Студопедия — КАЛЛИКЛ, СОКРАТ, ХЕРЕФОНТ, ГОРГИЙ, ПОЛ 66 страница
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

КАЛЛИКЛ, СОКРАТ, ХЕРЕФОНТ, ГОРГИЙ, ПОЛ 66 страница






Я рассудительный? да я бы мог без суеты
И вместе с многими причисленный к полку
И долю равную иметь.
Но те, кто лучше, дело есть кому везде...

Люди ведь преследуют свое собственное благо и уверены,
что это и надо делать. Исходя из такого мнения, и при-
шли [к убеждению], что эти, [занятые своим благом
люди], рассудительные, хотя собственное благо, вероятно,
не может существовать независимо от хозяйства и устрой-
ства государства. Более того, неясно и подлежит рассмот-
рению, как нужно вести свое собственное хозяйство.

Сказанное подтверждается также и тем, что молодые
люди становятся геометрами и математиками и мудрыми
в подобных предметах, но, по всей видимости, не бывают
рассудительными. Причина этому в том, что рассудитель-
ность проявляется в частных случаях, с которыми знако-
мятся на опыте, а молодой человек не бывает опытен, ибо
опытность дается за долгий срок. Впрочем, можно рас-
смотреть и такой [вопрос]: почему, в самом доле, ребенок
может стать математиком, но мудрым природоведом не

 


может. Может быть, дело в том, что [предмет математики]
существует отвлеченно, а начала [предметов философии-
мудрости и физики] постигаются из опыта? И юноши не
имеют веры [в начала философии и физики], но только
говорят [с чужих слов], а в чем суть [начал в математике],
им совершенно ясно? А кроме того, решение может быть
принято ошибочно либо с точки зрения общего, либо с
точки зрения частного, ведь [можно ошибаться], как по-
лагая, что плоха всякая вода с примесями, так и считая,
что в данном случае она их содержит.

Что рассудительность не есть наука, [теперь] ясно,
ведь она, как было сказано, имеет дело с последней дан-
ностью, потому что таково то, что осуществляется в по-
ступке. Рассудительность, таким образом, противоположна
уму, ибо ум имеет дело с [предельно общими] определе-
ниями, для которых невозможно суждение, [или обосно-
вание], а рассудительность, напротив, — с последней дан-
ностью, для [постижения] которой существует не наука, а
чувство, однако чувство не собственных [предметов чув-
ственного восприятия], а такое, благодаря которому <в
математике> мы чувствуем, что последнее [ограничение
плоскости ломаной линией] — это треугольник, ибо здесь
и придется остановиться. Но [хотя] по сравнению с рассу-
дительностью это в большей степени чувство, оно пред-
ставляет собою все-таки особый вид [чувства].

10. Поиски (to dzetein) отличаются от принимания ре-
шений (to boyleyesthai), потому что принимание решения —
это один из видов поисков. Что касается разумности в ре-
шениях (eyboylia), то надо понять, в чем ее суть, является
ли она своего рода знанием, [или наукой], мнением, наи-
тием, или это нечто другого рода.

Конечно, это не знание, ведь не исследуют то, что
знают, а разумность в решениях — это разновидность
принимания решения, и тот, кто принимает решение, за-
нимается поисками и расчетом. Но это, конечно, и не
наитие, ибо наитие [обходится] без [рас]суждения и [яв-
ляется] внезапно, между тем как решение принимают в
течение долгого времени; и пословица гласит: решенью
скоро выполняться, приниматься медленно. Наконец, и
проницательность отличается от разумности в решениях,
ибо проницательность — это своего рода наитие.


И конечно, разумность в решениях не совпадает с мне-
нием. Но поскольку тот, кто плохо принимает решения,
ошибается, а кто разумно — [поступает] правильно, ясно,
что разумность в решениях — это разновидность правиль-
ности, однако правильности не науки и не мнения, пото-
му что правильность для науки не существует (ибо не су-
ществует и ошибочность), а для мнения правильность —
[это] истинность, [а не разумность], и вместе с тем все, о
чем имеется мнение, уже определено, [а решение прини-
мают о неопределенном]. Однако разумность в решениях
не чужда и рассуждению. Остается, стало быть, правиль-
ность мысли, ибо мысль — это еще не утверждение. Ведь
и мнение — это не поиски (dzetesis), но уже некое утверж-
дение, а кто принимает решение — разумно он это делает
или плохо, — нечто ищет и рассчитывает. Разумность в
решениях — это разновидность правильности в решениях,
поэтому сначала надо исследовать, что такое принимание
решения и к чему оно относится.

