Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

КАЛЛИКЛ, СОКРАТ, ХЕРЕФОНТ, ГОРГИЙ, ПОЛ 37 страница





 


воздуху, и, наконец, самое остроугольное тело огню, сле-
дующее за ним — воздуху, а третье — воде. Но из всех
вышеназванных тел наиболее подвижно по природе своей
и по необходимости то, у которого наименьшее число ос-
нований, ибо оно со всех сторон имеет наиболее режущие
грани и колющие углы, а к тому же оно и самое легкое,
коль скоро в его состав входит наименьшее число исход-
ных частей. То тело, которое обладает такими же свойст-
вами, но второго порядка, и место займет второе, а то, ко-
торое обладает третьим порядком этих свойств, — третье.
Пусть же объемный образ пирамиды и будет, в согласии
со справедливым рассуждением и с правдоподобием, пер-
воначалом и семенем огня; второе по рождению тело мы
назовем воздухом, третье же — водой. Но при этом мы
должны представить себе, что все эти [тела] до такой сте-
пени малы, что единичное [тело] каждого из перечислен-
ных родов по причине своей малости для нас невидимо, и
лишь складывающиеся из их множеств массы бросаются
нам в глаза. Что же касается их количественных соотно-
шений, их движений и вообще их сил, то бог привел все
это в правильную соразмерность, упорядочивая все тща-
тельно и пропорционально, насколько это допускала по-
зволившая себя переубедить природа необходимости.

Исходя из всего того, что было сказано выше об этих
четырех родах, дело наиболее правдоподобно можно опи-
сать следующим образом. Когда земля встречается с
огнем и бывает рассеяна его остротой, она несется, распа-
даясь либо в самом огне, либо в толще воздуха или воды,
если ей придется там оказаться, покуда ее частицы, по-
встречавшись друг с другом, не соединятся сызнова, что-
бы она опять стала землей: ведь она не может принять
иную форму. Напротив, вода, дробимая огнем или возду-
хом, позволяет образоваться одному телу огня и двум воз-
душным телам, равно как и осколки одной рассеченной
части воздуха могут породить из себя два тела огня. Но и
наоборот, когда малая толика огня, оказавшись в больших
толщах воздуха, воды или земли, подхватывается их дви-
жением, сокрушается в борьбе и дробится, два тела огня
сплачиваются в единый вид воздуха; или когда воздух
претерпевает насилие и разрушение, из двух его тел с по-
ловиной оказывается составлен один цельный вид воды.
И вот что еще нам нужно принять в расчет: когда какой-
либо иной род, охваченный огнем, рассекается лезвиями

 


его граней и остриями его углов, этому роду достаточно
принять природу огня, чтобы его дробление прекрати-
лось, ибо никакой подобный и тождественный самому
себе род не может ни понудить к изменениям такой же
род, ни принять от него какие-либо изменения. Но до тех
пор пока нечто, оказавшись слабее чего-то иного, ведет с
этим иным неравную борьбу, оно продолжает разрушать-
ся. Поэтому, если немногочисленные и меньшие тела,
окруженные многочисленными и большими, дробятся и
уничтожаются ими и в то же время готовы соединиться
в вид возобладавшего [тела], их уничтожение прекратит-
ся, с тем чтобы либо из огня родился воздух, либо из воз-
духа — вода; но, если они сойдутся вместе и схватятся с
каким-либо из остальных родов, они не перестанут разру-
шаться, пока не произойдет одно из двух: либо они, вко-
нец теснимые и разрушающиеся, спасутся бегством к
тому, что им сродно, либо, уступив в борьбе, начнут спла-
чиваться воедино, уподобляясь возобладавшему роду,
и останутся вместе с ним.

Претерпевая это, все роды, без сомнения, меняются
местами, ибо, если их массы в силу движения Восприем-
ницы распределяются в пространстве отдельно друг от
друга, тогда то, что утратило собственное подобие и вос-
приняло чужое, при каждом сотрясении отбрасывается
в область того, чему эти роды уподобились.

Таковы причины, определившие собой рождение тел
беспримесных и первичных. Но если внутри этих [основ-
ных] видов выявились еще дальнейшие родовые разли-
чия, виной этому способ построения обоих исходных
[треугольников]: дело в том, что последние первоначаль-
но являлись на свет не с единообразными для каждого
рода размерами, но то меньшими, то более крупными, и
разных по величине треугольников было ровно столько,
сколько родов различается ныне внутри [основных]
видов. Сочетание их между собой и с другими треугольни-
ками дало беспредельное многообразие, созерцателем ко-
торого надлежит стать любому, кто вознамерится изречь
о природе правдоподобное слово.

