Студопедия — КАЛЛИКЛ, СОКРАТ, ХЕРЕФОНТ, ГОРГИЙ, ПОЛ 68 страница
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

КАЛЛИКЛ, СОКРАТ, ХЕРЕФОНТ, ГОРГИЙ, ПОЛ 68 страница






Может существовать такой человек, от страсти исступ-
ленный вопреки верному суждению, который одержим
страстью настолько, чтобы не поступать согласно верному
суждению, но не настолько, чтобы быть убежденным в
том, что кое-какие удовольствия надо беззастенчиво пре-
следовать. Этот человек и является невоздержным <как>

 


лучший, чем распущенный, и не безусловно дурной, по-
тому что самое лучшее, а именно принцип, в нем сохра-
няется. Другой, противоположный этому, придерживает-
ся [верного суждения] и не приходит в исступление, во
всяком случае от страсти. Отсюда, наконец, ясно, что этот
последний склад [души] добропорядочный, а первый —
дурной.

10 (IX). Является ли, таким образом, воздержным тот,
кто придерживается какого бы то ни было суждения и ка-
кого бы то ни было сознательного выбора, или же тот, кто
придерживается правильного выбора?

А также является ли невоздержным только тот, кто не
придерживается какого бы то ни было сознательного вы-
бора и какого бы то ни было суждения, или только тот,
кто не придерживается неложного суждения и правильно-
го выбора? Таков поставленный ранее вопрос. Но может
быть, только привходящим образом человек придержива-
ется любого выбора, а по сути (kath'hayto) один придер-
живается, другой не придерживается только истинного
суждения и правильного выбора? Ведь если что-то опре-
деленное избирают или преследуют ради чего-то опреде-
ленного, то, по сути, преследуют и избирают «то, [ради
чего]»; а первое — привходящим образом. Понятие «по
сути» означает для нас «безусловно» (haplos). Итак, полу-
чается: хотя в каком-то смысле человек придерживается
мнения любого рода, так же как и отступает от него, но в
безусловном смысле [один придерживается, а другой от-
ступает] от истинного мнения.

Есть люди, которые крепко держатся своих взглядов,
их зовут упрямыми (iskhyrognomones), т. е. это такие, кого
трудно убедить (dyspeistoi) и нелегко заставить изменить
убеждения (oyk eymetapeistoi). У них есть какое-то сходст-
во с воздержным, так же как у мота со щедрым и у смель-
чака с отважным, но во многом они различны. Ведь воз-
держным будет не переменившийся под влиянием страсти
и влечения, хотя при известных обстоятельствах и он под-
дается убеждению. А те, другие, не убеждаются рассужде-
нием, поскольку все-таки восприимчивы к влечениям
и большинство ведомо удовольствиями.

Упрямы самоуверенные (idiognomones), неучи и неоте-
санные, причем самоуверенные упрямы из-за удовольст-

 


вия и страдания; действительно, они радуются победе,
когда не дадут себя переубедить, и страдают, когда их
[мнения] отводятся, наподобие поставленного на голосо-
вание. Этим они больше похожи на невоздержных, чем на
воздержных.

Есть и такие, кто не придерживается [своих собствен-
ных] мнений, но не из-за невоздержности; таков, напри-
мер, в Софокловом «Филоктете» Неоптолем: пусть он из-
за удовольствия не стал держаться [своего], но это
удовольствие прекрасно, ибо для Неоптолема прекрасно
было говорить правду, а Одиссей убедил его обманывать.
Действительно, не всякий, кто совершает известный по-
ступок ради удовольствия, является распущенным, дур-
ным или невоздержным, но только тот, кто делает это
ради некоторого постыдного [удовольствия].

11. Поскольку бывают и такие люди, которым свойст-
венно наслаждаться телесными [благами] меньше, чем
следует, причем не придерживаясь [верного] суждения, то
находящийся посредине между таким человеком и невоз-
держным — воздержный, ибо если невоздержный не при-
держивается [верного] суждения из-за некоего превыше-
ния (to mallon ti) [меры в удовольствиях], то второй —
из-за определенного занижения (to hetton ti); что же каса-
ется воздержного, то он придерживается [верного] сужде-
ния и не изменяет [ему] ни по одной, ни по другой при-
чине.

