Студопедия — КАЛЛИКЛ, СОКРАТ, ХЕРЕФОНТ, ГОРГИЙ, ПОЛ 70 страница
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

КАЛЛИКЛ, СОКРАТ, ХЕРЕФОНТ, ГОРГИЙ, ПОЛ 70 страница






Царская власть переходит в тиранию, ибо тирания —
это дурное качество единоначалия, и плохой царь стано-
вится тираном. Аристократия [переходит] в олигархию из-
за порочности начальников (arkhai), которые делят [всё] в
государстве вопреки достоинству, причем всё или боль-
шую часть благ [берут] себе, а должности начальников
всегда [распределяют] между одними и теми же людьми,
выше всего ставя богатство. Поэтому начальники мало-
численные и плохие (mokhtheroi), вместо того чтобы быть
самыми порядочными (epieikestatoi). Тимократия [перехо-
дит] в демократию, ибо эти виды государственного уст-
ройства имеют общую грань: тимократия тоже желает
быть [властью] большого числа людей, и при ней все от-
носящиеся к одному разряду равны. Демократия — на-
именее плохое [среди извращений], ибо она незначитель-
но извращает идею (eidos) государственного устройства.

Стало быть, в основном так происходят перемены в
государственных устройствах, потому что такие переходы
кратчайшие и самые простые.


Подобия и как бы образцы данных [государственных
устройств] можно усмотреть также в семьях, ибо отноше-
ние (koinonia) отца к сыновьям имеет облик (skhema) цар-
ской власти: отец ведь заботится о детях. Недаром и
Гомер зовет Зевса отцом; действительно, царская власть
желает быть властью отеческой (patrike arkhe). А у персов
[власть] отца тираническая, потому что они обращаются
с сыновьями как с рабами; тиранической является и
[власть] господина над рабами, ибо при этой власти дела-
ется то, что нужно господину. Но данное отношение
представляется правильным, а [тирания отцов] у персов —
ошибочной, ибо различна власть над разными [по роду].
[Сообщество] мужа и жены представляется аристокра-
тией, [т. е. властью лучших], ибо муж имеет власть сооб-
разно достоинству и в том, в чем мужу следует, а что по-
добает жене, он ей и предоставляет. Но если муж
распоряжается [в доме] всем, он превращает [их сообще-
ство] в олигархию, ибо делает это вопреки достоинству и
не как лучший [по сравнению с женой]. Случается иног-
да, что жены, будучи богатыми наследницами, имеют
власть над мужьями; тем самым это власть не по доброде-
тели, но благодаря богатству и влиянию (dynamis), точно
так, как при олигархиях. А на тимократию похожи [отно-
шения] братьев: они ведь равны, за исключением разни-
цы в возрасте; именно поэтому, если они намного отли-
чаются по возрасту, между ними уже невозможна
братская дружба. «Демократия» же бывает в домах без гос-
подина (там ведь все равны), и там, где начальствующий
немощен и каждому можно [делать, что ему вздумается].

13 (XI). В каждом из государственных устройств друж-
ба проявляется в той же мере, что и правосудие]. Дру-
жеское расположение царя к тем, над кем он царь, [выка-
зывается] в преизбытке его благодеяний; действительно,
подданным он делает добро, если только, как доброде-
тельный царь, он, словно пастух, [пекущийся] об овцах,
внимателен к ним — [к тому], чтобы у них все было хоро-
шо. Недаром Гомер назвал Агамемнона «пастырем наро-
дов». Такова и отеческая [власть], но она отличается раз-
мером благодеяний, ибо [отец] — виновник самого
существования, что уже почитается величайшим благом, а
кроме того, еще и воспитания, и образования. Даже пред-

 


кам за это воздается, и отношение между отцом и сыном,
предками и потомками, царем и подданными есть по при-
роде [отношение] власти [и подчинения] (to arkhikon).
Эти дружбы основаны на превосходстве, вот почему по-
читают родителей. Наконец, и право у одних и других не
одинаковое, а сообразное достоинству, так ведь и в дружбе.

