Обязательство и последовательность
Исследование, проведенное канадскими психологами, выявило интересный факт. Люди, пришедшие на ипподром, становились гораздо более уверенными в победе выбранной ими лошади после того, как ставки были сделаны. Казалось бы, шансы данной лошади не меняются: это та же самая лошадь, в том же самом заезде, на том же поле. Однако в сознании держащих пари людей перспективы ее значительно улучшаются после того, как на нее сделана ставка. На первый взгляд такое изменение точки зрения немного озадачивает. Причина этой бросающейся в глаза перемены связана с социальным влиянием. Все мы стремимся соответствовать (в своих глазах и в глазах окружающих) тому, что мы уже сделали. Акт принятия окончательного решения — в данном случае покупка билета — оказался решающим фактором. Коль скоро определенная позиция занята, люди становятся склонны вести себя последовательно. Они убеждают самих себя, что сделали правильный выбор, и в результате их настроение улучшается. Суть данного правила заключается в следующем: если мы сделали выбор или заняли определенную позицию, то мы будем стремиться вести себя в соответствии с принятыми на себя обязательствами и стараться оправдать ранее принятое решение, т.е. будем вести себя последовательно. Психологи давно поняли, какую важную роль играет принцип последовательности в управлении людьми. Известные теоретики Л.Фестингер, Ф.Хайдер и Т.Ньюкомб считают стремление к последовательности главным мотиватором человеческого поведения. Желание быть (и выглядеть) последовательным представляет собой чрезвычайно мощное орудие социального влияния, часто заставляющее нас действовать явно вопреки собственным интересам. Чтобы понять, почему стремление к последовательности является таким мощным мотива-тором, необходимо осознать, что обычно последовательность очень высоко ценится. Непосле-довательность же, как правило, считается отрицательной чертой личности. Человека, чьи убе-ждения, слова и дела расходятся друг с другом, обычно признают пребывающим в замешательст-ве, двуличным или даже умственно больным. С другой стороны, последовательность ассоцииру-ется с интеллектуальностью, силой, логикой, рациональностью, стабильностью и честностью. Поскольку нам обычно полезно быть последовательными, мы поддаемся искушению быть таковыми автоматически, даже в ситуациях, когда это неблагоразумно. Тем не менее даже «сле-пая» последовательность имеет свои привлекательные стороны по крайней мере по двум причинам. Во-первых, как и большинство других форм автоматического реагирования, она предлагает кратчайший прямой путь через сложности современной жизни. Коль скоро мы приняли какое-то решение в отношении данных вопросов, последовательность предоставляет нам чрезвычайно привлекательную роскошь: мы больше не должны упорно думать над каждой незначительной проблемой, не нужно скрупулезно анализировать поток информации, с которым мы сталкиваемся ежедневно, чтобы выявить относящиеся к делу факты, не следует тратить умственную энергию, чтобы взвешивать все за и против, постоянно принимать жесткие решения. Все, что нам надо сделать при столкновении с какой-либо проблемой, это включить наш механизм последовательности и мы знаем, во что именно следует верить, что нужно говорить и что делать. Нам требуется только думать и поступать таким образом, чтобы наши мысли и действия соответствовали принятым ранее решениям. Во-вторых, существуют такие выводящие из душевного равновесия мысли, которые мы не хотим осознавать, потому что они вызывают страх. Автоматическое же стремление к последовате-льности позволяет «закрыть глаза» на необходимость понимания причин подсознательной тревоги. Последовательность делает нас невосприимчивыми к доводам рассудка. Пример с королем из «Обыкновенного чуда». Таким образом, автоматическое стремление к последовательности является своего рода защитным механизмом.
|