Геополитики германской школы
К. Виттфогель (1896-1988) Карл Август Виттфогель — известный философ, социолог и геополитик родился и получил гуманитарное образование в Германии. В молодости увлекался марксизмом, с середины 20-х гг. XX в. принадлежал к Франкфуртской школе, сформировавшейся вокруг Института социальных проблем, созданного К. Грюнбергом и Ф. Поллоком и имевшего неомарксистскую направленность. В этот период своей деятельности Виттфогель издал социологическую работу «Хозяйство и общество Китая» (1931). Вместе с другими сотрудниками института, спасаясь от нацистских преследований, Виттфогель эмигрировал в Женеву, затем в Париж и, наконец, в Нью-Йорк, где остался навсегда. После войны получила известность книга Виттфогеля «Восточный деспотизм» (1957), в которой он вслед за К. Марксом исследовал азиатский способ производства и обнаружил его главную особенность, заключающуюся в деспотическом характере власти, который, в свою очередь, вытекал из необходимости организации больших масс людей для ирригационных работ (строительство плотин, дамб, каналов, шлюзов, систем, создававших запасы и обеспечивавших экономный расход воды для полива полей и дававших возможность сбора двух и более урожаев в год). В таком государстве отсутствует частная собственность, гражданское общество, конституция, разделение властей и другие присущие западным обществам институты. Эта концепция Виттфогеля получила название гидравлической теории общества. Как геополитик Виттфогель стал известен после опубликования работы «Геополитика, географический материализм и марксизм» (год и место издания неизвестны, на русском языке опубликована в журнале «Под знаменем марксизма» за 1929 г., № 2-3, 6-8) — исследование истории становления немецкой школы геополитики. Особое внимание он уделил деятельности печатного органа немецких геополитиков — «Журнала геополитики», выходившего в 1924-1944 гг., в котором наряду с отдельными статьями и главами из геополитических работ была опубликована программа немецкой геополитики. Ф. Ратиель (1844-1904) Фридрих Ратцель, крупный немецкий географ и первый геополитик, заложивший основы этой науки. После окончания школы получил естественнонаучное образование в университете города Карлсруэ. Затем окончил географический факультет Гейдельбергского университета, где его учителем в числе других был известный географ Э. Геккель. На становление Ратцеля как политического географа и геополитика большое влияние оказали идеи И. Канта, Ч. Дарвина и социал-дарвинистов, а также К. Риттера, А. Гумбольдта, Г. Спенсера, Ф. Тенниса. В 1870 г. Ратцель как доброволец принял участие во франко-прусской войне и даже был награжден Железным крестом. После окончания военных действий вернулся к занятиям географией. Он подготовил и защитил диссертацию о демографической ситуации в Китае (1876), много путешествовал по Европе и Америке, изучая влияние географической среды на жизнь и развитие различных обществ. В середине 80-х гг. XIX в. Ратцель начинает преподавательскую деятельность, сначала в Техническом институте города Мюнхена, затем в Лейпцигском университете, где проработал до самой смерти. Ратцель никогда не занимал государственных политических постов; его нельзя назвать и публичным политиком, но он всегда интересовался политикой, занимая при этом правонационалистическую позицию. В 1891 г. он вступил в Пангерманский союз и активно участвовал в формировании геополитики пангерманизма, которая предусматривала присоединение к Германской империи всех земель Европы, где проживали этнические немцы, а также создание колониальной империи, включающей территории Восточной Африки и Южной Америки. Членами Пангерманского союза — надпартийной националистической организации — были представители консервативной, национал-либеральной и некоторых центристских партий: чиновники, профессора, юристы, офицеры, часть рабочих, крупные и средние промышленники и финансисты. Программа союза предусматривала начать передел мира с изъятия колоний в пользу Германии у малых колониальных держав: Бельгии и Португалии, а затем перейти к переделу французских и английских колониальных владений, захвату Прибалтики, расчленению России с выделением из ее состава Украины и Кавказа. В Европе, по программе пангерманистов, к Германской империи должны быть присоединены Швеция и Норвегия, затем Финляндия, Дания, Голландия, часть Швейцарии (с немецкоговорящим населением), Бельгии