Студопедия — Тема 10. Онтология (учение о бытии).
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Тема 10. Онтология (учение о бытии).






 

Онтология, или учение о бытии – раздел философии, посвященный исследованию фундаментальной проблеме сущности бытия, соответственно, основополагающей категорией онтологии является категория «бытие». Категория «бытие», происходящая от глагола «быть», определяет и выражает проблему существования в ее общем виде. В современной философской литературе выделяются два значения понятия «бытие»: в узком смысле слова, бытие – это объективный мир, существующий независимо от сознания; в широком – это все существующее, материя, сознание, процессы различных уровней и т. д.

Впервые понятие «бытие» ввел древнегреческий философ элейской школы Парменид (504 – 501 г. до н.э.), утверждавший, что бытие не возникает и не исчезает, оно существует всегда, иначе оно не было бы бытием, оно неделимо и неподвижно. В противоположность Пармениду, другой греческий философ Гераклит основное внимание уделял движению и считал бытие развивающимся, текучим, постоянно становящимся и никогда не ставшим. Само движение понималось как результат взаимоперехода противоположностей, условием которого является неразрывность и взаимосвязь бытия и небытия. У Платона само бытие оказалось разделенным на неравноценные виды – мир вечных идеальных сущностей, или мир идей, и мир преходящих и недолговечных вещей, бытие которых носит ущербный характер.

В христианской культуре проблема бытия всегда рассматривалась в двух формах – бытие Бога, как вневременное, внепространственное, абсолютное, надприродное бытие, и сотворенный им мир природы. Творящее и сотворенное – главные виды бытия; решение многих философских проблем определялось соотношением понятий бытие и небытие, Бог и человек.

Длительное господство религиозного мировоззрения, отсутствие социальной потребности в коренном пересмотре взглядов на бытие общества и человека приводили к тому, что в течение длительного исторического периода бытие общества рассматривалось идеалистически, т.е. первичным, определяющим считались идеи. Принципиально иная ситуация сложилась в 40-50-х гг. XIX в., когда К. Марксом и Ф. Энгельсом были сформулированы основные принципы материалистического понимания истории. В философию было введено новое понятие «общественное бытие», обозначающее внутреннюю основу существования и развития общества, нетождественную с его природной основой.

К ХХ веку обнажились все последствия безбытийного существования человека, его упования собственной свободой. В культуре Нового времени появляется мировоззрение, суть которого Ф.Ницше выразил в афоризме: «Бог умер», что означало ниспровержение всех традиционных ценностей, определяющих смысл европейского самосознания. Люди перестали признавать свою зависимость от Бога, присвоили себе право Творца создавать мир, самонадеянно уверовали в то, что человек сам создает себя и не нуждается ни в каком трансцендентном обосновании своего бытия. Человеку, возомнившему себя автономным и свободным от онтологических устремлений, пришлось признать, что в результате такого «освобождения» он превратился в систему различных функций: социальных, психологических, политических и т.д., что он потерял целостность, став, говоря словами философа ХХ века Г.Маркузе «одномерным человеком».

Постмодернистская философия продолжила процесс дальнейшего отчуждения человека от понимания подлинного смысла бытия. С точки зрения постмодерна (М. Фуко, М. Мерло-Понти, Ж. Деррида и др.), идея бытия в разных своих вариантах, от Парменида до Гегеля, оправдывала необходимость подчинения человека каким-то высшим ценностям, что повлекло за собой порабощение человечества. Задача философии – избавление от этого порабощения и низвержение высших ценностей прежней культуры посредством разбожествления мира и разрушения вертикали «высшее – низшее».

Таким, образом, в ходе развития философского познания были выделены различные формы бытия – как объективно-реальные (природа, общество, человек), так и трансцендентные (мир абсолютных сущностей, Бог). Идея бытия как трансцендентного Абсолюта рассматривалась в философии идеализма. Материалистическая философия базировала свое учение на признании в качестве единственного истинно сущего объективное бытие природного мира, выраженное в понятии «материя».

