Шизоидное расстройство личности
Индивиды с шизоидным расстройством личности обычно не умеют завязывать социальные отношения и не интересуются таковыми. Поэтому у них чаще всего не бывает близких друзей, за исключением, возможно, ближайших родственников. Такие люди не способны выражать свои чувства и кажутся окружающим холодными и отчужденными. Они часто обладают недостаточными социальными навыками, зачастую малообщительны, обладают ярко выраженными интровертированными чертами (Widiger & Frances, 1994). Данные индивиды ко многому равнодушны, включая половую жизнь. Обычно кажется, что они безразличны даже к похвалам и критике. В целом они не слишком эмоционально реактивны, редко испытывают сильные позитивные или негативные эмоции, что усугубляет их внешние холодность и равнодушие (Widiger et al., 1994).
Рис. (нет) Люди с шизоидным расстройством личности часто нелюдимы и интересуются лишь уединенными занятиями, например составлением необычных коллекций.
Ранее исследователи считали шизоидное расстройство личности вероятным предвестником последующего развития шизофрении. В последнее время эту точку зрения подвергли критике (Kalus, Bernstein & Siever, 1995). При изучении возможности генетического наследования шизоидных черт не удалось установить ни наличия связи между двумя расстройствами, ни наследственной основы для развития шизоидной личности. В процессе исследования шизоидного и шизотипичного (рассматриваемого в следующем разделе) расстройств Сивер и Дэвис (Siever & Davis, 1991) сочли, что шизотипичная личность состоит в более тесной генетической связи с позитивными симптомами шизофрении, при которых люди часто теряют контакт с реальностью, переживая галлюцинации и бред. Однако они также признали, что шизоидное расстройство личности может быть в чем-то связано с так называемыми негативными симптомами шизофрении (см. главу 12), к которым относятся ангедония и социальная отрешенность (см. также Kalus et al., 1995). Тем не менее на основании двух более поздних обзоров научной литературы можно сделать вывод, что генетическая связь между шизотипичным расстройством личности и шизофренией намного прочнее (Kendler & Gardner, 1997; Nigg & Goldsmith, 1994). Следующий случай шизоидной личности иллюстрирует весьма серьезную личностную проблему у мужчины, который функционировал адекватно как с точки зрения профессиональных критериев, так и с позиции его собственных стандартов «счастья». Обратиться за помощью его побудило начальство и личный врач.
Разбор случая: компьютерный аналитик с шизоидным расстройством. Билл Д., 33 года, высоко одаренный, обладающий высоким уровнем интроверсии компьютерный аналитик, был направлен на психологическое освидетельствование своим врачом. Врач опасался, что Билл, возможно, несчастен и страдает депрессией. Недавно, по совету начальника, Билл отправился к врачу в связи с довольно расплывчатыми жалобами соматического порядка и общим мрачным взглядом на жизнь. Билл практически не общался с людьми. Он жил один, работал в маленьком офисе самостоятельно. На работе, как правило, он также ни с кем не виделся, если не считать эпизодических визитов начальника, который приходил, чтобы дать ему новое задание и забрать готовые программы. Ланч он съедал в одиночестве. Раз в неделю, в погожие дни, Билл отправлялся в зоопарк во время обеденного перерыва. Всю свою жизнь Билл сторонился людей. В детстве у него было мало друзей. Он всегда предпочитал семейным вылазкам уединенные занятия (из пяти детей он был старшим). В средней школе он никогда не встречался с девочками, а в годы студенчества лишь однажды оказался в женском обществе — в компании студентов, после спортивного матча. Правда, Билл активно занимался спортом и был членом футбольной команды в школе и в колледже. Когда он был студентом, он много общался с одним относительно близким другом, главным образом, они вместе выпивали. Теперь, однако, этот друг жил в другом городе. Билл, как о чем-то само собой разумеющемся, рассказал, что ему было трудно завести друзей; он никогда не умел поддержать беседу. Несколько раз он собирался подружиться с другими людьми, но просто не мог подобрать нужных слов и «беседа замирала». Билл сообщил, что впоследствии подумывал изменить свою жизнь, чтобы стать «позитивнее», но эта затея никогда не казалась ему достойной трудов. Ему было легче оставить все как есть, потому что, стоило кому-нибудь с ним заговорить, как он терялся. Он был счастлив, когда оставался один.
Итак, главная проблема людей с шизоидной личностью состоит в том, что их не привлекают и не радуют тесные отношения с окружающими. Создается впечатление, что у них так и не развилась потребность в любви, сопричастности и одобрении, или, если она и существовала прежде, то каким-то образом пропала на раннем этапе развития. В результате их межличностные отношения обеднены.
|