Аксиологический компонент педагогической культуры
Название данной составляющей педагогической культуры происходит от термина «аксиология», т.е. философское учение о материальных, культурных, духовных, нравственных и психологических ценностях личности, коллектива, общества, их соотношении с миром реальности, изменении ценностно-нормативной системы в процессе исторического развития. Следует отметить, что в современной педагогике аксиология определяет систему педагогических взглядов на основе таких человеческих ценностей, как смысл жизни, конечная цель и отношение к человеческой, в том числе и педагогической, деятельности. Этот компонент профессиональной культуры педагога содержит в себе усвоение и принятие им следующих ценностей педагогического труда: ♦ профессионально-педагогические знания (психологические; историко-педагогические; закономерности целостного педагогического процесса; знание особенностей детского возраста; правовая культура и др.) и мировоззрение; ♦ культура умственного труда, включая научную организацию труда, учет биоритмов, культуру чтения, культуру мышления, в том числе методологического, и пр.; ♦ свобода личности всех участников педагогического процесса, предполагающая уважение личности ребенка, следование нормам общей и педагогической этики и пр. Важное место в структуре педагогической культуры занимает ее мировоззренческий компонент, представляющий собой процесс и результат формирования педагогических убеждений, процесс определения педагогом своих интересов, предпочтений, ценностных ориентации в образовательной сфере. Педагог заинтересован в активном включении в процессы рефлексии, профессионального самосознания, результатом которого становится формирование и становление его профессиональной направленности, позиций, установок. Формирование у будущих педагогов культуры умственного труда предполагает работу с ними по таким направлениям: ♦ самовоспитание и воспитание учащихся; ♦ использование элементов научной организации труда; ♦ усвоение правил техники безопасности, гигиены и санитарии; ♦ учет биоритмов в работе; ♦ знание и применение различных способов и средств восстановления работоспособности и повышения мотивации труда; ♦ учет в педагогической деятельности психологическую механизмов и свойств внимания, памяти, мышления, воображения, закономерностей и механизмов формирования знаний, умений и навыков, отношений, творческих способностей; ♦ овладение приемами учебной деятельности и мыслительными операциями. Необходимо учить будущих педагогов приемам экономии времени, поиска, систематизации и классификации информации, рационализации записей, приемам конспектирования лекционных материалов и реферирования научной литературы. Для будущих педагогов важно научиться ритмично работать в течение учебного дня, недели, семестра, учебного года, всего периода обучения; правильно чередовать умственные и физические нагрузки; вести записи лекций с повышенной скоростью за счет сокращений и структурирования записей, выделять в материале главное, приоритетное, представлять информацию в свернутом, лаконичном виде и развернутом, с пояснениями, примерами и комментариями. Составной частью культуры умственного труда педагога является культура чтения. Например, учитель начальных классов, решающий задачу формирования у детей навыков чтения, должен знать научные основы этой деятельности. Поэтому будущим учителям преподаются основы современных теорий процесса чтения, разработанные специалистами инженерной психологии и лингвистики. Моделирование позволяет выявить факторы, влияющие на качественные характеристики процесса чтения (скорость и качество восприятия информации, смысловой переработки, выработки решений, результативность обратной связи), и целенаправленно управлять этими процессами. Следует обращать внимание будущих педагогов на типичные недостатки процесса чтения (неправильную артикуляцию, сужение поля зрения, регрессию, отсутствие гибкой стратегии чтения, снижение внимания). Главное, что надо не упустить из виду при подготовке педагога, — это обеспечить практическое овладение разными способами чтения и умением грамотно и в оптимальные сроки использовать эти способы при решении учебных и профессиональных задач. В этой связи весьма актуально научить будущих педагогов приемам быстрого чтения. Исследования показывают, что около 80% информации современный специалист может получать в режиме быстрого чтения. Динамическому чтению важно обучать также детей, а студентов в связи с этим знакомить с методикой обучения младших школьников скорочтению, сопровождаемому