Студопедия — Феноменологическая концепция личности: базовые понятия
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Феноменологическая концепция личности: базовые понятия






Здесь хотелось бы обратить внимание на личный опыт профес­сиональной деятельности К. Роджерса, который пришел в клини­ческую психологию из сферы социальной, педагогической и рели­гиозной помощи самым разным слоям населения, что, естественно, наложило отпечаток на его понимание специфики психологичес­кой помощи и терапевтических отношений, складывающихся в по­добного рода практике. Работа с беднейшими и подчас просто обез­доленными людьми, которым недоступен элитарный и сухой клас­сический психоанализ 1940-1950-х гг., а поведенческая терапия гра­ничит с репрессивной психиатрией и бездушной технологической манипуляцией, привела К. Роджерса к обманчиво простому выво­ду. Минимум, чем один человек способен помочь другому, и в чем люди «от веку» не перестают нуждаться, - так это тем, что просто вы­слушает, со вниманием и состраданием, поверит и простит, т.е. от­несется по-христиански - без осуждения, с терпимостью и любо­вью, согласно главным евангельским заповедям. Карл Роджерс попытался воплотить идеал человеческих отноше­ний в созданной им терапевтической системе в эпоху, когда тради­ционная религия превратилась в американском обществе в рутин­ное, выхолощенное духовно, ригористическое исполнение ритуа­лов; она не могла больше помочь и той части интеллектуалов, ко­торая испытывала «духовный вакуум» и страдала от одиночества и вины, некоммуникабельности и потери смысла жизни. Пред- и пос­левоенный социокультурный контекст жизни американского и за­падноевропейского общества закономерно должен был породить (и породил) новую породу «помогателей» роду человеческому - полу­пастырей, полумиссионеров, полуутопистов, полутерапевтов, ре­форматоров и радикалов, гуманистов в самом истинном значении этого слова. Гуманистическая психология, или «третья сила», как в шестидесятых годах назвал это философско-психологическое тече­ние Абрагам Маслоу, не была теоретически единым и последова­тельным направлением. Своими идейными корнями она уходит в экзистенциальную философию Кьеркегора, Хайдеггера и Сартра, в феноменологию Гуссерля и понимающую психологию Дильтея. У каждого из «могучей кучки» тех, кого впоследствии станут причис­лять к гуманистической персонологии и (или) психотерапии, ока­зался свой путь. В начале этого пути их объединяло стремление со­здать жизнеспособную альтернативу двум наиболее важным интел­лектуальным течениям в психологии - психоанализу и бихевиориз­му. У Карла Роджерса было свое предназначение: его биография и жизненный путь заставляли его прежде всего искать способ дей­ственной «здесь и теперь» помощи страждущим, без различия со­словий и вероисповеданий, образовательного и культурного цен­за. К тому же профессиональная деятельность К. Роджерса начина­лась в сфере социальной помощи, где психология, по его собствен­ному признанию, отнюдь не поощрялась, да и сам он в то время еще не имел полного и систематического психологического обра­зования и еще не был принят научным психологическим сообще­ством. Его научные взгляды прошли, таким образом, длинный путь формирования, многое ему и его сподвижникам приходилось впос­ледствии переосмысливать; в частности, это касается некоторой пе­реоценки организмического опыта в ущерб духовному на началь­ном этапе оформления теории. Все это, вместе взятое, наложило отпечаток своеобразия на роджерианское течение.

В истории развития и интеграции психотерапевтических школ в дальнейшем также более четко обрисовались факторы, ограничи­вающие оптимизм роджеровского подхода. Безусловно, терапевт Должен искать созидательные силы в человеческой душе и всеми доступными (в пределах профессионально допустимых!) средства­ми способствовать их поддержке и усилению; в любой терапевти­ческой системе этот принцип является базисным. Вопрос в другом: является ли достаточным принцип поддержки, когда речь идет о


«пациенте нашего времени», которого одни называют «нарцисси­ческим», другие - «пограничным», типе человека, который описи­вается «как неуверенный в реальности собственного существова­ния, ревниво сравнивающий себя с другими людьми, обуреваемый страхом смерти; клиент, у которого нет выраженных симптомов бо­лезни, но страдающий вообще от бесцельности существования, от­чужденности, жалующийся на скуку и тяготящийся своими обязан­ностями» [2. - С. 76]. X. Кохут, создатель оригинального метода те­рапии нарциссических пациентов, довольно большое внимание уде­лял эмпатии как эмоциональному отклику терапевта на неотлож­ные нужды пациента, как поддержке пациента в его стремлении к восстановлению своего Я. О.Кернберг в разработанной им «экс­прессивной психотерапии» в большей степени придерживается клас­сически негативного психоаналитического взгляда на поддержива­ющие методы, отстаивая преимущество вскрывающе-интерпрета­тивных, сфокусированных на интерпретации переноса как искажен­ного паттерна межличностных отношений.

Таким образом, проблема так называемых реальных межличност­ных отношений в рамках терапевтического процесса была поднята К. Роджерсом одним из первых, и эта проблема дискутируется и се­годня.

