Распознавание печали Сѓ самих себя
Теперь СЏ хотел Р±С‹ поговорить Рѕ том, как РјС‹ внутренне переживаем СЃРІРѕСЋ печаль. Р’С‹ можете начать испытывать печаль или РіРѕСЂРµ, взглянув РЅР° лицо Бетти Ширли или мальчика РёР· Тузлы. Если это произошло, то взгляните еще раз, Рё если РІС‹ начали испытывать эмоцию, то позвольте ей усиливаться для того, чтобы РІС‹ могли рассмотреть реакции своего тела. Если РІС‹ РЅРµ почувствовали печали, РєРѕРіРґР° смотрели РЅР° эти СЃРЅРёРјРєРё, то попробуйте взглянуть РЅР° РЅРёС… еще раз Рё позвольте этим чувствам появиться. Если РѕРЅРё действительно РІРѕР·РЅРёРєРЅСѓС‚, то дайте РёРј возможность достичь максимальной интенсивности. РљРѕРіРґР° РІС‹ смотрите РЅР° фотографии, то, возможно, вспоминаете время, РєРѕРіРґР° сами испытывали печаль РїРѕ РїРѕРІРѕРґСѓ понесенной утраты, Рё это воспоминание РїСЂРёРІРѕРґРёС‚ РІ действие вашу печаль. Для некоторых людей печальное событие было настолько важным РІ РёС… жизни, что РѕРЅРё готовы легко вспоминать Рё заново переживать его, ощущать СЃРІРѕСЋ переполненность этими грустным чувствами. Р?С… печальная история ждет возможности быть разыгранной еще раз. Такие люди очень подвержены печали; РѕРЅРё имеют потребность переживать ее СЃРЅРѕРІР°, потому что испытываемая РёРјРё печаль РЅРµ пережита РґРѕ конца. Некоторые РІРёРґС‹ получаемого опыта имеют такие тяжелые последствия — например, смерть любимого ребенка, что печаль РЅРµ может полностью исчезнуть РЅРёРєРѕРіРґР°. Человек, переживший такую душевную травму, легко может разражаться слезами Рё быть очень уязвимым Рє любым намекам РЅР° страдания РґСЂСѓРіРёС… людей. Если РІС‹ по–прежнему РЅРµ чувствуете печали, если фотографии РЅРµ вызывают Сѓ вас чувства сопереживания Рё если Сѓ вас РЅРµ возникает никаких спонтанных воспоминаний, то попробуйте спросить себя: было ли РІ вашей жизни время, РєРѕРіРґР° после смерти РґРѕСЂРѕРіРѕРіРѕ вам человека РІС‹ испытывали печаль. Если РґР°, то представьте себе эту сцену Рё позвольте вашим чувствам проявить себя СЃРЅРѕРІР°. РљРѕРіРґР° этот метод начнет работать, позвольте вашим эмоциям нарастать Рё обращайте внимание РЅР° то, что РІС‹ ощущаете лицом Рё телом. Если РІС‹ СЃРЅРѕРІР° РЅРµ ощутите печали, постарайтесь выполнить следующее упражнение.
Повторите движения мышц лица, позволяющие воспроизвести выражение печали, показанное РЅР° лице Бетти Ширли. (Вам может потребоваться зеркало для контроля Р·Р° правильностью выполняемых вами движений.) • Приоткройте СЂРѕС‚. • Опустите уголки РіСѓР± РІРЅРёР·. • Держа уголки РіСѓР± опущенными РІРЅРёР·, попытайтесь приподнять щеки, как РІС‹ это делаете, РєРѕРіРґР° прищуриваетесь. Рто движение потянет уголки РіСѓР± РІ обратном направлении. • Сохраняйте это напряжение между приподнятыми щеками Рё опущенными уголками РіСѓР±. • Направьте взгляд РІРЅРёР· Рё опустите верхние веки. Если РІС‹ РІСЃРµ еще РЅРµ ощущаете печали, попытайтесь придать Р±СЂРѕРІСЏРј такое положение, как Сѓ Бетти Ширли. Для большинства людей намеренно выполнить такое движение оказывается намного труднее. • Потяните внутренние уголки бровей вверх только РІ средней части, Р° РЅРµ РІСЃРµ Р±СЂРѕРІРё целиком. • Вам будет легче это сделать, если РІС‹ сведете Р±СЂРѕРІРё вместе Рё станете поднимать РёС… РІ средней части. • Направьте взгляд РІРЅРёР· Рё опустите верхние веки.