анализом содержания, самостоятельной критической переработкой материала, размышлением, собственными толкованиями положений и выводов. Выборочное чтение используется для того, чтобы будущие учителя научились быстро отыскивать в книге информацию, необходимую для решения тех или иных профессиональных задач. При таком способе чтения читатель как бы видит все содержание книги и ничего не пропускает, но фиксирует свое внимание только на тех аспектах текста, которые ему необходимы. Читатель последовательно, постранично просматривает книгу, пока не найдет в ней нужный материал, который затем изучается углубленно. Чтение-просмотр применяется для предварительного ознакомления с книгой. Быстро просматривая предисловие, ознакомившись с оглавлением и аннотацией к книге, уже по оглавлению можно выделить наиболее важные мысли автора. Просмотрев заключение, можно достаточно быстро сделать вывод о ценности для читателя той или иной книги. Сканирование (умение быстро ориентироваться в содержании книги) как особый способ чтения используется при подготовке докладов, конспектировании научной литературы, выделении базовых понятий. Сущность его заключается в быстром поиске отдельного слова, понятия, фамилии, факта в конкретной книге. Культура чтения определяется не только операционно-технической стороной этого процесса, но и содержательно-смысловой, трактуемой как культура понимания и интерпретации содержания книги. Понимание текста означает владение в совершенстве такими мыслительными операциями, как: выделение операционно-смысловых признаков, выделение в тексте тех или иных выразительных художественных средств, понимание значения и смысла, описание словами сущности образного выражения той или иной идеи. Понять — означает связать новую информацию с прежним опытом. Опорой понимания может выступать все, чем мы связываем новую для нас информацию: какие-то второстепенные слова, дополнительные детали, определения. Любая ассоциация нового со старым может выступать в этом смысле опорой. В.Ф.Шаталов называет опорным сигналом любой символ, который помогает ученику вспомнить тот или иной факт, закономерность. Осмысление текста при чтении основывается на поиске в нем основных идей, значимых слов, коротких фраз, которые предопределяют текст последующих страниц, и на увязке его с прежними впечатлениями, образами, представлениями. Научить понимать текст — означает научить читателя сводить содержание текста к короткой и существенной логической траектории, формуле, единой логической цепи идей. Процесс выделения смысловых опорных пунктов в содержании представляет собой процесс сжатия (лаконизации) текста без потери основы, как говорят, сводится к выделению фабулы. Для обучения такому умению используется дифференциальный алгоритм чтения. Культура чтения предполагает также умение читателя предвосхищать развитие событий на основе анализа уже прочитанного текста, т.е. наличие смысловой догадки. Эту способность предугадывать по косвенным смысловым признакам текста дальнейшие события называют антиципацией. Такую способность можно успешно формировать на основе осмысления идей содержания, выявления основного замысла текста. Развитие антиципации является прекрасным средством воспитания творческого читателя, формирования воображения. Это позволяет человеку сберегать силы и время при чтении любого текста, ибо каждый текст содержит в себе много избыточной информации. Формирует грамотное чтение также умение мысленно возвращаться к ранее прочитанному — реципация. Возвращение к предыдущим высказываниям и идеям автора на основе связи их с изучаемым в данный момент позволяет лучше понять смысл изучаемого, учит целостному видению содержания. Культура мышления — составная часть интеллектуальной культуры, степень овладения приемами, нормами и правилами умственной деятельности, выражающаяся в умении точно формулировать задачи (проблемы), выбирать оптимальные методы (пути) их решения, получать обоснованные выводы, правильно пользоваться этими выводами на практике. Она повышает целенаправленность, организованность и эффективность любого вида деятельности. Культурному, т.