и Франции (побережье Па-де-Кале и железорудные бассейны Брией и Лонгви). Португалия из-под английского влияния должна была перейти под немецкое, которое после поглощения Германией Австрии должно быть распространено также на балканские страны, далее на Турцию и Междуречье (долину Тигра и Евфрата пангерманисты предполагали сделать «хлопковым полем» Германии). Пангерманский союз возглавлял известный политик Карл Петере. Он существовал с 1891 по 1936 г. и был распущен нацистами, которые взяли на вооружение достижение большинства его целей. Ратцель, с одной стороны, разделял программу пангерманистов, но с другой — его не следует воспринимать как радикального геополитика. В конце XIX — начале XX в. националистические настроения были господствующими не только в немецком обществе. Свои колониальные империи построили и защищали многие европейские нации. Германский национализм дополнительно подогревался нерешенностью задачи объединения всех европейских немцев и «обделенностью» немецкой нации как «великой, культурной нации Европы» достаточной территорией колоний. В своей научной работе Ратцель старался быть более объективном и менее идеологизированным. Опираясь на идеи органицизма и социал-дарвинизма, он рассматривал земной шар как единое целое с природой и человеческой цивилизацией. Природные законы при этом носят всемирный характер и проявляют себя даже в человеческом обществе. Различные государства человеческой цивилизации действуют как живые организмы. Одни, набирая силу, растут, расширяют свои границы; другие, менее сильные и приспособленные, уступают свои территории; некоторые государства совсем теряют сувере нитет, поглощаются более сильными соперниками и перенимают их культуру. Государства с большой территорией, высокой плотностью населения и передовой культурой имеют тенденцию к пространственной экспансии, которая выводит их на континентальный, а затем, при благоприятном стечении обстоятельств, и на планетарный уровень. Уже в своих ранних работах «Карты североамериканских городов и цивилизаций» (1874) и «Соединенные Штаты Северной Америки» (1878-1880) Ратцель не только сформулировал концепцию мировой державы (Weltmacht), но и предрек такую судьбу США. О Германии он всегда писал как о континентальной державе, т. е. государстве, доминирующем на европейском субматерике. В одной из поздних работ «Море как источник могущества народов» (1904) Ратцель уточнил, что для каждой континентальной или планетарной державы необходимо, чтобы оставаться столь же мощной и в дальнейшем, развивать военно-морской флот, без которого дальнейшая экспансия невозможна. То, что морские державы Испания, Голландия, Великобритания осуществили самопроизвольно, сухопутные государства (в первую очередь Германия) должны делать осмысленно: без мощного флота статус мировой державы завоевать невозможно. Недостаточно контролировать сушу, пусть даже целые континенты; статус мировой державы требует контроля наиболее значимых для человечества морских бассейнов — прежде всего акватории Средиземного моря и Атлантического океана. Но роль морских бассейнов в истории человечества меняется. «Океаном будущего» назвал Ратцель Тихий океан. Именно там столкнутся интересы и будет решаться судьба пяти мировых держав: Великобритании, США, России, Китая и Японии. В другой работе, «О законах пространственного роста государств» (1901), Ратцель вывел семь законов органического развития держав. Суть их в следующем: - рост государств означает не только их пространственное увеличение, но и рост их культуры; - пространственный рост государств ведет за собой развитие науки, промышленности, торговли, миссионерской деятельности и вообще всех видов деятельности его граждан; - рост государства осуществляется путем поглощения меньших государств; - граница есть периферийный орган государства; она служит индикатором его состояния: силы или слабости, роста или деградации; - при росте государство вбирает в себя в первую очередь наиболее ценные элементы окружающей среды: реки, береговые линии морей, равнины, горные границы, природные ископаемые; - толчком к экспансии служит разница, перепад уровней культур соседних государств; - общая тенденция поглощения более слабых более сильными государствами в ходе истории набирает силу, т. е. способствует еще большему увеличению территорий более сильных держав. Если главной геополитической работой Ратцеля явилась «Политическая география», о которой речь впереди, то делом всей его жизни стал фундаментальный труд «Народоведение» (Antropogeographie), вышедший в двух томах в 1882 и 1893 гг. Именно в нем Ратцель окончательно сформулировал свои взгляды на человечество в целом и отдельные народы и их взаимосвязи с природной средой. Главной задачей науки народоведения он считает познавать человечество во всех его частях в «том виде, в каком оно живет в настоящее время на Земле», установить его «единство и целостность». При этом ведущими методами должно выступать «географическое воззрение» (рассмотрение внешних условий), «историческое разъяснение» (рассмотрение развития) и сравнение культурных уровней тех или иных народов по отношению к цивилизованным нациям. Сначала исследовалось все человечество как единое целое в своей среде обитания —ойкумене, которая расположена между 80° с. ш. и 55° ю. ш. и составляет площадь 2,4 млн кв. миль, затем рассматривалось положение «диких» народов, их отличия от «культурных» наций. Суть этих отличий состоит в «разуме, языке и религии». Степень этих отличий и влияет, по Ратцелю, на распространение того или иного народа на Земле. Преимущество при этом получают «культурные народы». Наращивая свое преимущество и соответственно жизненное пространство, ассимилируя «дикие» народы, цивилизованные нации и осуществляют «единство человеческого рода». После этого вывода Ратцель переходит к скрупулезному описанию наций и народностей всех континентов Земли. Идеи связи «крови и почвы», народов и земли, человека и природной среды его обитания Ратцель развивал в другой фундаментальной работе «Земля и жизнь. Сравнительное жизнеописание» (опубликована в России в 1905 г.). В ней Ратцель более органицист, чем социальный дарвинист. Для него Земля есть и остается не только единым, но и живым организмом. Ратцель показывал вклад каждой биологи ческой и географической науки в развитие органицистской парадигмы. Так, Гумбольдт, Валенберг, Де Кандоль, Гризебах заложили основы географии растений, а Циммерман, Шмарда, Планктон, Дарвин - географии животных. Первыми в Новое время обратили внимание на зависимость человека и человеческого общества от природных условий Воден, Монтескье, Гердер, Риттер. «Основываясь на Риттере, я в "Антропогеографии" (1882 и 1891 гг.), - отмечает Ратцель, строил дальше и пытался снова предоставить географии принадлежащее ей по праву влияние в народоведении, социологии и истории. Я думал достигнуть этого разработкой антропогеографической задачи в духе общей биогеографии. В связи с этим, наконец, в 1898 г. была сделана попытка сделать научной политическую географию, которая считалась ненаучной и мертвой» ¹. Из политической географии Ратцеля и родилась геополитика. ¹ Ратцель Ф. Земля и жизнь; В 2 т. СПб., 1906. Т. 1. С. 47 Таким образом, предыстория геополитики, по мнению ее основателя, такова: сначала человек осмыслил связь растений и земли, затем были созданы теории происхождения видов (Дарвин), распространения животных на суше (Шмарда) и море (Планктон), теория миграций организмов (Вагнер). Своей задачей Ратцель видел создание теории положения человека в природе, связи географического и социального и впоследствии решил ее в «Антропогеографии». После этого появилась реальная возможность поставить на научную основу проблему связи географического и политического. Основные постулаты географии человека в сжатом виде были сформулированы Ратцелем в одной из поздних работ «Человечество как жизненное явление на Земле» (1901), в которой автор исходил из представления, что человечество принадлежит Земле как ее часть. Таким образом, антропогеография изучает своеобразный минерально-органический комплекс, состоящий, во-первых, из планеты Земля в ее геологическом (как небесное тело со всеми содержащимися в ее недрах веществами) и географическом (как взаимосвязь трех сфер: земной, водной и воздушной) аспектах; этому комплексу принадлежит, во-вторых, растительный и животный мир, а также, в-третьих, — человеческое общество. Антропогеография базируется на следующих утверждениях: - все страны мира взаимосвязаны; - человек, все сообщества людей включены в общую жизнь земного шара; - народ и государство каждого человеческого сообщества представляют собой единый организм; - этот организм находится в постоянном историческом движении, развитии и росте; - рост государственного организма продолжается до