Студопедия — Роман Виктора Гюго (1802—1885)
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Роман Виктора Гюго (1802—1885)






Отец Гюго, Жозеф-Леопольд-Сигизбер был офицером наполеоновской армии, который выдвинулся из низов в годы революции, завербовавшийся в республиканскую армию в пятнадцатилетнем возрасте. Через него писатель столкнулся с пафосом Великой Французской революции. Начав свою литературную деятельность в самом консервативном лагере, Гюго с течением времени сделался либералом, а затем и радикалом и республиканцем, что и следует учитывать, читая его роман о революции; активно участвовал в политической жизни (Участвовал в комитете сопротивления против бонапартистов в 1851 году), а его роман «девяносто третий год», наполненный состраданием и возвеличиванием утопического социализма был написан спустя 3 года после подавления парижской коммуны. Гюго стремился продолжать революционные традиции в искусстве и изображал самые высокие демократические идеи революции.

Как величайший французский поэт XIX века, он был главою романтической школы, и его романы всегда отличались как художественной, так и исторической ценностью.

Из эпохи революции Гюго взял 1793 год, год наибольшего развития революционного террора и гражданской войны. Действие происходит в Вандее, на северо-западе Франции, и в Париже.

Герои его романа олицетворяют идеи революции: Симурден, священник является воплощением революционного террора, прямолинейным и неумолимым исполнителем закона; Говэн, начальник отряда, молодой идеалист, полный высоких побуждений, милосердия, борющийся за светлое будущее человечества; Лантенак, жестокий предводитель контрреволюционного восстания, столь же неумолимый и прямолинейный как и Симурден.

Здесь сопоставлены две Франции в фигурах Лантенака, с одной стороны, и Симурдена с Говэном с другой. В обоих лагерях есть чувства чести и долга, милосердие и великодушие: таково отношение Гюго к борящимся: «Называйте революцию, - говорит он,- благим деянием или злым деянием, смотря по тому, к чему у вас есть тяготение, к будущему или прошедшему».

Оба эти человека, маркиз и священник, представляли до некоторой степени одну и ту же маску гражданской войны - два профиля, один— обращенный к прошлому, другой - к будущему, но оба одинаково трагические. Горькая усмешка на губах Лантенака была покрыта тенью и мраком, а на роковом челе Симурдена сиял свет зари». Если образы священника и маркиза - лик гражданской войны, хаоса и жестокости, то Говен – светлое будущее, сам он верил в его неминуемость и говорил, что «Если бы бог хотел, чтобы человек пятился назад, он поместил бы глаза на затылке»[10].

Гюго затрагивает очень многие исторические детали О Конвенте— воплощении революции, он говорит как историк, характеризуя партии и отдельных лиц, попутно рассказывая анекдоты, приводя остроты, повторяя шутки,—пестрая мозаика, составленная из фактов и сплетен. А сколько у него описаний, притом и идиллических, и трагических. Забавы детей, запертых в замковой комнате, где они чуть не сгорели, настоящая идиллия, а рядом описание жестокостей войны. Все романы этого гения строятся на животрепещущих противоречиях. Захватывающа сцена свидания Робеспьера, Марата и Дантона в кабачке на улице Павлина, — сцена большого исторического смысла, если, зная факты, в нее вдуматься.

Его язык образен и рафинирован. Нет ничего лишнего, но образность доведена до высочайшего уровня. Это поздний роман, здесь его талант достиг наибольшего веса. В нем нет сентиментальности, но только пафос великого события.

Франс А. (1844 – 1924)

Анатоль Франс—философ и поэт, обладающий громадной эрудицией и удивительной способностью вживаться в настроения и чувства разных эпох. Как писатель, он всегда отличался выразительностью и красочностью образов, благородной простотой и красотой слога, а в своих романах умением искусно переплетать свои вымыслы с действительными фактами, взятыми как из современности, так и из истории.

Он обличает неправды и уродства в нравах и в социальном строе современности и былых времен. В последние годы XIX века Анатоль Франс занял очень видное место среди французских представителей высшей интеллигенции, начав между прочим участвовать в устройстве народных университетов, читать лекции для рабочих, говорить речи на митингах, при чем сделалось в последнее время известным и сочувствие его к октябрьской революции в России.