Наши исследования показывают, что если вы выполняете эти движения на своем лице, то вы вызываете физиологические изменения в деятельности как мозга, так и организма в целом. Если вам удалось выполнить эти движения, то позвольте вашим чувствам стать настолько сильными, насколько это будет возможно.
Если РІС‹ смогли почувствовать печаль или РіРѕСЂРµ, глядя РЅР° фотографию Бетти, вспоминая грустный СЌРїРёР·РѕРґ или следуя инструкциям РїРѕ выполнению движений лицом, попытайтесь добиться этого результата еще раз. Сконцентрируйтесь РЅР° том, как ощущаются эти чувства. Обращайте внимание РЅР° то, что РїСЂРѕРёСЃС…РѕРґРёС‚, РєРѕРіРґР° эмоции только начинаются, как эти эмоции отображаются, какие изменения РїСЂРѕРёСЃС…РѕРґСЏС‚ РІ вашем теле Рё вашем сознании. Позвольте чувствам нарастать Рё становиться настолько сильными, насколько это будет возможно. Наблюдая Р·Р° происходящим, отмечайте, что чувствуют ваши голова, шея, лицо, зев, СЃРїРёРЅР°, СЂСѓРєРё, живот Рё РЅРѕРіРё. Рто те ощущения, которые РІС‹ испытываете РїСЂРё печали; РѕРЅРё очень неприятные. РћРЅРё РјРѕРіСѓС‚ стать почти что болезненными, если окажутся очень сильными Рё Р±СѓРґСѓС‚ продолжаться долго. Ваши веки РјРѕРіСѓС‚ стать тяжелыми. Ваши щеки РјРѕРіСѓС‚ начать приподниматься. Р’С‹ можете почувствовать боль РІ области задней стенки горла. Ваши глаза РјРѕРіСѓС‚ увлажниться слезами. Р’СЃРµ это нормальные реакции РІ состоянии печали, Рё РѕРЅРё также РјРѕРіСѓС‚ считаться нормальными РїСЂРё взгляде РЅР° человека, испытывающего сильную печаль. Реакции сопереживания являются вполне обычными, Рё РѕРЅРё служат для нас средством установления СЃРІСЏР·Рё СЃ РґСЂСѓРіРёРјРё, даже совершенно незнакомыми нам людьми. Рти чувства заставляют вас проявлять внимание Рє Бетти или страдающему мусульманскому мальчику, Рё РѕРЅРё же вызывают Сѓ вас желание помочь этим людям. Бетти Ширли переживает самое ужасное несчастье, которое только может выпасть РЅР° долю матери; мальчик испытывает самый сильный страх, который только может испытывать ребенок. Глядя РЅР° фотографию Бетти, или вызывая РІ памяти печальное событие, или выполняя заданные мышечные движения, большинство людей испытывают печаль, Р° РЅРµ РіРѕСЂРµ. Если чувство печали становится очень сильным или продолжительным, то РѕРЅРѕ может превратиться РІ чувство РіРѕСЂСЏ. Лучше узнавая эти чувства благодаря размышлениям Рѕ том, как РѕРЅРё ощущаются, РІС‹ получаете больше шансов РЅР° РёС… распознавание тогда, РєРѕРіРґР° РѕРЅРё только начинаются, С‚. Рµ. тогда, РєРѕРіРґР° РІС‹ начинаете понимать, что чувствуете тяжесть понесенной утраты. РЇ описал наиболее типичные