Студопедия — Тема 6. Философия Нового времени.
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Тема 6. Философия Нового времени.






 

Основная проблема философии Нового времени – проблема сущности познания и источника знаний. В зависимости от полагаемого в качестве основного источника знаний, выделились два основных направления – рационализм (ratio – разум) и сенсуализм (sensus – чувства).

Рационализм представлен учениями Рене Декарта (1596 – 1650), Бенедикта Спинозы (1632 – 1677) и Готфрида Вильгельма Лейбница (1646 – 1716). Основы рационалистической традиции были заложены Рене Декартом.

Основная проблема философии Декарта – проблема достоверности знания, в рамках решения которой Декарт развивает учение о методе. Метод Декарта сводится к четырем правилам:

– правилу очевидности – не принимать на веру того, в чем не уверен с очевидностью, включать в суждения только то, что представляется уму ясно, отчетливо и не дает повода к сомнению;

– правилу анализа – разделять любую проблему на такое количество частей, которое необходимо для ее решения;

– правилу синтеза – располагать мысли в определенном порядке, двигаясь с простых и легко познаваемых предметов к предметам сложным;

– правилу контроля – делать всюду перечни настолько полные и обзоры столь обхватывающие, чтобы быть уверенным, что ничего не пропущено

Предложенный метод должен был применяться к философскому познанию в целях обнаружения очевидных истин, составляющих основу познания. Помимо метода, основой Познания является принцип радикального сомнения, согласно которому усомниться можно практически во всем, кроме одного – несомненным остается только сам факт сомнения. Отсюда, знаменитое декартовское: "Cogito ergo sum" – мыслю, следовательно, существую. Декарт отмечает, что в разуме человека содержатся так называемые врожденные идеи – идеи, заложенные Богом, совершенство которого является гарантом познаваемости мира. Бог в учении Декарта – творец двух субстанций – протяженной и мыслящей, – существующих независимо друг от друга и соединяющихся в мыслящем субъекте, обладающем телесной протяженностью.

В основе учения Спинозы – понятие единой и бесконечной субстанции, обладающей множеством атрибутов, из которых человеку доступны только протяженность и мышление. В человеке тело и душа являются разными выражениями одной сущности, единство которых познается посредством интеллектуальной интуиции (т.е. только через разум). Низшее по своему значению, чувственное знание усматривает только множественность вещей и не способно подняться до их постижения как проявления единой божественной природы. Ель познания и высшая задача нравственности – в преодолении желаний, освобождении от рабства страстей и обретении свободы в ясном миросозерцании, – в обретении счастья интеллектуальной любви к Богу.

Центральное понятие философии Лейбница – понятие монады. Монада – простая неделимая сущность, замкнутая в себе, неспособная влиять на другие монады. Мир представляет собой собрание монад, иерархически соотнесенных и расположенных от низших к высшим и к венчающей все ступени монаде монад – Богу. Бытие монад поглощено внутренней деятельностью, и основной вектор совершенства монад направлен от бессознательного состояния к состоянию высшего знания. Бытие монад есть внутренняя деятельность, поэтому познание есть процесс постепенного осознания того, что имеется в состоянии бессознательного.

Сенсуализм и эмпиризм в философии Нового времени представлен учениями Т. Гоббса (1588 – 1679), Д. Локка (1632 – 1704), Дж. Беркли (1685 – 1753), Д. Юма (1711 – 1776).

Локк категорически отрицает врожденные идеи и определяет опыт как основу знания и начинает с допущения, что человеческий разум подобен чистой доске (tabula rasa), письмена на которой способен оставить лишь опыт – в разуме не содержится ничего, что не было бы дано в опыте. Следовательно, предметом философского исследования должен стать опыт, который может быть внутренним и внешним.

Содержание внешнего опыта сводится к ощущениям, результатом которых являются идеи – все то, что воспринимается душой в себе самой или является непосредственным объектом восприятия, мышления или интеллекта. Для решения вопроса о степени адекватности чувственного опыта вещам, Локк развивает учение о первичных и вторичных качествах. Первичные качества – это математические и пространственно-временные характеристики фигуры, величины, положения и движения, а вторичные (неадекватные вещам) – цвет, вкус, запах и т.п.

Осознание Локком недостаточности эмпиризма для обоснования вполне определенной по своему характеру внеопытной реальности побудило его, во-первых, держаться границ опыта и воздерживаться от постановки выходящих за его пределы вопросов, и, во-вторых, при определении условий истинности наших представлений, говорить о согласии их не с вещами, а друг с другом.

В отличие от Локка, Дж. Беркли использует идеи эмпиризма в несколько ином направлении и обращает внимание на то, что само локковское различие первичных и вторичных качеств, вряд ли может быть оправдано с эмпирической точки зрения, так как и те и другие равно даны нам в качестве ощущений. Логичней принять существующие вещи, которые и есть комбинации наших ощущений. Существовать – значит быть воспринимаемым – таков принцип философии Беркли.

В свою очередь, Юм подверг анализу положение эмпиризма и пришел к выводу, что его последователи не смогли держаться строгого предписания – не покидать пределы опыта, что было обусловлено сохранением понятий причинности и субстанции.

По мнению Юма, причинность в сфере опыта – есть лишь связь во времени (одно предшествует другому), никак не свидетельствующая о действительном порождении одного явления другим. Поэтому идея причинности имеет исключительно субъективное значение и обозначает основанную на психологии привычку ума. То же самое относится и к понятию субстанции – в опыте даны впечатления (восприятия), которые мы истолковываем в качестве действия вещей на наши познавательные способности. Но и здесь речь должна идти о простой психологической привычке истолковывать совместно данные в опыте свойства в качестве вещи.

Познавательный скепсис Юма обращен против метафизических притязаний нашего ума на знание реальности такой, какова она есть сама по себе. Познание же ограничено пределами опыта, и только в этих пределах он обладает подлинной действенностью.

 

 







Дата добавления: 2015-08-12; просмотров: 380. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит...

Кран машиниста усл. № 394 – назначение и устройство Кран машиниста условный номер 394 предназначен для управления тормозами поезда...

Приложение Г: Особенности заполнение справки формы ву-45   После выполнения полного опробования тормозов, а так же после сокращенного, если предварительно на станции было произведено полное опробование тормозов состава от стационарной установки с автоматической регистрацией параметров или без...

Закон Гука при растяжении и сжатии   Напряжения и деформации при растяжении и сжатии связаны между собой зависимостью, которая называется законом Гука, по имени установившего этот закон английского физика Роберта Гука в 1678 году...

Характерные черты официально-делового стиля Наиболее характерными чертами официально-делового стиля являются: • лаконичность...

Этапы и алгоритм решения педагогической задачи Технология решения педагогической задачи, так же как и любая другая педагогическая технология должна соответствовать критериям концептуальности, системности, эффективности и воспроизводимости...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.015 сек.) русская версия | украинская версия