Анотация
Медицина на руси (IX—XV вв.) Этапы истории врачевания на Руси (Схема № 10) Схема №10 История врачевания и медицины Древней Руси уходит корнями в глубь тысячелетий — к далеким векам формирования славянской культуры. В этом длительном многовековом процессе становления славянской культуры выделяют два этапа: протославянский (XI—VI вв. до н.э.) и праславянский (VI в. до н.э. — IX в. н.э.). Летописец Нестор сообщает в «Повести временных лет» о том, что к VI в. н.э. в Среднем Поднестровье сложился мощный союз восточных славянских племен, принявший название одного из них — «Рос», или «Рус». В IX в. эти племена объединились вокруг «Града Кия» (Киева), образовав одно из крупнейших государств европейского Средневековья — древнерусское (Древнюю Русь), раскинувшееся от Балтийского моря до Черного (рис. 92) и ставшее сильнейшей державой в Восточной Европе. Согласно современным представлениям, история врачевания и медицины на Руси подразделяется на четыре этапа: 1. врачевание праславянского периода (VI в. до н.э. — IX в. н.э.); 2. врачевание и медицина в Древней Руси (конец IX — середина XIII в.); 3. медицина периода нашествия Золотой Орды и последующего возрождения русской государственности (середина XIII — конец XV в.); 4. медицина Московского государства (XV—XVI] вв.). В этом разделе рассматриваются три первых этапа. Последний период (Медицина Московского государства) представлен в главе «Медицина Позднего Средневековья» (см. с. 309). Праславянский период (VI в. до н.э. — IX в. н.э.) Праславянская культура создавалась многочисленными племенами (древляне, северяне, поляне, кривичи, дреговичи, вятичи, скифы и др.). Античные и византийские писатели (Плиний, Геродот, Гален, Орибасий) неоднократно сообщали о скифских врачевателях, эффективности их противоядий и снадобий — скифской травы и скифского корня (ревень), разведении целебных растений в специальных огородах, закаливании младенцев, методах врачевания и оперативного лечения травм и ран. Об этом свидетельствуют и памятники материальной культуры. Среди них чеканное изображение на ритуальном сосуде, обнаруженном в 1830 г. в богатом скифском захоронении IV в. до н.э. — кургане Куль-Оба, в шести километрах от Керчи (в прошлом Пантикапей). В классический период Древней истории Пантикапея был столицей Боспорского царства, которое возникло в V в. до н.э. после объединения племен, расселившихся по обе стороны Керченского пролива и создавших оригинальную гре- ко-скифо-меотскую культуру. На сосуде представлены четыре сцены, которые, как полагают ученые, иллюстрируют древний скифский миф о прародителе скиф ского народа Таргитае и трех его сыновьях: один из них выдержал испытание и натянул тетиву на отцовский лук; двое других потерпели неудачу, в результате чего сорвавшееся древко лука причинило одному из них травму левой голени, а другому — повреждение в области левой части нижней челюсти. В 1896 г. профессор Л. Ф. Змеев предположил, что на кульобском сосуде изображено удаление зуба. В настоящее время в связи с последними историческими исследованиями предпочтение отдается версии о хирургическом лечении травмы нижней челюсти. Скифские врачеватели славились далеко за пределами Скифии. Достижения праславянского врачевания явились той основой, на которой впоследствии развивалась народная славянская медицина Древней Руси. Врачевание в древней руси (конец IX — середина XIII вв.) Древнейшее государство восточных славян, известное в истории как Киевская Русь, сложилось в первой половине IX в. К тому времени на Руси сформировались раннефеодальные отношения. Ремесло отделялось от земледелия, что способствовало росту и процветанию славянских городов. Крупнейшие центры древнерусской культуры Киев, Ладога, Новгород, Вышгород, Чернигов, Смоленск, Полоцк. Псков и другие становились крупными центрами ремесла и торговли. Важнейшей торговой артерией Древней Руси был «Великий путь из Варяг в Греки». Начинаясь в Варяжском (Балтийском) море, он оканчивался в Русском (Черном) море и связывал Русь со Скандинавией и Византией. На противоположных концах этого пути стояли крупнейшие города земли Русской: на севере — Ладога и Новгород, основанные в 753 и 859 гг., на юге — Киев, заложенный в VI в. легендарным Кием и его братьями. Объединение этих великих земель в 882 г. под властью Олега, ставшего первым киевским князем (882 — 912 гг.), завершило образование Древнерусского государства. Окончательное объединение всех земель восточных славян в составе Киевской Руси завершилось при князе Владимире Святославиче (978— 1015 гг.), прозванным в народе «Красное Солнышко». Формирование единой народности требовало принятия единой государственной религии (т.е. замены языческого многобожия монотеизмом). После глубокого ознакомления со всеми религиями Владимир избрал христианство (988 г.) в восточном (византийском) варианте, позднее получившем название — православие. Одним из выдающихся достижений славянской культуры того времени явилось создание в середине IX в. славянской азбуки — кириллицы, положившей начало славянской письменности. Принятие христианства Киевской Русью имело важные политические последствия. Оно содействовало централизации и укреплению государства, сближению его с европейскими христианскими странами (Византией, Болгарским царством, королевствами Чехии, Германии, Франции, Англии), а также с Грузией, Арменией и другими христианскими государствами на Востоке. Этому способствовали и династические браки сына, внуков и правнуков князя Владимира. Тесные связи Киевской Руси с Византией и Болгарией, установившиеся в IX в., способствовали взаимному обогащению культур. В результате синтеза дохристианской праславянекой культуры, византийской и славянской христианской культур сформировался феномен русской средневековой культуры. Через Болгарию и Византию поступали на Русь античные и ранние средневековые рукописи. На славянский язык их переводили монахи — самые образованные люди того времени. Монахами были летописцы Никон (XI в.), Нестор и Сильвестр (XII в.). Написанные на пергаменте в эпоху Киевской Руси, эти книги сохранились до наших дней. Первая библиотека в Древнерусском государстве была собрана в 1037 г. князем Ярославом Мудрым (1019—1054 гг.) — третьим по старшинству сыном князя Владимира. Ее разместили в величественном Софийском соборе, воздвигнутом в Киеве в 1036 г. по велению Ярослава в ознаменование победы над печенегами на месте победоносного сражения (в 1045 г. аналогичный храм был построен в Новгороде — городе, где раньше княжил Ярослав Владимирович). Древнерусское государство существовало в течение трех столетий. После смерти последнего киевского князя Мстислава Владимировича (1125— 1132 гг.) — сына Владимира Мономаха (1113—1125 гг.), оно распалось на несколько феодальных владений. Наступил период феодальной раздробленности, которая способствовала утрате политической независимости Русских земель в результате нашествия Золотой Орды под предводительством хана Батыя (1208— 1255 гг.), внука Чингиз-хана.
|