Теории профессионального преступного типа и преступного подражания Г.Тарда
В конце XIX века становится все яснее, что на отклоняющееся поведение в огромной мере влияют групповые социально-психологические механизмы, делающие возможными передачу и усвоение социальных норм, а также сбои в социально одобряемой социализации и адаптации индивидов. В этот период возрастает интерес социологов к психологии личности и массы (толпы). Одним из наиболее ярких представителей этого социологического направления исследований девиации был выдающийся французский юрист и социолог Габриель де Тард (1843-1904). На научное творчество Тарда оказали заметное влияние труды Ч.Ломброзо, А.Кетле, А.Герри, А.Р.Гарофало, Э.Ферри, О.Конта, Г.Лебона. К проблеме отклоняющегося поведения Тард, несмотря на юридическое образование и опыт следственной деятельности, подошел как социолог и социальный мыслитель. В 1886 году он опубликовал свою первую книгу - «Сравнительная преступность», в которой, применяя статистический метод, собрал и проанализировал многолетние данные о преступности во Франции. В отличие от итальянских криминологов, выводивших преступность из расовых и географических условий, Тард уже в первой своей работе придает решающее значение социальным и психологическим факторам. В этот же период Тард развивает свою теорию профессионального преступного типа, основные положения которой находят отражение в книге «Философия наказания»(1890). В данной монографии социолог предпринимает исследование феноменов преступления, правосудия и наказания. Он разрабатывает идею о профессиональном типе преступника и, по сути, его профессиональной карьере. «Всякая крупная социальная или антисоциальная профессия притягивает к себе всех тех, кто обладает к ней известным предрасположением, если только выбор занятия свободен; если существует разделение на касты, то наблюдается накопление известных свойств путем наследственной передачи; так благородные рождаются храбрыми, евреи - банкирами и пр.».[159] В понимании исследователя преступление - это ремесло, профессиональное действие. Профессиональный преступник осваивает приемы преступного поведения в результате длительного обучения специальным навыкам и умениям, подчиненным нормам «воровского кодекса». Учитывая в определенной мере влияние антропологических факторов на преступное поведение, все же приоритетное значение Тард придает социальным условиям - среде обучения. Несмотря на некоторую эклектичность и оторванность от правоприменительной практики, подходы Тарда к проблеме преступного поведения оказали заметное влияние на развитие последующих социологических концепций девиантного поведения и были весьма популярны в свое время. Увлекаясь проблемами сознания и психики в книге «Законы подражания»(1890) Тард анализирует влияние социальной среды на поведение личности и группы, абсолютизируя феномен социального влияния, общество, по его мнению, - «это подражание, а подражание своего рода гипнотизм».[160] Следовательно, он считает, что «социальный организм по существу своему подражательный и подражание играет в обществе роль, аналогичную с наследственностью в физиологических организмах».[161] Следуя данной логике, исследователь пришел к заключению, что в основе постижения преступного ремесла лежит подражание. В своей теории преступного подражания Тард на несколько десятилетий предвосхищает некоторые идеи психологов-бихевиористов и, в частности, Б.Скиннера, А.Бандуры и других сторонников теории социального научения. И хотя свою теорию профессионального преступного типа и преступного подражания Тард выводил дедуктивно, как позитивист, огромное значение он придавал эмпирическим методам исследования («археологическому» - изучение исторических документов и «статистическому» - составление кривых распространения подражательных потоков). В широком применении «числа и меры» к изучению общества и проблемы отклонений Тард видел магистральный путь развития социологии. Вместе с тем на протяжении многих лет с Габриэлем Тардом вел ожесточенную полемику его именитый соотечественник и главный интеллектуальный оппонент - Эмиль Дюркгейм. Критика Дюркгейма была направлена на развенчание номиналистских взглядов Тарда, его теорию преступного подражания, непризнание им идеи эволюции и чрезмерный психологизм.
|