От одного города до другого можно было добраться разными способами, по суше и по воде. По суше чаще всего отправлялись на повозках или верхом. В раннее средневековье в повозки впрягали быков— о последних королях франкской меровингской династии хронист Эйнгард писал, что они ездили из одного поместья в другое на повозках, влекомых быками, «по крестьянскому обычаю». Позже, в эпоху развитого средневековья, когда научились запрягать лошадь так, чтобы хомут давил ей на плечи, а не на шею, стало возможным впрягать их в повозки, и езда стала более быстрой. В странах Средиземноморья с этими же целями использовали ослов и мулов. Если путь был недалек, например, крестьянин вез на городской рынок на продажу птицу, рыбу, фрукты, на повозке везли поклажу, а хозяин шел рядом.
Купцы, отправляясь в дальнюю дорогу, снаряжали обоз, а сами, вместе с помощниками и слугами, ехали верхом. В средние века в деревнях и селах часто появлялись бродячие торговцы, которые продавали мелочь, нужную в обиходе, но редкую в деревне: веревки, булавки, ленты, пряжки, снадобья, сладости. Они везли поклажу в мешках, переброшенных через спину мула или осла (лошадь была редкостью — она стоила гораздо дороже), а иногда и в коробке на спине.
Знатные люди путешествовали верхом, знатные дамы — в крытых повозках (к концу средневековья их украшали шелком, бархатом). Обычно с собою брали запасных лошадей, чтобы можно было менять их в дороге. Иногда этим злоупотребляли, и короли издавали специальные законы, ограничивающие количество верховых и вьючных лошадей у знати, чтобы их чрезмерное количество не нанесло ущерба тем городам, куда заезжали такие путешественники.
Дороги в средние века не были безопасны — горные перевалы, зимние метели, лихие люди-разбойники — могли помешать путнику. Ему в помощь во многих местах, особенно в горах, строились специальные приюты, где люди могли переночевать или переждать
непогоду; смотрители этих приютов были обязаны в туман и метель звонить в колокол, выходить на дорогу, встречать путников и провожать их через опасные места. В городах путешественники останавливались в гостиницах, для паломников сооружались специальные постоялые дворы; но можно было постучаться и в ворота монастыря и даже в любой дом — мирный путник мог рассчитывать там на пристанище. Короли и знатные люди широко пользовались и своим правом постоя. Когда они приезжали в город или замок своего вассала, любой горожанин или владелец замка должен был предоставить им свой дом с утварью и кормить их, что было почетно, но
очень разорительно.
Передвигались и речными путями — это было дешевле, а иногда и быстрее, чем по суше. В средние века реки были более полноводными, а суда — более легкими, чем сейчас, поэтому многие реки, о которых мы и подумать не можем как о судоходных, несли сотни купеческих кораблей. Хронист пишет, что в XIV в. на реке Мондегу у Коимбры в Португалии одновременно собиралось до сотни кораблей, а у Лиссабона — до 400. Гораздо опаснее были путешествия по морю: бури и пираты подстерегали корабли. Один из участников путешествия 1217 г. из Фрисландии в Святую Землю оставил подробное описание плавания: крестоносцы не раз попадали в бурю, не раз много дней ждали попутного ветра, подверглись нападению пиратов и сами разграбили два города, заблудились в Средиземном море и, наконец, через год добрались до Акры. Более быстрым и если не безопасным, то надежным, плавание по морю стало после изобретения компаса, астролябии и косого паруса— он позволил двигаться не только по ветру, но и против него, галсами. При благоприятных условиях по воде можно было за день покрыть 100—150 км, по суше — 30—40.