естественных границ; - на рост и развитие государств оказывают влияние климат и географическое положение, т. е. его территория формы земной поверхности, а также плотность населения; - существенное значение для стимулирования развития государственного организма имеет морская среда. Одним из самых сильных «двигателей» развития человеческого общества явилась борьба с морем. Взаимоположение суши и моря не только привносит разнообразие на поверхности Земли, но и, взаимодействуя с человеческими сообществами, создает своеобразные «исторические группировки», такие как средиземноморский мир, балтийские страны, атлантические державы, тихоокеанская культурная область и др. В «Политической географии» (опубликована в Мюнхене и Лейпциге в 1898 г., а в России [в изложении Л. Синицкого] в 1898-1899 гг.) Ратцель выступил как сложившийся органицист и социальный дарвинист. Первой проблемой, которую он решал, пользуясь указанным методом, стала проблема государства. Для Ратцеля государство — это форма жизни людей на земле, живой организм, распространяющийся вместе с людьми на все континенты и острова Земли. Условием жизни и роста государств является неразрывная связь с землей, почвой, на которой они существуют. А так как государства создаются людьми и существуют в неразрывной связи с народами и землей, то они и являются тем «политическим клеем», соединяющим воедино эту триаду. «Наиболее сильными государствами будут те, — отмечает Ратцель, — где политическая идея пронизывает все государственное тело, до последней его части... И политическая идея обнимает не только народ, но и его территорию» ¹. Если предшественники Ратцеля (например, Гоббс, Руссо, Спенсер) брали за образ государства высшие организмы, части которого потеряли самостоятельность (тогда как в реальности эти части, т. е. люди, являются одновременно и частью целого, и индивидами), то основатель геополитики сравнивал государство с низшими организмами, такими как губки и водоросли, которые существуют по несколько иным законам. ¹ Ратцелъ Ф. Политическая география (в изложении Л. Синицкого) // Землеведение. 1898. Кн. 3-4. С. 22. Каждое государство находится в постоянной борьбе с другими государствами, стремящимися низвести его до состояния своего органа, но оно хочет остаться организмом и борется за сохранение своей автономности. В этой борьбе только два пути: либо быть присоединенным к более крупному сопернику, либо самому, присоединяя соседние территории, вырастать до размеров великой державы. Но последнее довольно редко случается в человеческой истории, обычно процесс разрастания и соединения государств сменяется процессом их распадения. Главными критериями этих процессов Ратцель считает местоположение, пространство и границы государства. Итак, геополитической единицей, первичной «клеткой» геополитического анализа для Ратцеля явилось государство как живой организм, развивающийся по законам растительного мира. Это государство населено гражданами, каждый из которых имеет свою собственную волю. Но объединенные единой территорией, включенные в общий исторический процесс, все эти граждане представляют собой уже единую государственную волю. По мере роста народонаселения государство увеличивает свою территорию сначала посредством внутренней колонизации, т. е. распространением своей культуры на те области внутри собственного организма, которые еще не были ассимилированы, потом — с помощью внешней колонизации, создавая порой огромные империи либо путем завоеваний, либо путем колонизации. Каждое государство кроме территории имеет еще «сферу интересов», т. е. область, не подлежащую посягательствам со стороны других государств. «Сферы интересов» сыграли важную роль в колонизационном процессе, позволяя «столбить» огромные территории в глубине континентов сразу по высадке колониальных войск. В XX в. все границы государств вошли в соприкосновение, и по законам пространственного роста следует ожидать образования единого общечеловеческого государства. Движущими силами развития и пространственного роста государств являются идеи и материальные факторы. Среди первых наибольшее значение имеют национальная и религиозная идеи, сознание политического единства. Среди вторых — развитие экономики, рост численности населения, вообще развитие материальной культуры. Чем большим пространством удалось овладеть государству, тем мощнее и прочнее оно становится, тем большие удары периферии способно