Поскольку «правильность» (orthotes) [говорят] во мно-
гих смыслах, ясно, что правильность в решениях — это
еще не вся правильность. Действительно, невоздержный и
дурной человек достигнет поставленной цели по расчету
(ek toy logismoy), а следовательно, будет человеком, кото-
рый принял решение правильно, но приобрел великое
зло. Считается, однако, что разумно принять решение —
это своего рода благо, потому что такая правильность ре-
шения означает разумность в решениях, которая умеет
достигать блага. Однако благо можно получить и при
ложном умозаключении, [т. е. силлогизме], а именно: по-
лучить, что должно сделать, но способом, каким не долж-
но, [потому что] ложен средний член силлогизма. Следо-
вательно, такая правильность, в силу которой находят то,
что нужно, но все же не тем способом, каким должно, не
есть разумность в решениях. Кроме того, один находит,
[что нужно], долго обдумывая решение, а другой [решает]
быстро. Значит, правильность в этом смысле тоже не яв-
ляется разумностью в решениях, а является ею правиль-
ность с точки зрения выгоды, так же как с точки зрения
цели, средств и срока.

Наконец, решение может быть разумным безотноси-
тельно и относительно определенной цели. И конечно,
безотносительно разумное решение правильно для безот-

 


носительной цели, а решение, разумное в каком-то опре-
деленном отношении, — для относительной цели. По-
скольку же принимать разумные решения свойственно
рассудительным, разумность в решениях будет правиль-
ностью с точки зрения средств, нужных (to kata to sym-
pheron) для достижения той или иной цели, рассудитель-
ность относительно которых и есть истинное представление.

11 (X). Соображение и сообразительность, в силу ко-
торых мы зовем людей соображающими и сообразитель-
ными, не тождественны науке или мнению в целом (ибо
тогда все были бы соображающими) и не являются какой-
либо одной из частных наук, как, скажем, врачебная
[наука], связанная со здоровьем, или геометрия, связан-
ная с величинами. Соображение ведь не относится ни к
вечно сущему, ни к неизменному, ни к чему бы то ни
было, находящемуся в становлении, но к тому, о чем
можно задаться вопросом и принять решение. А потому,
будучи связано с тем же, с чем связана рассудительность,
соображение не тождественно рассудительности. Рассуди-
тельность предписывает, ведь ее цель [указать], что следу-
ет делать и чего не следует, а соображение способно толь-
ко судить. Соображение и сообразительность (synesis kai
eysynesia) [no сути] одно и то же, так же как соображаю-
щие и сообразительные (synetoi kai eysynetoi).

Соображение не состоит ни в обладании рассудитель-
ностью, ни в приобретении оной, но подобно тому, как
применительно к научному знанию усваивать означает
соображать, так применительно к мнению соображать
означает судить о том, в чем [сведущ] рассудительный,
когда говорит об этом другой человек, причем судить хо-
рошо, потому что «сообразительно» (еу) и «хорошо»
(kalos) одно и то же.

Отсюда и происходит слово «соображение» и соответ-
ственно «сообразительные», а именно от соображения при
усвоении знаний, ибо часто мы говорим «соображать» вместо
«усваивать».

(XI). Так называемая совесть, которая позволяет назы-
вать людей совестящимися и имеющими совесть, — это
правильный суд доброго человека. Это подтверждается
[вот чем]: доброго мы считаем особенно совестливым, а
иметь совестливость в иных вещах — это свойство доброты.

 


Совестливость же — это умеющая судить совесть доб-
рого человека, причем судить правильно, а правилен [этот
суд], когда исходит от истинно [доброго человека].

12. Разумеется, все эти склады имеют одну и ту же на-
правленность, ведь мы применяем понятия «совесть»,
«соображение», «рассудительность» и «ум» к одним и тем
же людям и говорим, что они имеют совесть и уже наде-
лены умом и что они рассудительные и соображающие.