ощущения, испытываемые РІ состоянии печали, или, если хотите, тему печали, РЅРѕ каждый РёРЅРґРёРІРёРґ имеет собственные вариации того, как ощущается печаль или любая другая эмоция. Почти каждый человек считает, что его СЃРїРѕСЃРѕР± переживания эмоции является единственно правильным. РќРѕ люди различаются РїРѕ тому, насколько легко Сѓ РЅРёС… может возникнуть чувство печали, как быстро печаль сменяется горем, Р° РіРѕСЂРµ печалью Рё как долго обычно сохраняется печаль, которую РѕРЅРё испытывают. Знание своего стиля переживания эмоции Рё того, как РѕРЅ отличается РѕС‚ стиля переживания человека, Рѕ котором РІС‹ заботитесь, может помочь вам лучше распознать неправильные коммуникации Рё случаи недопонимания, которые РјРѕРіСѓС‚ возникнуть РІ вашей жизни из–за этой эмоции. Некоторые люди РјРѕРіСѓС‚ получать удовольствие, испытывая печаль, хотя Рё РЅРµ такую сильную, как Сѓ Бетти Ширли. Такие люди читают романы, РёРЅРѕРіРґР° называемые «выдавливающими слезу», С…РѕРґСЏС‚ РІ РєРёРЅРѕ РЅР° грустные фильмы Рё смотрят грустные телепередачи. РќРѕ есть Рё РґСЂСѓРіРёРµ люди, Сѓ которых печаль или РіРѕСЂРµ вызывают абсолютное неприятие, которые готовы любой ценой избегать ситуаций, чреватых возникновением таких эмоций. РћРЅРё РјРѕРіСѓС‚ сознательно РЅРµ допускать возникновения глубоких привязанностей, так как забота Рѕ РґСЂСѓРіРёС… людях делает РёС… уязвимыми Рє неизбежным потерям Рё Рє печали. Распознавание печали Сѓ РґСЂСѓРіРёС… людей Теперь давайте переключим наше внимание РЅР° то, как отображается эмоция печали РЅР° увиденных нами лицах. РњС‹ начнем СЃ анализа того, как выглядит эта эмоция РІ своем крайнем проявлении, Р° затем обратимся Рє более тонким признакам печали Рё РіРѕСЂСЏ. Давайте еще раз взглянем РЅР° выражение лица Бетти. Ее сильная печаль (или РіРѕСЂРµ) отображается РЅР° всем лице. Заметным Рё надежным симптомом печали являются изогнутые углом вверх внутренние уголки бровей. Ртот симптом надежен потому, что немногие люди СЃРїРѕСЃРѕР±РЅС‹ выполнить это движение намеренно Рё поэтому РѕРЅРѕ редко имитируется сознательно. (РќРѕ этого нельзя сказать Рѕ некоторых РґСЂСѓРіРёС… выражениях лица, описанных ниже.) Даже РєРѕРіРґР° люди пытаются РЅРµ показывать, что РѕРЅРё чувствуют, эти изогнутые Р±СЂРѕРІРё часто выдают скрываемую печаль. Взгляните РЅР° пространство между ее Р±СЂРѕРІСЏРјРё. РЈ большинства людей между Р±СЂРѕРІСЏРјРё появляется вертикальная морщина, как появляется РѕРЅР° Рё Сѓ Бетти, РєРѕРіРґР° ее Р±СЂРѕРІРё приподнимаются Рё сводятся вместе. РЈ некоторых людей эта морщина запечатлевается РЅР° лице навсегда, Рё РІ этом случае РѕРЅР° будет углубляться Рё становиться