выдержать. И наоборот, государства, «осужденные на изолированное существование», лишенные динамики, оказываются в положении провинциалов, живущих мелкими интересами, отличающихся близорукостью в политике. Таким образом, политическая география (т. е. геополитика), по Ратцелю, начинается с концепции государства как живого организма, связанного с землей. Второй важнейшей проблемой геополитики у него выступают вопросы исторического движения и роста государства, которые осуществляются путем завоеваний колонизации. Рост государств при этом способствует дифференциации мира па сильные, жизнеспособные и слабые страны. Сильные создают колониальные империи, удел слабых — быть присоединенными к сильным державам или вовлеченными в орбиту их влияния. Третьей проблемой геополитики Ратцель считал проблему пространств, пространственного расположения государств и влияния географического положения на политический статус государства. Наконец, четвертым важнейшим вопросом политической географии Ратцель считал вопрос границ как периферийных органов государства, как естественных географических рубежей и как политических разграничительных линий. Решению этой проблемы он посвятил четыре раздела своей «Политической географии». Он исследовал все возможные географические переходные зоны, где встречаются суша и море, как-то: берега, полуострова, перешейки, острова, различные формы поверхности: равнины, горы, низины, плоскогорья, и выявил, их влияние на образование и строение государств. Можно констатировать, что геополитика как научная дисциплина состоялась именно в трудах Ф. Ратцеля. Он же, задав круг проблем, первый сформулировал предмет новой науки. Эти проблемы.решались в трудах других классиков геополитики (Челлена, Мэхэна, Мак-киндера, Хаусхофера и др.). Они долгое время, по крайней мере в течение классического периода, служили ориентиром, давали направление развития геополитической науки. Большинство из них и сегодня, конечно, в новых геоисторических и геополитических условиях, исследуются и решаются геополитиками. Р. Челлен (1864-1922) Шведский геополитик, государствовед и политический деятель Рудольф Челлен родился в лене (провинции) Скараборг в семье священника. После окончания школы изучал юриспруденцию в Уппсальском университете (1878-1888), там же защитил докторскую диссертацию (1890); преподавал в Гетеборгском (1901-1916) и Уппсальском (1916-1922) университетах. Специализировался на исследовании систем государственного управления, для чего ему понадобились обширные знания не только государствоведческих дисциплин, но и истории, политической географии, политологии. Познакомившись с трудами Ратцеля, Челлен на всю жизнь стал его страстным почитателем, он развивал его геополитические идеи, ввел термин «геополитика», определив ее как учение о государстве — географическом организме, воплощенном в пространстве. Впрочем, в отличие от своего учителя Челлен считал геополитику не самостоятельной научной дисциплиной, а лишь составной частью социально-политических наук. По своим политическим взглядам Челлен был консерватором и германофилом. Он считал, что будущее Швеции, и всех германских народов может быть обеспечено только в тесном союзе с единой мощной (в том числе в военном отношении) Германией, доминирующей в Центральной Европе, владеющей многочисленными колониями, т. е. источниками сырья и рынками сбыта, занимающей вместе с союзниками (в том числе и со Швецией) достойное место среди мировых держав. Будучи избранным в риксдаг (парламент Швеции), Челлен осуществлял именно такую консервативную, прогерманскую, великодержавную, милитаристскую и колониальную политическую программу, которая не воспринималась в то время негативно и находила немало сторонников. В книге «Великие державы» (1910) Челлен утверждал, что малые страны в силу своего географического положения притягиваются великими державами, вовлекаются в общую экономическую деятельность, образуя политические и хозяйственные «комплексы». Если такие «комплексы», как Британская, Российская империи и США сложились уже в XVIII-XIX вв., то задачей Германии и германских стран в XX в. становится укрепление единого рынка, построение политико-экономического «комплекса» в континентальной Европе — Германо-нордического союза. Формированию этого «комплекса», или союза, «юных» наций противостоят, по Челлену, «старые» нации Европы — англичане и французы. В другой своей книге «Государство как форма жизни» (1916), ставшей наиболее известной его работой, Челлен в духе органицистской теории Ратцеля исследовал самые различные стороны жизни государства которые в конечном счете, он свел к пяти: географическое пространство, народ, хозяйство, общество, управление. Эти формы, или элементы, существуют в неразрывном единстве и образуют единый организм — государство, который в соответствии с составляющими его элементами призваны изучать пять научных дисциплин, представляющих основные разделы государствоведения или политической, науки: - геополитика — географические факторы существования и развития государства; - демополитика — государство с точки зрения его народонаселения; - экополитика — государство как экономическая сила; - социополитика — социальный аспект государства; - кратополитика — формы правления. Челлен понимал государство как интегрирующую сущность, включающую в себя территорию, население, экономическую, социальную и политическую жизнь общества. Но государство, по Челлену, не случайный «конгломерат различных сторон человеческой жизни», а живое существо, биологическое образование, развивающееся по биологическим законам самосохранения, роста, стремления к доминированию. Если слабые государства притягиваются, включаются в политическую и экономическую жизнь сильных, более жизнеспособных государств, то более мощные и живучие постоянно расширяют свое жизненное пространство. Для этого у них есть три пути: колонизация, слияние, завоевание. Государства, чтобы быть сильными и жизнеспособными, должны быть развиты и в аграрном, и в индустриальном отношении, т. е. быть самодостаточными, чтобы в случае необходимости (войны, агрессии) обеспечить себя всем нужным. В отличие от Ратцеля, который моделировал государство как низший организм, подобный водорослям, Челлен уподобляет государство человеку, поскольку оно чувствующее и мыслящее существо. Государства, аналогично людям (и животным), подчиняются законам борьбы за существование и естественного отбора. Подобно организмам, они рождаются и растут, достигают наивысшей силы, дряхлеют и умирают. Государства не только формы жизни, занимающие свое место в жизненном ряду, они наиболее важные и существенные («импозантные») формы жизни. Как и в живой природе, большие, жизнеспособные государства растут за счет малых, слабых, не приспособленных к выживанию геополитических образований. Они захватывают их территории, разрастаясь, раздвигают свои границы, пока наконец не поглощают соседние малые страны. Такова, по мнению Челлена, политическая история всех империй. Б современной истории (т. е. в начале XX в.) наиболее жизнеспособными и быстрорастущими державами являлись Германия и Япония. Такой ход событий Челлен считал «естественной необходимостью», которая проявляется объективно, независимо от воли людей. Политические руководители государств имеют возможность лишь «пролагать путь» этой естественной необходимости. Не вызывает сомнений, что философской основой учения Челлена явился социальный дарвинизм, принявший в своей геополитической ипостаси черты германского великодержавного шовинизма и автаркического консерватизма. Объективными условиями, в которых - вызревали эти идеи, было положение «молодых» германских народов, «стиснутых» на европейском континенте «дряхлыми» ^народами. Германские народы не успели в результате отставания в историческом развитии к разделу мира, но теперь, набрав силу, мечтали о его переделе. Несмотря на небольшую популярность в родной Швеции, идеи Челлена нашли своих сторонников среди немецких консерваторов и социал-дарвинистов. На них опирались в своих сочинениях европейские и американские геополитики. Ф. Науманн (1860 -1919) Фридрих Науманн, известный немецкий политический деятель, публицист и геополитик, получил теологическое образование, но оставил службу лютеранского священника ради политической деятельности. В многочисленных статьях, брошюрах и книгах по вопросам веры, искусства, экономики, внутренней и внешней политики Науманн проводил идею христианского национального социализма, пытался совместить политическую систему демократии, социалистический идеал в рамках немецкой нации и идею объединенного германского государства. Науманн активно занимался политической деятельностью, не раз избирался в Рейхстаг, стал одним из основателей Немецкой прогрессивной национальной партии (НПНП), которая явилась наследницей и продолжательницей дела Партии свободомыслящих (ПС) — либеральной политической организации бисмарковской Германии. Правда НПНП не без влияния Науманна, в отличие от ПС, исповедовавшей либеральную идеологию, выступала за осуществление национального социализма на немецкой земле. В начале Первой мировой войны, когда немецкие войска имели впечатляющие успехи на фронте, Науманн выпустил книгу «Что будет с Польшей?», в которой предлагал при перекройке карты Европы после окончания войны возродить польскую государственность. Этим.