Развитие концепции аномии в современных исследованиях
Теория блокирования идеалов и фрустрации статуса А.Коэна. Известный американский социолог Альберт Коэн (р.1918), развивая аномическую теорию Мертона, разработал свой подход, в соответствии с которым девиантное поведение является следствием блокирования идеалов молодых людей и фрустрации их статуса. Коэн уточняет, что общество рекламирует не столько идею материального успеха, сколько стратегию повышения социального статуса, затрудняя процесс его достижения выходцами из беднейших слоев. Поэтому в поисках престижного социального положения, социального идеала, неимущая молодежь вынуждена совершать девиантные поступки. Коэн также обращает внимание на то, что выходцы из низшего класса проходят иную, в отличие от детей из среднего класса, социализацию, поэтому они проигрывают им конкуренцию в борьбе за более высокие социальные позиции в обществе. Испытывая унижение аутсайдеров, эти дети переживают состояние, которое Коэн называет «фрустрацией статуса».[179] Под воздействием состояния фрустрации несовершеннолетние остаются в привычном окружении своей социальной среды и формируют там свою соcтязательную систему, которую Коэн назвал «делинквентной субкультурой». При этом субкультура преступного мира заимствует свои нормы из господствующей культуры, но «переворачивает их с ног на голову». Преступное поведение считается «правильным в соответствии со стандартами этой субкультуры именно потому, что оно противоречит нормам господствующей культуры».[180] В итоге в рамках этой субкультуры подростки могут соперничать уже на равных, стремясь в соответствии со своими критериями достичь определенного социального статуса. Однако поведенческие нормы этих молодых людей уже не соответствуют принятым в обществе. Несовершеннолетние из низших слоев, как считает Коэн, в основном ориентируются на «парней улицы и «делинквентных парней». В своих попытках достичь положения в группе сверстников такие подростки вовлекаются в противоправные действия: воруют, участвуют в драках, третируют нормальных ребят и т.п. Таким образом, теория аномии Мертона и ее развитие в теории блокирования идеалов и фрустрации статуса Коэна в качестве главных рассматривают социокультурные и статусно-ролевые причины девиантной адаптации. Общество не создает условия многим молодым людям из низших и даже средних слоев для достижения социально одобряемых целей и престижного социального положения. Теория нелигитимных возможностей Р.Кловарда и Л.Олина. Существенный вклад в развитие теории аномии Р.Мертона был сделан американскими социологами Ричардом Кловардом (р.1926) и Ллойдом Олиным (р.1918) в 60-е годы XX столетия, которые постулировали свои предложения к концепции аномии, описав механизм реализации «нелигитимных возможностей».[181] Разделяя многие взгляды Мертона и Коэна, они не поддержали идею об автоматическом вовлечении представителей низших классов в девиантное поведение в результате наличия неравных возможностей для достижения социально одобряемых целей. Исследователи обратили внимание на то, что далеко не все представители социального «дна» идут на совершение преступлений. По мнению Кловарда и Олина, рост вероятности деликтов со стороны деклассированных индивидов больше зависит от возможности их доступа к незаконным средствам для достижения материального успеха и высокого социального статуса. В ситуации, где такие возможности реально могут быть реализованы, молодые люди из необеспеченных семей дают выход своей аномической фрустрации в тех или иных формах групповых делинквентных реакций (криминально ориентированные, конфликтно-ориентированные и ретритистски-ориентированные шайки), каждая из которых обеспечивается определенным типом делинквентной субкультуры. Таким образом, Кловард и Олин расширили мертоновскую теорию аномии, предложив различные типы вовлечения в девиантную активность, рассматривая адаптивное поведение девиантов уже с позиций не индивидуальных, а групповых ценностных ориентаций. Общая теория отклоняющегося поведения Т.Парсонса. Следует отметить, что теория аномии Мертона получила развитие в трудах классика современной американской социологии Талкотта Парсонса (1902-1979), который предпринял попытку сформулировать общую теорию отклоняющегося поведения. По замыслу Парсонса, такая теория должна была освещать общую сущность отклоняющегося поведения, его различные формы и факторы, их определяющие. В итоге Т.Парсонс идет дальше Р. Мертона. Во-первых, это выразилось в том, что Парсонс проводит различие между несколькими отдельными аспектами понятия «социальное напряжение» и указывает конкретные пути его вероятного возникновения.[182] При этом если Мертон считал, что разрыв между определяемыми культурой целями и институализированными средствами их достижения представляет собой определяющий фактор «социального напряжения», то Парсонс рассматривает это рассогласование в качестве лишь одного из конкретных случаев. По его мнению, это напряжение может принимать и другие формы. Например, несоответствие ожиданий индивида относительно самого себя ожиданиям других людей по отношению к нему. Или неспособность индивида выработать определенные институционально ожидаемые привязанности, скажем, к лицам противоположного пола. Во-вторых. В своей работе «Девиантное поведение» Парсонс, руководствуясь теми же логическими посылками, что и Мертон, расширяет типологию аномических адаптаций, используя систему не двух, а трех переменных.[183] К анализу принятия-непринятия целей и средств их достижения он добавляет еще и анализ соответствия-несоответствия социальных ожиданий. Парсонс объясняет возникновение девиантных мотиваций невыполнением этих ожиданий. В итоге он построил классификацию девиантного поведения, состоящую из восьми вариантов, включающих четырехчленную типологию Мертона. Американский социолог-функционалист Нейл Смелзер также связывает девиацию с социальными ожиданиями. Находя критерии девиации неоднозначными, он считает, что «девиантность определяется соответствием или несоответствием поступков социальным ожиданиям».