Раннее научение. Обычно считается, что среди всех психологических факторов раннее научение играет наибольшую роль в предрасположении индивида к развитию личностного расстройства, но это мнение пока еще мало подкреплено научными данными. Из результатов многих исследований следует, что развитие некоторых личностных расстройств может быть связано с жестоким обращением и заброшенностью в детские годы. Например, Занарини с коллегами (Zanarini et al., 1997) в своей работе, являющейся, вероятно, самым масштабным и оптимально организованным исследованием в этой области из всех, что были предприняты на сегодняшний день, представили результаты подробных интервью с 350 пациентами, у которых имелось пограничное личностное расстройство, и более чем со 100 больными, у которых были другие личностные расстройства (диагноз не сообщался интервьюерам). Пациенты с пограничным личностным расстройством значительно чаще упоминали о жестоком обращении в детстве, чем пациенты с другими расстройствами. Эмоциональную травму получили 73% против 51, физическую — 59% против 34, сексуальную — 61% против 32; аналогичные данные были получены в отношении холодного, безэмоционального отношения — 55% против 32. Повторные сексуальные травмы причинялись, как правило, не родителями и почти всегда сочетались с травмой и пренебрежением как минимум еще одной разновидности. В целом около 90% больных с пограничным личностным расстройством сообщили о травме того или иного рода или пренебрежительном отношении в детские годы. Результаты этого, а также других аналогичных исследований (например, Norden et al., 1995) говорят о связи пограничного личностного расстройства (и, возможно, других расстройств) с травмой раннего детского возраста, однако они могут быть недостаточно точны, так как опираются на ретроспективные самоотчеты индивидов, известных своими преувеличенными и искаженными мнениями о других людях (Ruegg & Frances, 1995; Rutter & Maughan, 1997). Более того: возможно, что задействованные в этих случаях стрессоры имеют до некоторой степени неспецифический характер (Widiger & Trull, 1993). Несмотря на то что число сообщений о жестоком и пренебрежительном обращении в детстве весьма настораживает, необходимо помнить о том, что у большинства детей, переживших подобные события в раннем возрасте, не развивается никаких серьезных личностных расстройств и психопатологии (Rutter & Maughan, 1997).
Психодинамическая интерпретация. В последние годы происхождению ряда личностных расстройств, особенно пограничного, асоциального, истероидного и нарциссического, было уделено много внимания теоретиками психодинамической ориентации, такими как Отто Кернберг (Kernberg, 1984; 1996) и Хайнц Когут (Kohut, 1977). Например, в отношении нарциссического личностного расстройства Кохут утверждает, что все дети проходят через фазу примитивной претенциозности, когда они думают, будто все события и потребности окружающих вращаются вокруг них. Согласно его мнению, для нормального развития ребенка после завершения этой фазы родители должны в известной степени поддерживать претенциозность младенца. Это помогает развитию у ребенка нормального чувства уверенности в себе. Поэтому Кохут констатировал, например, следующее: «Какие бы тяжелые удары ни наносила детской претенциозности жизненная реальность, гордая улыбка, полученная от родителей, позволит сохранить им ту каплю первоначального всемогущества, которая будет основой уверенности в собственных силах, внутренней убежденности в своей значимости. Эти чувства будут поддерживать здорового индивида на протяжении всей его жизни» (Kohut & Wolff, 1978, p. 182; из Widiger & Trull, 1993). Далее Кохут предположил, что нарциссическое личностное расстройство чаще всего развивается при уничижительном, пренебрежительном или бесчувственном отношении родителей к своему ребенку; такой индивид будет постоянно занят поисками подтверждения идеализированного и напыщенного ощущения собственного «я». Несмотря на то что данная теория пользовалась огромным влиянием в психодинамических клинических кругах, она, к сожалению, не подкреплена реальными эмпирическими данными. Интересно отметить, что Теодор Миллон — исследователь личностных расстройств, сторонник традиции социального научения Бандуры, придерживался противоположной точки зрения. Он считает, что в основе нарциссического личностного расстройства лежит родительская переоценка (Millon & Davis, 1996). Например, он высказал предположение, что «такие родители балуют своих детей и потакают им так, что те научаются видеть закон в каждом своем желании; получать, не отдавая, и требовать к себе почтения, не приложив ни малейших усилий к тому, чтобы его заслужить» (Millon, 1981, р. 175; из Widiger & Trull, 1993). Данный факт, что исследователи, стоящие на совершенно разных позициях (психоаналитической и социального научения), способны прийти к таким диаметрально противоположным выводам, вызван недостатком информации о конкретных предвестниках этих расстройств. Единственное расстройство, причинные факторы которого исследовались достаточно широко, — асоциальное личностное расстройство, подробнее рассматриваемое ниже.
Еще одно современное представление в рамках психодинамического направления касается причин возникновения личностных расстройств и сформировалось на основе интерперсонального подхода к психопатологии и психотерапии (глава 3). Усовершенствованный подход Бенджамина (Benjamin, 1996а, 1996b) к изучению психопатологии I оси и личностных расстройств, относящихся к II оси, вооружает нас наиболее эмпирически подтвержденным методом познания того, каким образом разные интерперсональные и интрапсихические факторы участвуют в развитии различных расстройств. Данный подход позволяет измерить интерперсональные и интрапсихические аспекты отношений. В настоящее время мы обладаем важными сведениями не только о вероятных причинах расстройств, но и об оптимальных способах их лечения.