Что касается движения и покоя, точнее, того, как и при
каких условиях они возникают, то, не придя здесь к со-
гласию, мы встретим в дальнейшем нашем рассуждении
немало помех. Кое-какие замечания тут уже были сдела-
ны, но сейчас нам необходимо добавить к сказанному вот

 


что: внутри того, что однородно, движения быть не мо-
жет. Ведь трудно, вернее сказать, невозможно представить
себе движимое без движущего или, напротив, движущее
без движимого, а движение немыслимо без того и друго-
го; между тем никак нельзя движущему и движимому
быть однородным. Итак, раз и навсегда отнесем покой к
однородному, а движение — к тому, что совсем не одно-
родно. Причина же отклонений — это неравенство; а как
родилось это неравенство, мы уже описали. Остается не-
объясненным, почему тела, распределившись по родам,
не прекращают взаимопересекающегося движения и пере-
мещения? Скажем же и об этом. Дело в том, что круговра-
щение Вселенной, включающее в себя эти роды, по при-
чине своей закругленности и природного стремления
замкнуться на себе все сжимает и не позволяет ни одной
части пространства остаться пустой. Огонь имеет наи-
большую способность во все внедряться, воздух непо-
средственно за ним следует, ибо занимает второе место по
тонкости своих частиц, и так далее; ведь то, что образова-
лось из самых крупных частиц, имеет в своем составе
больше всего оставшегося между частями пустого места, а
то, что возникло из самых мелких частиц, — меньше
всего. Значит, когда происходит сжимание, меньшие тела
втискиваются в промежутки между большими; и вот когда
они оказываются рядом, так что меньшие силятся рас-
торгнуть связь между большими, а большие сводят воеди-
но меньшие, происходит перемещение их всех либо вверх,
либо вниз к своим местам. Ведь каждое тело, меняя свою
величину, меняет и свое местоположение. Таким-то обра-
зом и под действием таких-то причин обеспечивается бес-
престанное воспроизведение неоднородности, а уж она в
свою очередь поддерживает и постоянно будет поддержи-
вать вечное движение тел.

Кроме того, должно принять во внимание, что сущест-
вует много родов огня, из которых можно назвать пламя,
затем истечение пламени, которое не жжет, но доставляет
глазам свет, и, наконец, то, что после угасания пламени
остается в тлеющих угольях. Так обстоит дело и с воздухом,
прозрачнейшая разновидность которого зовется эфиром,
а более мутная — туманом и мглой, притом существуют у
него и безымянные виды, рожденные из неравенства [ис-
ходных] треугольников. Что касается воды, то она делится
прежде всего на два рода: жидкий и плавкий. Первый

 


жидок потому, что содержит в себе исходные тела воды,
которые малы и притом имеют разную величину; благода-
ря своей неоднородности и форме своих очертаний он
легко приходит в движение как сам по себе, так и под воз-
действием иного. Напротив, второй род состоит из круп-
ных и однородных тел; он устойчивее первого и тяжел,
ибо однородные частицы крепко сплачиваются между
собою. Однако от вторжения огня и его разрушительного
действия он теряет свою однородность, вследствие чего
обретает большую причастность к движению; а раз став
подвижной, эта вода под давлением окружающего воздуха
распространяется по земле. Каждое из этих состояний по-
лучило свое имя: когда твердая масса разрушается, о ней
говорят, что она плавится, а когда она затем расходится
по земле — что она течет. Но если огонь снова извергнут
наружу, он уходит, разумеется, не в пустоту, а потому
окружающий воздух оказывается сдавлен и сам давит на
влажную и пока еще подвижную массу; последняя вы-
нуждена заполнить промежутки, оставленные огнем, и
плотно сосредоточиться в себе. Сдавленная таким обра-
зом, она сызнова становится однородной — ведь огонь,
этот виновник неоднородности, ушел — и возвращается к
самотождественному состоянию. Уход огня мы именуем
охлаждением, а чтобы обозначить наступившее после
него уплотнение, мы говорим, что масса отвердевает.