[184] Современный американский социолог Роберт Дубин, подобно Парсонсу, социоцентрически модифицировал теорию аномии Мертона. Наряду с целями и средствами он ввел разграничение между институциональными нормами и действительным поведением индивидов и групп. Это нововведение позволило Дубину расширить мертоновскую типологию девиантных адаптаций до четырнадцатичленной в области инноваторства и ритуализма.[185] Определенный вклад в развитие концепции аномии внес и американский социолог Тревис Хирши, который модифицировал в 1969 году идеи Мертона относительно ориентации людей на ценности материального благополучия, введя понятие «социальных обручей». По его мнению, «чем больше люди верят в ценности, принятые обществом (например, в правильность законов), чем активнее они стремятся к успешной учебе, участию в социально одобряемой деятельности и чем глубже их привязанность к родителям, школе, сверстникам, тем меньше вероятность, что они совершат девиантные поступки».[186] Концепция аномии в работах современных социальных психологов и социологов-интеракционистов. С индивидоцентрических и психологических позиций социологическая теория аномии получила развитие в работах современных американских исследователей Роберта Макайвера и Девида Рисмена (их подходы и формулировки в целом схожи). «Психологическая аномия», по Макайверу, - это «состояние сознания» индивида, в котором чувство социальной сплоченности - движущая сила его морали - разрушается или совершенно ослабевает. Следовательно, Макайвер определяет аномию как «разрушение чувства принадлежности индивида к обществу»: аномический человек не сдерживается своими нравственными установками, для него не существует более никаких нравственных норм, а только несвязные побуждения, он потерял чувство преемственности, долга, ощущение существования других людей. Единственным мировоззрением такого индивида становится философия отрицания. Макайвер связывает это явление с тремя «проблемными характеристиками современного демократического общества» - конфликтом культур, капиталистической конкуренцией и стремительностью социальных изменений. Исследователь выделяет три типа психологической аномии. Индивиды являются аномичными, когда: а) их жизни бесцельны вследствие отсутствия ценностей, что, в свою очередь, есть результат конфликтного столкновения различных культур и систем ценностей; б) они используют свою силу и возможности ради самих себя - результат утраты моральных ориентиров в обществе капиталистической конкуренции; в) они изолированы от значимых человеческих отношений и связей из-за утраты «почвы своих прежних ценностей». Многообразие и некоторая противоречивость подходов современных авторов к изучению аномии позволяют увидеть пересечение индивидо- и социоцентрических ориентаций в рамках функционалистской и бихевиористско-психологической парадигм, модернистской и постмодернистской перспектив исследования в социологии девиантного поведения. В последнее время наибольший вклад в развитие концепции аномии сделали такие видные американские социологи-интеракционисты, как: Девид Рисмен, Себастиан Де Гразиа, Лео Строул, Стенли Милгрэм, Кристиан Бей и Говард Беккер. Оригинальные идеи и выводы этих исследователей не всегда бесспорны, однако они также проливают свет на понимание аномии и ее социальные последствия в поведении людей. В частности, по мысли К.Бея, определенная степень аномии необходима для максимальной свободы в обществе: в случае чрезмерного затвердевания норм индивидуальная свобода ограничена. Отсутствие единой нормативной системы необходимо для развития способности индивидов к самостоятельному суждению. Г.Беккер считает, что некоторая степень безнормности имеет место в любой исторический период и в любом обществе из-за «несовершенства социализации, внутренних конфликтов и новшеств». Другие авторы обращают внимание на индустриализацию и урбанизацию как причины аномического состояния общества.[187] Богатство мнений и подходов в социологии девиантного поведения относительно данного феномена свидетельствует о том, что и сегодня все еще не существует единого, «внеисторического» значения аномии. Таким образом, аномические теории позволяют глубже проникнуть в существо социальной обусловленности многих видов девиантного поведения, понять то, что преступность и иные формы девиантности - объективные и закономерные социальные явления. В последние годы в России, как известно, происходит болезненный и сложный переход от тоталитаризма к демократии. В условиях переходного общества аномические процессы приобретают особую значимость. Так, для многих индивидов и групп при определенных условиях состояние аномии делает более предпочтительными те или иные формы девиантной адаптации. Неслучайно ведомственная милицейская статистика фиксирует значительный рост преступности в 90-е годы. Группы беднейших граждан, лишенных стабильных, достаточных доходов и социальных перспектив, больше других подвергаются аномической фрустрации. Во многом поэтому в этой среде получают наибольшее распространение различные варианты девиантного поведения в форме преступности, бездомности, алкоголизма и суицидов. Социологическая теория аномии имеет огромное научное и прикладное значение для объяснения этих изменений, однако, по-прежнему редко используется отечественными творцами уголовной политики и правоохранительной практики. По-видимому, следует согласиться с мнением известного российского исследователя преступности В.Афанасьева, который считает, что «концепция аномии представляет для отечественной социологии значительный научный интерес, так как содержит весомый, но пока еще у нас не использованный эвристический материал».[188]
|