Если же воздержность в самом деле есть нечто добро-
порядочное, то обе ее противоположности должны быть
дурными складами [души], как оно и видно; но от того,
что одна из противоположностей заметна только у немно-
гих людей и в редких случаях, кажется, будто благоразу-
мие противостоит только распущенности, так же как воз-
держность — только невоздержности.

Поскольку во многих случаях названия даются в силу
сходства, то и тут получилось, что по сходству благора-
зумному приписывают воздержность; действительно, как
воздержный, так и благоразумный способен не делать ни-
чего вопреки суждению ради телесных удовольствий, но
первый имеет дурные влечения, а второй нет, и он спосо-
бен не испытывать удовольствия, если оно противоречит
суждению, а первый [в этом случае] способен их испыты-
вать, но не поддаваться.


Подобны друг другу и невоздержный с распущенным,
хотя они и разны, ибо телесных удовольствий ищут оба,
но при этом один думает, что так и надо, а другой так не
думает.

(X). Невозможно одному и тому же человеку быть
одновременно рассудительным и невоздержным, ибо, как
было показано, быть рассудительным — значит быть
добропорядочным по нраву. Кроме того, быть рассуди-
тельным — это не только «знать», но и быть способным
поступать [в соответствии со знанием]. Между тем невоз-
держный так поступать не способен.

Ничто не мешает, однако, чтобы изобретательный был
невоздержным; именно поэтому создается впечатление,
будто люди рассудительные, [а в действительности только
изобретательные], одновременно невоздержные. Это свя-
зано с тем, что изобретательность отличается от рассуди-
тельности таким образом, как было сказано в предыдущих
рассуждениях, т. е. эти вещи близки в том, что касается
суждения (kata ton logon), и различны в том, что касает-
ся сознательного выбора (kata ten proairesin).

Невоздержный не похож также на знающего и приме-
няющего знание, а похож он на спящего или пьяного. И хо-
тя он [поступает] по своей воле (ибо в каком-то смысле
он знает, что и ради чего он делает), он не подлец, ведь
сознательно он избирает доброе, так что он полуподлец.
И неправосудным он не является, так как не злоумышля-
ет; ведь один невоздержный не способен придерживаться
того, что решил, а другой из-за своей возбудимости вооб-
ще не способен к принятию решений. И в самим деле, не-
воздержный похож на государство, где голосуют за все, за
что следует, и где есть добропорядочные законы, но
ничто из этого не применяется [на деле], как посмеялся
Анаксандрид:

И воля государства закон не беспокоит.

Что же касается подлеца, то он похож на государство, ко-
торое применяет законы, но подлые.

Невоздержность и воздержность возможны в том, что
превышает меру применительно к складу большинства
людей, ибо воздержный держится больше, а невоздерж-
ный меньше, чем способно подавляющее большинство.


Среди разного рода невоздержностей та, от которой
невоздержны возбудимые, исцеляется легче, нежели та,
что у людей, принимающих решение, но его не придер-
живающихся, и легче исцелить приучившихся к невоз-
держности, нежели невоздержных по природе, потому что
привычку проще переменить, чем природу. В самом деле,
даже привычку трудно переменить именно в той мере,
в какой она походит на природу, как говорит Эвен:

Друг мой, скажу я, что станет занятье природою в людях,
Если за долгое время оно совершенства достигнет.

Итак, сказано, что такое воздержность, что — невоз-
держность, что такое выдержанность и что — изнежен-
ность и как эти склады относятся друг к другу.

12 (XI). Понять удовольствие и страдание — задача для
философствующего о государственных делах, кто словно
зодчий воздвигает [высшую] цель, взирая на которую мы
определяем каждую вещь как зло или как благо в безотно-
сительном смысле.

Кроме того, внимательно рассмотреть это — одна из
необходимых [задач]. Ранее мы поставили нравственную
добродетель в связь с удовольствием и страданием, а о
счастье почти все говорят, что оно сопряжено с удоволь-
ствием. И недаром ма-кариос (блаженный) прозвание по-
лучил от кхайро (радуюсь, наслаждаюсь).

Итак, одним кажется, что никакое удовольствие не яв-
ляется благом ни само по себе, ни случайным образом,
так как благо и удовольствие — вещи не тождественные.
Другие считают, что некоторые удовольствия благие, но
что большинство — дурные. Есть еще и третье из [мне-
ний]: даже если все удовольствия представляют собою
благо, все-таки невозможно, чтобы высшее благо было
удовольствием.