Появление романа «Боги жаждут» сочувственно приветствовал лучший знаток истории революции во Франции, парижский профессор Олар. В своей заметке о нем в периодическом историческом органе «Французская Революция» он написал о нем, например, такие строки: "Эта книга полна исторической правды. Если бы какой-нибудь педант нашел в ней некоторые анахронизмы, то это показало бы только, что он ничего не понял в методе поэта, который соединяет так, как это находит нужным, не становясь в противоречие ни с вероподобием, ни с общим знанием». Героя романа Олар называет при этом не карикатурой, созданной воображением писателя, а настоящим историческим типом.

В романе нет никаких приключений, но очень красочно описан быт, главный же интерес романа - психология героя-якобинца. Это, так сказать, рядовой якобинец, средний экземпляр данного типа. Франс, без всякого озлобления, показывает драму человека поглощенного идеей. Якобинцы считали себя монополистами истины и добродетели и искренне верили в свою миссию, дающую право на власть для достижения цели. Вся психика Гамелена определяется таким настроением, доводящим его до подавления в себе всяких иных движений души. Гамелен находится под властью идеи, царящей как над его здравым смыслом, так и над его нравственным чувством.

Гамлену противопоставлен персонаж, устами которого нередко говорит сам автор. Это—Морис Бротто, уже старик, когда-то большой богач, вольнодумец, атеист, разделяющий идеи Лукреция, томик которого всегда имеет при себе, чтобы иметь возможность почаще в него заглядывать. В одном споре с Гамеленом поклонник эпикурейской философии заявляет о себе: «Я люблю разум, но я не фанатик разума. Разум нами руководит и нас просвещает, но когда вы сделаете из него божество, он вас ослепит и заставит совершать преступления». Бротто аполитичен, сожалеет, о том, что прекрасная идея революции не может быть воплощена тем более подобными средствами.

Бротто—скептик до мозга костей. С великим сомнением относится он к внешним победам Франции. «Подождите, - предсказывает он,—настанет день, когда один из этих героев, которых вы обоготворяете, начнет вас глотать, как в басне журавль—лягушек, ибо богов узнают по аппетитам.» В этих словах Бротто как бы предчувствуется военный деспотизм Наполеона, и в них же нужно искать объяснение названия романа «Боги жаждут». Но еще яснее смысл этого названия выступает в другом аналогичном месте, где говорит Анатоль Франс уже от себя: «Поражениям армий, восстаниям провинций, злоумышлениям, заговорам Конвент противопоставлял террор: «боги жаждут», заимствовав ее из одной речи, сказанной во время революции; это были еще ранее слова одного туземца Америки во время первоначального ее занятия европейскими завоевателями.

Анатоль Франс не политик, он только наблюдает и изображает жизнь, в своих исторических романах, только воскрешает прошлое с любознательностью ученого и с образностью художника.







Дата добавления: 2015-06-29; просмотров: 463. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Практические расчеты на срез и смятие При изучении темы обратите внимание на основные расчетные предпосылки и условности расчета...

Функция спроса населения на данный товар Функция спроса населения на данный товар: Qd=7-Р. Функция предложения: Qs= -5+2Р,где...

Аальтернативная стоимость. Кривая производственных возможностей В экономике Буридании есть 100 ед. труда с производительностью 4 м ткани или 2 кг мяса...

Вычисление основной дактилоскопической формулы Вычислением основной дактоформулы обычно занимается следователь. Для этого все десять пальцев разбиваются на пять пар...

Различия в философии античности, средневековья и Возрождения ♦Венцом античной философии было: Единое Благо, Мировой Ум, Мировая Душа, Космос...

Характерные черты немецкой классической философии 1. Особое понимание роли философии в истории человечества, в развитии мировой культуры. Классические немецкие философы полагали, что философия призвана быть критической совестью культуры, «душой» культуры. 2. Исследовались не только человеческая...

Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит...

ТРАНСПОРТНАЯ ИММОБИЛИЗАЦИЯ   Под транспортной иммобилизацией понимают мероприятия, направленные на обеспечение покоя в поврежденном участке тела и близлежащих к нему суставах на период перевозки пострадавшего в лечебное учреждение...

Кишечный шов (Ламбера, Альберта, Шмидена, Матешука) Кишечный шов– это способ соединения кишечной стенки. В основе кишечного шва лежит принцип футлярного строения кишечной стенки...

Принципы резекции желудка по типу Бильрот 1, Бильрот 2; операция Гофмейстера-Финстерера. Гастрэктомия Резекция желудка – удаление части желудка: а) дистальная – удаляют 2/3 желудка б) проксимальная – удаляют 95% желудка. Показания...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.011 сек.) русская версия | украинская версия