он обозначил свою геополитическую позицию: отделиться польской территорией от России, чтобы объединиться в центре Европы. Уже в ходе войны Ф. Науманн опубликовал книгу «Срединная Европа»(1916), которая содержала популярный и широко обсуждавшийся в немецкоговорящей среде геополитический проект союза германских и других, втянутых в орбиту немецкого влияния центрально-европейских стран. Эта небольшая книга объемом всего в 136 страниц сделала имя Науманна известным во многих европейских странах, в том числе в России (перевод книги вышел в Петрограде в 1918 г.). Следует заметить, что идея Срединной Европы не принадлежит только Науманну. До него эту идею как панацею для Германии от внешней опасности на западе (Англия, Франция) и востоке (Россия) высказывали и разрабатывали И. Парч («Срединная Европа», 1906), Р. Челлен («Великие державы», 1910), Ф. Лист («Среднеевропейский союз государств», 1914), другие геополитики. Исходный пункт исследования Науманна — идея великих держав как вершителей мировой геополитики. Причем понятие «великая держава» с изменением масштабов политики тоже меняется, таковыми, по мнению Науманна, уже нельзя считать ни Германию, ни Австро-Венгрию, вот почему им следует объединиться, а для расширения «жизненного пространства» присоединить соседние страны или части их территории с немецким населением. Проект Ф. Науманна выгодно отличался от предшествующих концепций всесторонней теоретической проработанностью (в религиозном, этническом, правовом, экономическом, военно-стратегическом и геополитическом аспектах), конкретностью и реалистичностью. В восьми главах своего произведения Науманн сумел рассмотреть вопросы состава Срединноевропейского союза государств (Германия, Австрия, Венгрия, центрально-европейские страны, которые существовали тогда или могли быть образованы путем отделения от Австро-Венгерской империи), его географического положения, соотношения сил в военной области и мировой экономике, решения национальных и конфессиональных проблем; таможенные и конституционные вопросы становления Срединной Европы. Кроме того, он высказывал интересные мысли по поводу послевоенного мироустройства и места Срединной Европы в нем. Hay манн считал, что человечество еще не созрело для того, чтобы «слиться» во всемирном государстве". Следовательно, в течение продолжительного времени отдельные крупные государства будут «бороться за право управления судьбой народов». Признанными «центрами сильного господства» он считал Британскую империю, США, Россию. К возможным мировым державам ближайшего будущего Науманн отнес Японию и Китай. Другие державы, даже обладающие большими территориями, например Индия, некоторые страны Южной Америки и Африки вряд ли в обозримом времени смогут стать «центрами первого разряда». Державы, ставшие центрами силы, или «планетные государства» (США, Великобритания, Россия), притягивает к себе «народы-спутники», которые, несмотря на то что имеют собственную культуру, «служат усилением» великих держав и следуют по их пути развития. «Вокруг планетных государств плывет еще не организованная масса мелкого национального элемента в виде комет, которые именуют себя нейтральными, потому что они не принадлежат ни к одной из великих солнечных систем... Но поздно или рано каждой из них придется куда-нибудь примкнуть, потому что в мире великих державных групп вряд ли могут еще долго продержаться столь крохотные государства» ¹. ¹ Науманн Ф. Срединная Европа. Пг., 1918. С. 94.
