La mode
Несмотря на усталость и постоянную опасность, мода не умирала. Актуальные идеи появлялись незамедлительно: революционные бриллианты (камни Бастилии), броши в форме красных колпаков, сережки в виде гильотины. Особо популярны были «кольца Марата» (из красной меди со штампованной серебряной пластинкой, представлявшей трех мучеников свободы: Марата, Шалье и Лепелетье де Сен-Фаржо), упоминание о них есть как у Франса,[95] так и в научной литературе 293. Женщины хотели революции и в своих нарядах: поступали различные требования от просто отказа от корсетов, до перехода к античной одежде. По рукам ходили гравюры «свободных» француженок в виде амазонок, Беллон - богинь войны и просто хорошеньких «санкюлоток - 10 августа». За революционный период мода совершила два серьезных эволюционных скачка, точкой водораздела будет 9 термидора (очевидная причина – нравственный контроль монтаньяров). На раннем этапе, революционная мода еще не искоренила устои монархического строя: «..женщина вся в розовом, с букетом в руке, как этого требовала мода, проскользнула в хижину, в сопровождении кавалера в треуголке, красном фраке, полосатом жилете и полосатых панталонах, оба были так похожи на старорежимных щеголей, что поневоле приходилось согласиться с Гражданином Блезом, утверждающим, будто у людей есть такие свойства, которых не в состоянии изменить никакая революция» [96]. Но в тоже время, патриотки уже воспользовались благами революции: «Бедра не были стянуты, так как революция освободила стан гражданок от корсета; однако юбка, еще вздувавшаяся на боках, скрывала формы, преувеличивала их пряча под своею пышностью подлинные очертания фигуры»[97]. Мужчины же носили синие камзолы «а ля тиран», напоминая себе и другим, что отныне они ничем не ниже дворян. А аристократически настроенные барышни стремились к самым изощренным изыскам: «Шляпа гостьи была перевита лентами, словно пастушечья свирель, и украшена султанами из перьев, словно головной убор посланника; в парике, надушенная мускусом, облепленная мушками, гражданка Рошмор под густым слоем румян и белил еще сохраняла свежесть кожи; все эти яростные ухищрения моды свидетельствовали о лихорадочной жажде жизни тех ужасных дней, кода никто не был уверен в будущем[98]. Действительно, постоянная напряженность, голод и смертельная опасность не позволяла моде сохранять единообразность и определенную тенденцию, некоторые прибегали ко всевозможным излишествам, другие же одевали мужской костюм (например героиня - Нанон у Жож-Санд и Жюли Гамлен у Франса). После казни монтаньяров нравственный контроль ослаб, в моде угадываются отношение общества к революции и переосмысление ее. Недавнее прошлое не стремились забыть, напротив, о нем хотели напомнить в каждой детали: «женщины причесанные в стиле «античном» или в стиле «жертвы» (а la Sacrifiée), в сильно декольтированных платьях, пурпурных или белых» символизирующих кровь или смерть[99], платье «в стиле Киприды» узкое как чехол облегало ее тело и красная туника в честь красных рубашек террора. Шляпки - со «слуховым оконцем» (à la lucarne), должны были напоминать гильотину. Господин Блез, всегда неизменно чувствовавший, что будет модно, с приходом к власти Наполеона говорит: «нам теперь понадобятся победы и завоевания, сабли, султаны, генералы. Мы вступим на путь славы..войны и женщины, Марс и Венера – вот что нам нужно»[100]. Также можно проследить историю самых популярных песен революции, которые так же четко отражают настроение народа. В этом плане интересные данные дает даже Дюма: «жители Виле-Корте, присутствующие на собрании, удалились опьяненные патриотическим рвением, распевая на страх аристократам с необузданной яростью: да здравствует Генрих четвертый!/Да здравствует храбрый король! Руже де Лиль еще не успел сочинить марсельезу, а федераты девяностого года еще не возродили старинную народную песню «дело пойдет», поскольку события происходили с божьей милостью в году тысяча семьсот восемьдесят девятом»[101]. Действительно, еще лояльный к королю народ вспоминает другого славного правителя. В республиканскую эпоху соперничали друг с другом марсельеза и «Сa ira», об этом рассказывает Франс: секретарь секции даже перед смертью в бреду поет «Сa ira» и отдает приказы[102]. А после 9 термидора пели «народ французский, все мы братья!»[103]. *** Данная глава представляет собой бытоописательный очерк. Автор считает, что нельзя пренебрегать повседневностью изучаемой эпохи, так как именно этот аспект помогает многосторонне раскрыть «дух времени», понять человека другой исторической эпохи. Художественная литература почти всегда дает подобный материал для анализа, и зачастую это достоверные данные, плоды исторического исследования самих писателей. Особенно много информации по этому поводу дает Анатоль Франс. В этой главе отмечены новые тенденции в нравах общества, прослежена эволюция моды, и основные черты искусства времен Великой французской революции.
