Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

КАЛЛИКЛ, СОКРАТ, ХЕРЕФОНТ, ГОРГИЙ, ПОЛ 71 страница





А когда человека принимают, считая его добродетель-
ным, а он оказывается испорченным и обнаруживает
[это], то разве надо все еще питать к нему дружбу? Это же
невозможно, коль скоро не все, [что угодно], предмет
приязни, а только собственно благо. Подлое же и не яв-
ляется предметом дружеской приязни, и не должно им
быть, ибо не следует ни быть другом подлости (philopo-

 


neros), ни уподобляться дурному: сказано ведь, что подоб-
ное — в дружбе с подобным. Надо ли в таком случае рас-
торгать дружбу немедленно, или, может быть, не со
всеми, но с неисцелимыми в своей испорченности? Одна-
ко помощь тем, у кого есть возможность исправиться,
должна иметь в виду скорее нрав, а не состояние, в той
мере, в какой нрав выше [имущества] и теснее связан
(oikeioteron) с дружбой. Расторгая [дружбу с неисцелимо
порочным, человек] не делает, видимо, ничего странного,
ведь другом он был не такому, [а прежнему], и вот, будучи
не в состоянии спасти изменившегося друга, он от него
отступается.

Если же один остается прежним, а другой становится
более добрым человеком и начинает намного отличаться
от первого добродетелью, надо ли обращаться с первым
как с другом? или это невозможно? При большом расхож-
дении становится особенно ясно, [что это невозможно], на-
пример, в дружбах с детства; действительно, если один по
образу мыслей (ten dianoian) остается ребенком, а другой
становится мужем в лучшем смысле слова (hoios kratistos),
то как им быть друзьями, когда им нравится не одно и то же
и радуются и страдают [они по разным поводам]? Ведь даже
отношение друг к другу у них будет не совпадать, а без
этого, как мы видели, нельзя быть друзьями, ибо без этого
невозможно иметь общий образ жизни (symbioyn). Об этом
уже было сказано.

Должно ли в таком случае отношение к [другу детства]
не иметь никаких отличий, как если бы он никогда не
был другом? Нет, пожалуй, следует хранить память о
былой близости, и, подобно тому как друзьям, по нашему
мнению, следует угождать больше, чем посторонним, так
и бывшим друзьям ради прежней дружбы нужно уделять
какое-то [внимание] в тех случаях, когда дружба была
расторгнута не из-за чрезмерной испорченности.

4 (IV). Проявления, [или признаки], дружбы (ta рhi-
lika) к окружающим, по которым и определяются дружбы,
похоже, происходят из отношения к самому себе. В самом
деле, другом полагают того, кто желает блага и делает
благо, [истинное] (tagatha) или кажущееся, ради другого,
или того, кто желает во имя самого друга, чтобы тот суще-
ствовал и жил; именно это дано испытывать матерям

 


к детям и тем из друзей, кто рассорился. А другие призна-
ют другом того, кто проводит с другим время и вместе с
ним на одном и том же останавливает выбор или же делит
с ним горе и радости. И это все тоже в первую очередь
бывает у матерей [в их отношении к детям]. По одному из
этих признаков и определяют дружбу. Каждый из данных
признаков присутствует в отношении доброго человека к
самому себе (а у остальных — в той мере, в какой они та-
кими себе представляются, ведь, как уже было сказано,
добродетели и добропорядочному человеку в каждом
частном случае положено быть мерой): он ведь находится
в согласии с самим собой и вся душа [его во всех ее час-
тях] стремится к одним и тем же вещам. Далее, он желает
для себя самого того, что является и кажется благами (ta-
gatha kai phainomena), и осуществляет это в поступках
(ибо добродетельному свойственно усердие в благе), при-
чем [и желает, и осуществляет он это] ради самого себя, а
именно ради мыслящей части души (to dianoetikon), кото-
рая, как считается, и составляет [самость] каждого (hoper
hekastos). Кроме того, он желает, чтобы он сам был жив,
цел и невредим, и прежде всего та его часть, благодаря ко-
торой он разумен (phronei). В самом деле, «быть» — благо
для добропорядочного человека, и каждый желает собст-
венно благ себе, так что никто не выберет для себя вла-
деть хоть всем [благом] при условии, что он станет другим
[существом] (а ведь бог-то как раз и обладает [всем бла-
гом]); напротив, [только] при условии, что он останется
тем, кто есть, — кем бы он ни был — [человек желает себе
блага]. Между тем каждый — это, пожалуй, его понимаю-
щая часть (to nooyn), или прежде всего она. И [добропо-
рядочный] человек желает проводить время сам с собою,
ибо находит в этом удовольствие, ведь и воспоминания о
совершенных поступках у него приятные, и надежды на
будущее добрые (agathai), а такие вещи доставляют удо-
вольствие. И для его мысли в изобилии имеются предме-
ты умозрения (theoremata). И горе, и удовольствие он
лучше всего разделит с самим собою, потому что страдание
ему причиняют и удовольствие доставляют во всех случаях
одни и те же вещи, а не один раз одно, другой — другое, он
ведь чужд запоздалому раскаянию.