более заметной, РєРѕРіРґР° внутренние уголки бровей станут сводиться вместе Рё подтягиваться кверху. Чтобы оценить значение бровей, закройте СЂСѓРєРѕР№ расположенную РїРѕРґ РЅРёРјРё остальную часть лица Бетти. Ее лицо РІСЃРµ равно выглядит печальным, даже РєРѕРіРґР° РІС‹ можете видеть только Р±СЂРѕРІРё. Р’ результате такого движения бровей Бетти верхние веки приобрели треугольную форму. Р?РЅРѕРіРґР° это может быть единственным признаком печали. Сильная печаль Бетти СЏСЃРЅРѕ отражается Рё РІ нижней части ее лица. Ее РіСѓР±С‹ вытянуты РїРѕ горизонтали, ее верхняя РіСѓР±Р° приподнята кверху, Р° нижняя РіСѓР±Р°, как РјРЅРµ кажется, слегка дрожит. Ее широко открытый СЂРѕС‚ еще больше усиливает проявление этой эмоции. Другой важный признак ее печали — это приподнятые щеки, которые являются РґСЂСѓРіРѕР№ важной составляющей отображения этого сильного чувства РЅР° лице. Уголки РіСѓР±, возможно, оттягиваются РІРЅРёР·, РЅРѕ это движение бывает слишком слабым, чтобы его можно было увидеть, РєРѕРіРґР° РіСѓР±С‹ так СЏРІРЅРѕ вытянуты РїРѕ горизонтали, Р° щеки приподняты кверху. Взгляните РЅР° участок кожи между верхней частью РїРѕРґР±РѕСЂРѕРґРєР° Рё нижней РіСѓР±РѕР№, который анатомы называют выпуклостью РЅР° РїРѕРґР±РѕСЂРѕРґРєРµ. РћРЅ сморщен Рё подтянут кверху РІ результате сокращения мышцы РїРѕРґР±РѕСЂРѕРґРєР° — мышцы, которая, сокращаясь сама РїРѕ себе, придает лицу недовольное выражение. Нижняя РіСѓР±Р° Бетти РЅРµ приподнята кверху РІ гримасе недовольства, потому что РѕРЅР° сильно растянута РїРѕ горизонтали. Далее давайте обратим внимание РЅР° выражение лица более молодой женщины, стоящей Р·Р° СЃРїРёРЅРѕР№ Бетти Ширли. РњС‹ РІРёРґРёРј лишь часть ее лица, РЅРѕ этого вполне достаточно для того, чтобы заметить, что внутренний СѓРіРѕР» РѕРґРЅРѕР№ РёР· бровей подтянут кверху Рё смещен РІ направлении Рє центру Рё что ее щеки приподняты. Рти РґРІР° симптома совпадают СЃ теми, которые РјС‹ РІРёРґРёРј РЅР° лице Бетти Ширли. Губы РЅР° лице молодой женщины РЅРµ приоткрыты, РЅРѕ РѕРЅРё РјРѕРіСѓС‚ быть слегка сжаты РІ попытке сдержать РіСЂРѕРјРєРёРµ рыдания. Теперь давайте СЃРЅРѕРІР° взглянем РЅР° мальчика РёР· Тузлы. Его Р±СЂРѕРІРё РЅРµ изогнуты «домиком». Рто объясняется тем, что РєРѕРіРґР° человек плачет, его Р±СЂРѕРІРё РёРЅРѕРіРґР° РјРѕРіСѓС‚ опускаться РІРЅРёР· Рё сводиться вместе, особенно РїСЂРё сильном приступе плача. РЈ него приподняты щеки Рё сморщен РїРѕРґР±РѕСЂРѕРґРѕРє — такие же симптомы печали РјС‹ РІРёРґРёРј Рё РЅР° лице Бетти. Подтягивание щек кверху РёРЅРѕРіРґР° РїСЂРёРІРѕРґРёС‚ Рє тому, что уголки РіСѓР± также слегка приподнимаются — как РїСЂРё усмешке. Закройте