасположенность, социальный опыт и меняющиеся обстоятельства окружающей среды. · В большинстве определений личность представлена теми характеристиками, которые «отвечают» за устойчивые формы поведения. Личность как таковая относительно неизменна и постоянна во времени и меняющихся ситуациях; она обеспечивает чувство непрерывности во времени и окружающей обстановке. Те или иные определения личности не обязательно истинны или ложны, но лишь более или менее полезны психологам при исследовании, объяснений закономерностей человеческого поведения, а также при обсуждении результатов. Личность есть характеристика общественной представленности человека, который свободно и ответственно определяет свою позицию среди других. В этой связи основными функциями личности являются: · автономизация – отделение себя от других; · самопредъявление – представление своих особенностей и возможностей; · рефлексия – анализ своих действий с точки зрения их соответствия цели и результату; · социализация – вхождение в социум, принятие его норм и ценностей. Названные функции, с одной стороны, определяют области и направления деятельности личности, с другой – являются критерием исполнения личностью возложенных на нее задач. Выполнение данных функций определяет следующие пространства предъявления личности: · интраиндивидное (пространство внутреннего мира); · интериндивидное (межличностное пространство); · персонализация (влияние на других людей). Очевидно, готовность личности полноценно функционировать и предъявлять себя во всех обозначенных пространствах означает ее гармоничность и полноценность, а «недоработанность» тех или иных направлений свидетельствует о недостатке личностной самоактуализации. Личность характеризуется пятью потенциалами: познавательным, ценностным, творческим, коммуникативным и художественным. Гносеологический (познавательный) потенциал определяется объемом и качеством информации, которой располагает личность. Эта информация складывается из знаний о внешнем мире (природном и социальном) и самопознания. Этот потенциал включает в себя психологические качества, с которыми связана познавательная деятельность человека. Аксиологический (ценностный) потенциал личности определяется приобретенной ею в процессе социализации системой ценностных ориентаций в нравственной, политической, религиозной, эстетической сферах, т.е. ее идеалами, жизненными целями, убеждениями и устремлениями. Речь идет здесь, следовательно, о единстве психологических и идеологических моментов, сознания личности и ее самосознания, которые вырабатываются с помощью эмоционально-волевых и интеллектуальных механизмов, раскрываясь в ее мироощущении, мировоззрении и мироустремлении. Творческий потенциал личности определяется полученными ею и самостоятельно вырабо-танными умениями и навыками, способностями к действию созидательному или разрушительному, продуктивному или репродуктивному, и мерой их реализации в той или иной сфере (или нескольких сферах) труда, социально-организаторской и критической деятельности. Коммуникативный потенциал личности определяется мерой и формами ее общительности, характером и прочностью контактов, устанавливаемых ею с другими людьми. По своему содержанию межличностное общение выражается в системе социальных ролей. Художественный потенциал личности определяется уровнем, содержанием, интенсивностью ее художественных потребностей и тем, как она их удовлетворяет. Художественная активность личности развертывается и в творчестве, профессиональном и самодеятельном, и в «потреблении» произведений искусства. Таким образом, личность определяется не своим характером, темпераментом и физическими качествами и т.п., а тем, 1) что и как она знает; 2) что и как она ценит; 3) что и как она созидает; 4) с кем и как она общается; 5) каковы ее художественные потребности и как она их удовлетворяет, а главное, какова мера ее ответственности за свои поступки, решения, судьбу. Таким образом, являясь объектом изучения, личность, представляет собой абстрактное понятие, которое объединяет многие аспекты, характеризующие человека: эмоции, мотивацию, мысли, переживания, восприятие и действия. Концептуальное значение личности многогранно – оно охватывает широкий спектр внутренних психических процессов, обусловливающих особенности поведения человека в различных ситуациях. Имея дело с таким сложным понятием, невозможно представить себе какое-нибудь простое его концептуальное определение. Даже в рамках самой психологии мы не найдем единственного, общепринятого значения этого термина – их может быть столько, сколько психологов, решающих данную задачу.
|