Итак, поскольку каждый из этих признаков присутст-
вует в отношении доброго человека к самому себе, а к

 


другу относятся, как к самому себе (потому что друг — это
иной [я сам]), постольку считается, что и дружба есть,
если есть тот или иной признак, а друзья — те, в чьих от-
ношениях имеются эти [признаки]. Оставим пока вопрос
о том, возможна или нет дружба с самим собою. По всей
видимости эта дружба возможна, поскольку [душа] состо-
ит из двух или более [частей], и еще потому, что чрезмер-
ность в дружбе сравнивается с [дружбой] к самому себе.
На первый взгляд названные [признаки], кажется,
имеются в отношении к себе у большинства людей, хотя
бы эти люди были дурными. А в таком случае причастны
ли они к данным [признакам] в той мере, в какой они
сами себе нравятся и представляются себе добрыми? Ведь
ни у одного из окончательно дурных и нечестивых их все-
таки нет, да и не кажется, [будто есть]. Навряд ли имеют-
ся эти [черты] у [просто] дурных, ибо они находятся в
разладе с самими собою и влечения их обращены к одно-
му, а желания — к другому; таковы, например, невоз-
держные: тому, что им самим кажется благом, они пред-
почитают удовольствия, хотя бы и вредоносные. Так и
другие из трусости ли или из праздности перестают делать
то, что, по их же мнению, самое для них лучшее. А те, кто
много совершили ужасных поступков и ненавистны за
порочность (mokhteria), бегут из жизни и убивают себя.
И порочные ищут, с кем вместе провести время, избегая
при этом самих себя. Дело в том, что наедине с собою они
вспоминают много отвратительного [в прошлом] и [в бу-
дущем] ожидают другое [такое же], но с другими людьми
они забываются. Не имея в себе ничего, вызывающего
дружбу (oyden phileton), они не испытывают к себе ни
одного из дружеских чувств (oyden philikon). Наконец, такие
люди не делят с самими собою ни радости, ни горя, потому
что в их душе разлад, т. е. при воздержании от чего-либо
одна часть души из-за порочности чувствует огорчение, а
другая получает удовольствие, и одна тянет в одну, другая в
другую сторону, словно хотят разорвать [на части]. И по-
скольку невозможно испытывать страдание и удовольст-
вие одновременно, то вскоре после [удовольствия чело-
век] все-таки страдает от того, что получил удовольствие,
и хотел бы, чтобы этого удовольствия у него не было: в са-
мом деле, дурные люди полны раскаянья.


Таким образом, оказывается, что дурной человек не
настроен дружески даже к самому себе, потому что в нем
нет ничего, что вызывало бы дружбу (phileton). А коль
скоро такое состояние слишком злосчастно, то и нужно изо
всех сил избегать порочности (mokhteria) и стараться быть
добрым. В самом деле, тогда и к себе можно относиться
дружески, и стать другом для иного человека.

