Французская революция — весьма благодатное поле для исторического романа, это - героическая эпоха грандиозной борьбы, необычайных событий, на фоне которых легко создать приключенческий сюжет. Более того, это было время перестройки всех общественных отношений, быта, глубоких внутренних переживаний трагического характера, сколько сильных человеческих фигур, интересных с психологической точки зрения. За обработку сюжетов из этой эпохи брались художники самого разного уровня, в том числе и самые крупные литературные таланты, среди которых мы встречаем таких глубоких писателей, как Виктор Гюго, Диккенс, Анатоль Франс. Впрочем, нужно отметить, что к этой эпохе обращались и слабые писатели, ориентирующиеся на требования читающей толпы, работающие в жанре бесполезной и безыдейной развлекательной книги.
Классификация романов по их литературному направлению (романтизм, реализм) кажется мало эффективной, так как уровень исторического анализа у романтика Гюго не уступает реалисту Франсу, более важным мне показалось разделить книги по их ориентированности и одаренности их автора. Разделение источников на данные группы не бесспорно, но они отражают оценку и значимость материала. Основной меркой, по которой можно судить об исторической ценности романа, послужила степень исторической идейности изображения бытовой (нравоописательной), социальной и психологической сторон французской революции.
Дюма совершенно безыдеен, складывается впечатление, что ему вообще не интересна революция, а выбрана она для фона, лишь по тому, что публике нравятся переломные времена.
Жорж Санд также мало внимания уделяет историческому фону; сюжетная линия, придуманная ею в «моменты сладких грез» абсолютно главенствует над историческим анализом, ограничивающимся тривиальными фразами. Здесь хочется привести слова госпожи Санд из романа «Нанон»: «Но в 1793 году, когда старый режим только-только отошел в прошлое…мы жили совсем как Робинзон на своем острове»[3]. И далее она описывает как ее героиня и прекрасный аристократ Эмильен, прячась от патриотов, одомашнивают двух диких козочек и собирают плоды. Романистка даже особо не затрудняется с описанием революционных событий, а уносит своих героев в девственные леса.