Дружба мужа с женой такая же, как и в аристократи-
ческом [государстве]: она сообразна добродетели, и луч-
шему [принадлежит] большее благо, и каждому, что ему
подобает; так и с правом.

Дружба братьев напоминает дружбу товарищей, пото-
му что они равны и [примерно] одного возраста, а такие
люди, как правило, имеют схожие страсти и схожие
нравы. Похожа на эту дружбу и дружба при тимократии,
потому что граждане тяготеют к тому, чтобы быть равны-
ми и добрыми [гражданами], и вот они начальствуют по
очереди и на равных основаниях, но и дружба у них этому
соответствует.

При извращениях [государственных устройств] как
право [судне], так и дружба возможны в очень малой мере,
и менее всего при наихудшем извращении, ведь при тира-
нии дружба невозможна совсем или мало [возможна].
Действительно, если у властвующего и подчиненного нет
ничего общего, нет и дружбы, потому что и правосудия
нет, как, например, в отношениях мастера к его орудию,
души к телу, господина к рабу. В самом деле о всех этих
вещах заботится тот, кто их использует, но ни дружбы, ни
права не может быть по отношению к неодушевленным
предметам. Невозможна дружба и с конем или быком или
с рабом в качестве раба. Ведь [тут] ничего общего быть не
может, потому что раб — одушевленное орудие, а орудие —
неодушевленный раб, так что как с рабом дружба с ним
невозможна, но как с человеком возможна. Кажется ведь,
что существует некое право у всякого человека в отноше-
нии ко всякому человеку, способному вступать во взаимо-
отношения на основе закона и договора (koinonesai nomoy
kai synthekes), а значит, и дружба возможна в той мере, в
какой раб — человек.

В ничтожных размерах, таким образом, дружба и пра-
восудие возможны даже при тираниях, а в демократиче-
ских государствах в большей степени, ибо у равных много
общего.


14 (XII). Как мы уже сказали, всякая дружба существу-
ет при наличии взаимоотношений, [т. е. в обществе], а
дружбу родственников и товарищей можно выделить
особо. [Дружественные отношения] сограждан, членов
филы, спутников в плавании и тому подобные, видимо,
больше походят на [отношения] между членами опреде-
ленных сообществ (koinonikai), ибо они явно основаны на
каком-то соглашении (homologia). В этот ряд, вероятно,
можно поставить и [отношения] между гостем и госте-
приимцем.

Что касается дружбы родственников, то и она, по-ви-
димому, имеет много разновидностей, но любая обуслов-
лена отеческой, ибо, с одной стороны, родители любят
детей как часть самих себя, а с другой — дети любят ро-
дителей, будучи частью от них. Знание родителей, что
дети от них, глубже, чем знание рожденных, что они от
родителей, и «тот-от-кого» сильнее привязан к своему по-
рождению, чем рожденный к своему создателю. Действи-
тельно, то, что исходит из чего-либо, — родное для того,
откуда исходит (например, зуб, волос или что бы то ни
было — для их обладателя), но для того, что исходит, «то-
из-чего» оно исходит ничего не значит или, во всяком
случае, значит меньше. [Есть разница] и с точки зрения
срока, а именно: родители любят свои порождения сразу
же, а дети родителей — по прошествии известного време-
ни, когда они начнут соображать или чувствовать. Отсюда
также ясно, почему матери сильнее питают дружбу к де-
тям, [нежели отцы].

Итак, если родители к детям питают дружбу как к са-
мим себе (ведь отделенные от них их порождения — это
как бы другие они сами), то дети питают дружбу к роди-
телям как их естественные порождения, а братья любят
друг друга оттого, что они по природе от одних и тех же
родителей, так как одинаковость с точки зрения [проис-
хождения] создает одинаковость в их отношениях друг с
другом; отсюда и выражения: «одна кровь» и «[один] ко-
рень» и тому подобные. Братья, таким образом, представ-
ляют собою одно, даже будучи раздельными [сущест-
вами].

