СУЩНОСТЬ И ВЗАИМОСВЯЗЬ ОБЩЕЙ И ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
Термин «культура» (cultura) — латинского происхождения, первоначально означавший возделывание почвы (культивирование). В Дальнейшем слово «культура» стало употребляться в более обобщенном значении. В современной науке не сложилось единого понимания сущности культуры. В философии выделилось несколько точек зрения, рассматривающих культуру: как универсальный механизм, реализующий и направляющий поведение и деятельность личности (В. Момов, А.Г. Здравомыслов, В.А. Ядов, О.Г. Дробнйцкий); как совокупность материальных и духовных ценностей (В.П. Тугаринов, Ю.И. Ефимов, И.А.Громов, А.И.Арнольдов, Н.В.Чавчавадзе и др.); как способ осуществления деятельности (М.С.Каган, В.Е. Давыдович, Ю.А. Жданов, О.В. Ханова и др.); как метод творческой самореализации личности в различных сферах социальной и духовной жизни общества (B.C. Библер, Н.С. Злобин, А.Н. Леонтьев, И.А. Ильяева и др.); как степень возвышения человека над своей естественной биологической природой, развития в нем духовного начала (В.М. Розов, Д.С. Лихачев и др.). Культура в общем смысле понимается как исторически определенный уровень развития общества, творческих сил и способностей человека, выраженных в типах и формах организации жизни и деятельности людей, в их взаимоотношениях, а также в создаваемых ими материальных и духовных ценностях. Понятие «культура» указывает как на общее отличие человеческой жизнедеятельности от биологических форм жизни, так и на качественное своеобразие конкретных проявлений этой жизнедеятельности: в определенные эпохи (античная культура), для различных обществ, народностей, наций (русская культура), особенностей сознания, поведения и деятельности людей в конкретных сферах жизни (культура труда, в том числе и педагогического, общения, питания и т.д.). В более узком смысле культура выступает как сфера духовной жизни людей, способ осуществления ими профессиональной и иной деятельности. Классиками марксизма была высказана мысль о том, что цивилизации отличаются друг от друга не столько тем, что производится и что делается людьми, сколько тем, как это осуществляется. Сущность культуры и определяется, в первую очередь, способами осуществления жизнедеятельности. В связи с этим можно вести речь о разновидностях культур, связанных с различными сферами и направлениями человеческой деятельности: общения, мышления, управления, потребления, быта, питания, движения, физического и умственного труда, досуга и т.д. Когда говорят о воспитании культуры какой-то деятельности, то имеют в виду процесс приобщения личности ко всему тому лучшему, что наработано человечеством, наукой и практикой в данной области жизнедеятельности в конкретный период человеческой жизни. Понятие культуры жизнедеятельности в связи со сказанным всегда имеет конкретно-исторический, относительный характер. Культура, как известно, в ее материальной и духовной формах является существенной характеристикой жизни общества. Сам человек формируется в процессе своей деятельности как культурно-историческое существо посредством усвоения языка, приобщения к существующим в данном обществе ценностям, традициям, овладения присущими конкретному обществу и его культуре приемами и навыками деятельности. Человек, таким образом, является продуктом общечеловеческой культуры, ее представителем и носителем. Педагогическая культура, являясь составной частью общей, также существует в материальной и духовной формах, причем, к материальным ценностям педагогической культуры относят средства обучения и воспитания, а педагогические знания, теории, концепции, накопленный человечеством педагогический опыт и выработанные профессионально-этические нормы составляют духовные ценности педагогической культуры. Разумеется, педагогическая культура и культура педагога — не тождественные понятия. Приступая к разговору о культуре педагога, нельзя не коснуться понятия «культура личности». Культура личности понимается нами в двух аспектах. Во-первых, это уровень развития и реализации сущностных сил человека, его способностей и дарований. Во-вторых, это совокупность компетенций: ♦ политических и социальных, связанных со способностью брать на себя ответственность, участвовать в совместном принятии решений, регулировать конфликты ненасильственнйм путем, участвовать в совместном принятии решений по поводу функционирования и развития демократических институтов; ♦ компетенций, касающихся жизни в поликультурном обществе (понимание различий между представителями различных культур, языков и религий, уважительное отношение к чужим традициям, верованиям) и т.п. Культура личности формируется в процессе воспитания и обучения, под влиянием социальной среды и личной потребности в постоянном развитии и совершенствовании. Взаимосвязь общей и профессиональной культуры вполне очевидна: педагогическая культура базируется на общей культуре и с учетом специфики деятельности педагога является частью общечеловеческой культуры, интегрирующей историко-педагогический опыт и регулирующей сферу педагогического взаимодействия. Общество определяет цели и содержание процесса воспитания и образования в общем аспекте социализации личности. По сути, педагог осуществляет интеллектуальную связь между поколениями, являясь носителем и распространителем (в определенном смысле пропагандистом) общественно-исторического опыта. Общественно-культурная целостность народа, всей цивилизации, преемственность поколений во многом обусловлены ролью образования как социального института и педагога как одного и: главных действующих в нем лиц. Общая (базовая) культура педагога представляет собор совокупность зрелости и развитости социально значимых личностных характеристик, реализуемых в его профессиональной деятельности. Культуру можно рассматривать и как результат личностного развития, показывающий степень освоения культурного опыта человечества отдельной личностью, уровень развития ее духовных сил и способностей, уровень интенсивности их проявления в практической деятельности, характер ценностных ориентации на конкретном этапе развития личности. Культурное развитие человека — это процесс качественной трансформации его знаний, убеждений, способностей, чувств, норм деятельности и поведения. Для педагога процесс общекультурного развития обязательно сопрягается с проявлением личной активности, стремлением к расширению своего кругозора и эрудиции, коррекцией через самовоспитание индивидуальной системы норм поведения, приведением ее в соответствие с социально значимыми культурными образцами и нормами. Возвращаясь к определению культуры личности как совокупности ряда компетенций (политических, социальных, поликультурных и пр.), логично предположить, что в содержание общей базовой культуры специалиста в сфере образования целесообразно включить: культуру умственного и физического труда; культуру самообразования и саморазвития, самоорганизации; культуру быта; культуру общения и культуру досуга. Содержание базовой культуры современного педагога можно рассматривать и в аспекте отношений личности с окружающим миром. Если понимать жизнедеятельность человека как совокупность его разнообразных отношений с внешним миром, то следует выделить такие области: ♦ экологическую культуру (характеризующую взаимоотношения человека с окружающей природой); ♦ технологическую культуру (характеризующую разнообразные трудовые отношения и операционно-технологическую готовность к выполнению разных видов трудовой деятельности); ♦ правовую культуру (характеризующую правовые отношения с людьми и субъектами производства, государственными учреждениями); ♦ политическую культуру (отражающую особенности отношений с властью, партиями, объединениями и союзами, общественным строем и т.д.); ♦ культуру семейных отношений; ♦ коммуникативную культуру; ♦ гносеологическую и информационную культуру; ♦ экономическую культуру (отражающую специфику экономических взаимоотношений личности с другими людьми и субъектами собственности). Таким образом, педагогическая культура представляет собой часть общечеловеческой культуры, в которой с наибольшей полнотой запечатлелись духовные и материальные ценности образования и воспитания, а также способы творческой педагогической деятельности, необходимые для обслуживания исторического процесса смены поколений, социализации личности.
|