Заключение В данной работе проведен анализ нескольких исторических романов второй половины XIX века о Великой французской революции. Был выведен образ революции 1789 года по вышеуказанным произведениям, а также привлечена научная литература, призванная дополнить, уточнить и проверить данные беллетристики. Вопрос о ценности исторического романа, в изучении описываемых ими эпох, спорен. Безусловно то, что художественные произведения дают информацию и составляют представление о затронутом ими историческом периоде, и более того, могут быть в некоторой степени исследованиями со своим оригинальным взглядом на проблему. Однако, зачастую реалии времени в романе даются выборочно и в небольшом количестве, и более того бывают ошибочными. Работа носит отчасти историографический характер, так как исторические романы отражают многочисленные концепции и анекдоты, сформировавшиеся в период осмысления изучаемой исторической эпохи, поэтому в большей степени могут быть полезны в изучении именно времени их создания. Но, не смотря на довольно пренебрежительное отношение ученых к жанру исторического романа, необходимо учесть, что история как важная составляющая черта этноса, как институт, хранящий память народа о самом себе, является важным элементом в сознании любого человека[104]. И не может быть секретом то, что книги по истории популярны у широкой аудитории; отсюда следует, что академизм и щепетильное изучение источников много менее востребованы, нежели изложение, красочно передающее атмосферу эпохи (то есть художественные или научно-популярные работы). Художественная литература дает достаточный материал по многим аспектам духовной жизни, которые и разобраны в данной работе. В первую очередь это религии и культы, бытующие в период революции, затем анализу подвергается революционный трибунал, создающий тяжелейший духовный гнет над массами, но также рассмотрены другие значимые сферы и данности, которые повлияли на сознание человека революционной эпохи. Также место уделено и истории быта: в главе этому посвященной рассматриваются проблемы нравственности, моды, искусства – все эти, с первого взгляда, содержащие мало полезного для исследования материалы скрывают за собой многие интересные данные, которые порой невозможно извлечь из других источников. Историография Великой французской революции переполнена мифами, которые очень сложно изжить (они встречаются не только в романах, но и в научных монографиях), что связано с огромной универсальностью и значимостью события, которое еще не скоро сможет быть однозначно классифицировано и оценено. Великая французская революция – тема всегда актуальная. Ее пророческий потенциал не исчерпан и до нынешнего времени, и ее задачи так и не были решены современным обществом и постоянно, напоминая о себе, остаются где-то возле горизонта. Это достойная причина изучать и хранить память об этом событии.