Для их дружбы также много значит совместное воспи-
тание и близость по возрасту, ибо «сверстник к сверстни-
ку» и при близком знакомстве бывают товарищами, имен-

 


но поэтому дружба братьев подобна дружбе товарищей.
Что касается двоюродных братьев и прочих родственни-
ков, то их привязанность основана также на этом, потому
что они происходят от одних [предков], причем одни
более родные, а другие менее, в зависимости от близости
или дальности родства с прародителем.

Дружественность детей к родителям и людей к богам
существует как дружественность к благу и превосходству.
В самом деле, родителям дети обязаны величайшими бла-
годеяниями, так как в родителях причина самого их суще-
ствования и воспитания, а затем и образования. Такая
дружба заключает в себе настолько больше и удовольст-
вия, и пользы, нежели дружба с чужими, насколько в
жизни родных больше общего. В братской дружбе при-
сутствует именно то, что в товарищеской, причем между
добрыми братьями и вообще в дружбе похожих этого
больше в той мере, в какой [братья] ближе [товарищей]
и возможность любить друг друга имеют с рождения, и в
той мере, в какой более схожи нравами происходящие от
одних родителей и получившие одинаковое воспитание и
образование; да и проверка временем у них самая дли-
тельная и самая надежная. У остальных родственников
проявления дружбы также соответствуют [степени род-
ства].

Мужу и жене дружба, по-видимому, дана от природы,
ибо от природы человек склонен образовывать, скорее,
пары, а не государства — настолько же, насколько семья
первичнее и необходимее государства, а рождение де-
тей — более общее [назначение] живых существ [в срав-
нении с назначением человека]. Но если у других [живот-
ных] взаимоотношения [и сообщество] существуют лишь
постольку, поскольку [они вместе рождают детей], то
люди живут вместе не только ради рождения детей, но и
ради других [надобностей] жизни. Действительно, дела с
самого начала распределены [между супругами] так, что у
мужа одни дела, а у жены другие; таким образом муж и
жена поддерживают друг друга, внося свою [долю учас-
тия] в общее [дело]. Этим объясняется, видимо, то, что в
данной дружбе присутствует как польза, так и удовольст-
вие. Она будет и [дружбой] по добродетели, если и муж, и
жена — добрые люди, ведь тогда у каждого из них [своя]
добродетель и оба будут такому радоваться. А дети, как

 


считается, тесно связывают [супругов], потому-то бездет-
ные скорее разводятся: дети — это общее обоим благо,
а общее [благо] объединяет.

Вопрос, как следует жить мужу с женой и вообще
другу с другом, по-видимому, ничем не отличается от во-
проса, как [им жить] правосудно, потому что неодинаково
правосудие в отношениях друга к другу и в отношениях
с чужим, или товарищем, или соучеником.

15 (XIII). Поскольку существуют три [вида] дружбы,
как было сказано в начале, и при каждой [разновидности]
друзьями бывают как на основе уравнивания, так и на ос-
нове превосходства (ведь и одинаково добродетельные
бывают друзьями, и лучший с худшим, то же справедливо
и для [друзей], доставляющих [друг другу] удовольствие,
или [друзей] из соображений пользы, [потому что и] они
могут быть и равными с точки зрения [взаимной] под-
держки, и разными), постольку ровни сообразно своей
уравненности должны быть равны (toys isoys... kat'isoteta
dei... isadzein) и в чувстве дружбы, и во всем остальном, а
неровни должны воздавать [друзьям] пропорционально
превосходству [друзей].

