Асоциальное личностное расстройство
Индивиды с асоциальным личностным расстройством (АСЛР) систематически попирают и дискредитируют права окружающих посредством лживого, агрессивного или асоциального поведения. При этом им не свойственно раскаиваться и быть преданным кому бы то ни было. Они импульсивны, раздражительны, агрессивны и в целом ведут себя безответственно. Более того: в соответствии с DSM, этот паттерн поведения должен наблюдаться с 15-летнего возраста. До этого у человека должны быть в анамнезе симптомы нарушенного поведения — похожего расстройства детского и раннего подросткового возраста, сопровождающегося устойчивыми паттернами агрессии по отношению к людям или животным, уничтожением собственности, лживостью или воровством, а также серьезным попранием правил домашнего и школьного распорядка (глава 14). У некоторых людей с асоциальным личностным расстройством достаточно интеллекта и социального обаяния, чтобы разрабатывать и реализовывать сложные схемы обмана больших групп людей. Под эту категорию часто подпадают мошенники. Это расстройство гораздо чаще встречается у мужчин (около 3%), чем у женщин, среди которых подобные лица составляют приблизительно 1% (например, Golombetal., 1995; Robins etal., 1984). Так как этот паттерн был изучен лучше других, он будет подробнее рассмотрен ниже. Здесь мы остановимся на его кратком клиническом описании.
Разбор случая: вор с АСЛР. 22-летний Марк появился в психологической клинике по постановлению суда. Он ожидал судебного разбирательства в связи с угоном автомобилей и вооруженным грабежом. Из его медицинской карты следовало, что он неоднократно попадал под арест, начиная с 9 лет, когда его задержали за вандализм. Его исключили из средней школы за хулиганство и лживость. Он много раз убегал из дома и отсутствовал несколько дней или недель, всегда возвращаясь в непотребном, «потрепанном» виде. Ни на одной работе он не задерживался дольше нескольких дней, несмотря даже на то, что его в целом обаятельные манеры позволяли ему с легкостью находить себе место. Как правило, вскоре, невзирая на первоначальное обаяние, Марк отталкивал от себя тех, с кем встречался, своим агрессивным, эгоистичным поведением. В ходе терапевтической сессии Марк держался приветливо и любезно. К ее окончанию он воодушевленно говорил терапевту, как здорово ему помогло консультирование, порывался договориться о будущих сессиях. Первая сессия стала для Марка последней. Вскоре после нее он скрылся от поручителя и, вероятно, покинул город, чтобы избежать суда.
С учетом некоторого пересечения критериев для нарциссического и асоциального личных расстройств Уидигер и Трулль (Widiger & Trull, 1993) отметили, что самое главное отличие состоит в следующем: «Нарциссическая эксплуатация в большей степени объясняется желанием продемонстрировать власть, авторитет и превосходство, нежели личной, материальной выгодой, которую преследует асоциальная личность» (р. 388).
|