1 Прокл (412—485), род. в Константинополе, в семье видного долж
ностного лица (d'une famille de magistrals), обращенный Плутархом в
платоновскую философию становится новым главой Афинской шко
лы. Отличался строгостью, преподавал до конца своих дней, не пере
ставая писать многочисленные сочинения, среди которых «Платонов
ская теология». Философ-неоплатоник VI века Олимпиодор руково
дил Александрийской школой, написал множество комментариев к
Платону и Аристотелю.
2 Имеется в виду: Festugiere A.-J. Cordre de lecture des dialogues de
Platon aux V—VI siecles // Etudes de philosophic greque. Paris, Vrin,
1971, p. 535—550 (premiere partition: Museum Helveticum, 26—4,
1969).
3 Здесь Фуко лишь воспроизводит перевод Фестюжьера.
4 Id., p. 540.
5 Ямвлих (ок. 240—325), родился в Халкиде, в Сирии, в знатном
влиятельном семействе, занимался преподаванием в Малой Азии
(основал школу в Апамее в Сирии). Он намеренно придал неоплато
низму теургическую окраску; Ямвлих устанавливает логический поря
док прочтения диалогов Платона, возымевший в дальнейшем
решающее значение.
6 Festugiere A.-J. Lordre de lecture....
7 Id., p. 540—541.
8 Id, p. 541.
9 Ibid.
10 Об отношении аналогии между душой и полисом в «Алкивиаде»
и «Государстве» см. лекцию от 13 января, первый час, с. 80, при
меч. 28: цитата из «Государства».
11 «Ведь он заставит меня признать, что при всех моих недостатках
я пренебрегаю самим собой (eti emautou men amelo) и занимаюсь дела
ми афинян» (Platan. Le Banquet, 216а / trad. L.Robin, ed. citee, p. 78—79
(Платон. Соч. М., 1993. Т. 2. С. 127)). j
12 О понятии спасения у пифагорейцев, в частности в связи с
упражнением памяти, см,: Detienne М. Les Maitres de verite dans la
Grccc archaique (1967). Paris, La Dccouverte, 1990, p. 128—129.
13 «[Для орфиков] душа терпит наказание [...], а плоть служит ей
оплотом, чтобы она могла уцелеть (hina sozetai), находясь в теле (peri-
bolon), как в застенке» (Platon. Cratyle, 400с / trad. L.Meridier, ed. citee,
p. 76 (Платон. Соч. М., 1990. Т. 1. С. 634)).
14 «И тогда, действительно, прежде и важнее всего — это жить
в „прославленном городе" [...] с тем, чтобы [...] собирать, слушая и
расспрашивая людей, подробности, которые ускользнули от писа
телей, но, сохраненные человеческой памятью (soteria mnemes), име
ют решающее значение» (Жизнь Демосфена, 846d // Plutarque. Vies,
t. XII / trad. R. Flaceliere & E. Chambry. Paris, Les Belles Lettres, 1976,
chap. 2,1, p. 17).
15 «Если это [отличие] сохраняется (sozetai) [...], и не губится сове
стливость, честность, понятливость, тогда сохраняется (sozetai) и сам
человек» (Epictete. Entretiens, 1,28,2l,ed. citee,p. 103 (Эпиктет. Беседы
Эпиктета. М., 1997. С. 86)).
16 Третья из речей Диона «О царской власти»: «Ei sothcsetai tina
khronon» // Dion Chrysostom. Discourses, 1.1 / trad. J.W.Cohoon, ed. citee,
p. 130.
17 Речь 75 («О законе») // Dion Chrysostom. Discourses, t.V, p. 248
(«polin d'ouk eni sothenai tou nomou luthentos»).
18 «Оставим внешние знаки скорби и направим наши помыслы на
то, чтобы позаботиться о своем теле (tes tou somatos epimeleias) и о rex,
кто живет с нами (tes ton sunbiounton hemin soterias)» (Consolation a Apollonios, 118b // Plutarque. Ocuvres morales, t. II / trad. J. Defradas & R.Klaerr,ed. citee, § 32, p. 80).
19 В 64-й речи употребляется глагол sozein, но речь идет не о царе, а о Фортуне, о которой Дион из Прусы говорит, что она подобна хорошему кораблю, несущему над пучиной всех плавающих на нем: «рап-tas sozei tous empleontas» (Discourses, t. V, p. 48).
См. выше, прим. 13: цитата из «Кратила» Платона.
21 См. лекцию от 24 февраля, первый час.