Итак, [мнение], что удовольствие в целом не есть благо,
основано на том, что всякое удовольствие — это чувствен-
но воспринимаемое становление, [восполняющее] естест-
во (genesis eis physin aisthete), а между тем никакое станов-
ление не бывает родственно целям, как, скажем, никакое
строительство дома не родственно [готовому] дому.
Кроме того, благоразумный избегает удовольствий; и еще:
рассудительный ищет свободы от страдания, а не того,

 


что доставляет удовольствие; и еще к этому: удовольст-
вия — это препятствия для рассудительности (to phro-
nein), причем препятствие тем большее, чем больше сами
удовольствия, как, например, удовольствие от любовных
утех, ведь, предаваясь им, никто, пожалуй, не способен
что-нибудь понять умом. Кроме того, не существует ника-
кого искусства удовольствия, в то время как всякое бла-
го — дело искусства. И наконец, удовольствий ищут дети
и звери.

[Мнение], что не все удовольствия добропорядочные,
основано на том, что бывают удовольствия постыдные и
порицаемые и к тому же вредоносные, так как среди удо-
вольствий бывают и нездоровые.

[Мнение], что высшее благо не является удовольстви-
ем, [основано на том], что удовольствие не цель, а сам
[процесс] становления.

Таковы, стало быть, почти все [мнения], высказывае-
мые [по этому поводу].

13 (XII). Как выясняется из нижеследующих [рассуж-
дений], из этих мнений еще не следует, что удовольствие
не есть ни благо, ни высшее благо.

Прежде всего, коль скоро о «благе» говорят в двух
смыслах (в одном случае в безотносительном, а в других
относительно кого-то (tini)), то соответственно [в двух
смыслах говорят] и о естествах людей, и о [душевных]
складах, а значит, и об изменениях, и о [процессах] ста-
новления; причем из тех, что считаются дурными, одни в
безотносительном смысле дурны, а для кого-то нет, но,
напротив, в этом смысле достойны избрания; некоторые
же не заслуживают избрания с точки зрения какого-то че-
ловека, но только в определенное время и на короткий
срок, постоянно же нет. К тому же некоторые из них не
являются удовольствиями, а [только] кажутся ими, а
именно те удовольствия, что сопряжены со страданием
и имеют целью исцеление, как в случае с недужными.

Далее, поскольку к благу относятся, с одной стороны,
деятельность, а с другой — склад, [или состояние], то
[процессы] восстановления естественного состояния при-
входящим образом доставляют удовольствие; но при этом
деятельность в связи с влечениями — это [деятельность]

 


тех частей склада и естества, которые ущербом не затро-
нуты, потому что удовольствия существуют и помимо
страдания и влечения, [когда] естество не испытывает
нужды, как, например, удовольствия умозрения. Это под-
тверждается тем, что люди наслаждаются не одними и
теми же вещами, когда естество восполняет [ущерб] и
когда оно в [обычном] состоянии; напротив, когда оно в
[обычном] состоянии, наслаждаются тем, что доставляет
удовольствие безусловно, а когда восполняют [ущерб] —
то вещами, даже противоположными [безусловно прият-
ному], ибо наслаждаются кислым и горьким, а ничто из
этого и по природе, и безусловно удовольствия не достав-
ляет. Значит, и удовольствия не [одни и те же в этих слу-
чаях], потому что удовольствия отстоят друг от друга так
же, как то, что их доставляет.

Далее, нет необходимости, чтобы существовало что-то
другое, лучшее, нежели удовольствие, в таком же смысле,
в каком цель, по утверждению некоторых, лучше станов-
ления. Дело в том, что удовольствия не являются [про-
цессами] становления и не все они сопровождаются ста-
новлением; напротив, они являются деятельностями в
смысле осуществленности и целью и сопутствуют не ста-
новлению, а пользованию [тем, что есть]; и не для всех
удовольствий цель — это нечто отличное [от них самих],
а только для тех, что бывают у движущихся к восполне-
нию естества. Вот почему неправильно говорить, будто
удовольствие это воспринимаемый чувствами [процесс]
становления. Скорее, следует определить удовольствие
как деятельность сообразного естеству [душевного] склада
и вместо «чувственно воспринимаемой» назвать эту дея-
тельность «беспрепятственной». Впрочем, некоторые счи-
тают, что удовольствие — это становление, так как [удо-
вольствие] есть благо в собственном смысле слова (kyrios
agathon), они ведь полагают, что деятельность представля-
ет собою становление, но [на самом деле] это разные
вещи.

