Ударение, его типы. Интонация
Очень важным элементом речевого потока оказывается ударение, объединяющее группу слогов в один такт. Ударением называется выделение одного из слогов слова (иногда группы слов, точнее — группы слогов, составляющих такт). Такое выделение может быть произведено тремя способами: силой произношения, долготой, и движением голосового тона. Первый тип ударения называется силовым. Он характерен для русского и большинства европейских языков. Ударение, связанное с движением голосового тона, называется тональным, или музыкальным. При этом ударенный слог выделяется высотой тона, т. е. произносится выше или ниже остальных слогов. Такое ударение в китайском, корейском, японском языках. Из европейских языков оно известно норвежскому, шведскому, чешскому. Языки с количественным, или долготным, ударением, т. е. ударением, основанным на большей продолжительности произношения ударного слога, встречаются редко. В подавляющем большинстве языков тип ударения выступает не в чистом виде, а имеет смешанный характер. При преобладании какого-нибудь одного типа имеется наслоение другого типа. Например, в русском языке соединяется силовой и количественный (долготный) типы1, в немецком — силовой и тональный и т. д. Очень важно также различать место, которое может занимать ударение в слове. По месту в слове различают два типа ударения: связанное, или фиксированное, и свободное. При фиксированном ударении у него определенное место: последний слог слова (французский язык), предпоследний слог (польский язык), первый слог (чешский, монгольский) и т. п. Разновидностью фиксированного ударения является альтернативное ударение, при котором место ударения определяется выбором из двух возможных слогов. Такое ударение характерно для латинского языка, где оно может падать на второй или третий слог от конца. Свободное ударение — это ударение, которое возможно на любом слоге слова. Так, в русском языке оно может быть на последнем слоге (голова, огород, большой, ходить), на предпоследнем (болото, хороший, приходим), на первом слоге (выборы, золото, красный, ласковый). Однако исторически сложившаяся традиция, т. е. общественная практика коллектива, в каждом слове закрепила определенное место ударения, и менять его произвольно нельзя (поэтому нельзя говорить выбора, ремень, звонит, блюда, гнала, агент и т. п.)1 Свободное ударение может быть подвижным, т. е. меняющим место при изменении формы слова (ср.: гора — горы - горе, но гору, горы; борода — бороды — бородой, но бороду — бород — бородам; варить — варю, но варит — вари и т. п.), и постоянным, сохраняющим при изменении фор слова одно и то же место (например, в словах ноша — ноши — ношам ударение всегда на первом слоге, а в слове бык — быка — быку — быки — быков — быкам; звонить - звоню — звонит — звоним — звонят — всегда на последнем. Для русского языка характерны оба типа свободного ударения. Свободное ударение в языке может использоваться для различения значения и форм слова (кружки — кружки, полки — полки, все ноги — нет ноги, носите — носите и т.п.) Фиксированное ударение не может быть средством различен слов и форм слов, но зато оно может служить показателем границ слова. Например, в узбекском языке, где ударение всегда на последнем слоге, оно указывает на конец слова (уларга дарсилйк керак — им нужен учебник; узбек тилй дарсй — урок узбекского языка). До сих пор говорилось об ударении, связанном с отдельным словом или словом и примыкающими к нему проклити-ками и энклитиками (см. § 14). Такое ударение называется словесным. В некоторых языках словесного ударения или совсем нет или оно слабо заметно. Такие языки встречаются в Сибири — эвенкийский, палеоазиатские (см. § 70). Л. В. Щерба относил к языкам, не имеющим словесного ударения, и французский, в котором ударение характерно для целой ритмической группы, оно падает на последний слог последнего слова. Так, в группах слов ип grand mouchoir de sole — большой шелковый платок, en tisant le journal — во время чтения газеты и т. п. — ударенными являются лишь выделенные слова и части слов. /Подобное ударение часто называют фразовым, или синтагматическим. Наряду со словесным ударением большую роль в языке играет интонация, под которой понимают целую систему особых фонетических средств. К интонации относят прежде всего мелодику, изменение темпа речи, ее ритм, интенсивность, паузы. Мелодика, т. е. движение основного тона голоса, его повышение или понижение, выполняет разнообразные функции. Она служит средством членения речи, отделяя одно предложение от другого посредством разрыва, перелома в движении основного тона. Например:
|