В своих основных теоретической работах пятидесятых годов К. Роджерс дает дефиниции базовых понятий, исходя из которых он развертывает теорию личности и модели терапии, определяет терапевтические условия изменения личности и межличностных от­ношений. Первой фундаментальной предпосылкой своей феноме­нологической теории Я (самости, Я-концепции) К. Роджерс считал предположение, что для очерчивания себя и самоопределения люди опираются исключительно на свой субъективный опыт восприятия реальности, свою «внутреннюю систему эталонов», сквозь призму которой реальность мира только и может предстать перед челове­ком в каждый данный момент его бытия; именно этот опыт он и называл феноменологическим полем. Это глубоко индивидуальный внутренний мир личности, включающий ее сенсорный и чувствен­но-моторный опыт, мир образов и смыслов, и если мы хотим по­нять, почему человек действует так, а не иначе (и честно признаем при этом ограниченность возможностей научного постижения че­ловека), у нас нет иного пути, кроме как попытки понимания, ка­ким образом человек воспринимает этот мир.

Другой важный тезис, характеризующий феноменологическое направление, - убежденность в потенциальной способности чело­века принять на себя ответственность за свою жизнь, определение своей судьбы и своего будущего. В противоположность Фрейду Род­жерс был убежден, что не прошлый опыт определяет нынешнюю жизнь человека, а то, каким образом она представляется и пережи­вается им в настоящий момент; следовательно, предопределенностьтого или иного поведения кроется не в прошлой истории» а в насто­ящем и будущем» за которые человек может отвечать и активно их строить. Отметим, что именно убежденность К. Роджерса в пози­тивной роли признания ответственности и свободы выбора за че­ловеком» независимо от того, как мы его станем называть, - чело­веком, испытывающим психологические проблемы, или пациентом с определенным психиатрическим диагнозом, коренным образом изменила всю философию отношения к больному, привела к появ­лению новой «фигуры» в области практической психологии, а имен­но: клиента в противовес традиционной «фигуре» пациента. Так тер­минологически закреплялась важнейшая для К. Роджерса идея: ува­жения в любом человеке человека, спасительность видения в дру­гом человеке зернышка добра и здоровых сил.

Таким образом, в своем третьем тезисе К.Роджерс настаивает на природно присущем человеку стремлении к развитию и самоак­туализации, иными словами, телеологической целесообразности, со­гласно которой основной закон душевной жизни состоит в движе­нии, росте психологической дифференциации, автономии и зрело­сти. Эта тенденция просматривается во всякой органической и че­ловеческой жизни - стремление расшириться, распространиться, за­действовать все способности организма, в той мере, в какой это действие усиливает организм или самость. Далее: человек, как связ­ный и структурно организованный гештальт, целостен в своих от­ношениях с миром; он ведет себя, воспринимает и переживает этот мир всем своим существом. В свою очередь, и понять человека мож­но только с холистических позиций, а не как механическую сумму составляющих его частей. Другим следствием холистического взгля­ да на человека естественно становится оптимистическая оценка воз­можностей его самоизменения на основе изменения любого аспек­та субъективного опыта. Между тем последний далеко не всегда поддается символизации и осознается в каждый данный момент, иногда значительная часть переживаемого остается на субсенсор­ном уровне.

Что же мешает чувственно-телесному (организмическому) опы­ту стать полноправной частью самости, обогатить ее новыми смыс­лами, придать полноценность? «Существует опыт организма, - ут­верждает К. Роджерс, -который не получает символизации или же получает лишь в искаженной форме, так как его адекватное созна­тельное выражение было бы полностью несовместимо с представ­лением индивида о себе» [3. - С. 53]. Таким образом, полагает Род­жерс, две «части» феноменального поля Я, как правило, оказыва­ются недостаточно интегрированы, «неконгруэнтны» друг другу, хотя человеку свойственно постоянно стремиться к их интеграции. Своего рода диссонанс, рассогласование в функционировании и структурировании феноменологического опыта одновременно яв­ляется и стимулом саморазвития, движением ко все большей самоактуализации, достижению все большей полноты функционирова­ния личности.

Часть феноменального поля, называемая организмом, содержит все, что происходит внутри оболочки организма в любой данный момент; она включает интрацепию, но также восприятия, ощуще­ния, переживания, возникшие на основе воздействия извне, кото­рые человек, может быть, не осознает, но мог бы осознавать, если бы позволил себе не избегать, а полностью сфокусироваться на них. Привычка селективно направляет наше внимание на непо­средственную опасность или на безопасное и приятное в опыте вместо того чтобы Я активно и полно воспринимало все стимулы окружающего.







Дата добавления: 2015-09-19; просмотров: 585. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

Признаки классификации безопасности Можно выделить следующие признаки классификации безопасности. 1. По признаку масштабности принято различать следующие относительно самостоятельные геополитические уровни и виды безопасности. 1.1. Международная безопасность (глобальная и...

Прием и регистрация больных Пути госпитализации больных в стационар могут быть различны. В цен­тральное приемное отделение больные могут быть доставлены: 1) машиной скорой медицинской помощи в случае возникновения остро­го или обострения хронического заболевания...

ПУНКЦИЯ И КАТЕТЕРИЗАЦИЯ ПОДКЛЮЧИЧНОЙ ВЕНЫ   Пункцию и катетеризацию подключичной вены обычно производит хирург или анестезиолог, иногда — специально обученный терапевт...

Принципы, критерии и методы оценки и аттестации персонала   Аттестация персонала является одной их важнейших функций управления персоналом...

Пункты решения командира взвода на организацию боя. уяснение полученной задачи; оценка обстановки; принятие решения; проведение рекогносцировки; отдача боевого приказа; организация взаимодействия...

Что такое пропорции? Это соотношение частей целого между собой. Что может являться частями в образе или в луке...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.009 сек.) русская версия | украинская версия