Институты, производящие и распределяющие ценности.
Институты и группы, связанные с конкретными формами обогащения: банковское дело, операции с недвижимостью, игра на бирже, производство автомобилей – и тому подобные виды деятельности приносят доходы и повышают социальный статус. Семья и брак могут служить каналом как восходящей, так и нисходящей мобильности, если в союз вступают партнеры с различными социальными статусами. Так, в Древнем Риме свободная женщина, вышедшая замуж за раба, становилась рабыней. Ребенок, рожденный рабыней от свободного гражданина, становится рабом. Продвижение вверх возможно в случае вступления в брак с лицом, имеющим более высокий статус. В современных демократических обществах часто имеет место брак, как правило, титулованного, (но бедного) жениха и богатой невесты. Жених к своему титулу добавляет богатство, а невеста – титул и знатность. В результате оба перемещаются вверх по социальной «лестнице». Представители высшего класса заключают браки между собой, умножая капиталы. Все перечисленные каналы социальной мобильности широко использовались в традиционном обществе. В современном обществе роль некоторых из этих структур как каналов мобильности снижается (например, церкви), но усиливается значение других каналов (финансово-банковские операции, научно-техническая деятельность, активность в области массовой информации и компьютерных технологий). Горизонтальная и вертикальная мобильность происходит не только в социальном пространстве, но и в социальном времени. Это означает, что человеку, «вышедшему» из одной страты, но еще не занявшему свое место в другой, нужно время, чтобы адаптироваться к новой социокультурной среде. Адаптация к новой среде предполагает ее освоение, принятие сложившихся здесь форм взаимодействия, ценностей и норм поведения. Этот трудный процесс требует от новичка концентрации всех его сил и зачастую проходит далеко небезболезненно. Весь период адаптации он находится в промежуточном, пограничном состоянии. Такое «подвешенное» состояние индивида, когда он теряет связи с прежней своей средой и не может адаптироваться в новой социокультурной среде, в социологии называется маргинальностью (от лат. marginalis – находящийся на краю). В широком смысле слова маргиналы – это вполне нормальные в психическом, физиологическом и нравственном отношении люди, не по своей воле выпавшие из своих социальных общностей (национальных, классовых, профессиональных, культурных) и не примкнувшие по каким- либо причинам к другим. Например, люди, переселившиеся из села в город (уже не селянин, но еще не горожанин); беженцы; вынужденные переселенцы; безработные; гастарбайтеры; абитуриенты (уже не школьники, но еще не студенты). В узком смысле маргиналы, или андеркласс – это часть населения, не участвующая в общественном производстве, не обладающая социальным статусом и существующая на средства, которые добываются в обход общепринятых установлений либо предоставляются из общественных фондов. К ним относятся попрошайки, бомжи, гадалки, проститутки и т п. Для подавляющего большинства из них характерен низкий культурный уровень, узость взглядов, эгоцентризм, безответственность. Среди бомжей большой процент составляют бывшие заключенные. Маргинализация – процесс увеличения численности маргиналов в данном обществе. Стремительная маргинализация захлестнула и современное российское общество. Уйти в маргинальность можно двумя совершенно различными путями: - либо посредством разрыва всех традиционных связей и создания собственного, совершенно иного мира; - либо вследствие постепенного вытеснения (или насильственного выброса) за пределы законности. Маргинальность – явление противоречивое. С одной стороны – это деградация, депрофессионализация, дезорганизованность (в случае нисходящей мобильности). В современном российском обществе, к сожалению, эта тенденция сегодня пока преобладает. Но, с другой стороны, не стоит забывать, что формирование новых общественных структур, социальных общностей (т.е. восходящая мобильность) также связана с маргинальностью. Следовательно, это одно из слагаемых прогресса общества.
[1] Сорокин П.А. Социальная стратификация и мобильность. // Человек. Цивилизация. Общество. М.,1992.С.305. [2] Сорокин П.А. Социальная стратификация и мобильность.//Человек. Цивилизация, Общество. М.,1992.С.302. [3] См.: Бурдье П. Социология политики. М., 1993. С.43-56. [4] Бурдье П. Там же. [5] Там же [6] Гусева Н.Р. Кастовый строй Индии.//Многоликая Индия. М.,1980.С.37-59. [7] Шепелев Л.Е. Российское дворянство//Титулы, мундиры, ордена. М., 1991.
|