Вполне понятно, что жалобы и упреки возникают ис-
ключительно или по преимуществу при дружбе ради
пользы. А будучи друзьями во имя добродетели, охотно
делают добро (еу dran) друг другу (потому что это присуще
и добродетели, и дружбе); у тех же, кто наперебой [оказы-
вает друг другу благодеяния], не бывает ни жалоб, ни
ссор, ибо никто не сердится на человека, питающего
дружбу и делающего добро, напротив, в меру своей учти-
вости (kharieis) отплачивают ему, делая добро в свою оче-
редь. А кто [делает добро] с избытком, достигая при этом
цели своих стремлений, не станет, конечно, жаловаться
на друга, ведь стремится каждый к благу. Редки жалобы у
друзей ради удовольствия; в самом деле, оба, коль скоро
они наслаждаются совместным времяпрепровождением,
одновременно получают то, к чему стремятся, и, жалуясь
на того, кому он не нравится, человек показался бы
смешным: есть же возможность не проводить дни со-
вместно.

Зато дружба из соображений пользы чревата жалоба-
ми; обращаясь друг к другу за поддержкой, всегда нужда-

 


ются в большем, причем уверены, что имеют меньше, чем
прилично, и упрекают за то, что получают не столько,
сколько нужно, хотя они этого достойны; но делающие
добро не способны оказывать поддержку в той мере,
в какой нуждаются те, кто ее принимает.

Кажется, подобно тому как правосудие бывает двух
видов — одно неписаное, а другое по закону, так и в
дружбе ради пользы различаются дружба на нравственной
и на законной [основе]. Таким образом, больше всего
жалоб возникает, когда завязали и расторгли [дружествен-
ные отношения], имея в виду не один и тот же [их вид].

[Отношения] на основе закона — это [отношения] на
оговоренных условиях, причем или чисто торгашеские —
«из рук в руки», или более свободные с точки зрения сро-
ков, но при соглашении, кому что [причитается].

В этой [разновидности] обязательства ясны и не явля-
ются предметом разногласий, отсрочка же делается по-
дружески. Поэтому кое у кого такие случаи не относятся
к ведению правосудия, напротив, люди уверены, что, за-
ключив сделку на доверии, нужно примириться [с послед-
ствиями].

Что же касается дружбы ради пользы на нравственной
основе, то она [существует] не [на оговоренных услови-
ях], так что подарок или другую какую-то [любезность]
делают как другу, однако ожидают получить [в ответ]
столько же или больше, словно не подарили, а дали взай-
мы. И если при расторжении отношений [положение
будет] не таково, как было при их завязывании, будут жа-
ловаться. Это происходит потому, что, хотя все или боль-
шинство желают прекрасного, выбор свой останавливают
(proaireisthai) все-таки на выгодном. Между тем прекрас-
но само по себе делать добро, а не [делать его], чтобы по-
лучить [добро] в ответ; что же касается принятия благо-
деяний, то оно выгодно, [а не прекрасно].

Итак, если есть возможность, следует отдать назад стои-
мость полученного [блага], <тому, кто этого хочет>, (ибо
не следует делать другом против воли; напротив, как со-
вершивший вначале ошибку и принявший благодеяние,
от кого не следовало, т. е. не от друга и не от того, кто
творит [добро] ради самого добра, облагодетельствован-
ный должен расторгнуть [«дружбу»] так, словно она на
оговоренных условиях), † причем то, что и сам [человек]
согласился бы † возвратить при возможности, а при не-

 


возможности даже даятель не стал бы требовать. Словом,
если есть возможность, следует возвращать полученное.
И надо внимательно следить, кто оказывает благодеяние
и на каких [условиях], чтобы либо принять его на этих
[условиях], либо не [принять].

Спорным является вопрос, что следует считать мерой,
чтобы соответственно отдавать назад: выгоду принявшего
благодеяние или же [само] благодеяние сделавшего [доб-
рое дело]? Действительно, принявши [какое-нибудь бла-
годеяние], утверждают, что получили от благодетелей то,
что для последних ничего не стоит и что можно получить
у других, преуменьшая тем самым [благодеяние]. А те в
свою очередь [говорят], что это самое большое из того,
что есть у них самих, чего к тому же нельзя было получить
у других, да к тому же [сами они] были в опасности или
испытывали нужду именно в этом.