Среди всего того, чему только что было дано название
плавких жидкостей, есть и то, что родилось из самых тон-
ких и самых однородных частиц, а потому плотнее всего;
эта единственная в своем роде разновидность, причастная
блеску и желтизне, — самое высокочтимое из сокровищ,
золото, которое застыло, просочась сквозь камень. У зо-
лота есть и производное: по причине своей плотности оно
твердо и отливает чернотой, а наречено оно адамантом.

По свойствам своих частиц к золоту ближе всего [род],
который, однако, имеет не одну разновидность, и притом
он в некоторых местах плотнее золота; вдобавок он еще и
тверже, ибо в нем есть небольшая примесь тонкой земли,
но легче по причине больших промежутков в его недрах:
это — один из составных родов блестящих и твердых вод,
а именно медь. Когда содержащаяся в меди примесь
земли под действием дряхления снова отделяется и высту-
пает на свет, она именуется ржавчиной.


Было бы не слишком сложным делом перебрать таким
образом все прочие примеры этого рода, продолжая сле-
довать идее правдоподобного сказания. Тот, кто отдыха
ради отложит на время беседу о непреходящих вещах ради
этого безобидного удовольствия — рассматривать по зако-
нам правдоподобия происхождение [вещей], обретет в
этом скромную и разумную забаву на всю жизнь. По-
скольку же мы сейчас предаемся именно такой забаве, ос-
тановимся по порядку еще на нескольких вероятностях.

Пока вода смешана с огнем, она тонка и текуча — а те-
кучей она именуется как за свою подвижность, так и за
то, что она как бы катится по земле; притом она еще и
размягчена, ибо ее грани менее устойчивы, чем у частиц
земли, а значит, податливы. Но когда она покинута огнем
и отделена от воздуха, она становится более однородной и
уплотняется под давлением вышедших из нее частиц
огня. Если она претерпевает сильное уплотнение над зем-
лей, она становится градом, а если на земле — льдом.
Если же давление слабее и она уплотняется лишь наполо-
вину, то над землей она образует снег, в то время как роса
на земле застывает в иней.

Но самые многочисленные виды вод, смешиваясь друг
с другом, сочатся в произращенных землей растениях, и
оттого их род получил имя соков. Поскольку же от сме-
шений вышло большое многообразие, то большинство
родов осталось без особого названия; однако четыре вида,
таящие в себе огонь, получили, как особенно примеча-
тельные, свои имена. Первый из них имеет свойство разо-
гревать душу и вместе с ней тело: он наречен вином. Вто-
рой — гладкий и вызывает рассеивание зрительного огня,
а потому явлен глазу прозрачным, блестящим и лосня-
щимся, это вид подобных елею масел; к нему относятся
смола, касторовое масло, а также сам елей и то, что имеет
его свойства. Третий обладает способностью расширять
суженные поры рта до их естественного состояния, вызы-
вая этим ощущение сладости: он получил родовое наиме-
нование меда. Наконец, четвертый имеет силу разлагать
плоть жжением и пениться; он отличается от прочих
соков и назван щелочью.

Что касается видов земли, тот из них, который пропи-
тан водой, претворяется в каменистое тело, и притом вот
каким образом. Примешавшаяся вода как раз по причине
смешения дробится и принимает вид воздуха, а став воз-

 


духом, отходит в отведенное ей место. Но вокруг нет пус-
того пространства, значит, вновь возникший воздух ока-
зывает давление на окружающий. Последний под дейст-
вием давления тяжело налегает отовсюду на толщу земли,
сильно сжимает ее и вдавливает в те помещения, которые
только что были покинуты вновь образовавшимся возду-
хом. Когда земля сдавлена воздухом до такой степени, что
уже не может быть разрушена водой, она уплотняется в
камень, красивая разновидность которого состоит из рав-
ных и однородных частиц и потому прозрачна, а некраси-
вая отличается противоположными свойствами.

Далее, та разновидность земли, которая стремитель-
ным действием огня избавлена от влаги и потому еще
суше, чем вышеназванная, наречена горшечной гли-
ной; однако подчас немного влаги все же остается, и
тогда рождается земля, расплавленная огнем, которая по
охлаждении превращается в особый камень с черной ок-
раской.

Есть еще две разновидности, из которых точно таким
же образом удалена большая часть примешанной воды,
однако частицы земли в их составе тоньше; обе они отли-
чаются соленым вкусом и затвердели лишь наполовину,
так что вода снова может их разрушить. Первая разновид-
ность пригодна, чтобы отчищать масляные и земляные
пятна; это щелок. Вторая же разновидность весьма хоро-
шо включается во вкусовые ощущения рта и представляет
собой соль; это любезное богам тело, как именуют ее по
обычаю.