е. ясному, четкому и последовательному мышлению противостоит мышление хаотичное, путаное, спонтанное. Культура мышления педагога включает в себя развитие способности к педагогическому анализу и синтезу, развитие таких качеств мышления как критичность, самостоятельность, широта, гибкость, активность, быстрота, наблюдательность, педагогическая память, творческое воображение. Она подразумевает развитость мышления педагога, проявляющуюся на трех уровнях: ♦ первый — тактический, позволяющий педагогу реализовать профессиональные идеи в технологии педагогического процесса; ♦ второй — оперативный, проявляющийся в самостоятельном творческом применении общих педагогических закономерностей к частным, уникальным явлениям реальной педагогической действительности; ♦ третий уровень — методологический, позволяющий педагогу достаточно уверенно и грамотно выстраивать свою профессиональную деятельность, разрабатывать личностно ориентированную стратегию в соответствии со своим мировоззрением и педагогическими убеждениями и установками. Методологическое мышление педагога понимается нами как особая форма деятельности педагогического сознания, живая, т.е. пережитая, переосмысленная, выбранная, построенная им самим методология личностно-профессионального самосовершенствования. Специфика методологического мышления педагога заключается в том, что в процессе самостоятельного осуществления методологического поиска у него формируется педагогически ориентированная субъективность (авторское понимание научно-педагогических материалов и явлений), что, в свою очередь, является необходимым условием для последующего формирования педагогом субъективности личностных структур его учеников или воспитанников. Степень развитости методологического мышления педагога определяет возможности генерации им новых идей в конкретных проблемных ситуациях, т.е. обеспечивает эвристичность его мышления. Методологический поиск — это деятельность педагога по обнаружению смысла, основы, идеи учебного материала или педагогического явления, личностно значимых как для собственного саморазвития, так и для последующего развития личностных структур учеников. Умение вести методологический поиск способствует формированию методологических умений более высокого уровня, куда входят: ♦ обнаружение основного смысла, идеи учебного материала или педагогического феномена; установление связи между различными тенденциями; выявление неявных мотивов, обусловивших возникновение конкретной концепции, основы ее целеполагания; ♦ проведение сравнительного и феноменологического анализа педагогических явлений, парадигм, систем, предмета, целеполагания, принципов, содержания, условий, средств воспитания и обучения в различных подходах к образованию; ♦ владение проблемным видением: распознание педагогических теорий и систем на предмет их соответствия гуманистической парадигме; вычленение и сопоставление разных по времени оснований, послуживших тем или другим педагогам базой для разработки их подходов; определение явных и скрытых источников зарождения педагогического замысла, их противоречивости и порождаемых ею неявных смыслов, которые закладывались в ту или иную систему; установление связи философско-педагогических замыслов с событиями исторической, социокультурной и другой значимости; осуществление разносторонней оценки значения замысла и его актуальности; определение и преодоление кризисных узлов в обучении и воспитании; перестройка имеющихся знаний, конструирование на их основе культуросообразных и гуманных смыслов педагогической деятельности и т.д. ♦ установление собственных смыслов альтернативных педагогических подходов; целеполагание, определение ведущих принципов отбора и перестройки содержания, моделирования и конструирования условий и средств, формирующих и развивающих личность обучающихся; моделирование условий воспитания творческой личности; применение средств педагогической поддержки личностной самореализации, нравственной самоактуализации, самоопределения учащихся; использование и создание технологий выяснения личностных ценностей, вступления в педагогический контакт, предупреждения и разрешения конфликтов, взаимодействия и объединения, смены ролей, преодоления барьеров на уроке, личностного обращения к ученику, выбора, кульминации и разрядки и т.д. Составной частью культуры педагогического мышления является логическая культура, в которой можно выделить три компонента: ♦ логическую грамотность; ♦ знание конкретного материала, к которому применяются логические знания и умения; ♦ перенос (подвижность) логических знаний и умений в новые области. Тактичность понимается нами, с одной стороны, как компонент нравственной культуры педагога и в этом аспекте воспринимается как его поведение, организованное в качестве нравственно целесообразной меры взаимодействия педагога с детьми. С другой стороны, педагогический такт выступает в качестве подкомпонента аксиологической составляющей педагогической культуры, в основе которой лежит такая ценность, как свобода личности каждого