Падение Горы было очевидно. Этому предшествовало множество факторов. Для начала, необходимо заметить, что суд не изменился со времен короля. Это был немаловажный фактор, послуживший причиной 9 термидора. Даже интерьер остался прежним в этом консервативном институте, служащем столь извечным понятиям: присяжные «сидя, вдоль стен, декорированных пучками ликторских прутьев и красными колпаками, подобно тому, как их предшественники заседали среди королевских лилий, члены Революционного трибунала хранили важность ужасающие спокойствие королевских судей»[49].
Но главная причина в том, что этот грубый фарс в высокой трагедии стал вызывать ропот. Говорят, будто однажды во время казни несколько голосов даже крикнули: «Довольно!»[50]. Люди перестали верить в спасительность (и вообще полезность) этих мер.
Санд по этому поводу конспектирует мнения парижской общественность 80х: «..скоро сами поймете, помогают ли нетерпимость и жестокость, всегда извращающие любую веру, привести к другой, более совершенной. Я в это не верю, ибо знаю, что церковь погибла из-за своих жестокостей. Если дело якобинцев провалиться, вспомните о резне, учиненной ими в тюрьмах, и мысленно повторите мои слова: новую церковь не построить на гнилой основе, из-за которой рухнуло прежнее здание. Республику убивает ее зверство «Обрекая на гибель невинные жертвы и запугивая до смерти народ, они убивают республику, суть которой остается непонятной тому же народу»..[51]
Франс доказывает, что падение режима, напрямую связано с гильотиной, она стала угрожать слишком многим, и уже страх стал побуждать людей к отваге встать против режима. Философ Бротто предсказал: «Революционный трибунал вызовет падение режима, которому он обязан своим существованием: слишком большому количеству голов угрожает это судилище. Числа нет людям, которые трепещут перед ним; они объединяются и чтобы уничтожить его, они уничтожат весь политический строй»[52].