Дело в том, что все эти способности существуют для
последних данностей (ta eskhata) и частных случаев (ta
kath hekaston). И если человек способен судить о том, с
чем имеет дело рассудительность, то он соображающий,
добросовестный, или совестящийся, ибо доброта — общее
свойство вообще всех добродетельных людей в их отно-
шении к другому.

К частным же случаям и последним данностям отно-
сится вообще все, что осуществляется в поступках, ведь
нужно, чтобы и рассудительный их знал; и соображение
вместе с совестью тоже существует для поступков, а они
представляют собою последнюю данность. И ум тоже
имеет дело с последними данностями, [но последними] в
обе стороны, ибо и для первых определений и для послед-
них данностей существует ум (а не суждение), и если при
доказательствах ум имеет дело с неизменными и первыми
определениями, то в том, что касается поступков, — с
последней данностью, т. е. с допускающим изменения и
со второй посылкой; эти [последние, или вторые посыл-
ки], — начала в смысле целевой причины, потому что к
общему [приходят] от частного; следовательно, нужно об-
ладать чувством этих [частных, последних данностей],
а оно-то и есть ум,

Поэтому считается, что данные [способности] — при-
родные, и если никто не бывает мудр от природы, то со-
весть, соображение и ум имеют от природы. Это под-
тверждается нашей уверенностью в том, что эти
способности появляются с возрастом и определенный
возраст обладает умом [-разумом] и совестью, как если бы
причиной была природа. <Вот почему ум — это начало и
конец, [или, принцип и цель]: доказательства исходят из
[начал] и направлены [на последнюю данность]>.


Поэтому недоказательным утверждениям и мнениям
опытных и старших <или рассудительных> внимать сле-
дует не меньше, чем доказательствам. В самом деле, благо-
даря тому что опыт дал им «око», они видят [все] правильно.

Таким образом, сказано, что такое рассудительность и
мудрость, к чему та и другая может относиться и что то
и другое является добродетелью разных частей души.

13 (XII). Можно задать вопрос: зачем они нужны?
Мудрость ведь не учит (oyden theorei), отчего человек
будет счастлив, ибо ничто становящееся не есть ее пред-
мет, рассудительность же занимается этим. Но какая в
ней надобность, коль скоро предмет рассудительности —
правосудное, прекрасное и добродетельное применитель-
но к человеку, а это и есть поступки, какие свойственны
добродетельному мужу? Причем благодаря [одному толь-
ко] знанию того, что [правосудно, добродетельно и пре-
красно], мы ничуть не способнее к осуществлению такого
в поступках (поскольку добродетели суть склады [души]),
точно так как не [становятся здоровее и закаленнее],
зная, что такое «здоровое» и «закалка» (если только пони-
мать под [здоровым и закалкой] не то, что создает [такое
состояние], а то, что при таком состоянии-складе имеет
место); действительно, обладая [наукой] врачевания или
гимнастики, мы ничуть не более способны к соответству-
ющим поступкам.

Если же надо говорить, что рассудительный существу-
ет не ради этих [знаний], но ради возникновения [доб-
родетельных устоев], то [людям уже] добропорядочным
[рассудительный] совершенно бесполезен, более того, и
тем, кто не обладает [добродетелью], — тоже, ибо не будет
различия, сами ли [они] обладают [добродетелью] или
слушаются тех, кто ею обладает; и пожалуй, достаточно,
если [мы будем поступать] так, как со здоровьем: желая
быть здоровыми, мы все же не изучаем врачевания.

Далее, нелепым кажется, если, будучи ниже мудрости,
рассудительность окажется главнее: она ведь начальствует
как творческая способность и отдает приказания для
частных случаев.

Об этом-то и следует говорить, а пока мы только по-
ставили вопросы.


Итак, прежде всего надо сказать, что эти добродетели
с необходимостью являются предметом выбора как тако-
вые уже потому, что каждая из них — это добродетель со-
ответствующей части души, даже если ни та, ни другая
добродетель ничего не производит. Но при всем этом они
нечто производят, однако не так, как [искусство] врачева-
ния — здоровье, а как здоровье — [здоровую жизнь]; и в
таком же смысле мудрость создает счастье, потому что,
будучи частью добродетели в целом, она делает человека
счастливым от обладания добродетелью и от деятельного
ее проявления (toi energein).

