Массовый невроз
«от дней великого страха в 1784 году до сентябрьской резни, от падения жирондистов до закона о подозрительных, от conspiration de l’etranger до падения Робеспьера страх был великой движущей силой революции»[65]. Госпожа Санд рассказывает о происшествии, иллюстрирующем это странное состояния масс: в селе, где жила героиня романа был распущен слух о приближении армии разбойников, в один вечер все крестьяне в панике собрали свои пожитки и покинули дома, но на следующий день жители деревни увидели только наскоро собранный отряд из другого прихода, предназначенный для защиты от разбойников, которые так и не появились. «Этих разбойников кто-то ловко придумал, чтобы отбить у крестьян охоту к революции», - объясняет Санд[66]. А может это просто результат коллективного психоза, заразительной истерики некоторых наиболее неустойчивых индивидов, которым всюду мерещилась опасность в напряженной обстановки беспорядка и ломки старых устоев. Нужно заметить, что некоторые факторы экономической, политической и культурной ситуации вполне закономерно могут вызывать подобные состояния масс. Лефевр посвятил этому явлению монографию, по его мнению «Великий страх» приходится на июль 1789 года. Крестьяне панически боялись выдуманных полчищ разбойников, и куда более реальной угрозы голода: цены на хлеб росли (а малоземельные крестьяне зависели от поставок, практически, так же как и горожане), заработная плата поденщиков и сезонных рабочих была очень мала, сеньориальная реакция, а неуклюжая политика правительства в отношении рассеянной крестьянской мануфактуры была крайне не гибкой. Также перенаселение и массовая безработица усугубляли положение. «Народ внушал страх самому себе», городской рынок был театром раздоров и преступлений, часто продавцы принуждались продавать муку по установленным народом ценам, в деревнях нередки были случаи вымогательства, причем занимались этим банды тех же крестьян более других уставших от вымогательств и преступлений против них. Лефевр указывает на то, что это явление было не единичным: в 1848 году в сельской среде был распущен слух о том что рабочие-«уравнители» идут в деревни отнимать землю и зерно. Что же касается «коллективного безумия» (на котором настаимают авторы монографии «революционный невроз») то Лефевр не сторонник этого мнения, он считает, что крестьяне уверенные в существовании заговора аристократии, скрывающей указы короля, который препятствует народному восстанию и изменению старых устоев. Крестьяне уверены что они на службе короля и методически разрушают замки сеньоров (конечно, кроме «королевского указа» мотивацией было желание справедливости, жажда отмщения за притеснения, штрафы, конфискации земли). Но крестьяне мирно расходятся если сеньор подписывает акт об отречении, и даже ждут пока отправят документ за подписью, если сеньора нет на месте.
|