То, что состоит из соединения обеих последних разно-
видностей, может быть разрушено огнем, но не водой, а
основывается эта связь вот на чем: прежде всего земляные
толщи не расторжимы ни для огня, ни для воздуха, ибо
частицы последних меньше, нежели пустоты в этой
толще, так что они могут свободно проходить насквозь,
не прибегая к насилию, и по этой причине не разлагают и
не разрушают землю. Но частицы воды крупнее, а значит,
они прокладывают себе дорогу насилием, рушат землю и
разлагают ее. Поэтому земля, если она не подвергнута на-
сильственному сжатию, может быть разрушена только
водой, а если подвергнута — только огнем, ибо тогда в нее
не остается доступа ни для чего, кроме огня. Воду же,
если она с особой силой уплотнена, может разрушить
один лишь огонь, но если уплотнена слабее, то оба рода —

 


как огонь, так и воздух; при этом воздух вторгается в пус-
тоты, а огонь также и в треугольники. Наконец, воздух,
если он испытал насильственное сжатие, не может быть
разрушен ничем, разве что только может быть сведен к
своему первоначалу; но, если он не претерпел сжатия, его
разлагает один лишь огонь. С телами же, возникшими из
смешения земли и воды, происходит следующее: до тех
пор пока вода заполняет все пустоты в уплотненной с
большой силой земле, частицы воды, подступающие из-
вне, не находят доступа внутрь, обтекают вокруг всей этой
массы и не могут ее разложить, в то время как частицы
огня, напротив, внедряются между частицами воды и,
воздействуя на воду точно так же, как вода воздействует
на землю, одни оказываются в состоянии принудить
смесь земли с водой расплавиться и растечься.

Заметим, что из этих смесей некоторые содержат мень-
ше воды, нежели земли; таковы все виды, родственные
стеклу, а также все так называемые плавящиеся камни.
Другие, напротив, содержат больше воды; таковы все тела
из разряда восков и благовонных курений.

Пожалуй, мы с достаточной полнотой показали разно-
образие видов, вытекающее из сочетаний и взаимоперехо-
дов фигур. Теперь попытаемся выяснить причины воздей-
ствий, производимых всем этим на нас. Прежде всего
надо приписать вещам, о которых идет речь, одно свойст-
во — постоянно быть ощущаемыми, а ведь мы еще не
дошли до рождения плоти и всего того, что к ней отно-
сится, а также до рождения смертной части души. Между
тем и об этих предметах немыслимо с должной основа-
тельностью рассуждать, отвлекаясь от воздействия ощу-
щений, и говорить об ощущениях, отвлекаясь от вопросов
о плоти и смертной части души, но вести речь о том и
другом сразу едва ли посильно. Значит, нам придется
принять одно из двух в качестве предпосылки, а потом еще
раз вернуться к этому. Так вот, чтобы нам сразу перейти
от родов [тел] к оказываемым этими родами воздействи-
ям, пусть нашей предпосылкой и будет все относящееся
к телу и душе.

Для начала посмотрим, почему это об огне говорят,
что он горяч? На этот вопрос мы должны ответить, при-
няв во внимание режущее и разлагающее воздействие его
на наши тела. Едва ли не все согласятся, что ощущение от
огня — пронзительное; при этом нам следует вспомнить

 


о тонкости его граней и остроте его углов, затем о мало-
сти его частиц и о быстроте их бега, ибо все эти свойства
таковы, что сообщают огню напор и проворство, и потому
ничто не может противостоять его режущей силе. Доста-
точно вспомнить и принять в расчет его очертания и то,
как они были рождены, чтобы уразуметь: эта природа, как
никакая другая, способна проникать наши тела, тончай-
шим образом расщеплять их и доставлять тому, что мы
соответственно зовем теплом, и его свойства и его имя.

Противоположное [воздействие] довольно ясно, но все
же и его мы не оставим без объяснения. Когда окружаю-
щая тело и состоящая из более крупных частиц влага про-
никает внутрь, она вытесняет находящиеся там меньшие
частицы, однако оказывается не в состоянии утвердиться
на их местах и только сжимает все, что ни есть в нас влаж-
ного, доводя его до такой плотности, что оно из неодно-
родного и подвижного становится однородным, непо-
движным и закоченевшим. Поскольку же это происходит
против природы [нашего тела], то оно в согласии со своей
природой вступает в борьбу и силится отвоевать себе
прежнее состояние. Эту борьбу и эти сотрясения нарекли
дрожью и ознобом, в то время как все состояние в целом,
а равно и то, чем оно вызывается, именуют холодом.