5(V). Расположение (eynoia) похоже на дружеское от-
ношение (to philikon), но это тем не менее не дружба, по-
тому что расположение может быть обращено к незнако-
мым и быть тайным, а в дружбе это невозможно. Прежде
это было сказано.

Но расположение — это и не дружеское чувство, пото-
му что в нем нет ни напряжения, ни стремления, а они
сопутствуют чувству дружеской привязанности. Кроме
того, чувство дружеской привязанности обусловлено
[длительной] взаимной близостью (meta synetheias), а рас-
положение может возникнуть внезапно, как, например, к
участникам состязаний: люди становятся расположены
к ним и желают им [победы], однако ни в чем не станут им
содействовать, ибо, как мы уже сказали, расположение воз-
никает внезапно и приязнь тут испытывают (stergoysi) по-
верхностно.

Таким образом, расположение напоминает начало
дружбы, так же как удовольствие от лицезрения другого
походит на начало влюбленности, потому что никто не
влюбляется, не испытав прежде удовольствия от облика
другого человека; но кто наслаждается видом человека,
еще отнюдь не влюблен; [влюблен] он тогда, когда в от-
сутствие [другого] тоскует и жаждет (epithymei) его при-
сутствия. А значит, нельзя быть друзьями, не став распо-
ложенными друг к другу, но те, кто расположены, еще
отнюдь не «дружат». Дело в том, что при расположении
только желают собственно благ тем, к кому расположе-
ны, но ни в чем не станут им содействовать и утруждать
себя ради них. Потому-то в переносном смысле можно
было бы назвать это «праздной дружбой», однако по про-
шествии долгого времени и по достижении взаимной бли-
зости рождается [собственно] дружба, причем дружба не
из соображений пользы и не из соображений удовольст-
вия, так как не в этих случаях возникает расположение.


Действительно, облагодетельствованный проявляет рас-
положение за то, что он получил, поступая [тем самым]
правосудно; но, кто, желая делать для кого-то доброе дело
(eypragein), надеется через посредство этого человека
обеспечить себе достаток, похоже, не к другому располо-
жен, а скорее к самому себе, так же как не является дру-
гом ухаживающий за другим ради какой-то пользы для
себя.

Вообще говоря, расположение возникает благодаря
добродетели и своего рода доброте, когда один покажется
другому прекрасным или мужественным или [еще] ка-
ким-нибудь таким, как мы уже сказали применительно
к участникам состязаний.

6 (VI). Единомыслие (homonoia) тоже кажется [приме-
той] дружеского отношения. Именно поэтому единомыс-
лие не есть сходство мнений (homodoxia), потому что по-
следнее может быть даже у тех, кто друг друга не знает; но
о согласных между собою по какому-то вопросу не гово-
рят, что у них единомыслие, допустим, по вопросу о не-
бесных [телах] (ибо «единомыслие» в таких вещах не
имеет отношения к дружбе), а говорят о единомыслии в
государствах, когда граждане согласны между собою
(homognomonosi) относительно того, что им нужно, и от-
дают предпочтение (proairontai) одним и тем же вещам и
делают (prattosi) то, что приняли сообща.

Итак, единомыслием обладают в том, что касается по-
ступков (ta prakta), причем в том из этого, что значитель-
но и может быть предоставлено той и другой [стороне]
или всем; например, государства обладают единомысли-
ем, когда все граждане считают, что должности начальни-
ков должны быть выборными, или что с лакедемонянами
надо заключать военный союз, или что [гражданам] над-
лежит быть под началом Питтака, когда и сам он [этого]
хотел. Но когда и один и другой желают, чтобы было
именно его [начало], как [братья] в «Финикиянках», на-
чинается смута, потому что не в том единомыслие, чтобы
у обеих сторон на уме было одно — безразлично, что
именно, а в том, чтобы имели в виду также одних и тех же
лиц, как бывает, например, когда и народ, и добрые граж-
дане думают, что начальствовать следует лучшим, ведь так
все получают что хотят.


Единомыслие оказывается, таким образом, государст-
венной дружбой; и мы говорим о единомыслии именно в
таком значении, ведь оно связано с вещами нужными
и затрагивающими весь образ жизни.