И далее: назначение [человека] выполняется благодаря
рассудительности и нравственной добродетели; ведь добро-
детель делает правильной цель, а рассудительность [делает
правильными] средства для ее достижения. Но для чет-
вертой, т. е. способной к питанию, части души нет такой
добродетели, потому что от этой части не зависит сверше-
ние или не свершение поступка. Что же касается утверж-
дения, что от рассудительности мы ничуть не делаемся
способнее совершать нравственно прекрасные и право-
судные поступки, то тут нужно начать несколько более
издалека и вот что принять за начало.

Если, как мы говорим, некоторые, совершая правосуд-
ные поступки, еще не являются правосудными [по усто-
ям] (например, те, кто делают, что приказывают законы,
или против воли, по неведению, или по другой какой
[причине], но не ради самих правосудных поступков, хотя
бы они совершали при этом поступки должные и те, что
подобают добропорядочному), то кажется возможным,
чтобы, имея определенный склад, человек поступал в
каждом отдельном случае так, чтобы быть добродетель-
ным, т. е. быть таким человеком, чьи поступки обусловле-
ны сознательным выбором и совершаются ради самих
этих поступков.

Итак, правильным сознательный выбор делает добро-
детель, но не к добродетели, а к другой способности отно-
сится то, что естественно делать, чтобы осуществить [из-
бранное].

Если мы намереваемся изучить [это], нужно дать неко-
торые пояснения.

Существует способность под названием «изобрета-
тельность» (demotes); свойство ее состоит в способности

 


делать то, что направлено к предложенной цели, и дости-
гать ее. Поэтому, если цель прекрасна, такая способность
похвальна, а если дурна, то это изворотливость (раnoуr-
gia), недаром даже рассудительных мы называем изобре-
тательными и изворотливыми. Но рассудительность не
является этой способностью, однако и без этой способ-
ности она не существует. И [добродетельным] складом,
[т. е. рассудительностью, изобретательность] становится при
наличии того «ока души» [и] при условии добродетели,
что и было сказано, да и ясно. Действительно, силлогизмы,
имеющие своим предметом поступки, включают исход-
ный принцип: «поскольку такая-то цель и есть наилуч-
шее...» (причем безразлично, что именно, ибо при рас-
суждении эти может быть что угодно), но, что есть
[наилучшее], никому, кроме добродетельного, не видно,
так как испорченность сбивает с толку, заставляя обма-
нываться насчет исходных принципов поступков. Таким
образом ясно, что быть рассудительным, не будучи добро-
детельным, невозможно.

(XIII). Теперь нужно снова рассмотреть добродетель,
так как в случае с добродетелью имеет место такое же
соотношение, как между рассудительностью и изобре-
тательностью: с одной стороны, это не одно и то же, а с
другой — [нечто] подобное; так и природная (physike)
добродетель соотносится с добродетелью в собственном
смысле слова (kyria). Действительно, всем кажется, что
каждая [черта] нрава дана в каком-то смысле от природы,
ведь и правосудными, и благоразумными, и мужествен-
ными, и так далее [в каком-то смысле] мы бываем прямо
с рождения, однако мы исследуем некое иное «доброде-
тельное», [или «благо»], в собственном смысле слова, и
такие [добродетели] даны иным способом [нежели от
природы]. В самом деле, и детям, и зверям даны природ-
ные [склады], но без руководства ума они оказываются
вредными. Это же, наверное, видно при таком сравнении:
как сильное тело, двигаясь вслепую, сильно ушибается,
потому что лишено зрения, так и в данном случае [возмо-
жен вред]. Когда же человек обрел ум, он отличается по
поступкам [от неразумных детей и зверей]; и [только]
тогда склад [души], хотя он и подобен [природной добро-
детели], будет добродетелью в собственном смысле слова.


Следовательно, подобно тому как у производящей
мнения части души (to doxastikon) есть два вида [доброде-
тели]: изобретательность и рассудительность, так и у
нравственной ее части тоже два вида: одна добродетель
природная и другая — в собственном смысле слова, а из
них та, что добродетель в собственном смысле, возникает
[и развивается] при участии рассудительности.