из участников педагогического процесса, неприятие насилия над личностью (в том числе и психического) ни в какой форме. Основными элементами педагогического такта являются требовательность и уважительность к ребенку, умение видеть и слышать его, сопереживать, самообладание, деловой тон в общении, внимательность и чуткость без подчеркивания этого, простота и дружелюбность без панибратства, юмор без злой насмешки. Педагогический такт является формой нравственных отношений учителя с детьми. Содержание и формы тактичного поведения определяются уровнем нравственной культуры учителя. Тактичность предполагает умение воспитателя предвидеть объективные и субъективные последствия поступка, эмоциональную и поведенческую реакции ребенка. Педагогический такт базируется на развитых психолого-педагогических умениях и нравственных качествах личности: педагогической наблюдательности, интуиции, педагогической технике, педагогическом воображении, этических знаниях. Главным признаком педагогического такта является то, что он, с одной стороны, относится к моральным регуляторам педагогического процесса, а с другой - основывается на нравственно-психологических качествах учителя. Знание учителем качеств взрослого, которые дети выделяют как эталонные, является необходимым исходным уровнем развития его нравственного сознания (уровень этических знаний) и формирования нравственных отношений с детьми. Развитие педагогического такта с позиций практической этики предполагает умения учителя действовать следующих направлениях: ♦ взаимодействовать в типичных ситуациях детских просьб и жалоб (нытья, ябедничества на уроках, переменах и дома и т.п.); ♦ анализировать и вести себя в ситуациях, в которых учитель, с точки зрения детей (и требований педагогического такта), должен быть деликатным: детская дружба и любовь; требования признания в проступке, выдачи зачинщика; общение с детьми-доносчиками, в случаях детской мести; ♦ знать ошибки, которые взрослые должны прощать детям (шутки, проказы, насмешки, подвохи, детская ложь, неискренность); ♦ знать мотивы ситуаций, в которых учитель наказывает ребенка; ♦ владеть искусством внушения, используя при этом следующий «инструментарий» (методы, формы, средства и приемы воспитания): сердитый взгляд, похвалу, выговор, изменение интонации, шутку, совет, дружескую просьбу, поцелуй, сказку в награду, выразительный жест и т.п.); ♦ уметь угадывать и предупреждать детские поступки (качество развитой интуиции); ♦ уметь сочувствовать (качество развитой эмпатии). (Перечень предложен Я. Корчаком и развит В.А. Сухомлинским). Правовая культура педагога должна, без сомнения, согласовываться с общей правовой культурой любого активного и сознательного гражданина и включать в себя: ♦ сформированность правового кругозора, дающего возможность судить о правовом аспекте происходящих в обществе экономических, социально-политических и культурных процессов, об общем направлении и состояния идущей в стране правовой реформы; ♦ потребность и способность грамотно определять смысл конкретного правового документа, его предназначение при самостоятельном приобретении необходимых данных (как правило, из средств массовой информации); ♦ потребность и способность составить собственное мнение о правомерности или неправомерности конкретных действий государственных органов, общественных организаций, отдельных лиц и пр., логично и корректно отстаивать это мнение перед собеседником; ♦ понимание необходимости строгого соблюдения законности как для любого гражданина или организации, так и для себя лично; ♦ осознание незыблемой и непреходящей ценности свободы личности, ее прав, чести и достоинства; ♦ потребность постоянного совершенствования собственной правовой осведомленности и способности применять свои знания в конкретных жизненных ситуациях. Культурный в правовом аспекте учитель должен также знать вопросы регламентации и защиты прав, обязанностей и ответственности учителя и учащегося. Эти права и обязанности основных участников отношений, связанные с жизнью школы, переплетены и взаимосвязаны с другими правами и обязанностями, лежащими в огромном правовом поле отраслевого законодательства и подзаконных актов. Педагог, являясь не только носителем, но и транслятором позитивного социального опыта, обязан выступать гарантом обеспечения прав обучающихся, находящихся в правовом поле образовательного учреждения. В этой связи знание педагогом законодательной базы современного российского образования является одним из приоритетных требований к уровню его профессиональной компетентности и культуры.
|