Такое единомыслие существует меж добрых людей,
ибо они обладают единомыслием как сами с собой, так и
друг с другом, [стоя], так сказать, на одном и том же (ведь
у таких людей желания постоянны и не устремляются, как
Еврип, то в одну, то в другую сторону), да и желают они
правосудного и нужного и стремятся к этому сообща.

У дурных же, напротив, не может быть единомыслия,
разве только самую малость, так же как друзьями они
могут быть [в очень малой степени], потому что, когда
речь идет о выгодах, их устремления своекорыстны, а
когда о трудах и общественных повинностях, они берут на
себя поменьше; а желая этого для самого себя, каждый
следит за окружающими и мешает им, ибо, если не со-
блюдать [долю участия], общее [дело] гибнет. Таким обра-
зом происходит у них смута: друг друга они принуждают
делать правосудное, а сами не желают.

7 (VII). Принято считать, что благодетели больше пи-
тают дружбу к облагодетельствованным, нежели приняв-
шие благодеяние — к оказавшим его, и это, как против-
ное смыслу, вызывает вопросы. Почти всем при этом
кажется, что одни — должники, а другие — заимодавцы,
и, значит, подобно тому как при займах должники жела-
ют, чтобы не было тех, кому они должны, а заимодавцы
даже внимательны к безопасности должников, — подобно
этому и оказавшие благодеяние желают, чтобы приняв-
шие его были [целы], так как надеются впоследствии по-
лучить от них благодарность, но для облагодетельствован-
ных воздаяние не есть предмет внимания и тревоги.
Эпихарм сказал бы, наверное, что они так говорят, «глядя
с подлой стороны», однако на человеческую [природу] это
похоже, ибо у большинства людей короткая память и по-
лучать благодеяния их тянет больше, чем оказывать.

Быть может, однако, причина более естественная и не
имеет ничего общего с тем, что движет заимодавцем; дей-
ствительно, [у заимодавца] нет чувства дружеской привя-
занности, но [только] желание, чтобы [должник] ради по-
лучения [с него долга] был цел и невредим; сделавшие

 


доброе дело, напротив, питают дружбу и любовь к тем,
для кого это сделали, даже если те ни теперь не приносят
им пользы, ни в будущем не принесут. Именно так быва-
ет и у мастеров: в самом деле, всякий любит собственное
творение (ergon) больше, чем оно, оживши, полюбило бы
его; и наверное, в первую очередь так бывает с поэтами,
потому что они обожают (hyperagaposi) собственные сочи-
нения, словно своих детей.

Вот на такое и походят [чувства] благодетелей, ведь
полученное другим благодеяние и есть их творение, а его
любят больше, чем творение своего создателя. Причина
в том, что для всех бытие (to einai) — это предмет избра-
ния и приязни (haireton kai phileton), а бытию мы при-
частны (esmen) в деятельности (т. е. живя и совершая по-
ступки), и с точки зрения деятельности (energeiai)
создатель — это в известном смысле его творение (ergon),
так что [творцы] любят свое творение по той же причине,
что и свое бытие. И это естественно, ибо что человек есть
в возможности (dynamei), его творение являет в действи-
тельности (energeiai).

Вместе с тем если для благодетеля связанное с его по-
ступком прекрасно и поэтому радует его в том, в ком
[сказывается], то для того, кому оказано благодеяние, в
оказавшем его нет ничего прекрасного, разве только по-
лезное, а в этом меньше удовольствия и основания для
дружеской приязни.

Удовольствие доставляют: деятельность в настоящем,
надежда на будущее и память о прошлом; самое большое
удовольствие доставляет то, что связано с деятельностью,
и соответственно это вызывает чувство дружбы. И вот,
если для создателя [его] творение остается неизменным
(ибо прекрасное живет долго), то польза для получателя
скоропреходяща. К тому же память о прекрасных делах
доставляет удовольствие, а память о полученной пользе
либо совсем нет, либо меньше. В случае предвосхищения
[пользы] имеет место, видимо, обратное.