Сказать, что удовольствия дурны, потому что некото-
рые нездоровые вещи доставляют удовольствие, — это то
же самое, что сказать, будто здоровье дурно, потому что
некоторые вещи, полезные для здоровья, дурны для на-
живания денег. С такой точки зрения и то и другое, [т. е.

 


удовольствие и здоровье], дурно, но дурно все-таки не
благодаря тому, [что это удовольствие или здоровье], ведь
и умозрение иной раз вредит здоровью. Ни рассудитель-
ности и никакому [другому] складу [души] не служит пре-
пятствием удовольствие, происходящее от них самих;
[препятствует только удовольствие] извне, ведь удоволь-
ствие от умозрения и учения заставляет больше занимать-
ся умозрением и учением.

Отсюда, конечно, следует, что ни одно удовольствие
не является делом искусства, ведь ни в каком ином дея-
тельном проявлении искусности тоже быть не может, но
[искусность существует только] в уменье, хотя искусство
приготовлять умащения или жарить пищу и кажется ис-
кусством удовольствия.

[Возражения], будто благоразумный избегает удоволь-
ствий, а рассудительный ищет жизни, свободной от стра-
даний, и что дети и звери ищут удовольствий, — все эти
[возражения] опровергаются одним и тем же [рассужде-
нием]. Уже ведь было сказано, в каком смысле всевоз-
можные удовольствия безусловно благие и в каком смыс-
ле они не благие. Выходит, что последних ищут звери и
дети, а рассудительный — свободы от страданий из-за
этих вещей; а именно, ищут удовольствий, сопряженных
с влечением и страданием, тем самым телесных (ибо они
именно таковы), причем ищут излишеств в них, из-за ко-
торых распущенный и является распущенным. По этим
же причинам благоразумный избегает этих удовольствий,
хотя удовольствия, свойственные благоразумному, тоже
существуют.

14(ХШ). Все, однако, согласны, что страдание — зло
и что его избегают; оно является злом либо в безотноси-
тельном смысле, либо как препятствие для чего-то. То,
что противоположно вещам, которых избегают и которые
являются злом именно в тех отношениях, из-за которых
этих вещей избегают и из-за которых эти вещи — зло, яв-
ляется благом. Следовательно, удовольствие с необходи-
мостью есть некое благо. А тем способом, какой приме-
нял Спевсипп, [вопрос] не решается. По его мнению,
[удовольствие противостоит страданию и отсутствию
страдания] так же, как большее противостоит меньшему

 


и равному: ведь сказать, что удовольствие это и есть раз-
новидность зла, он все-таки не мог.

Ничто не мешает, чтобы высшее благо было разновид-
ностью удовольствия, пусть даже некоторые удовольствия
дурны, подобно тому как [ничто не мешает, чтобы выс-
шее благо] было разновидностью научного знания
(episteme tis), хотя некоторые науки и дурны. Может быть,
даже необходимо (раз уж для каждого [душевного] склада
существуют беспрепятственные деятельные проявления),
чтобы — [независимо от того], будет ли счастьем деятель-
ное проявление всех складов или (разумеется, при усло-
вии беспрепятственного [проявления]) какого-то опреде-
ленного, — именно [деятельное проявление склада души]
было [чем-то] наиболее предпочтительным, а это и есть
удовольствие. Следовательно, высшее благо будет разно-
видностью удовольствия, хотя большинство удовольствий
дурны, и, если угодно, в безотносительном смысле. По-
этому все думают, что счастливая жизнь — это жизнь, до-
ставляющая удовольствие, и вполне разумно включают в
[понятие] счастья удовольствие, ибо ни одно деятельное
проявление не бывает полным, если ему чинятся препят-
ствия, а счастье относится к вещам, достигшим полноты.
Вот почему счастливому нужны еще и телесные блага, и
внешние, и случай (tykhe), чтобы ему не было тут препят-
ствий.

Те, что твердят, будто под пыткой или перенося вели-
кие несчастья (dystykhiai) человек счастлив, если он
добродетелен, вольно или невольно говорят вздор. А от
того, что для счастья нужен еще и случай, некоторым, на-
оборот, кажется, что удача (eytykhia) и счастье (eydaimo-
nia) — одно и то же, но это не так, потому что удача, если
она чрезмерна, служит препятствием для счастья, и, веро-
ятно, тогда мы уже не имеем права назвать это «удачей»,
ибо [понятие «удача»] ограничено тем, что служит счастью.