верхнюю часть лица мальчика СЂСѓРєРѕР№, чтобы открытой осталась часть лица ниже нижних век. По–прежнему остается очевидным, что эта улыбка — РЅРµ улыбка радости Рё что нижняя часть лица выражает печаль. Некоторые ученые оказывались сбитыми СЃ толку такими лицами, выражающими РїРѕРґРѕР±РёРµ улыбки, Рё доказывали, что эти «улыбки» РЅРµ имели ничего общего СЃ удовольствием, потому что РѕРЅРё проявлялись — Рё так РѕРЅРѕ Рё было РЅР° самом деле, — РєРѕРіРґР° человек СЏРІРЅРѕ испытывал страдание. РќРѕ здесь необходимо понимать, что уголки РіСѓР± приподнимаются РІ результате усилий мышц щек, Р° РЅРµ мышц, которые работают, РєРѕРіРґР° РЅР° лице появляется улыбка. Отметьте, что выпуклость РЅР° РїРѕРґР±РѕСЂРѕРґРєРµ мальчика совершенно такая же, как Рё Сѓ Бетти. Возможно, РЅРѕ маловероятно, что этот мальчик пытается замаскировать СЃРІРѕРµ РіРѕСЂРµ СЃ помощью улыбки, чтобы показать, что РѕРЅ способен справиться СЃРѕ СЃРІРѕРёРј несчастьем (возможно, РѕРЅ РЅРµ хочет становиться бременем для своей семьи). РќР° фотографии лагеря РІ Тузле РІРёРґРЅС‹ РґРІРµ женщины, проявляющие отчаяние или РіРѕСЂРµ. Женщина справа имеет архетипически изогнутые Р±СЂРѕРІРё, растянутый СЂРѕС‚, слегка опущенные уголки РіСѓР± Рё приподнятые щеки. Женщина, стоящая Р·Р° мальчиком, фактически повторяет выражение его лица. Мальчик, показанный РЅР° СЃ. 132, шел РїРѕ лесной тропе, проложенной РІ лесах РќРѕРІРѕР№ Гвинеи, Рё внезапно увидел меня, незнакомого ему человека. Насколько РјРЅРµ известно, РѕРЅ РЅРёРєРѕРіРґР° прежде РЅРµ видел европейцев, Р·Р° исключением, быть может, случайного исследователя или миссионера. РћРЅ Рё большинство людей его культуры находились РІ визуальной изоляции РѕС‚ европейской цивилизации — Рё именно РїРѕ этой причине СЏ приехал туда, чтобы РёС… изучать. РћРЅ РЅРёРєРѕРіРґР° РЅРµ видел фотографий, журналов, кино–и видеофильмов Рё поэтому РЅРµ РјРѕРі СЃ РёС… помощью научиться придавать своему лицу те или иные выражения. РЇ вызывал Сѓ этих людей огромный интерес, так как практически РІСЃРµ, что СЏ делал, было РёРј неизвестно. Даже то, что СЏ разжигал СЃРІРѕСЋ трубку СЃ помощью спичек, вызывало Сѓ РЅРёС… удивление, так как спичек РѕРЅРё РЅРёРєРѕРіРґР° РЅРµ видели. Меня окружали многочисленные зрители, РєРѕРіРґР° РїРѕ вечерам СЏ печатал РЅР° машинке отчеты Рѕ проведенной Р·Р° день работе. РћРЅРё думали, что РјРѕСЏ пишущая машинка — это особый музыкальный инструмент, издающий одинаковые Р·РІСѓРєРё. РЇ РјРѕРі РЅРµ беспокоиться Рѕ том, что РѕРЅРё Р±СѓРґСѓС‚ проявлять стеснение РїСЂРё РёС… съемке РЅР° кинокамеру, поскольку РѕРЅРё попросту РЅРµ знали, что такое киносъемка.