Далее, если чувство дружеской привязанности (phile-
sis) похоже на делание (poiesis), то когда [к тебе] питают
дружбу (to phileisthai) — [это похоже] на страдательность
(to paskhein). Следовательно, те, у кого превосходство с
точки зрения действия, будут «питать дружбу» и «проявлять
дружбу».


Наконец, все больше дорожат доставшимся с трудом
(например, тем, кто нажил деньги, они дороже, чем тем,
кто их унаследовал), и считается, что получать благодея-
ния не требует усилий, между тем как делать добро
многотрудно. Не случайно матери и любят детей сильнее,
[чем отцы], ведь рождение ребенка требует от них боль-
ших усилий и они лучше [отцов] знают, что это их собст-
венное [создание]. Такое, пожалуй, свойственно и благо-
детелям.

8 (VIII). Сложен и такой вопрос: к кому нужно питать
дружбу в первую очередь — к самому себе или к кому-ни-
будь другому? В самом деле, тем, кто в высшей степени
себя любит, ставят это в вину и в посрамление зовут их
себялюбами (philaytoi), и считается, что дурной человек
все делает ради самого себя, причем тем больше, чем он
хуже (так что жалуются на него за то, скажем, что он все
делает только для себя, а не для другого), добрый же [со-
вершает поступки] во имя прекрасного и тем больше, чем
он лучше, причем ради друга, а своим пренебрегает.

Что происходит на деле, не согласуется с этими рас-
суждениями, и это вполне понятно. Действительно, гово-
рят, что в первую очередь следует питать дружбу к тому,
кто является другом в первую очередь, а друг в первую
очередь — тот, кто, желая кому-то собственно благ, жела-
ет их ради самого того человека, даже если никто об этом
не узнает. Между тем эти [свойства] имеются у человека
прежде всего в отношении его к самому себе, так же как
и все остальные [признаки], по которым определяют
друга; было ведь сказано, что все проявления дружбы из
отношения к самому себе распространяются на отноше-
ние к другим. И все поговорки в этом согласны, напри-
мер: «душа в душу», и «у друзей все общее», и «уравнен-
ность — это дружность», и «своя рубашка ближе к телу»,
ибо все это, конечно, присутствует в отношении к себе
самому в первую очередь, так как и другом бывают в пер-
вую очередь самому себе и к себе самому в первую оче-
редь следует питать дружескую приязнь.

Конечно, трудно решить, за кем нужно последовать,
коль скоро оба [мнения] внушают известное доверие.

Так что надо, наверное, разобрать такие суждения
и определить, насколько и в каком смысле те или другие
[мнения] истинны.


Если же мы поймем, какой смысл и те и другие вкла-
дывают в [понятие] «себялюбия», то [все], вероятно, ста-
нет ясно.

Итак, кто вводит [это понятие] для порицания, те на-
зывают себялюбами уделяющих себе большую долю в
имуществе, почестях и телесных удовольствиях, а именно
к этому стремится большинство людей и в этом они
усердны, словно это высшие блага, недаром они даже де-
рутся [друг с другом] из-за таких вещей? Кто в таких
вещах своекорыстен, тот угождает влечениям и вообще
страстям, т. е. чуждой рассуждения, [неразумной] части
души; однако таково большинство. Так что происхожде-
ние этого названия — «себялюб» — обусловлено тем, что
большинство дурно и, стало быть, «себялюбу» в указан-
ном смысле слова по праву выносится порицание. Так что
вполне понятно, почему большинство обыкновенно на-
зывает себялюбами тех, кто уделяет самим себе то, что мы
назвали выше: действительно, если кто всегда усерден в
том, чтобы прежде всего самому совершать поступки пра-
восудные, благоразумные или какие-то из тех, что так или
иначе подобают добродетели, и вообще всегда оставляет
за собою нравственную красоту, то никто не скажет, что
этот человек «себялюбив», и не осудит его.

