Акты вечевых собраний
Архаичная система права. В источниках права практически ничего не говорится о положении аристократии (князей и бояр). Положение в обществе обусловлено их имущественным статусом, происхождением. Варварские правды исходят из понятия кратности судебных штрафов за убийство благородного человека. Делается общий вывод о социальном расслоении общества, в русской правде такой картины не наблюдается. Ничего не сказано об убийстве аристократов, только об убийстве слуг аристократов (двойная вира). (Лекции)
Общий термин "закон русский" - обычное право. Обычное право отличает неформальность выражения - следовательно изучить его возможно, только введя в определенные рамки. Самой главной формой обычного права можно признать Русскую правду и другие формальные записи обычного права. Законодатель ничего сам не изобретает, он выбирает из уже готового материала образцы и освещает их своим собственным авторитетом. Русская правда (РП) дошла до нас во множестве списков, включенная в состав других, более поздних источников, преимущественно канонических. В современности выделяют три редакции РП, относя их к различным периодам. Русскую правду следует отнести к LegesBarbarorum. Это национальный закон личный закон русских по которому их следовало бы судить, окажись они в иностранном суде. Этот памятник сложно-составной. Правда пополнялась как судебными решениями так и памятниками "личного" законотворчества (устав о закупах Владимира Мономаха в пространной редакции). По своему характеру правда - это компиляция норм публичного, частного, уголовного и уголовно-процессуального и гражданско-процессуального права. Нормы материального свободно соседствуют в ней с нормами формального права. Согласно летописи родина правды - Новгород. Очевидно Русская правда есть акт всего дома Рюриков так как она все же пополняется князьями со всей Руси.
Псковская и Новгородская Судные грамоты: позднее средневековье. Источник грамот – княжеские уставы (грамоты великого князя Александра и грамоты князя Константина) Второй источник – псковские пошлины, то есть обычное право сев.-рус. племен. Нормы к одним и тем же институтам права разбросаны. Но более систематизированы. Вечевые грамоты: Псковская и Новгородская датируются московским периодом, но мы видим здесь яркую, самобытную юридическую жизнь наших предков. Основной источник - все равно обычное право. К обычному праву можно отнести и акты делового оборота наших предков: такие как: жалованная грамота великого князя Мстислава и сына его Всеволода Юрьеву монастырю от 1130 года, купчая Антония Римлянина от 1147г, рядная Тешаты и др. Также источником следует признать акты князей: их судебные решения, церковные уставы (один из них был принят еще до Русской правды - устав св. Владимира).Церковь - высшая судебная инстанция по семейным и наследственным отношениям, впервые после отмены вводится смертная казнь. Владимирский-Буданов называет также источником - юридические пословицы, поговорки и т. д. Но в данном случае это не дописьменные способы выражения права, а свидетельства о восприятии нашими предками права вообще. Следующий источник - договоры русских с греками 907 (Олег), 911 (Олег), 945 (Игорь), 971 (Святослав)гг и с немцами XII-XIII вв. Договоры с греками по своей сути современные международно-правовые акты. Носят международный частно-правовой характер.Право, выраженное в договорах, ни право византийское, ни чисто русское, хотя больше следов русского права (за убийство – смерть: для грека – казнь, для русского – месть). Договоры с немцами посвящены в основном торговым отношениям. Определяют в основном положение немцев на территории русских и наоборот (например, немцам можно судиться по своему праву, иметь свое управление), а также устанавливают таможенные сборы, содержат нормы о договорах купли-продажи и т.д. Влияние греко-римского права было весьма ощутимым. (Курс лекций М. А. Исаева)
|