Список источников: 1. Гюго В. Девяносто третий. М., 1984 2. Дюма А. Анж Питу. М., 1994 3. Санд Ж. Орас. Нанон. Чептово болото. Харьков, 1993 4. Франс А. Собрание сочинений. Т.3. М., 1984 Список Литературы: 1. Бенуа Ф. Искусство Франции эпохи революции и первой империи. М. –Л., 1940 2. Доусон К.Г. Боги Революции. СПб., 2002 3. Кабанес О., Насс Л. Революционный невроз. М., 1998. 4. Кареев Н.И. Великая французская революция во французской литературе 19-20 вв. М., 1923 5. Кунов Г. Политические кофейни. Парижские силуэты времен Великой французской революции. Л., 1926 6. Манфред А.З. Великая французская революция. М., 1983 7. Матвеева-Леман А.А. Праздник верховного существа. Критический отчерк С. 24-86.// историческое обозрение 1911. Т. 16. http://vive-liberta.narod.ru/journal/matveeva_supetre.pdf 8. Олар А. Культ разума и культ Верховного существа во время французской революции. М., 1925. 9. Сеебрянская Е. З. Об эволюции мировоззрения Робеспьера. С. 263-316 // Из истории якобинской диктатуры. Одесса, 1967 10. Токвиль А. де. Старый порядок и революция. М.,1997 11. Фюре Ф. Постижение Французской революции. СПб., 1998 12. Хейзинга И. Homo ludens. М., 1997. 13. Чеканцева З. А. Политические представления французских простолюдинов на исходе старого порядка. С.89-103// Человек в истории.Homo politicus. Тамбов, 2000 14. Черноверская Т. А. Античность в политическом дискурсе якобинцев и проблема понимания. 15. Чудинов А.В. Французская революция: История и мифы. М., 2006 16. Шиковский Д. Люди и нравы французской революции. М.,1922 17. Jan Dumont La r’evolution francaise ou ies prodigies du sacril’ege. Criterion 1984 18. Lefevre G. La Grande peur de 1789. Suivi de les foules revolutionnaires. Paris, 1988 [1] Фюре Ф. Постижение Французской революции. СПб., 1998 [2] Там же, С. 91. [3] Санд Ж. Орас. Нанон. Чептово болото. Харьков, 1993, С. 416.
[4] Дюма А. Анж Питу. М., 1994, С. 122. [5] Там же, С 432. [6] Там же, С. 490. [7] Там же, С. 517. [8] Дюма А. Анж Питу. М., 1994, С. 246. [9] Санд Ж. Орас. Нанон. Чептово болото. Харьков, 1993, С. 323. [10] Гюго В. Девяносто третий. М., 1984, С. 153.
[11] Франс А. Собрание сочинений. Т.3. М., 1984, С. 274. [12] Там же, С. 334. [13] Там же С. 369. [14] Дюма А. Анж Питу. М., 1994, С. 441.
[15] Санд Ж. Орас. Нанон. Чептово болото. Харьков, 1993, С. 324. [16] Дюма А. Анж Питу. М., 1994, С. 325. [17] Jan Dumont La r’evolution francaise ou ies prodigies du sacril’ege. Criterion 1984 [18] Санд Ж. Орас. Нанон. Чептово болото. Харьков, 1993, С. 179.
[19] Дюма А. Анж Питу. М., 1994, С. 91. [20] Франс А. Собрание сочинений. Т.3. М., 1984, С. 260. [21] Там же, С. 192. [22] Санд Ж. Орас. Нанон. Чептово болото. Харьков, 1993, С. 409. [23] Сеебрянская Е. З. Об эволюции мировоззрения Робеспьера. С. 263-316 // Из истории якобинской диктатуры. Одесса, 1967
[24] Санд Ж. Орас. Нанон. Чептово болото. Харьков, 1993, С. 468. [25] Франс А. Собрание сочинений. Т.3. М., 1984, С. 338. [26] Санд Ж. Орас. Нанон. Чептово болото. Харьков, 1993, С. 517. [27] Франс А. Собрание сочинений. Т.3. М., 1984, С. 253. [28] Там же, С. 241.
[29] Франс А. Собрание сочинений. Т.3. М., 1984, С. 234. [30] Там же, С. 394. [31] Там же, С. 456. [32] Гюго В. Девяносто третий. М., 1984, С. 438.
[33] Франс А. Собрание сочинений. Т.3. М., 1984, С. 278. [34] Гюго В. Девяносто третий. М., 1984, С. 269. [35] Там же, С. 225. [36] Там же, С. 270. [37] Там же, С. 226. [38] Гюго В. Девяносто третий. М., 1984, С. 460.