А ведь именно такого можно посчитать в большей
мере «себялюбом», ибо он уделяет себе самые прекрасные
и первейшие блага и угождает самому главному в себе, во
всем ему повинуясь; и как государство и всякое другое об-
разование — это прежде всего его главнейшая часть, так и
человек; выходит, что себялюбом [в высшем смысле] яв-
ляется в первую очередь человек, дорожащий этой частью
себя и угождающий ей. Кроме того, воздержным и невоз-
держным называют в зависимости от того, удерживает ли
ум [главенство] или не удерживает, как если бы каждый и
был [сам] этим [умом]; и как кажется, поступки соверша-
ют сами, т. е. произвольно, когда совершают их при учас-
тии суждения (meta logoy). Совершенно ясно, таким обра-
зом, что каждый представляет собою эту свою часть или
прежде всего ее, а также что добрый человек особенно ею
дорожит. Вот почему он будет себялюбом по преимущест-
ву, но иного рода, нежели порицаемый себялюб, причем
настолько от него отличающимся, насколько отличается
жизнь по рассуждению (kata logon) от жизни по страсти,

 


а стремление к нравственно прекрасному — от стремле-
ния к кажущемуся полезным. Поэтому все признают и
хвалят тех, кто выдается усердием в прекрасных поступ-
ках. Если бы все соревновались в прекрасном и напрягали
свои силы, чтобы совершать самые прекрасные поступки,
тогда в обществе было бы все, что должно, а у каждого
частного лица были бы величайшие из благ, коль скоро
добродетель именно такое благо.

Следовательно, добродетельному надлежит быть себя-
любом (ведь, совершая прекрасные поступки, он и сам
получит пользу и окажет услуги другим), а испорченному
не [должно быть себялюбом], ибо, следуя дурным стра-
стям, он принесет вред и себе, и окружающим. Действи-
тельно, у испорченного [человека] не согласуется то, что
он должен делать, с тем, что делает, а добрый, что долж-
но, то и делает; ведь всякий ум избирает для себя самое
лучшее, а добрый подчиняется уму.

Правда о добропорядочном заключается в том еще,
что он многое делает ради друзей и отечества и даже уми-
рает за них, если надо: он расточит имущество и почести
и вообще блага, за которые держатся другие, оставляя за
собою лишь нравственную красоту; он скорей предпочтет
испытать сильное удовольствие за краткий срок, а не сла-
бое за долгий, и год прожить прекрасно [предпочтитель-
нее для него], чем много лет — как придется, и один пре-
красный и великий поступок он предпочтет многим, но
незначительным. Это, вероятно, и происходит с теми, кто
умирает за других: они в этом случае избирают то, что для
них самих есть величие [и] красота. И они, пожалуй, рас-
точат [свое достояние] на то, от чего больше получат их
друзья; тогда друзьям достанутся деньги, а им самим —
нравственная красота, так что самим себе уделяется боль-
шее благо. Точно таким образом [обстоят дела] с почестя-
ми и должностями начальников, ибо все это предоставят
другу, потому что [отдавать другу] — это прекрасно и по-
хвально. Естественно, добропорядочным считается тот,
кто всему предпочитает нравственную красоту. А можно
предоставить другу и [прекрасные] поступки, и даже пре-
красней оказаться причиною [прекрасного поступка] для
друга, нежели совершить его самому.

Итак, во всех делах, достойных похвалы, добропоря-
дочный, как мы видим, уделяет себе большую долю нрав-

 


ственной красоты. Вот, стало быть, в каком смысле долж-
но, как сказано, быть себялюбом, а так, как большинство,
не нужно.

9 (IX). Спорят и о счастливом, будет ли он нуждаться
в друзьях или нет. [Некоторые] утверждают, что у блажен-
ных и самодостаточных нет никакой надобности в дру-
зьях, потому что как таковые блага (tagatha) у них имеются.
А значит, как самодостаточные, они ни в чем дополни-
тельно не нуждаются; между тем друг, будучи вторым «я»,
дает как раз только то, что человек не способен получить
благодаря самому себе; отсюда [изречение]: «Когда
добром дарит демон, что нужды в друзьях!» Но ведь это,
похоже, нелепость: приписывая счастливому все блага, не
дать ему друзей — того, что считается самым важным из
внешних благ!