Твердым зовется то, что заставляет податься нашу
плоть, мягким — то, что под воздействием последней по-
дается само; и вообще названия эти употребляются соот-
носительно. Но податливо все то, что имеет малые осно-
вания; напротив, вид [тела], покоящегося на квадратных
основаниях и потому особо устойчивого, оказывается
самым неподатливым, причем его высокая способность к
отпору объясняется и тем, что как раз он плотнее всех
прочих.

Что касается тяжелого и легкого, то эти два состояния
могут быть наилучшим образом выяснены лишь в связи с
природой того, что известно под именами «верх» и «низ».
Дело в том, что представление, согласно которому и
впрямь от природы существуют две противоположные об-
ласти, разделяющие надвое Вселенную, — низ, куда уст-
ремляется все наделенное телесной массой, и верх, куда
любая вещь может направиться лишь по принуждению, —
оказывается неправильным. Ведь коль скоро небо в своей
целостности имеет вид сферы, значит, все крайние точки,
равно удаленные от центра, по своей природе одинаково

 


крайние, между тем как центр, на одну и ту же меру от-
стоящий от них, должен считаться пребывающим прямо
напротив каждой из них. Но если космос действительно
имеет такую природу, какую же из этих точек можно на-
звать верхом или низом, не навлекая на себя справедли-
вой укоризны за неуместное употребление слов? Ибо
центр космоса, строго говоря, по природе лежит не внизу
и не вверху, но именно в центре, в то время как поверх-
ность сферы и центром быть не может, и не имеет в себе
части, как-либо отличной от других, скажем более близ-
кой к центру, нежели противоположная ему часть. И коль
скоро космос во всех направлениях по природе своей со-
вершенно единообразен, какую пару противоположных
наименований можно к нему приложить, не погрешая
против правильного словоупотребления? Допустим, что в
центре Вселенной покоится некое равномерно взвешен-
ное твердое тело; оно не могло бы продвинуться ни к
одной из крайних точек, поскольку находится со всеми
в совершенно одинаковом отношении, а если бы кто-ни-
будь принялся обходить это тело по кругу, вновь и вновь
оказываясь собственным антиподом, ему пришлось бы
обозначать одно и то же направление попеременно то как
верх, то как низ. Да, поскольку целое, как только что
было сказано, имеет вид сферы, значит, обозначать одно
место как верх, а другое как низ не имеет смысла.

Но откуда же пошли эти обозначения и как мы на-
столько свыклись с ними, что перенесли их на небо в
целом, разделяя последнее надвое? Прийти к согласию
относительно этого мы сможем, если предварительно сде-
лаем одно допущение. Вообразим, что некто находится в
том месте Вселенной, которое преимущественно отведено
природе огня, сосредоточенного там в огромном количе-
стве и отовсюду туда устремляющегося; пусть для этого
человека оказалось возможным встать там и отделять
части огня, кладя их на чаши весов. Допустим далее, что
он поднимает весы, насильственно водворяя отторгнутый
огонь в несродный ему воздух; очевидно, что в таком слу-
чае меньшие части окажутся податливее к насилию, неже-
ли большие. Когда одна и та же сила поднимает в высо-
ту две вещи, меньшая вещь по необходимости больше
повинуется принуждению, а большая — меньше, и отсюда
большое именуется тяжелым и стремящимся вниз, а ма-
лое — легким и стремящимся вверх. На том же самом мы

 


можем поймать и самих себя, когда мы действуем в отве-
денной нам части Вселенной. В самом деле, если мы
стоим на земле и отделяем части землеподобных тел, а то
и самой земли, чтобы насильственно и наперекор приро-
де ввести их в чуждую среду воздуха, то обе [стихии] про-
явят тяготение к тому, что им сродно, однако меньшие
части все же легче, нежели большие, уступят насилию и
дадут водворить себя в чужеродную среду; именно поэто-
му мы называем их самих легкими и место, в которое мы
принуждаем их направляться, — верхним, а то, что проти-
воположно тому и другому, — соответственно тяжелым и
нижним. Но все это необходимо должно разнообразиться,
коль скоро главные скопления тел каждого рода занима-
ют в пространстве различные места, лежащие одно против
другого: то, что легко или тяжело, высоко или низко в
одном месте, может быть соотнесено с легким и тяжелым,
высоким и низким в другом месте, противоположном
первому, и оказаться ему противоположным, несоответст-
вующим и полностью от него отличным как с точки зре-
ния возникновения, так и с точки зрения существования.
Но одно остается верным для всех случаев: стремление
каждой вещи к своему роду есть то, что делает ее тяжелой,
а направление, по которому она устремляется, есть низ,
между тем как противоположное тому и другому и наиме-
нования носит противоположные. Таковы причины этих
состояний.