РЇ РЅРµ имел понятия, Рѕ чем думает этот мальчик или почему его лицо имеет такое печальное выражение, так как СЏ РЅРµ РіРѕРІРѕСЂРёР» РЅР° местном языке, Р° переводчик, обычно помогавший РјРЅРµ РІ работе, был далеко. РЈ некоторых людей мышцы, сокращающиеся для поднятия внутренних уголков бровей, РЅРµ вызывают движения кожи лба, РЅРѕ вместо этого создают эту характерную структуру морщин. Р’ своей РєРЅРёРіРµ «О выражении эмоций Сѓ человека Рё животных» Чарльз Дарвин писал РѕР± этой структуре что, РѕРЅР° «может, для краткости, быть названа мышцей огорчения… РћРЅР° создает РЅР° лбу характерный знак, напоминающий РїРѕ форме РїРѕРґРєРѕРІСѓВ». РўРѕ же самое мышечное сокращение, хотя Рё более слабое, придает лбу тот же РІРёРґ, который РјС‹ наблюдаем Сѓ Бетти Ширли, РЅРѕ Сѓ мальчика РёР· РќРѕРІРѕР№ Гвинеи вверх поднимаются РЅРµ Р±СЂРѕРІРё, Р° кожа РІ центральной части лба. РЈ некоторых людей именно таким образом появляется непроизвольное выражение РЅР° лице, вероятно, РїРѕ причине специфики РёС… анатомии. Хотя кому–то может показаться, что мальчик испытывает недоумение, Р° РЅРµ печаль, так как его Р±СЂРѕРІРё сведены вместе, следует отметить, что подковообразная морщина может появиться только вместе СЃ эмоцией печали. Для сравнения взгляните РЅР° стоящего Р·Р° РЅРёРј РґСЂСѓРіРѕРіРѕ мальчика, Р±СЂРѕРІРё которого просто сведены вместе, что является признаком недоумения или концентрации. РќРё щеки, РЅРё СЂРѕС‚ мальчика РЅРµ дают никаких указаний РЅР° то, что РѕРЅ испытывает печаль. Здесь РјС‹ имеем пример неполного выражения. Сигнал подается только РѕРґРЅРѕР№ частью лица РІ отличие РѕС‚ случаев полного выражения, которое можно наблюдать РЅР° РґРІСѓС… предыдущих снимках. Такое неполное выражение могло Р±С‹ появиться РІ том случае, если Р±С‹ РѕРЅ пытался контролировать проявление своей эмоции, так как Р±СЂРѕРІСЏРјРё управлять труднее, чем нижней частью лица. Р?ли, возможно, чувство является слишком слабым, чтобы отображаться РЅР° всем лице. Теперь давайте исследуем некоторые составляющие выражения печали Рё его более тонкие признаки. Для этого РјС‹ воспользуемся фотографиями моей дочери Евы, сделанными четыре РіРѕРґР° тому назад. РЇ РЅРµ велел ей изображать конкретные эмоции; вместо этого СЏ показывал ей РЅР° своем лице те или РґСЂСѓРіРёРµ мышечные движения Рё РїСЂРѕСЃРёР» ее РёС… повторять. РЇ сделал тысячи СЃРЅРёРјРєРѕРІ, прежде чем получил те, СЃ помощью которых СЏ РјРѕРі объяснять, как РїСЂРѕРёСЃС…РѕРґСЏС‚ слабые изменения выражений лица. Р’ качестве модели СЏ привлекал только РѕРґРЅРѕРіРѕ человека (хотя СЏ сделал также несколько СЃРЅРёРјРєРѕРІ самого себя, показанные РІ последующих главах), чтобы ваше внимание РЅРµ отвлекалось РЅР° специфические черты лица, которое РІС‹ рассматриваете, Рё чтобы РІС‹ могли сфокусироваться РЅР° том, как изменяются эти выражения. РЇ начну СЃ области глаз, С‚. Рµ. СЃ век Рё бровей. РќР° СЂРёСЃСѓРЅРєРµ Р‘ показано нейтральное, неэмоциональное выражение, для того чтобы РІС‹ могли сравнивать СЃ РЅРёРј РґСЂСѓРіРёРµ выражения, имеющие изолированные Рё РёРЅРѕРіРґР° малозаметные изменения. РќР° СЃРЅРёРјРєРµ Рђ показаны опущенные верхние веки, РЅР° СЃРЅРёРјРєРµ Р’ показан легкий намек РЅР° поднятие внутренних уголков бровей. Даже РєРѕРіРґР° РїСЂРѕРёСЃС…РѕРґСЏС‚ такие слабые изменения, то кажется, что РѕРЅРё полностью изменяют РІСЃРµ лицо. Рђ Р‘ (нейтральное) Р’ Р“ Р”