И вот если другу свойственнее делать добро, а не при-
нимать, и оказывать благодеяния — свойство доброде-
тельного и добродетели, и, наконец, если делать добро
друзьям прекраснее, чем посторонним, то добропорядоч-
ный [человек] будет нуждаться в тех, кто примет его бла-
годеяния. Поэтому следующий вопрос о том, при удачах
или при неудачах больше надобность в друзьях, если
иметь в виду, что и неудачник нуждается в тех, кто будут
ему благодетелями, и удачливые — в тех, кому они будут
делать добро.

Вероятно, нелепо также делать блаженного одиноч-
кой, ибо никто не избрал бы обладание благом для себя
одного; действительно, человек — общественное [сущест-
во], и жизнь сообща прирождена ему. Значит, эти [черты]
есть и у счастливого, ведь он от природы имеет блага,
между тем ясно, что с друзьями и добрыми людьми лучше
проводить дни, нежели с посторонними и случайными.
Следовательно, у счастливого есть нужда в друзьях.

Что же в таком случае имеют в виду те, первые, и в
каком отношении они говорят правду? Не в том ли дело,
что большинство считают друзьями полезных людей? Но
в таких блаженный, конечно, ничуть не будет нуждаться,
поскольку блага у него имеются, а тогда не будет нужды и
в друзьях ради удовольствия, разве только в ничтожной
степени (ибо раз жизнь [сама по себе] доставляет удоволь-
ствие, не нужно никакого удовольствия, привлекаемого

 


извне). И вот, поскольку блаженный не нуждается в дру-
зьях такого рода, кажется, что он не нуждается в друзьях
[вообще].

Но это, видимо, неправда. В начале уже было сказано,
что счастье — это своего рода деятельность; ясно между
тем, что деятельность возникает, а не наличествует, напо-
добие своего рода приобретения.

Если же быть счастливым — значит жить и действо-
вать и деятельность добродетельного сама по себе добро-
порядочна и доставляет, как было сказано в начале, удо-
вольствие; и если родственное (to oikeion) — это тоже
одна из вещей, доставляющих удовольствие, причем окру-
жающих мы скорее способны созерцать, нежели самих
себя, и их поступки — скорее, нежели собственные; и
если, [наконец], поступки добропорядочных людей —
и друзей при этом — доставляют добродетельным удо-
вольствие (ибо в них содержатся оба естественных удо-
вольствия, [— от естественного и от добропорядочного —]
то, стало быть, блаженный будет нуждаться в таких дру-
зьях, если только он действительно предпочитает созерца-
ние добрых и родственных ему поступков, поступки же
добродетельного человека, являющегося другом, именно
таковы.

Предполагается далее, что счастливый человек должен
жить с удовольствием. Однако для одиночки жизнь тя-
гостна, потому что трудно непрерывно быть самому по
себе деятельным, зато с другими и по отношению к дру-
гим это легко. Деятельность, сама по себе доставляющая
удовольствие, будет тогда непрерывнее, как и должно
быть у блаженного. В самом деле, добропорядочный в
меру своей добропорядочности наслаждается поступками
сообразными добродетели и отвергает то, что от пороч-
ности, подобно тому как музыкант находит удовольствие
в красивых напевах и страдает от дурных. От жизни сооб-
ща с добродетельными, как утверждает и Феогнид, полу-
чается даже что-то вроде упражнения в добродетели.

При внимательном рассмотрении вопроса, скорее с
точки зрения природы, кажется, что добропорядочный
друг по природе заслуживает избрания для добропорядоч-
ного. Сказано ведь, что благо по природе для добропоря-
дочного само по себе является благом и доставляет ему
удовольствие.