Именно поэтому некоторые утверждает, что все
добродетели — это [разновидности] рассудительности, и
Сократ, исследуя добродетель, в одном был прав, а в дру-
гом заблуждался, а именно: он заблуждался, думая, что
все добродетели — это [виды] рассудительности, и пра-
вильно считал, что добродетель невозможна без рассуди-
тельности. Вот тому подтверждение: и ныне все [фило-
софы] при определении добродетели, сказавши, что это
склад [души] и с чем он имеет дело, прибавляют: «соглас-
ный с верным суждением», а верное суждение согласуется
с рассудительностью. Значит, по-видимому, все так или
иначе догадываются, что именно такой склад есть добро-
детель — склад, согласный с рассудительностью. Но
нужно сделать еще один шаг. Дело в том, что доброде-
тель — это не только склад [души], согласный с верным
суждением (kata ton orthon logon), но и склад, причастный
ему (meta toy orthoy logoy), а рассудительность — это и
есть верное суждение о соответствующих вещах. Таким
образом, если Сократ думал, что добродетели — это [вер-
ные] суждения (logoi) (потому что, [по его мнению], все
они представляют собою знания), то мы считаем, что они
лишь причастны [верному] суждению.

Итак, ясно из сказанного, что невозможно ни быть
собственно добродетельным без рассудительности, ни быть
рассудительным без нравственной добродетели. И тогда
можно опровергнуть довод (logos), с помощью которого
было бы диалектически обосновано, что добродетели су-
ществуют отдельно друг от друга. [Довод такой]: один и
тот же человек не бывает от природы исключительно
предрасположен ко всем добродетелям сразу, а значит, [в
любой данный миг] одну он уже обрел, а другую еще нет.
Но возможно это [лишь] при природных добродетелях, а
при тех, при коих человек определяется как добродетель-
ный безотносительно, это невозможно. Ведь при наличии

 


рассудительности, хотя это [только] одна [из добродете-
лей], все [нравственные добродетели] окажутся в наличии.

Очевидно, что, даже если бы рассудительность не была
направлена на поступки, в ней все-таки была бы нужда,
потому что она является добродетелью одной из частей
души и потому, что как без рассудительности, так и без
добродетели сознательный выбор не будет правильным,
ибо вторая создает цель, а первая позволяет совершать
поступки, ведущие к цели.

Но рассудительность все же не главнее мудрости,
и лучшей части души, так же как врачевание не главнее
здоровья, ибо рассудительность не пользуется мудростью,
но только следит, чтобы мудрость возникала [и развива-
лась]. А потому предписания рассудительности — это
предписания ради мудрости, но не ей [самой]. Добавим
к этому: сказать, [что рассудительность главенствует над
мудростью], — это все равно что сказать, будто наука о го-
сударстве начальствует над богами, так как она предписы-
вает все, что имеет отношение к государству.


КНИГА СЕДЬМАЯ (Н)

1(I). А теперь, исходя из другого принципа, надо ска-
зать, что существует три вида такого, чего избегают в нра-
вах: порок, невоздержность, зверство (kakia, akrasia, therio-
tes). Что противоположно первому и второму, ясно, ибо
одно мы зовем добродетелью, а другое — воздержностью,
зверству же более всего подобает противопоставить ту
добродетель, что превыше нас, — как бы героическую и
божественную (так и Гомер сочинил слова Приама о Гек-
торе, что он-де был весьма добродетелен:

Так, не смертного мужа казался он сыном, но бога!).

Так что, если, как говорится, при избытке добродетели из
людей становятся богами, то, очевидно, именно такой
склад [души] противоположен зверскому, и, как зверю не
свойственны ни порочность, ни добродетель, так не свой-
ственны они и богу, но [у него] есть нечто, ценимое выше
добродетели, а у [зверя] — некий род [нрава], отличный
от порочности.

Но как человек редко бывает «божественным» (срав-
ним это с обычным обращением лаконцев: когда они
кем-то восхищены чрезвычайно, они говорят «божеский
муж»), так редко встречается среди людей и звероподоб-
ный, причем главным образом среди варваров, да еще
рождаются такими из-за болезней и уродств; и мы клей-
мим этим [словом] тех между людьми, кто от порочности
преступает [всякую] меру.