Что касается причины состояний гладкости и шерохо-
ватости, то ее каждый сможет усмотреть сам и разъяснить
другому: твердость в соединении с неоднородностью дает
шероховатое, однородность в соединении с плотностью —
гладкое.

После того как мы рассмотрели воздействия, распро-
страняющиеся на все тело, нам осталось обсудить самое
важное — причину приятных и болезненных впечатле-
ний, да и вообще все то, что через посредство частей тела
способствует ощущениям, вызывая страдание или удо-
вольствие. Но причины любых воздействий — ощущае-
мых или неощущаемых — мы поймем, если для начала
припомним произведенное нами раньше различение
между тем, что по природе своей очень подвижно или,
напротив, малоподвижно; именно по этой тропе следует
продвигаться, чтобы изловить выслеживаемую добычу.
Так вот, если хотя бы мимолетное воздействие приходит-

 


ся на то, что по природе своей очень подвижно, это воз-
действие разносится по кругу от одних частиц к другим,
пока не дойдет до разумного [начала] и не поведает ему о
свойствах воздействующего предмета; напротив, то, что
малоподвижно, слишком устойчиво, чтобы передавать
воздействие по кругу, а потому вынуждено принять его
лишь на себя и не приводить в движение то, что находит-
ся по соседству. Но раз первое воздействие не переходит
от одних частиц к другим, живое существо в целом так и
не воспринимает его и остается к нему нечувствительным.
Это верно применительно к костям, волосам и прочим
частям нашего тела, которые состоят главным образом из
земли, в то время как первый случай наиболее характерен
для слуха и зрения, ибо в них действеннее всего проявля-
ет себя сила огня и воздуха.

Итак, обо всем, что относится к удовольствию и стра-
данию, должно мыслить следующим образом. Всякое
противное природе воздействие, оказываемое на нас с
большой силой, болезненно, в то время как полное воз-
вращение к естественному состоянию приятно; то, что
совершается тихо и постепенно, остается неощутимым, в
противном же случае дело обстоит наоборот; наконец, все
то, что совершается без труда, может быть весьма ощути-
мо, но не сопровождается ни страданием, ни удовольст-
вием. Примером последнего может служить зрительное
впечатление, ведь зрительный луч, как было сказано
прежде, во время дня являет собою сросшееся с нами
тело: ни рассечения, ни ожоги, ни прочие воздействия та-
кого же рода не причиняют ему боли, а возврат к прежне-
му состоянию — удовольствия, но при этом он дает самые
полные и ясные ощущения всякий раз, когда испытывает
на себе воздействие [тел] или сам к ним направляется и к
ним прикасается. Все дело в том, что его расщепления и
воссоединения чужды насильственности. Напротив, тела,
состоящие из более крупных частиц, сопротивляются воз-
действию, но при этом передают толчок всему живому су-
ществу в целом, испытывая удовольствие и страдание:
страдание — при изменении, удовольствие — при возвра-
те в прежнее состояние. Но те [органы], в которых опо-
рожнение и опустошение совершаются постепенно, а на-
полнение — сразу и с большой силой, к опустошению
нечувствительны, к наполнению же, напротив, чувстви-
тельны и потому не доставляют смертной части души

 


ощущения боли, но служат источником сильного удо-
вольствия; очевидный пример тому — приятные запахи.
Напротив, когда отход от естественного состояния проис-
ходит быстро, а восстановление мало-помалу и с трудом,
перед нами прямо противоположный случай: его можно
наблюдать при ожогах и порезах.

Итак, что касается воздействий, общих для всего тела,
и имен, прилагаемых к тому, что эти воздействия вызыва-
ет, то об этих вещах мы сказали почти все. Теперь попы-
таемся в меру наших сил сказать что-нибудь об ощущени-
ях, связанных с определенными частями [тела], а также
о причинах воздействий.