В таком случае, не правда ли, мерой при дружбе ради
пользы является выгода того, кто ее получает? Ведь это он
нуждается, и [благодетель] оказывает ему поддержку,
имея в виду получить такую же. А значит, поддержка была
таких размеров, как полученная выгода, и отдавать следу-
ет столько, сколько досталось, или даже больше, ибо это
прекрасней.

Но в дружбах, основанных на добродетели, не бывает
жалоб, мерой же служит, вероятно, сознательный выбор
совершившего [доброе дело], ибо с точки зрения доброде-
тели и нрава главное заключено в сознательном выборе.

16 (XIV). Разногласия бывают и в дружбах, основан-
ных на превосходстве, потому что обе стороны требуют
большего; всякий раз, как это происходит, дружба растор-
гается. Действительно, лучший уверен, что ему самому
прилично иметь больше, ибо добродетельному [должны]
уделять больше; так же [рассуждает и тот, кто] оказывает
больше помощи, ведь говорят, что бесполезному не сле-
дует иметь равную [с другими долю] и что получается по-
винность, а не дружба, если от дружбы будут получать не
по стоимости [затраченных] трудов. Они думают, что, как
при имущественных взаимоотношениях больше получает
тот, кто сделал больший взнос, так должно быть и в друж-
бе. А нуждающийся и занимающий более низкое положе-
ние считает наоборот: добродетельному другу, мол, свой-
ственно оказывать поддержку нуждающимся [друзьям],

 


ибо говорят: в чем польза быть другом добропорядочному
человеку или государю, если не будешь от этого ничего
иметь?

Так что, похоже, требования обеих сторон правильны
и каждому следует уделять от дружбы большую [долю],
однако не одного и того же, но обладающему превосход-
ством больше чести, а нуждающемуся — прибыли, ибо
для добродетели и благодеяния честь — это награда, а для
нужды прибыль — это поддержка. Так же, очевидно, об-
стоят дела и в государственном устройстве, а именно не
оказываются почести тем, кто не приносит обществу ни-
какого блага; действительно, общее [благо] дается тому,
кто благодетельствует на общее [благо], а почесть и есть
такое сообща воздаваемое [благо]. Нельзя, в самом деле,
получать [от государства] одновременно и деньги, и по-
чести, ибо никто не потерпит обойденности во всем. Так
что обойденному в деньгах уделяют честь, а падкому на
дары — деньги, ибо соответствие достоинству создает
справедливое равенство и, как было сказано, сохраняет
дружбу, [или дружественность].

Так должно происходить общение и у неравных, при-
чем тот, кому оказана поддержка деньгами или в доброде-
тели, должен в ответ выказывать почтение, отвечая тем,
чем может. В дружбе ведь ищут возможного, а не [воздая-
ния точно] по достоинству, да и не во всех случаях это
возможно, как, например, в почестях богам и родителям,
ибо никто, пожалуй, никогда не воздаст им достойную
честь, но, кто посильно (eis dynamin) чтит их, считается
добрым человеком.

Вероятно, поэтому считается, что сыну невозможно
отречься от отца, а отцу от сына [можно], ибо сын должен
отдавать долг, но, что бы он ни сделал, он не сделает того,
что достойно полученного прежде [от отца], а значит, он
вечный должник. У тех же, кому должны, есть возмож-
ность отказаться [от должника], и, следовательно, [она
есть] у отца. Вместе с тем никто, пожалуй, и, по-видимо-
му, никогда не отступается [от сына], если он не чрезмер-
но [погряз] в пороке; помимо естественной [родительской
любви-] дружбы человеку [свойственно] не отказываться
от поддержки и услуг [сына]. А плохой [сын] избегает или
не старается оказывать [отцу] поддержку; большинство
ведь желает получать благодеяния, а делать добро избега-
ет, как невыгодного [занятия].

Будем считать, что об этом сказано.