[39] Доусон К.Г. Боги Революции. СПб., 2002, С. 36. [40] Франс А. Собрание сочинений. Т.3. М., 1984, С. 289. [41] Там же, С. 343. [42] Франс А. Собрание сочинений. Т.3. М., 1984, С. 344. [43] Франс А. Собрание сочинений. Т.3. М., 1984, С. 381. [44] Там же, С. 388. [45] Там же, С. 389. [46] Франс А. Собрание сочинений. Т.3. М., 1984, С. 327. [47] Там же, С. 207. [48] Там же, С. 370. [49] Там же, С. 343. [50] Там же, С. 391. [51] Санд Ж. Орас. Нанон. Чептово болото. Харьков, 1993, С. 369. [52] Франс А. Собрание сочинений. Т.3. М., 1984, С. 406. [53] Гюго В. Девяносто третий. М., 1984, С. 335. [54] Санд Ж. Орас. Нанон. Чептово болото. Харьков, 1993, С. 403. [55] Франс А. Собрание сочинений. Т.3. М., 1984, С. 333. [56] Доусон К.Г. Боги Революции. СПб., 2002, С. 154. [57] Дюма А. Анж Питу. М., 1994, С. 408. [58] Там же, С. 353. [59] Франс А. Собрание сочинений. Т.3. М., 1984, С. 250.
[60] Франс А. Собрание сочинений. Т.3. М., 1984, С. 271. [61] Там же, С. 273. [62] Санд Ж. Орас. Нанон. Чептово болото. Харьков, 1993, С. 424. [63] Гюго В. Девяносто третий. М., 1984, С. 121. [64] Дюма А. Анж Питу. М., 1994, С. 154, 253. [65] Доусон К.Г. Боги Революции. СПб., 2002, С. 231. [66] Санд Ж. Орас. Нанон. Чептово болото. Харьков, 1993, с. 314-320.
[67] Гюго В. Девяносто третий. М., 1984, С. 247. [68] Франс А. Собрание сочинений. Т.3. М., 1984, С. 332. [69] Санд Ж. Орас. Нанон. Чептово болото. Харьков, 1993, с. 437. [70] Франс А. Собрание сочинений. Т.3. М., 1984, С. 254. [71] Там же, С. 268. [72] Санд Ж. Орас. Нанон. Чептово болото. Харьков, 1993, С. 371.
[73] Франс А. Собрание сочинений. Т.3. М., 1984, С. 306. [74] Там же, С. 257. [75] Дюма А. Анж Питу. М., 1994, С. 429. [76] Гюго В. Девяносто третий. М., 1984, С. 118. [77] Гюго В. Девяносто третий. М., 1984, С. 117. [78] Франс А. Собрание сочинений. Т.3. М., 1984, С. 259. [79] Там же, С. 251. [80] Санд Ж. Орас. Нанон. Чептово болото. Харьков, 1993, С. 510. [81] Франс А. Собрание сочинений. Т.3. М., 1984, С. 232. [82] Санд Ж. Орас. Нанон. Чептово болото. Харьков, 1993, С. 380. [83] Гюго В. Девяносто третий. М., 1984, С. 118. [84] Там же С. 107. [85] Франс А. Собрание сочинений. Т.3. М., 1984, С. 279. [86] Санд Ж. Орас. Нанон. Чептово болото. Харьков, 1993, С. 394 [87] Дюма А. Анж Питу. М., 1994, С. 99. [88] Там же, С. 122. [89] Там же, с. 122-123. [90] Франс А. Собрание сочинений. Т.3. М., 1984, С. 237. [91] Там же, С. 244. [92] Там же, С. 393. [93] Франс А. Собрание сочинений. Т.3. М., 1984, С. 247. [94] Там же, С. 356. [95] Там же, С. 410. [96] Там же, С. 256. [97] Там же, С. 257. [98] Там же, С. 277. [99] Дюма А. Анж Питу. М., 1994, С. 408. [100] Франс А. Собрание сочинений. Т.3. М., 1984, С. 403. [101] Дюма А. Анж Питу. М., 1994, С. 474. [102] Франс А. Собрание сочинений. Т.3. М., 1984, С. 234. [103] Там же, С. 410. [104] Даже, если речь может зайти о космополите, то он наверняка интересуется историей человечества, как историей своего биологического вида.
|