Философское понимание категории материи разрабатывалось философами-материалистами всех эпох. В древнегреческой философии в основе определения материи лежало понятие субстрата, материала, из которого созданы все вещи: вода (Фалес), воздух (Анаксимен), апейрон (Анаксимандр), огонь (Гераклит), атомы (Демокрит). Согласно Аристотелю, материя – это только всеобщая возможность предметного многообразия, действительность вещественного многообразия, его стимул и цель – это форма, как самодовлеющее, активное начало. В механическом материализме Нового времени в основе определения материи лежит понятие основных, первичных, неизменных свойств, общих для всех материальных предметов. Но наиболее общепризнанным в современном материализме является определение, данное В.И. Лениным: материя есть философская категория для обозначения объективной реальности, которая дана человеку в ощущениях его, которая копируется, фотографируется, отображается нашими ощущениями, существует независимо от них.

В структуре материи выделяются два уровня – урони неживой и живой природы. Уровень неживой природы включает в себя элементарные частицы, физический вакуум, атомы, звезды, молекулы, планеты, планетные системы, галактики, метагалактики. Уровень живой природы, включает в себя биологический (нуклеиновые кислоты, белки, клетки, популяции, биоценозы и т. д.) и социальный (семья, классы, расы, нации и т. д.) подуровни.

Свойствами материи являются ее неисчерпаемость, несотворенность и неуничтожимость. К необходимым свойствам материи, или ее атрибутам относятся пространство, время и движение.

Движение – универсальная форма существования материи. Каждому структурному уровню материи соответствует своя форма движения материи: механическая, физическая, химическая, биологическая, социальная. Формы движения переходят друг в друга, но никогда движение не сменяется абсолютным покоем. Движение предстает как самодвижение материи в силу взаимосвязи противоположностей, принимающей самые разнообразные формы. Наиболее общими противоположностями, свойственными движущейся материи являются, например, противоположность устойчивого и изменчивого и противоположность дискретного и непрерывного.,Одна из наиболее общих противоположностей, свойственная движущейся материи, есть противоположность.

Пространство – форма бытия материи, выражающая протяженность составляющих ее объектов, их строение из элементов и частей. Пространство нашего мира трехмерно и является необходимым условием существования устойчивых систем, состоящих из двух тел. Время – форма бытия материи, выражающая длительность протекающих процессов, последовательность смены состояний в ходе изменения и развития материальных систем. Пространство и время имеют свою специфику на различных уровнях и в различных формах движения материи.

 

 







Дата добавления: 2015-08-12; просмотров: 423. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...

Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

Ученые, внесшие большой вклад в развитие науки биологии Краткая история развития биологии. Чарльз Дарвин (1809 -1882)- основной труд « О происхождении видов путем естественного отбора или Сохранение благоприятствующих пород в борьбе за жизнь»...

Этапы трансляции и их характеристика Трансляция (от лат. translatio — перевод) — процесс синтеза белка из аминокислот на матрице информационной (матричной) РНК (иРНК...

Условия, необходимые для появления жизни История жизни и история Земли неотделимы друг от друга, так как именно в процессах развития нашей планеты как космического тела закладывались определенные физические и химические условия, необходимые для появления и развития жизни...

Расчет концентрации титрованных растворов с помощью поправочного коэффициента При выполнении серийных анализов ГОСТ или ведомственная инструкция обычно предусматривают применение раствора заданной концентрации или заданного титра...

Психолого-педагогическая характеристика студенческой группы   Характеристика группы составляется по 407 группе очного отделения зооинженерного факультета, бакалавриата по направлению «Биология» РГАУ-МСХА имени К...

Общая и профессиональная культура педагога: сущность, специфика, взаимосвязь Педагогическая культура- часть общечеловеческих культуры, в которой запечатлил духовные и материальные ценности образования и воспитания, осуществляя образовательно-воспитательный процесс...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.008 сек.) русская версия | украинская версия