Студопедия — Мораль. Милосердие и жестокость
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Мораль. Милосердие и жестокость






 

Мораль – фундамент, на котором строится религия. Революция несет новую мораль, несет ее из глубины времен. В Эваристе Гамлене уже изначально живет это новое религиозное основание. Франс искусно это показывает через картины юного художника Эвариста; на лучшей его картине изображен Орест на смертном одре (чье лицо художник рисовал с себя же), «…движимый сыновьей любовью, покорный священному долгу, совершил он преступление, в котором боги должны его оправдать, но которого люди ему никогда не простят. Чтобы отомстить за поруганную справедливость, он переступил законы естества, отрекся от своей человеческой природы, вырвал сердце из своей груди. Он гордо несет бремя своего ужасного и доблестного злодеяния»[33] - так говорит об этом мифе сам живописец. Между работой Гамлена в революционном трибунале и матереубийством Ореста много общего. Это и есть древнегреческая мораль – великое преступление, которое не простят люди – могут просить боги; преступления Революционного трибунала – ужасны и божественны в своем величии, совершающий их грешник много выше земных праведников.

17 флореля 1794 Робеспьер сделал свой большой доклад к Конвенту «Об отношении религии и морали к республиканским принципам». На нем и был рожден новый, «неогреческий» моральный мир. А главным его фондом оказался народ, носитель истинных моральных инстинктов. Данное положение и помогло оправдать жестокие массовые убийства, чинимые разъярённым нардом.

Милосердие, в прошлом бывшее первой добродетелью теперь стало формой измены. «Когда нации угрожают пушки неприятеля, и кинжалы изменников, милосердие - тягчайшее преступление»[34]. Революции не позволительно иметь принципы: Симурден говорит своему ученику - «знай, Говэн, надо воевать с женщиной, когда она зовется Марией Антуанеттой, со старцем, когда он зовется Пий 6, и с ребенком, когда он зовется Луи Капет»[35].

Как уже было сказано, в республиканский рай можно попасть только через нечеловеческое усилие, через зверство, нужно пройти всю эволюционную лестницу заново, так показывает практика, теория в виде нравоучительных книг наподобие библии отвергнута, уже не верят, что добра можно добиться добром, а зло не порождает ничего кроме зла.

Впрочем жестокие убийцы, подобные Гамлену или Симурдену, верили, что они убивают ради будущего счастья: «Одни только деспоты утверждают, будто смертная казнь – необходимый атрибут власти. Державный народ со временем отменит ее. Робеспьер выступил против, не все патриоты были на его стороне; чем скорее будет издан декрет об ее отмене, тем лучше»[36]. Революция не знает милосердия в отношении врага «точно так же, как для хирурга гангрена.. Операция страшная, но революция совершает ее твердой рукой. Ну, а если притом при хвачено немного и здоровой плоти, спроси-ка на сей счет мнение нашего Бергава»[37].

Но один персонаж не смог переступить человечность и пожертвовать революции немного «здоровой плоти», Гюго не мог не заострить внимание на этом противоречии: Гюго рисует образ наивысшего идеала, Говэн видит жестокости гражданской войны как ступень к свету, но в то же время не может принять тьмы, которая внизу, подсознательно руководствуется милосердием, любовью к людям. Его идеи слишком смелы и добры для этого мира. Говэн добровольно умирает, как будто наказывает сам себя, за то, что не может решить этой головоломки..выход он нашел только один – совесть, и далее справедливость, но этот выход в его условиях ведет только к смерти.

Говен умудряется видеть реальность объективно: «нет невиновных, нет виноватых. Людовик XVI – баран, попавший в стаю львов. Он хочет убежать, хочет спастись, он пытается защищаться; будь у него зубы, он укусил бы. Но не всякому дано быть львом. Это было зачтено ему в вину. Как, баран в гневе посмел ощерить зубы! «Изменник!» - кричат львы. И они пожирают его…смотрите, как бы террор не стал позором революции…»[38] Говен четко различает правосудие и справедливость и не понимает, почему бы свергая короны, не пощадить голов.

 

***

В данной главе речь шла о религии, понятии, имеющем огромное значение в изучении любой эпохи. Совсем небольшой промежуток времени изобилует религиозноокрашенными событиями. Между собой столкнулись и затем смешались католицизм, атеизм, Культ Верховного существа и культ Разума. В Вышеизложенном разделе представлен материал о состоянии религий в период революции их искажения и особенности развития: католицизм изгонялся из большинства городов, под давлением культа Разума (носящего в себе зачатки атеизма), с приходом к власти Робеспьера устанавливается культ Верховного существа, который лоялен к христианству, но гонения продолжались по инерции, после 9 термидора, каталицизм вновь стал набирать позиции. Еще раз замечу, не смотря на последовательную сменяемость культов, они проникали в друг друга и создавали некую общую смесь.

Также в этом разделе рассматривается другое неразрывно связанное с религией понятие – мораль. Во время революции появляется новый ее вид, отличный от христианской морали. Отныне великое деяние может оправдать самые жестокие преступления.







Дата добавления: 2015-06-29; просмотров: 470. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Вычисление основной дактилоскопической формулы Вычислением основной дактоформулы обычно занимается следователь. Для этого все десять пальцев разбиваются на пять пар...

Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...

Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

Этапы трансляции и их характеристика Трансляция (от лат. translatio — перевод) — процесс синтеза белка из аминокислот на матрице информационной (матричной) РНК (иРНК...

Условия, необходимые для появления жизни История жизни и история Земли неотделимы друг от друга, так как именно в процессах развития нашей планеты как космического тела закладывались определенные физические и химические условия, необходимые для появления и развития жизни...

Метод архитекторов Этот метод является наиболее часто используемым и может применяться в трех модификациях: способ с двумя точками схода, способ с одной точкой схода, способ вертикальной плоскости и опущенного плана...

ЛЕЧЕБНО-ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ НАСЕЛЕНИЮ В УСЛОВИЯХ ОМС 001. Основными путями развития поликлинической помощи взрослому населению в новых экономических условиях являются все...

МЕТОДИКА ИЗУЧЕНИЯ МОРФЕМНОГО СОСТАВА СЛОВА В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ В практике речевого общения широко известен следующий факт: как взрослые...

СИНТАКСИЧЕСКАЯ РАБОТА В СИСТЕМЕ РАЗВИТИЯ РЕЧИ УЧАЩИХСЯ В языке различаются уровни — уровень слова (лексический), уровень словосочетания и предложения (синтаксический) и уровень Словосочетание в этом смысле может рассматриваться как переходное звено от лексического уровня к синтаксическому...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.012 сек.) русская версия | украинская версия