Во-первых, нам следует разъяснить, насколько это
возможно, тот предмет, который мы обошли молчанием
во время наших прежних рассуждений о соках, а именно
производимые ими воздействия на язык. По всей види-
мости, эти воздействия, как и многие другие, порождены
особого рода сжатиями и расширениями, но они более
других зависят от состояний шероховатости и гладкости.
Например, когда частицы земли входят в те жилки, кото-
рые служат языку как бы чувствительными волокнами,
протянутыми до самого сердца, они соприкасаются там с
влажной, мягкой плотью и на ней растекаются, отчего
жилки сжимаются и как бы высушиваются; если эти час-
тицы земли более шероховаты, они дают едкий вкус, если
менее — терпкий. Далее, те вещества, что прочищают
вышеназванные жилки и прополаскивают всю область
языка, проделывая свою работу не в меру бурно и доводя
дело до разрушения самой плоти языка, именуются горь-
кими, таково свойство щелочи. Но другие вещества, усту-
пающие щелочи в силе и прочищающие язык лишь уме-
ренно, имеют соленый вкус, чуждый той жесткости,
которая присуща всему горькому, и кажущийся скорее
приятным. Вещества еще одного разряда, приобщившись
к теплоте рта и разжижаясь от нее, становятся от этого ог-
нистыми и в свой черед обжигают то, что их разогрело, а
по своей легкости несутся вверх, к органам ощущения го-
ловы, и прорезают все, что ни попадется на их пути; бла-
годаря этой своей способности они именуются острыми.
Но когда те же самые вещества утончаются от гниения и
находят доступ в тесные жилки, то они застают там зем-
ляные частицы и частицы воздуха в правильном соотно-
шении, приводят эти последние в движение, заставляют

 


перемешиваться друг с другом и пениться, а вспенив-
шись, образовывать около вторгшихся частиц полости.
И вот при этом влага, иногда землистая, а иногда чистая,
обволакивает воздух, создавая для него как бы жидкие
вместилища — водяные шары с пустотами внутри; из них
одни образованы чистой влагой и потому прозрачны, и
называются они пузырями, между тем как другие возник-
ли из землистой влаги, которая при этом подвижна и
стремится кверху, и они-то дают так называемое брожение
и закисание. Вещество, повинное во всех этих состояни-
ях, соответственно называется кислым. Но то воздейст-
вие, которое противоположно всем только что описан-
ным, и причину имеет противоположную: когда состав
влаги входящих [в тело] веществ по природе своей родст-
вен составу языка, эта влага смазывает и размягчает огру-
бевшее, стягивает или, напротив, расправляет все неесте-
ственно раздутое или сведенное и вообще возвращает все
к распорядку природы. Каждое подобное зелье, врачую-
щее насильственные состояния, для всех приятно и желан-
но, почему и зовется сладким.







Дата добавления: 2015-08-12; просмотров: 363. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!




Функция спроса населения на данный товар Функция спроса населения на данный товар: Qd=7-Р. Функция предложения: Qs= -5+2Р,где...


Аальтернативная стоимость. Кривая производственных возможностей В экономике Буридании есть 100 ед. труда с производительностью 4 м ткани или 2 кг мяса...


Вычисление основной дактилоскопической формулы Вычислением основной дактоформулы обычно занимается следователь. Для этого все десять пальцев разбиваются на пять пар...


Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...

Методы анализа финансово-хозяйственной деятельности предприятия   Содержанием анализа финансово-хозяйственной деятельности предприятия является глубокое и всестороннее изучение экономической информации о функционировании анализируемого субъекта хозяйствования с целью принятия оптимальных управленческих...

Образование соседних чисел Фрагмент: Программная задача: показать образование числа 4 и числа 3 друг из друга...

Шрифт зодчего Шрифт зодчего состоит из прописных (заглавных), строчных букв и цифр...

Особенности массовой коммуникации Развитие средств связи и информации привело к возникновению явления массовой коммуникации...

Тема: Изучение приспособленности организмов к среде обитания Цель:выяснить механизм образования приспособлений к среде обитания и их относительный характер, сделать вывод о том, что приспособленность – результат действия естественного отбора...

Тема: Изучение фенотипов местных сортов растений Цель: расширить знания о задачах современной селекции. Оборудование:пакетики семян различных сортов томатов...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.011 сек.) русская версия | украинская версия