[Понятие] «жить» (to dzen) для животных определяется
по способности чувствовать, а для людей — по способности
чувствовать и понимать (aisthesis ё noesis). Способность же
возводится к деятельности, ибо главное заключено в дея-
тельности. Таким образом, видимо, «жить» — значит соб-
ственно «чувствовать» или «понимать». «Жить» между тем
относится к благам и удовольствиям самим по себе, пото-
му что жизнь определенна, а определенность принадле-
жит природе собственно блага; но что благо по природе,
является благом и для доброго человека, так что, видимо,
всем жизнь доставляет удовольствие. Но ни плохую
жизнь, ни растленную, ни жизнь в страданиях не следует
принимать во внимание, потому что такая жизнь лишена
определенности, так же как и ее содержание (ta hypark-
honta aytei).

О страдании в дальнейшем изложении будет сказано
яснее.

Если же сама «жизнь» (to dxen) — благо и удовольствие
(это видно из того, что все стремятся к ней, и особенно доб-
рые люди и блаженные, ибо для них и первую очередь
жизнь (bios) достойна избрания и существование (dzoe) их
наиблаженнейшее); и если видящий чувствует, что он
видит, и слышащий, что он слышит, а идущий, что идет, и
соответственно и в других случаях есть нечто чувствующее
(to aisthanomenon), что мы действуем, так что мы, пожалуй,
чувствуем, что чувствуем, и понимаем, что понимаем, а чув-
ствовать, что мы чувствуем или понимаем, — [значит чувст-
вовать], что мы существуем (esmen) (ибо «быть» (to einai)
определено как чувствовать или понимать); и если чувство
жизни относится к вещам, которые сами по себе доставляют
удовольствие (потому что жизнь (dzоe) — благо по природе,
а чувствовать благо, имеющееся в самом себе, доставляет
удовольствие); и если жизнь есть предмет избрания, причем
в первую очередь для добродетельных, потому что бытие для
них благо и удовольствие (ведь, чувствуя в себе благо сами
по себе, они получают удовольствие); и если добропорядоч-
ный относится к другу, как к самому себе (ибо друг— это
второй он сам), — [если все это так], то для каждого чело-
века как собственное бытие — предмет избрания, так же
или почти так и бытие друга. Между тем бытие, как мы
знаем, есть предмет избрания благодаря чувству, что сам







Дата добавления: 2015-08-12; просмотров: 349. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!




Функция спроса населения на данный товар Функция спроса населения на данный товар: Qd=7-Р. Функция предложения: Qs= -5+2Р,где...


Аальтернативная стоимость. Кривая производственных возможностей В экономике Буридании есть 100 ед. труда с производительностью 4 м ткани или 2 кг мяса...


Вычисление основной дактилоскопической формулы Вычислением основной дактоформулы обычно занимается следователь. Для этого все десять пальцев разбиваются на пять пар...


Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...

Седалищно-прямокишечная ямка Седалищно-прямокишечная (анальная) ямка, fossa ischiorectalis (ischioanalis) – это парное углубление в области промежности, находящееся по бокам от конечного отдела прямой кишки и седалищных бугров, заполненное жировой клетчаткой, сосудами, нервами и...

Основные структурные физиотерапевтические подразделения Физиотерапевтическое подразделение является одним из структурных подразделений лечебно-профилактического учреждения, которое предназначено для оказания физиотерапевтической помощи...

Почему важны муниципальные выборы? Туристическая фирма оставляет за собой право, в случае причин непреодолимого характера, вносить некоторые изменения в программу тура без уменьшения общего объема и качества услуг, в том числе предоставлять замену отеля на равнозначный...

ЛЕКАРСТВЕННЫЕ ФОРМЫ ДЛЯ ИНЪЕКЦИЙ К лекарственным формам для инъекций относятся водные, спиртовые и масляные растворы, суспензии, эмульсии, ново­галеновые препараты, жидкие органопрепараты и жидкие экс­тракты, а также порошки и таблетки для имплантации...

Тема 5. Организационная структура управления гостиницей 1. Виды организационно – управленческих структур. 2. Организационно – управленческая структура современного ТГК...

Методы прогнозирования национальной экономики, их особенности, классификация В настоящее время по оценке специалистов насчитывается свыше 150 различных методов прогнозирования, но на практике, в качестве основных используется около 20 методов...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.01 сек.) русская версия | украинская версия