Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Глава 5. ГЕШТАЛЬТ-ТЕРАПИЯ - ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА ЛИЧНОСТНОГО РОСТА




Доверь свою работу кандидату наук!
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

И должен ни единой долькой

Не отступаться от лица,

Но быть живым, живым и только.

Живым, и только до конца.

Б. Л. Пастернак

Фредерик (Фриц) Перлс (1893-1970) - один из основоположни­ков гештальт-терапии, ее главный теоретик, а также блестящий мастер практической демонстрации ее использования в рамках так называемых воркшопов (практических семинаров и тренингов), чья работа всегда оказывала глубокое и захватывающее воздействие на участников и в немалой степени способствовала широкому рас­пространению групп личностного роста. Между тем Ф. Перлс, как и многие другие создатели психотерапевтических систем гуманис­тической ориентации, начинал с изучения психоанализа в Берлине и Вене. Его персональным психоаналитиком был В. Райх, оказав­ший большое воздействие как на становление личности Ф. Перлса, так и на его учение. Сам Ф. Перлс признавался, что, если бы не уг­роза фашизма, заставившая его покинуть Европу, он всю свою про­фессиональную жизнь мог бы потратить на психоанализ несколь­ких своих пациентов. Однако в 1934 г. он принял предложение изве­стного психоаналитика Эрнста Джонса и основал Институт психо­анализа в Йоханесбурге (Южная Африка), где и провел последую­щие 12 лет, разрабатывая собственную версию психоанализа. В 1947 г. вышла в свет его первая книга «Эго, голод и агрессия: ревизия фрей­довской теории и метода». В это время он еще не вполне освобо­дился от влияния фрейдовской теории инстинктов, хотя и предпри­нял ее ревизию, что сказалось, в частности, на его трактовке голода как ключевого инстинкта в процессе выживания индивида. В 1946 г. под давлением режима апартеида Ф. Перлс покидает Южную Аф­рику и поселяется в США с женой Лаурой, психотерапевтом и спе­циалистом по нарушениям питания. Постепенно, в полемике с клю­чевыми положениями психоанализа, оформляется новое направле­ние в психотерапии: в Нью-Йорке Ф.Перлс основывает Институтгештальт-терапии, в 1951 г. вместе с Ральфом Хафферлином и Полом Гудменом публикует труд «Гештальт-терапия: возбуждение и ростчеловеческой личности», где излагаются не только начала те­ории созданной им психотерапевтической системы, получившей на­звание «гештальт-психотерапия», но и структурированная практи­ка Психотерапевтических методов или «упражнений», своего рода «экспериментов», соединяющих в единое целое опыт активного пе­реживания, действия и осознания. И, наконец, в 1969 г. выходят «Введение в гештальт-терапию» и «Гештальт-терапия дословно» с подробным изложением базовых положений нового психотерапев­тического подхода и многочисленными иллюстрациями его приме­нения Ф.Перлсом в практике консультирования и в рамках учеб­ных семинаров.

В опубликованных трудах Ф. Перлса отчетливо проступает его портрет. Он не скрывает своей парадоксальности, порой гранича­щей с безумием, демонстрирует любовь к юмору и острословию, нео­быкновенное жизнелюбие и презрение к общепринятым условностям. В своих многочисленных воркшопах, в 1960-е гг. привлекавших толпы профессионалов и просто интересующихся личностным ро­стом людей в Эсален на Калифорнийский берег Тихого океана, Ф. Перлс предстает человеком тонко чувствующим и вдохновенным проницательным, провоцирующим, умело манипулирующим; его показательные сеансы терапии порой напоминают захватывающие мистерии или колдовские исцеления в духе шаманизма.

Ф.Перлс точно отразил умонастроение американских «шести­десятников», жаждавших свободы, необычных ощущений, не знаю­щих, как порвать путы рутинной жизни и вернуть жизни смысл и прелесть новизны. Неслучайно, что именно на 1960-е и 1970-е гг. приходится пик расцвета гештальт-терапии; ее теория и практика благодарно впитали ставшие широким достоянием интеллектуалов «опрощенные» идеи французского экзистенциализма и эзотериче­ский опыт «предельных» переживаний любителей ЛСД. Кажущая­ся простота технических приемов вкупе с иллюзией мгновенного исцеления, в значительной степени намеренно провоцируемые ха­ризматической фигурой самого Ф.Перлса, немало содействовали быстрому распространению гештальт-терапии прежде всего среди учителей, социальных работников и психологов-консультантов.

После смерти Ф.Перлса в 1970 г. остались неосуществленными многие проекты и разработки. Так, Перлс мечтал создать в Бри­танской Колумбии учебный центр и при нем общину, в организа­ции которой смогли бы воплотиться его представления о челове­ческой природе, о развитии индивидуальности и аутентичности. Спустя десятилетия стала очевидной утопичность ряда идей Ф. Перлса, обозначились пробелы в теории и практике, особенно неоправданны оказались надежды на применение гештальт-тера­пии в клинике, но популярность ее в среде психологов-консультан­тов возросла, В последние годы можно отметить и некоторую, хотя и весьма существенную, ревизию методологии, особенно заметную в российском варианте, исторически свободном от «школьных» рамок: гештальт-терапия несколько отдалилась от своей исходной орга­низмической парадигмы и приблизилась к гуманистически-ориен­тированной; заметно возросла тенденция к интеграции с современ­ными концепциями когнитивной психологии и неопсихоанализом.







Дата добавления: 2015-09-19; просмотров: 254. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2022 год . (0.012 сек.) русская версия | украинская версия