Франками на Пиренейском полуострове называли всех, кто приезжал из-за Пиренеев, будь то пришельцы из французских земель, бургундцы, англичане или итальянцы. Путь на полуостров по суше в IX—XII вв., начинаясь в Южной Франции, пролегал по перевалам на севере горного массива. Дорога шла так, чтобы оказаться на территории христианских королевств: Наварры, Астурии, Леона, и дальше, по крутым склонам Кантабрийских гор через города Леон, Овьедо, дойти до города Сантьяго-де-Компостела. Куда же стремились люди по этим трудным и опасным дорогам?
Дело в том, что в IX—X вв. в королевских городах Леон и Овьедо были собраны священные реликвии— мощи святых, священные предметы: кусочки креста, на котором был распят Христос, шип от тернового венца, кусочек хлеба с Тайной вечери и другое. Поклониться этим реликвиям приезжали сюда и короли, и простые христиане Пиренейского полуострова; их слава привлекала и паломников из других, запиренейских стран. Особенно был знаменит город Овьедо — список его реликвий (инвентарий), составленный в XV в., содержит перечисление около сотни священных предметов.
Однако и Овьедо не мог сравниться по известности с Сантьяго-де-Компостела. По преданию, в этом месте был похоронен святой Иаков (Яго). С X в. Сантьяго считался третьим по значению местом поклонения христиан после Иерусалима и Рима. Поклониться святым мощам отправлялись и горожане, просившие о благополучии и здоровье, и рыцари, мечтавшие о военных победах, больные и убогие, царствующие особы молили о процветании королевства и королевского дома. Слава его не померкла после того, как в начале XI в. военачальник кордовского халифа Аль-Мансур дошел со своим войском до Сантьяго и разграбил всю округу. Согласно средневековой традиции, он увез оттуда ворота храма святого Иакова, заставив тащить их христианских пленников. Вернулись ворота больше чем через два столетия, проделав обратный путь на плечах мусульманских пленников.
По дороге франков шли не только паломники; следом за ними устремились ремесленники — оружейники, кожевники, — все, чье умение могло помочь путнику. Они селились там, где путники останавливались чаще всего. Здесь же возникали таверны, постоялые дворы. Отдохнуть можно было и в монастырях. Дорога франков была столь известна и популярна, что клюнийские монахи составили так называемую «Книгу святого Иакова» — своего рода путеводитель, где можно было узнать о местах, достойных поклонения, гостиницах, рассказывалось о тех городах, которые встречались по дороге; приводились даже разговорные выражения на языке басков, «через земли которых проходил путь паломников.
Дорога франков потеряла свое значение после успехов Реконкисты, когда почти весь полуостров стал христианским, и, для того чтобы добраться на запад полуострова, можно было пользоваться более простыми путями через центральную его часть.