В Древнем Риме на собраниях, чтобы привлечь внимание, звонили в маленькие колокольчики. Большие же колокола стали употреблять в раннее средневековье, чтобы созывать на церковную службу, вместо труб, которые применялись для этих целей раньше. Во времена Карла Великого его стараниями колокола распространились по всей Европе.
Отливка нового колокола всегда была большим событием, а колокольных дел мастера очень ценились. Они хранили секреты колокольного производства, знали, что надо добавить в сплав, чтобы колокол звонил нежнее или звонче. Колоколам давали имена, обычно в честь какого-либо святого. В них верили, полагая, что их звон может отогнать болезни и напасти. Колокол на приходской и городской церкви собирал прихожан на службу, оповещал об опасности; по его звону определяли время суток.
Но колокола бывали не только в церкви. Крестьян на барщину собирали звоном специального колокола. В городах нередко цехи и городские советы имели свои колокола. Особые колокола позора звонили во время казни. Со временем колокол стал для города олицетворением его независимости и самостоятельности. При приближении врага горожане старались спрятать колокола из-за их и материальной и духовной ценности. А во время восстаний именно колокола становились вестниками мятежа.