Примечания. 1 Вторая софистика обязана своим существованием в пространстве культуры «Жизнеописаниям софистов» Филострата с Лемноса (начало III века)
1 Вторая софистика обязана своим существованием в пространстве культуры «Жизнеописаниям софистов» Филострата с Лемноса (начало III века). Софисты, начиная с образов, созданных Платоном, это всегда краснобаи и учителя, которые ходят из города в город и учат мудрости. Но на том сходство и кончается, потому что «вторые» софисты разбредаются по всему свету (вместо того чтобы держаться поближе к Афинам) и выступают в театрах и в других местах массовых скоплений народа (чаще, чем в богатых частных домах). Впрочем, «вторая софистика, больше любого другого течения, является воплощением исторического компромисса между греческой культурой и римской властью», и нередко можно видеть, как софист «пытается на месте погасить назревающий конфликт с местной властью, уча горожан, как достичь согласия, приемлемого для римлян» (Histoire de la litterature grecque, s. dir. S.Said. Paris, PUF, 1997). Наконец, надо заметить, что по сравнению с афинским периодом отношения ее с философией оказываются перевернутыми; в своих «Рассуждениях» Элий Аристид порицает Платона за то, что тот осуждает риторику («Горгий») и ставит
выше всего специальную риторскую подготовку. Превосходство риторики провозглашено открыто, удостоверено, и теперь уже философия представляется ненадежной бесполезной игрой. Об этой второй софистике см.: Bowersock G. Greek Sophist in the Roman Empire. Oxford, Clarendon Press, 1969; Anderson G. The Second Sophistic: A Cultural Phenomenon in the Roman Empire. Londres, Routledge, 1993; Cassin B. L'EfTet sophistiquc. Paris, Gallimard, 1965 (в этой книге см. о связи между второй софистикой и рождением греческого романа). 2 «Так что не ораторам более всего не доверяли цезари; филосо 3 Andre J.-M. Rccherches sur FOtium romain. Paris, Les Belles Lettres, 4 О принципате как новой организации власти в Риме, начиная с 5 У Фуко не было времени рассмотреть этот вопрос, и анализ отно 6 См. диалог «Философии с молотка» (trad. Th. Beaupere, ed. citee) 7 Pline le Jeune. Lettres, t. 1 (Плиний Младший. Письма. Т. I) / trad. 8 Евфрат Тирский, философ-стоик I века после Р. X., был учеником 9 Philostrate. Vie d'Apollonius de Tyane (Филострат. «Жизнеописа
Paris, Gallimard / «Bibliotheque de la Pleiade», 1963 (о стычке двух персонажей см. кн. V, гл. 33—38, с. 1198—1208 (Флавий Фшострат. Жизнь Аполлония Тианскою / Псрев., статья, примечания, указатель имен и географических названий, хронологическая таблица Е.Г. Рабинович. М., Наука, 1985. С. 109—115): Евфрат, придерживающийся стоического учения, считает, что нужно всегда следовать только естественной склонности, и выступает в защиту демократии и политических свобод, тогда как Аполлоний Тианский — платоновская школа — апеллирует к сверхчувственному и заявляет о своей приверженности имперскому строю, в котором он видит гарантию собственности и безопасности). 10 Pline leJeune. Lettres, 1.1 (Плиний Младший. Письма. Т. I), lettre 11 См.: Seneque. Des bienfaits, II, XV, 1—2 et XVIII, 3—5 (см. также: 12 Во всем нижеследующем изложении Фуко подытоживает ска 13 «Это тоже философия, да еще и наилучшая ее часть, отправление 14 «Утешение Гельвию», «Утешение Полибию» // Senuque. Dialo 15 Ср. лекцию от 20 января, первый час, с. 119, прим. 24, о взаимо 16 Речь о: «De Constantia» // Seneque. Dialogues, t. IV, ed. citee, 17 См. лекцию от 20 января, первый час, с. 120, прим. 26, о взаимо 18 Родом из Херонеи, из богатого и образованного семейства, Плу 19 Это изложение первой главы трактата (Senuque. De la Tranquillite
20 Ср.: «Le Sousi de soi», p. 73, 21 The Correspondence of Marcus Cornelius Pronto with Aurclius Anto 22 См. лекцию от 20 января, второй час, с, 141.прим. 3, о Фронтоне. 23 Marc Aurele. Pensecs, 1,16 (p. 5—6). Ср.: «Le Sousi de soi», p. 111. 24 «От Фронтона: надо видеть, до какой степени зависть, двуличие, 25 Здесь Фуко в точности следует старому переводу Кассиана (Let- 26 фуКо опускает конец фразы: «и мы оставили висеть на решетке 27 Фуко не приводит начало разговора, завязавшегося между Мар 28 На самом деле последняя фраза письма такая: «Что связывает ме 29 Надо заметить, что поцелуи между мужчинами были обычны во 30 См. разбор Фуко трактата Гиппократа «Du regime» в «L'Usage 31 Caton. De Г agriculture / trad. R.Goujard. Paris, Les Belles Lettres, 32 Xenophon. Eiconomique / trad. P.Chantraine, ed. citee (Ксеиофонт. Домострой // Ксеиофонт. Воспоминания о Сократе. М., Наука, 1993. С. 197—262). 33 Отсылка к «Пиру» Платона как к основополагающему тексту; ср. главу «Lc veritable amour» («Истинная любовь») в: L'Usage des plaisirs (Фуко М. Использование удовольствий. СПб., 2004), р. 251—269.
34 De la colere, III, XXXVI // Seneque. Dialogues, I / trad. A.Bourgery. 35 Ссылка ошибочна, ни в одном тексте Сенеки таких слов нет.
|