Как управлять своим вниманием?
Начнем по порядку, то есть сначала. Первый вопрос: что такое внимание? Внимание — это когнитивный (познавательный) процесс, который обеспечивает упорядочивание поступающей извне информации в порядке приоритетности стоящих перед субъектом задач. Второй вопрос: что нужно знать о сосредоточенности внимания? Во-первых, чем она полнее, тем выше результат — это общий закон для многих видов деятельности. Во-вторых, полная сосредоточенность на чем-то одном ведет к автоматическому отключению от всего окружающего. В-третьих, большинство людей не способны сосредоточиваться одновременно на двух разных предметах. Тут, конечно, можно вспомнить Юлия Цезаря, но, думаю, дело не в его умении распределять внимание, а в способности быстро переключать его с одного предмета деятельности на другой. Третий вопрос: каков механизм сосредоточения? Сосредоточенность (или сконцентрированность внимания) очень сложно поддерживать на одном уровне. По сути, уровень сосредоточенности внимания можно представить в виде синусойды. Можно провести грубую параллель между механизмом внимания и работой мышечной системы: можно удерживать мышцу в напряженном состоянии какое-то время, но рано или поздно она неизбежно расслабится. То есть, нужно помнить: повышение произвольного внимания путем сознательного усилия воли затем неизбежно приведет к его кратковременному спаду и расконцентрации. Примеры этого мы часто наблюдаем даже у бильярдистов высочайшего уровня, когда после феноменального сложного забитого шара допускается элементарная ошибка на ударе, давным-давно отработанном до автоматизма. Поэтому после игровых ситуациях, потребовавших повышенного сосредоточения, хорошо сделать маленькую паузу: походить вокруг стола, помелить наклейку, лишний раз прицелиться. Четвертый вопрос: что такое «оптимальное время сосредоточения» (далее – ОВР)? Это сугубо индивидуальная величина, длительность промежутка времени, необходимого для «настройки» на движение. Применительно к бильярду, на подготовительные маховые движения кием перед ударом по битку. Каждый бильярдист должен твердо знать свое ОВР, ведь, если его сократить или растянуть, это, как правило, закончится промахом или плохим выходом. Для того, чтобы определить свое ОВР, а оно, повторюсь, индивидуально (хотя, конечно, есть и некоторые общие закономерности в каждом виде спорта), удобнее всего прибегнуть к секундомеру, а еще лучше — к миллисекундомеру. Нужно попросить тренера или товарища проследить с секундомером в руке хотя бы за двумя-тремя десятками однотипных ударов и сопоставь их результативность с временем сосредоточения. Наверняка выявится определенная зависимость между качеством исполнения и временем подготовки. В дальнейшем при подготовке к удару желательно ориентироваться на эту величину, пока она не закрепится. Пятый вопрос: на чем концентрироваться? Звучит, возможно, немного странно, но, если вдуматься, непраздно. Нужно различать два предмета, которые требуют внимания во время удара: первый — цель, то есть забить шар в лузу, второй — средства достижения этой цели, то есть кий и биток. Как утверждают специалисты по спортивной психологии, для получения нужного результата в подавляющем большинстве случаев необходимо предельно сосредоточить внимание не на самой цели, а на средствах ее достижения. Почему? По той простой причине, о которой шла речь выше: наше внимание не может быть одновременно и в равной степени сконцентрировано на двух объектах. Поэтому, если сосредоточить его на самой цели, то уходят из-под мыслительного контроля средства ее достижения. И результат, несмотря на большое желание, оказывается хуже, чем хотелось бы.Это, конечно, в большей степени относится к молодым бильярдистам, чья техника удара еще не достигла полного автоматизма и требует сознательного контроля. Шестой вопрос: как тренировать внимание? Внимание, используя все ту же аналогию с мышцами, тоже можно «накачать». Ниже приведу всего два рекомендованных спортивным психологом В.А. Алексеевым упражнения, способных в этом помочь. 1. Нужно взять секундомер или часы с секундной стрелкой и проследить за ее движением, не отрывая внимания, столько секунд, сколько удастся. Опыт показывает, что в первый раз большинство способно удерживать неотрывное внимание на движущейся стрелке не более 20-40 секунд. Путем тренировок можно постепенно добиться удлинения сроков удержания неотрывного внимания на секундной стрелке до 1-3 минут. Если при этом внимание отвлечется хотя бы на мгновение, упражнение считается невыполненным, его надо прекратить и начать сначала. Определив наибольшее время, в течение которого внимание смогло удержаться на секундной стрелке, не отвлекаясь, нужно постараться повторить периоды такого же сосредоточения 3-4 раза подряд, делая между каждой «попыткой» перерывы на 10-20 сек. Такие упражнения полезно повторять несколько раз в день, особенно перед сном, когда мозг утомлен, и ему трудно сосредоточиваться. Преодоление усталости будет говорить о том, что тренированность сосредоточенного внимания достигла высокой степени. Приблизительно через месяц ежедневных тренировок внимание должно обрести способность удерживаться без перерывов на движущейся секундной стрелке в течение 5 мин. После этого можно перейти на тренировки по наблюдению за очень медленным движением минутной стрелки в течение такого же отрезка времени. Удержание сосредоточенного внимания в течение 5 мин — очень хорошее достижение. 2. Еще Леонардо да Винчи советовал своим ученикам, внимательно рассмотрев какой-либо предмет, закрыть затем глаза и, не торопясь, представить его во всех деталях. После этого снова посмотреть на этот же предмет и проверить, насколько представление совпадает с оригиналом. Великий художник и ученый считал такое упражнение очень полезным для развития внимания и рекомендовал заниматься им так часто, как позволяет время, добиваясь того, чтобы представление полностью повторяло оригинал. Это упражнение можно выполнять, привлекая на помощь дыхание: рассматривая что-либо, делать медленный вдох, как бы втягивая в свой мозг, в свою память то, на чем сосредоточено внимание, а на выдохе, еще более замедленном, закрывать глаза и мысленно воспроизводить образ того предмета или явления, которые только что были в фокусе внимания.
|