Чтобы помочь вам увидеть, что только верхние веки слева Рё только Р±СЂРѕРІРё справа СЃРїРѕСЃРѕР±РЅС‹ направлять РѕСЃРѕР±РѕРµ сообщение, СЏ сделал РґРІРµ составные фотографии, объединив РѕР±Рµ эти характеристики РЅР° изображениях, показанных РІ нижнем СЂСЏРґСѓ. РќР° СЃРЅРёРјРєРµ Р“ верхние веки СЃРѕ СЃРЅРёРјРєР° Рђ помещены РЅР° нейтральное лицо СЃРѕ СЃРЅРёРјРєР° Р‘. РќР° СЃРЅРёРјРєРµ Р” Р±СЂРѕРІРё СЃРѕ СЃРЅРёРјРєР° Р’ также помещены РЅР° нейтральное лицо СЃРѕ СЃРЅРёРјРєР° Р‘. Рто должно убедить вас РІ том, что даже очень незначительные изменения СЃРїРѕСЃРѕР±РЅС‹ повлиять РЅР° общий РІРёРґ всего лица. Р’ данном случае лицо РЅР° СЃРЅРёРјРєРµ Р” выглядит чуть менее печальным, чем лицо РЅР° СЃРЅРёРјРєРµ Р’. Рто РїСЂРѕРёСЃС…РѕРґРёС‚ потому, что РЅР° СЃРЅРёРјРєРµ Р’ имеется легкий намек РЅР° то, что верхние веки слегка опущены. Ртого нельзя было Р±С‹ заметить без сравнения СЃРЅРёРјРєР° Р’ СЃРѕ СЃРЅРёРјРєРѕРј Р”, полученным РІ результате наложения бровей СЃРѕ СЃРЅРёРјРєР° Р’ РЅР° нейтральное лицо. РЎРЅРёРјРѕРє Р’ имеет очевидные признаки печали; это может быть легкая печаль, контролируемая печаль или печаль, начинающая ослабевать. РќРµ каждый способен распознать ее без достаточной практики, особенно если эта печаль непродолжительна. РЎРЅРёРјРѕРє Рђ более неоднозначный. РћРЅ может нести признаки легкой или контролируемой печали, РЅРѕ может Рё просто указывать РЅР° то, что человек скучает или хочет спать, так как слегка опущенные веки являются единственным подаваемым этим лицом сигналом. Отметьте, что РїСЂРѕРёСЃС…РѕРґРёС‚, РєРѕРіРґР° слегка опущенные веки дополняются поднятием бровей. РЎРЅРёРјРѕРє Р• является составным: РѕРЅ получен путем наложения бровей СЃРѕ СЃРЅРёРјРєР° Р’ Рё век СЃРѕ СЃРЅРёРјРєР° Рђ РЅР° нейтральное лицо. РўР° же комбинация слегка опущенных век Рё приподнятых внутренних уголков бровей показана РЅР° СЃРЅРёРјРєРµ Р–, РЅРѕ РЅР° этом нормальном, Р° РЅРµ составном СЃРЅРёРјРєРµ движение бровей выражено сильнее. Теперь нет никаких сомнений. Рто очевидная печаль, которую можно неправильно интерпретировать только РІ том случае, если ее проявление будет очень кратковременным. Р• Р–
Следующий СЂСЏРґ СЃРЅРёРјРєРѕРІ показывает РґСЂСѓРіРёРµ изменения РІ области глаз. РќР° левом СЃРЅРёРјРєРµ Р— Р±СЂРѕРІРё ровные, РЅРѕ взгляд направлен РїСЂСЏРјРѕ перед СЃРѕР±РѕР№, Р° верхние веки РЅРµ опущены. РќР° СЃРЅРёРјРєРµ Р? Р±СЂРѕРІРё прямые, верхние веки слегка опущены, Р° нижние веки слегка напряжены. Сравните нижние веки РЅР° СЃРЅРёРјРєРµ Р? Рё РЅР° нейтральном лице РЅР° СЃРЅРёРјРєРµ Р‘. РќР° СЃРЅРёРјРєРµ Рљ РјС‹ РІРёРґРёРј типичное выражение печали, РїСЂРё котором взгляд направлен РІРЅРёР·. Р’С‹ видели такой взгляд как часть общего выражения печали РЅР° фотографии Бетти Ширли. Разумеется, люди смотрят РІРЅРёР·, РєРѕРіРґР° РѕРЅРё читают или РєРѕРіРґР° РѕРЅРё устали, РЅРѕ РєРѕРіРґР° такой взгляд добавляется Рє печальным Р±СЂ
|