Право Золотой Орды
Необходимо изучать в рамках курса «Истории гос-ва и права России», так как право Золотой Орды в течение нескольких веков действовало также и на территории Русского государства (1242-1480) и в некоторых аспектах оказало значительное влияние на правовую систему Руси. Проникали правовые нормы Золотой Орды в русское право, во-первых, через отдельные прецеденты. Так, русские князья были подсудны суду Золотой Орды, судебные иски, сторонами которых были монголы и русские, рассматривались монгольскими судами. Во-вторых, заимствование происходило и на более общем уровне. Оказала значительное влияние на русскую правовую систему административно-финансовая система, введённая монголо-татарам на территории Русского государства. Ямской службой Русь обязана именно монголо-татарам. Система центрального управления, которая впоследствии сложилась в Московском государстве, также испытала огромное влияние со стороны правовой системы Золотой Орды. ------- Источники права Золотой Орды: 1. Обычай Был формализован Чингис-ханом в 1206г. посредством издания специального свода постановлений - «Ясы» («Великая Яса», «Джасак»), что в переводе означает «повеление», «приказ». До наших дней этот документ не дошёл, поэтому информацию о нём черпаем из арабских источников, преимущественно XV века. «Яса» содержала в основном нормы уголовного права (как, в принципе, и любой «ранний» источник) и правила организации монгольского войска. Нормы гражданского и обязательственного права - в зачаточном состоянии. Политическая власть и вассальные отношения отождествлялись с отношениями собственности. Семейные, брачные, наследственные отношения регулировались традициями и обычаями (многожёнство, эндогамия, принцип минората в наследовании и т.п.). «Яса» закрепляла обязанность всего населения служить государству, каждый занимал своё определённое место в войске и податной системе. Отдельные группы населения, однако, (церковь, ремесленники, врачи, юристы) были исключением из данного правила. Такое изъятие осуществлялось на основе ханских ярлыков, которые возобновлялись при каждой новой смене власти в Золотой Орде. Важными указами, дополнявшими «Ясу», были указы, регламентировавшие проведение переписи, работу почтовой службы и другие. Стоит также отметить крайнюю архаичность норм «Ясы» и её тесную взаимосвязь с язычеством, шаманизмом (в области преступлений, наказаний: нельзя черпать воду руками - только чашкой, иначе — смертная казнь; подавился пищей на пиру — смертная казнь и т.д.). «Яса» пользовалась непреклонным авторитетом в Золотой Орде и служила основным источником права вплоть до принятия ислама (XIV век), когда первенствующую роль стали играть законы Шариата.
ñ Ярлык («повеление») Может быть указом, временным распоряжением, договорной грамотой, льготной грамотой, служилой грамотой. ñ Дефтеры — инструкции по делопроизводству в ханской канцелярии, не подлежат обнародованию (в отличие от ярлыков) ñ Повеления местным управителям ñ Баиса (басма) — род документа, удостоверявшего личность, содержание какого-либо акта; могла также представлять собой грамоту на чиновное звание или должность (от китайского «пайцзы»). В русских актах часто встречается в качестве дополнения к золотоордынским ярлыкам. + и другие грамоты 4. Законы Шариата (после принятия ислама)
|