Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Тема 2. Философия Древнего Китая и Древней Индии.





 

Древний Китай: особенности традиционного древнекитайского философского мышления:

– холизм – мир рассматривается как единая целостность, более важная, чем составляющие ее части; человек и природа рассматриваются не как противостоящие друг другу субъект и объект, а как целостная структура, единство материального и духовного;

– интуитивность – преобладание методов познания, сходных с интуицией («единое» не может быть проанализировано с помощью понятий и отражено при помощи языка, для этого необходимо интуитивное включение);

– символизм– тяготение к различным сложным символам, которые предполагают сложное, многоплановое толкование;

– дуализм «инь» и «ян» – темного (пассивного, женского, вещественного) и светлого (активного, мужского, духовного) начал, их онтологическая взаимосвязь и взаимопроникновение;

Основными школами древнекитайской философии являются даосизм и конфуцианство.

Даосизм: основатель школы – Лао-Цзы («престарелый мудрец», «престарелый младенец»).

Основные категории даосизма:

– Дао – всеобщий Закон Природы, Начало и Конец Творения; порождающее начало, генетически предшествующее миру оформленных вещей; синоним единого целого; посредник между Небытием и Бытием; содержит в потенции все возможные свойства вещей и обладает способностью эту потенцию реализовать; принцип движения и вечный источник движения;

– дэ – «качество», «дарование», «достоинство», через которое порождается Дао, если Дао все рождает, то дэ все вскармливает;

– у-вэй – отсутствие произвольной и противоречащей естественному миропорядку целеполагающей деятельности; основополагающий этический принцип и основа совершенного правления.

Конфуцианство: основатель – Конфуций (551 – 479 гг. до н. э.).

В основе учения понятие «цзюнь-цзы» - «благородный муж», правитель, способный проявлять необходимые качества, к которым относятся:

– гуманность как совокупность всех видов правильного отношения человека к другому человеку и обществу; гуманность сдержанность, скромность, доброту, беспристрастие, чувство справедливости и любовь к людям;

– следование долгу, который должен быть продиктован внутренней убежденностью в том, что следует поступать так, а не иначе;

– сыновняя почтительность, благочестие и почитание старшего брата – семья здесь рассматривается как микрокосм порядка в государстве и поэтому кто добродетелен в семье, тот хорош и для государства;

– «ли» – «благопристойность», «правила», «ритуал», в широком смысле ли включали в себя в широком смысле правила поведения на все случаи жизни;

– «чжи» – «разумность», «знание», «хитроумие», «мудрость»; чжи избавляет от сомнений и является высшей ступенью и целью познания.

Древняя Индия: периоды развития традиционной индийской философии: ведический (пер. пол. I тыс. до н.э), эпический (втор. пол. I тыс. до н.э.), классический (с пер. тыс. н.э. до 17 в.).

Особенности: древнеиндийская философия всегда носила непрерывный характер, опиралась на предшествующую традицию, а часто становилась комментарием, разъяснением, теоретизированием в отношении культурного наследия.

Школы и направления классического периода: санкхья, йога, веданта, миманса, ньяя, вайшешика, чарвака (локаята), джайнизм и буддизм.

Буддизм: основатель – Сидхартха Гаутама Будда. Основу учения составляют «четыре благородные истины»:

– жизнь человека – страдание;

– причинами страдания являются объективное и безначальное движение дхарм и безмерная привязанность человека к жизни, к удовлетворению своих чувственных страстей;

– страдания могут быть прекращены еще в настоящей жизни, если воля человека будет направлена вовнутрь, на отвращение «я» от предметов внешнего мира, на преодоление привязанности к миру и разрушение иллюзии абсолютности человеческого «я»;

– есть путь избавления от страданий – восьмеричный путь, ведущий к нирване (угасанию), и включающий правильную веру, правильную решимость, правильную речь, правильное поведение, правильный образ жизни, правильное усилие, правильное направление мысли и правильное сосредоточение.

Таким образом, восьмеричный путь Будды – целостный образ жизни, в котором единство знания, нравственности и поведения должно было завершиться нравственным очищением человека в свете истины.

 

 







Дата добавления: 2015-08-12; просмотров: 638. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!




Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...


Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...


Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...


Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

Опухоли яичников в детском и подростковом возрасте Опухоли яичников занимают первое место в структуре опухолей половой системы у девочек и встречаются в возрасте 10 – 16 лет и в период полового созревания...

Способы тактических действий при проведении специальных операций Специальные операции проводятся с применением следующих основных тактических способов действий: охрана...

Искусство подбора персонала. Как оценить человека за час Искусство подбора персонала. Как оценить человека за час...

Объект, субъект, предмет, цели и задачи управления персоналом Социальная система организации делится на две основные подсистемы: управляющую и управляемую...

Законы Генри, Дальтона, Сеченова. Применение этих законов при лечении кессонной болезни, лечении в барокамере и исследовании электролитного состава крови Закон Генри: Количество газа, растворенного при данной температуре в определенном объеме жидкости, при равновесии прямо пропорциональны давлению газа...

Ганглиоблокаторы. Классификация. Механизм действия. Фармакодинамика. Применение.Побочные эфффекты Никотинчувствительные холинорецепторы (н-холинорецепторы) в основном локализованы на постсинаптических мембранах в синапсах скелетной мускулатуры...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.01 сек.) русская версия | украинская версия