КНИГА ДЕВЯТАЯ (I)

1(I). Во всех разнородных дружбах пропорциональ-
ность приравнивает и сохраняет дружбу, как то и было
сказано; так, при государственной [дружбе] башмачник за
башмаки по [их] стоимости (kat' axian) получает возна-
граждение, и ткач тоже, и прочие. В этом случае наготове
общая мера — монета, и с ней поэтому все соотносится,
ею и измеряется. Что же до любовной [дружбы], то влюб-
ленный иногда жалуется, что при избытке дружбы с его
стороны он не получает ответной дружбы, при этом он,
может статься, не обладает ничем, что служит предметом
дружеской приязни; возлюбленный же часто жалуется,
что влюбленный прежде сулил все, а теперь ничего не ис-
полняет. Такое случается всякий раз, когда влюбленный
дружит с возлюбленным из-за удовольствия, а возлюблен-
ный с влюбленным — из-за пользы, но у обоих нет того,
[чего они ждут друг от друга]. Именно при дружбе ради
этих [целей] ее расторжение происходит всякий раз, когда
не получают того, ради чего дружили, ибо в этом случае
любят не самих друзей, а то, что у них имеется, это, между
тем, непостоянно, а потому таковы и дружбы. Но [друж-
ба] нравов, существующая сама по себе, постоянна, как
и было сказано.

Разногласия возникают и тогда, когда получают дру-
гое, т. е. не то, к чему стремились, ибо не получать того,
к чему тянет, все равно что ничего не получать; так, на-
пример, [в случае] с кифаредом, которому [царь] посулил
тем большую плату, чем лучше он будет петь, но наутро
на его требование обещанного сказал, что за удовольствие
ему уже было отплачено удовольствием. Если бы, дейст-

 


вительно, каждый из них желал того, [что получил, то
каждый] получил бы достаточно, но если один желал ве-
селья, а другой — заработка и один имеет, что желал, а
другой нет, при таких взаимоотношениях не будет, пожа-
луй, ничего хорошего, потому что человек обращается за
тем, в чем нуждается, и, во всяком случае, ради этого он
отдаст, что имеет.

Но кому же из двух установить стоимость: тому ли, кто
первым расточает, или тому, кто первым взял? Ведь тот,
кто дает первым, [оценивать свое даяние, ] похоже, предо-
ставляет другому. Говорят, это делал Протагор, ибо вся-
кий раз, как он обучил чему бы то ни было, он приказы-
вал ученику оценить, сколько, по его мнению, стоят
[полученные] знания, и столько брал. В подобных случаях
некоторые довольствуются [правилом] «плати, сколько
спросят», а на тех, кто, взяв сначала деньги, потом ничего
из того, о чем говорили, не делают, потому что их обеща-
ния были чрезмерны, — на тех, разумеется, жалуются, ибо
они не исполняют того, о чем было соглашение. Софис-
ты, вероятно, были вынуждены делать это, [т. е. брать пла-
ту вперед], потому что никто не дал бы денег за их зна-
ния. Так что на них, конечно, жалуются как на людей,
которые не делают того, за что взяли плату.

О расточающих первыми ради самих друзей в тех слу-
чаях, когда соглашения о [взаимном] содействии не быва-
ет, сказано, что они не вызывают жалоб (ибо именно та-
кова дружба по добродетели). А вознаграждение здесь
должно соответствовать сознательному выбору [того, кто
дал первым], ибо [сознательный выбор блага для другого]
отличает друга и добродетель. Так, видимо, должно быть
и у тех, кто занялся сообща философией, [т. е. у учителей
и учеников], ибо здесь стоимость не измеряется в деньгах
да и равновеликого воздаяния (time), пожалуй, не сущест-
вует, однако, быть может, в этом случае достаточно того,
что посильно, точно так, как и в отношении к богам и ро-
дителям.

Но если даяние не такого рода, но предполагает [воз-
даяние], то прежде всего нужно, наверное, чтобы обе сто-
роны признавали воздаяние достойным, а если этого не
произойдет, то, по-видимому, не только необходимым, но
и правосудным покажется, чтобы тот, кто первым решил

 


принять [услугу или помощь], устанавливал [их стои-
мость]. Действительно, сколько один взял себе в под-
держку или сколько он согласился [отдать] за [полученное
им] удовольствие, столько, получив назад, давший пер-
вым будет иметь в качестве стоимости, определенной тем,
кто первым взял.

