История средневековья
Историки договорились считать началом средневековья 476 г., когда Одоакр сверг последнего западноримского императора Ромула. Это время великого переселения народов, поэтому карта Европы — т. е. расположение разных народов — непрерывно менялась в течение нескольких столетий, В IV—V вв. по римским провинциям, заселенным гальскими племенами, дойдя до самого Рима, прокатились мощным потоком германцы (вестготы, остготы, франки, бургунды, англосаксы, свевы, вандалы и другие), которые вышли из северных земель современной Германии. Ими же была населена и Скандинавия. В ГУ в. появились в Европе гунны, разбитые в 451 г. римско-германскими войсками. В V в. начались переселения славянских племен на территории Европы. В VIII в. в Западную Европу вторглись арабы и африканские племена берберов, а с востока — авары, в IX в. — венгры. На Аппенинском полуострове продолжали жить также италийские племена, на Пиренейском — кельт-иберы и баски, на Британских островах, на полуострове Бретань во Франции и в Ирландии — кельтские племена.
Римляне и франки, англы и бритты жили рядом, ими правил один король, часто они ходили в одну и ту же церковь. Если поначалу в варварских королевствах римляне не имели права служить в войске, а варваров не брали в чиновники, то постепенно эти различия стерлись. Название племени, народа, к которому принадлежал человек, не было единственным обозначением его происхождения, часто он указывал также, где он жил или откуда прибыл. И поэтому в документах IX—XII вв. можно встретить разные прозвища: Иоанн Англичанин, Петр Мавр, Гильом Парижанин.
Арабов, берберов и других мусульман в Западной Европе называли маврами или сарацинами, жителей Восточной Европы — славянами; на Пиренейском полуострове все, кто приходил из-за гор, считались франками, и т. д.
В XII—XIII вв. у людей постепенно стало возникать понимание того, что их деревня, город, поместье входит как частица в графство или королевство. Так, жители земель вокруг Парижа стали говорить о себе как о французах, а жители графства, а затем королевства Португалии как о португальцах. Сражения под знаменами своего короля, собрания представителей городов всего королевства, необходимость для купцов в дальних странах сослаться на своего короля и свою страну усиливали чувство принадлежности к одному народу. К концу средневековья на месте Римской империи и многочисленных племен галов, саксов, алеманов и т. д. жили французы, провансальцы, англичане, шотландцы, ирландцы, шведы, датчане, норвежцы, бретонцы, португальцы, кастильцы, арагонцы, итальянцы, баварцы, саксонцы и др. Но еще очень долго принадлежность к области или городу была для человека важнее и ближе, чем его национальность.
Эта пестрота дополнялась и пестротой в общественном положении. Рабы, зависимые лично или поземельно крестьяне, свободные земледельцы и вольные горожане, оруженосцы и графы, монахи и короли. Но средневековые мудрецы сумели увидеть то, что объединяло одних и отличало других. Уже в XI в. они поделили всех людей средневекового мира на три сословия: тех, кто молится, тех, кто воюет, и тех, кто работает.