К. Шмитт (1888-1985) Карл Шмитт — крупный немецкий правовед, политолог, геополитик, родился в провинциальном городке Плеттенберг на западе Пруссии в католической семье. Он хорошо учился, проявил способности к музыке и поэзии, а позднее к философии, но не выделился лидерскими качествами. В 1907 г. Шмитт поступил на юридический факультет Берлинского университета, но в столичной деятельной среде чувствовал себя дискомфортно; поэтому перевелся сначала в Страсбургский, затем в Мюнхенский университет. Обстановка в Мюнхене (явное преобладание католиков, отсутствие столичной суеты, зато сравнительно много художественной интеллигенции) более соответствовала характеру и наклонностям молодого Шмитта. Но окончании курса он устраивается в одну из юридических контор и пытается вести богемный образ жизни, заводя знакомства не только в научной, но и в художественной среде. Еще до начала войны он успел защитить диссертацию о понятии и видах вины и получить степень доктора права. В 1914 г. Шмитт издал книгу «Ценность государства и значение индивида», за которую через два года получил вторую докторскую степень (дававшую право преподавать в высшей школе), теперь уже в Страсбургском университете. С началом войны Шмитт ушел добровольцем в армию и, несмотря на свой невысокий рост, был зачислен в лейб-гвардию. Служба в гвардии помогла ему избежать фронта, и всю воину Шмитт работал цензором в "Мюнхене, приобретя немало влиятельных знакомых в военной среде. Именно в Мюнхене Шмитт стал свидетелем поражения Германии, установления и падения Баварской советской республики, зарождения нацизма. Здесь же он познакомился с М. Вебером, тогда уже маститым ученым. С 1919г. начался один из самых плодотворных периодов его научного творчества, вышел в свет его «Политический романтизм», завершающий его становление как политолога, затем — «Диктатура» (1921) — философско-политический отзыв на события в Германии, где осмысливались слабость и неадекватность суровой действительности системы парламентской демократии и предлагалась альтернатива чрезвычайного положения, диктатуры и консервативной идеологии вместо парламентских процедур и либерализма. В 1922 г. была опубликована одна из наиболее известных его работ «Политическая теология», сделавшая его имя известным всей Германии. Эта система идей о государственном устройстве, рассмотренном с консервативных и религиозных позиций, появилась на основе сравнительного анализа либерально-демократической, анархистской и консервативно-теистической доктрин. В работе «Римский католицизм и политическая форма» (1923) Шмитт определил роль и место католической церкви в европейской политике, противопоставив ей как либерализм (худший враг, скрытый атеизм), так и марксизм, открытый атеизм. «Духовно-историческое состояние современного парламентаризма» (1923) посвящена становлению и кризису демократии и вытеснению ее в начале XX в. большевистской и фашистской идеей диктатуры, идеей «непосредственного применения силы». В работе «Понятие политического» (1927) Шмитт дал оригинальную трактовку политики. Для него критерием политического служит разделение общества на группы «друзей» и «врагов». Враг может быть инородным, чуждым, не интегрированным в народ элементом — тогда это внутренний враг. Если народ обладает имманентным политическим единством, он может противостоять иному политическому единству — врагу внешнему. Условием единства народа является суверенитет. Суверенное политическое единство определяет своих друзей и врагов, оно же может назначать чрезвычайное положение для защиты народа. Невозможно иметь вокруг только друзей в надежде, что не будет врагов. Даже небольшие различия могут стать противостоянием, которое, достигая определенной степени интенсивности, предстает как политическое. Если государство не будет способно видеть различия между своими и чужими и проводить необходимую политику, оно само может оказаться под угрозой политики чуждых сил. Но политическое неустранимо из мира, как неуничтожимы различия и враги. Полное уничтожение врага означало бы уничтожение любого неравенства и полную гомогенизацию народа. Отсюда и неистребимость войн, которые должны быть «регулируемыми» при помощи международного права. Особенно Шмитт ополчался на гуманитарные войны, за которые ратовал либеральный. Запад и которые должны положить конец всем и всяким войнам, и идею союза народов, или Лиги наций ¹. Шмитт — умеренно консервативный и реваншистский немецкий профессор — не стремился к ниспровержению устоев Веймарской республики, но и не смирился с «унижением немецкого народа», однозначно отрицавший большевизм и немецкую социал-демократию, но внимательно присматривавшийся к нарождающемуся фашизму, ибо в нем, по его мнению, заключалась альтернатива либеральному гуманизму и преодоление кризиса парламентской демократи
|