Но об этой наклонности нам надо будет упомянуть
позже, а о порочности было рассказано ранее, [теперь же]

 


надо сказать о невоздержности, изнеженности (malakia)
и избалованности, (tryphe), с одной стороны, и о воздерж-
ности — с другой. Дело в том, что ни тот, ни другой склад
[души] нельзя представлять тождественным соответствен-
но с добродетелью или испорченностью, ни отличным по
роду. Как и в других случаях, [нам] нужно изложить, что
людям кажется, и, разобрав сначала спорные вопросы,
показать таким образом по возможности все заслуживаю-
щие внимания мнения (ta endoxa) об этих страстях, а если
не [все], то большую их часть и самые главные, ибо, когда
сложности будут разрешены и мнения, заслуживающие
внимания, отобраны, тогда, видимо, и [предмет] показан
достаточно.

2. Принято считать, что воздержность (egkrateia) и вы-
держанность (karteria) относятся к числу вещей добро-
порядочных и достойных похвал, а невоздержность и
изнеженность — к числу дурных и осуждаемых и «воз-
держный» — это то же, что «придерживающийся расчета»
(emmenetikos toi logismoi), а «невоздержный» — «отсту-
пающий от расчета» (ekstatikos toy logismoy). И если не-
воздержный, зная, что [поступает] дурно, тем не менее
поступает [так] под влиянием страсти, то воздержный,
зная, что [его] влечения дурны, не следует им благодаря
[рас]суждению (dia ton logon). И с одной стороны, благо-
разумного признают воздержным и выдержанным, а с
другой — по мнению одних, [воздержный и выдержан-
ный] благоразумен во всех отношениях, а по мнению дру-
гих — не во всех; и если одни смешивают распущенною с
невоздержным и невоздержного с распущенным, то дру-
гие их различают. О рассудительном же иногда говорят,
что он невоздержным быть не может, иногда — что иные,
будучи рассудительными и одновременно изобретатель-
ными, невоздержны. И наконец, говорят о невоздержных
в порыве ярости, [в жажде] почестей и наживы.

Вот что, стало быть, говорится обычно.

3(II). Пожалуй, возникнет вопрос, как [можно], имея
правильные представления, вести невоздержную [жизнь].
По этому поводу некоторые говорят, что «знающий»
(epistamenos) не способен быть [невоздержным], ведь не-
лепо, по мысли Сократа, если, несмотря на имеющиеся

 


у человека знания (epistemes enoyses), верх [в нем] одер-
живает нечто иное и таскает [его за собою], как раба. Со-
крат ведь вообще отстаивал разумность (logos) так, словно
невоздержности не существует: никто, дескать, не посту-
пает вопреки тому, что представляется наилучшим, а
[если поступает, то] только по неведению. В таком виде
это учение явно противоречит очевидности, и надо иссле-
довать [вопрос] о страсти: если она [бывает] по неведе-
нию, то что это за неведение такое [?] Ведь понятно, что
ведущий невоздержную [жизнь] все же не думает [так
жить], прежде чем оказался охвачен страстью.

Некоторые в одном соглашаются с [Сократом], а в дру-
гом нет, а именно: соглашаются, что ничего нет выше
знания; но что никто не поступает вопреки тому, что по-
казалось наилучшим, не соглашаются. И потому они ут-
верждают, что невоздержный одержим (krateisthai) удо-
вольствиями как имеющий не знание, а только мнение.
А если это в самом деле только мнение и не [точное] зна-
ние и если удовольствию и страсти противодействует не
четкое представление, а смутное, как у нерешительных, то
можно посочувствовать тому, кто не придерживается (те
menein) этих [мнений и представлений] перед лицом
сильных влечений. Но испорченным не сочувствуют, так
же как всему прочему, что достойно осуждения.

Тогда рассудительность, может быть, противостоит
[влечению]? Ведь она в нас — самое сильное. Но и [та-
кое предположение] нелепо: ибо тогда один и тот же
человек будет одновременно рассудительным и невоз-
держным, между тем никто, пожалуй, не станет утверж-
дать, что рассудительному свойственно по собственной
воле совершать самые дурные поступки. Кроме того,
прежде уже было показано, что рассудительный как
имеющий дело с последними данностями есть [человек]
поступков (praktikos), обладающий и другими добродете-
лями.