Оказывается, так бывает и при купле-продаже, и кое-
где есть законы, которые запрещают судебное разбира-
тельство добровольных сделок (ta hekoysia symbolaia), под-
разумевая тем самым, что с тем, кому оказал доверие,
[сделка] должна быть расторгнута на тех же основаниях,
на каких вступили во взаимоотношения. В самом деле,
считается более правосудным, чтобы [стоимость] устано-
вил тот, кому была предоставлена возможность [это сде-
лать], а не тот, кто ее предоставил. Ведь для большинства
вещей владельцы и желающие получить эти вещи назна-
чают не равную цену, потому что свое собственное, к
тому же отдаваемое, каждому кажется стоящим много. Но
вознаграждение все-таки соответствует тому, сколько
установят принимающие [даяние]. Нужно, наверное, чтобы
цену назначили не ту, что кажется достойной владельцу, а
ту, что он назначал, прежде чем стал владельцем.

2(II). Трудности заключаются и в следующих вопросах:
предоставлять ли все на усмотрение отца и во всем слу-
шаться его, или же при недуге надо верить врачу, а воена-
чальником назначать способного вести войну? А также:
кому больше оказывать услуги — другу или добропоря-
дочному человеку и что важнее — воздать благодарность
благодетелю или расточать [благодеяния] товарищу, если
и для того, и для другого [одновременно] нет возможно-
сти? Не правда ли, нелегко точно определить все такие
случаи? В самом деле, часто они бывают отличны по
самым разным признакам: по величине и ничтожности,
по нравственной красоте и необходимости.

Совершенно ясно, что не следует предоставлять все на
усмотрение одного и того же лица и что в большинстве
случаев следует, скорее, воздавать за благодеяния, неже-
ли угождать товарищам, точно так же, как прежде, чем
давать товарищу, следует возвратить долг тому, кому дол-
жен.


Но может быть, так следует поступать не всегда. На-
пример, следует ли выкупленному у разбойников в свою
очередь выкупить освободителя, кем бы тот ему ни был,
или отплатить ему, даже не попавшему в плен, но требу-
ющему воздаяния, [когда] выкупить нужно отца? Не
правда ли, принято считать, что отца надо выкупить ско-
рее, чем даже самого себя.

Стало быть, в общем, как уже сказано, долг следует
вернуть, но, если это даяние перевешивают нравственно
прекрасное или необходимое, следует отклониться в их
сторону. Ведь иногда и вознаграждение за первоначально
полученное не дает справедливого равенства, а именно
когда один делает добро, зная, что другой человек добро-
порядочный, а этому другому приходится воздавать тому,
кого он считает испорченным. Иногда ведь не следует да-
вать в свой черед взаймы даже заимодавцу, потому что он
дал взаймы доброму человеку, уверенный, что получит
[обратно], а добрый не надеется получить от подлого [что-
нибудь назад]. Так что если все действительно обстоит
так, притязания [первого] несправедливы; если же дела
обстоят иначе, но думают, [что так], то и тогда, пожалуй,
не покажется, что делать это нелепо. Таким образом, как
уже не раз было сказано, суждения о страстях и поступках
обладают такой же [и не большей] определенностью, как
и то, к чему относятся эти [суждения].