Далее, если быть воздержным — значит иметь сильные
и дурные влечения, то ни благоразумный не будет воз-
держным, ни воздержный — благоразумным, потому что
благоразумному не свойственно иметь ни чрезмерных, ни
дурных влечений; а если влечения полезны, склад [души],
который препятствует следовать им, — дурной склад;
таким образом, не всякая воздержность оказывается чем-

 


то добропорядочным. Но если влечения слабые и не дур-
ные, [в воздержности] нет ничего впечатляющего, а если
они дурные, но слабые, то — ничего великого.

Далее, если воздержность заставляет держаться всяко-
го мнения, в том числе ложного, она дурна. А если невоз-
держность состоит в отступлении от всякого мнения, то
будет [существовать] некая добропорядочная невоздерж-
ность, как, например, у Софоклова Неоптолема в «Фи-
локтете»: ведь он заслуживает похвалы за то, что не дер-
жался того, в чем его убедил Одиссей, так как лгать было
мучительно.

Кроме того, трудный вопрос ставит софистическое
рассуждение. Действительно, из-за того, что софисты хо-
тят заставить принять парадоксы, чтобы, когда это удаст-
ся, [вызвать удивление] своей изобретательностью, — из-за
этого полученный силлогизм и являет собой неразреши-
мую трудность. В самом деле, мысль связана, когда из-за
неудовлетворенности выводом держаться его не хочет, а
идти дальше не может, потому что не способна опроверг-
нуть [это] рассуждение.

При одном [софистическом] рассуждении выходит,
что безрассудство (aphrosyne) вкупе с невоздержностью
есть добродетель. Действительно, от невоздержности че-
ловек совершает поступки, противоположные [его собст-
венным] представлениям, а [от безрассудства] ему пред-
ставляется, что добродетельные [поступки] порочны и
совершать их не следует, и, значит, он будет совершать
поступки добродетельные, а не порочные.

Далее, кто доставляет себе удовольствия и преследует
их по убеждению и сознательному выбору, тот покажется,
должно быть, лучшим в сравнении с тем, кто так поступа-
ет не по расчету, а от невоздержности, ведь его легче ис-
целить, потому что можно переубедить. К невоздержному
же относится пословица, в которой говорится: «Когда
водой подавишься, чем запивать?», потому что если бы
человек совершал поступки по убеждению, то, будучи
переубежден, он перестал бы так поступать, в данном же
случае убежденный <в одном> он, тем не менее, поступа-
ет по-другому.

И наконец, если невоздержность и воздержность
могут относиться ко всему, кто же тогда будет невоздерж-
ным во всех отношениях, [т. е. в безусловном смысле

 


слова] (haplos)? В самом деле, никто не наделен всеми
[видами] невоздержности в совокупности, а между тем мы
говорим, что некоторые безусловно невоздержны.

4. Таковы, стало быть, определенные [логические] за-
труднения, которые тут возникают. Одни из них надо от-
бросить, а другие сохранить, ибо разрешение [логическо-
го] затруднения — это обнаружение [истины].







Дата добавления: 2015-08-12; просмотров: 340. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

РЕВМАТИЧЕСКИЕ БОЛЕЗНИ Ревматические болезни(или диффузные болезни соединительно ткани(ДБСТ))— это группа заболеваний, характеризующихся первичным системным поражением соединительной ткани в связи с нарушением иммунного гомеостаза...

Решение Постоянные издержки (FC) не зависят от изменения объёма производства, существуют постоянно...

ТРАНСПОРТНАЯ ИММОБИЛИЗАЦИЯ   Под транспортной иммобилизацией понимают мероприятия, направленные на обеспечение покоя в поврежденном участке тела и близлежащих к нему суставах на период перевозки пострадавшего в лечебное учреждение...

Конституционно-правовые нормы, их особенности и виды Характеристика отрасли права немыслима без уяснения особенностей составляющих ее норм...

Толкование Конституции Российской Федерации: виды, способы, юридическое значение Толкование права – это специальный вид юридической деятельности по раскрытию смыслового содержания правовых норм, необходимый в процессе как законотворчества, так и реализации права...

Значення творчості Г.Сковороди для розвитку української культури Важливий внесок в історію всієї духовної культури українського народу та її барокової літературно-філософської традиції зробив, зокрема, Григорій Савич Сковорода (1722—1794 pp...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.012 сек.) русская версия | украинская версия