Совершенно ясно, таким образом, что не всем следует
воздавать одинаково и даже отцу не все [причитается],
подобно тому как не все жертвы приносят Зевсу. А по-
скольку разное [причитается] родителям, братьям, това-
рищам и благодетелям, то и уделять каждому следует
свойственное ему и подобающее. Так, видимо, и делают.
Ведь на свадьбу зовут родственников, ибо у них общий
род, а совершаемые действия имеют отношение [к роду];
по той же причине и на похороны, как принято считать,
прежде всего надо приглашать родственников. Если же
говорить о пропитании, то тут в первую очередь, видимо,
следует оказывать поддержку родителям, поскольку мы их
должники, а кроме того, оказывать ее виновникам [само-
го нашего] существования прекраснее, чем самим себе; и
почет родителям [положен], словно богам, но не всякий;
действительно, отцу [положен] не такой же почет, как ма-
тери, и равным образом не такой, [что положен] мудрецу

 


или военачальнику, но отцу оказывают отцовы почести
и соответственно матери, и любому, кто старше, соответ-
ственно его возрасту оказывают почет, вставая ему на-
встречу, укладывая его и так далее; в отношении же това-
рищей, а равным образом и братьев, напротив, свобода
речи (parrhesia) и равенство (keinotes) во всем. Нужно
всегда стараться уделять и родственникам, и членам своей
филы, и согражданам, и всем остальным, что им подхо-
дит, и сопоставлять принадлежащее каждому из них с
родством, добродетелью или полезностью. Если речь идет
о людях сходного происхождения, сопоставить это срав-
нительно просто; более трудоемкое дело, когда они
розны. Отступать из-за этого тем не менее не следует, но
надо так провести разграничение, как это окажется воз-
можным.

3(III). Труден и вопрос о том, расторгать или нет дру-
жеские связи с теми, кто не остаются прежними. Может
быть, нет ничего странного в расторжении дружбы с теми,
кто нам друзья из соображений пользы или удовольствия,
когда ни того, ни другого в них уже не [находят]? Друзья-
ми-то были тем [выгодам и удовольствиям], а когда они
исчерпались, вполне разумно не питать дружбы. Однако
будет подан повод к жалобе, если, любя за пользу или
удовольствие, делали вид, что за нрав. Именно это мы уже
сказали в начале: большинство разногласий возникает
между друзьями тогда, когда они являются друзьями не в
том смысле, в каком думают. Поэтому всякий раз, как че-
ловек обманулся и предположил, что к нему питают друж-
бу за его нрав, в то время как другой ничего подобного не
делает, пусть он винит самого себя; но всякий раз, когда
он введен в заблуждение притворством другого, он вправе
жаловаться на введшего в заблуждение, причем даже
больше, чем на фальшивомонетчика, настолько, насколь-
ко ценнее [предмет], на который обращено коварство.







Дата добавления: 2015-08-12; просмотров: 326. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Картограммы и картодиаграммы Картограммы и картодиаграммы применяются для изображения географической характеристики изучаемых явлений...

Практические расчеты на срез и смятие При изучении темы обратите внимание на основные расчетные предпосылки и условности расчета...

Функция спроса населения на данный товар Функция спроса населения на данный товар: Qd=7-Р. Функция предложения: Qs= -5+2Р,где...

Аальтернативная стоимость. Кривая производственных возможностей В экономике Буридании есть 100 ед. труда с производительностью 4 м ткани или 2 кг мяса...

Характерные черты немецкой классической философии 1. Особое понимание роли философии в истории человечества, в развитии мировой культуры. Классические немецкие философы полагали, что философия призвана быть критической совестью культуры, «душой» культуры. 2. Исследовались не только человеческая...

Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит...

Кран машиниста усл. № 394 – назначение и устройство Кран машиниста условный номер 394 предназначен для управления тормозами поезда...

Менадиона натрия бисульфит (Викасол) Групповая принадлежность •Синтетический аналог витамина K, жирорастворимый, коагулянт...

Разновидности сальников для насосов и правильный уход за ними   Сальники, используемые в насосном оборудовании, служат для герметизации пространства образованного кожухом и рабочим валом, выходящим через корпус наружу...

Дренирование желчных протоков Показаниями к дренированию желчных протоков являются декомпрессия на фоне внутрипротоковой гипертензии, интраоперационная холангиография, контроль за динамикой восстановления пассажа желчи в 12-перстную кишку...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.012 сек.) русская версия | украинская версия