Да и то, что все — и звери, и люди — ищут удовольст-
вий, в какой-то мере подтверждает, что высшее благо —
это в каком-то смысле удовольствие.

И никогда не исчезнет бесследно молва, что в народе
Многие...

Но поскольку не одно и то же и является и кажется наи-
лучшим естеством и складом [души], то и удовольствие

 


все ищут не одно и то же, хотя все ищут удовольствие.
А может быть, люди ищут и не то удовольствие, которое
думают, [что ищут], и не то, что могли бы назвать, но [в
основе] одно и то же. Ведь от природы все заключают в
себе что-то божественное. Телесные же удовольствия за-
хватили имя «удовольствия» из-за того, во-первых, что
люди очень часто к ним «причаливают», и, во-вторых, все
к ним причастны; таким образом, из-за того, что хорошо
знакомы только эти удовольствия, думают, что только
они и существуют.

Понятно и то, что если удовольствие, т. е. [беспрепят-
ственное] деятельное проявление [склада души], не есть
благо, то счастливый не сможет получать удовольствия от
жизни, ибо зачем понадобится ему удовольствие, раз оно
не является благом, а [счастливо] можно жить и страдая?
Действительно, страдание не будет ни злом, ни благом,
коль скоро не является благом удовольствие. А тогда
зачем избегать страдания? Так что получится, что жизнь
добропорядочного человека доставляет ему удовольствий
не больше, [чем жизнь обычных людей], раз не доставля-
ют их [больше обычного] деятельные проявления его [ду-
шевного склада].

XIV. Если считать, что по крайней мере некоторые
удовольствия весьма заслуживают избрания, скажем нрав-
ственно прекрасные, а не телесные и не те, к каким [име-
ет склонность] распущенный, то нужно внимательно рас-
смотреть [вопрос] о телесных удовольствиях.

Почему, в самом деле, плохи удовольствия, которые
противоположны страданиям? Ведь злу противоположно
благо. Необходимые удовольствия являются благими в
том смысле, что благо уже то, что не есть зло, или они
благие до определенного предела, ибо когда состояния,
[т. е. склады], и движения [души] таковы, что невозможен
избыток в сторону лучшего, избыток удовольствия также
невозможен, а [когда состояния и движения души тако-
вы], что избыток возможен, избыток удовольствия тоже
возможен. А возможен избыток в телесных благах, и дур-
ной человек является таким потому, что ищет избытка, а
не необходимых удовольствий; ведь все каким-то образом
наслаждаются и кушаньями, и вином, и любовными утеха-
ми, но не [всегда] так, как следует. А со страданием все
наоборот, ибо дурной человек избегает не чрезмерного,

 


но вообще страдания, ведь только для ищущего чрезмер-
ных удовольствий страданием будет уже отсутствие (еnаn-
tia) чрезмерности.

15. Поскольку надо не только установить истину, но
также и причину заблуждения (это ведь способствует уве-
ренности, а именно: когда хорошо обосновано, отчего ис-
тиной кажется, что истиной не является, такое заставляет
верить истине), постольку нужно определить, почему те-
лесные удовольствия кажутся более достойными избра-
ния.

Прежде всего, конечно, потому, что вытесняют стра-
дание: и при чрезмерных страданиях люди ищут чрезмер-
ного удовольствия и вообще телесного удовольствия, по-
лагая, что оно исцеляет. [Удовольствия] оказываются
сильнодействующими [лекарствами], недаром за ними
охотятся: рядом со [своей] противоположностью [удо-
вольствие особенно] заметно. Действительно, удовольст-
вие, как уже было сказано, считается [делом] не добропо-
рядочным по двум [причинам]: одни удовольствия
представляют собою действия дурного естества (или от
рождения, как у зверей, или от привычки, как у дурных
людей), другие — это лекарства для нуждающегося [есте-
ства]; между тем, иметь [совершенное естество] лучше,
чем приобретать. Эти [удовольствия-лекарства] возника-
ют только при обретении совершенного [состояния], а
значит, они хороши (spoydaiai) лишь привходящим об-
разом.

Добавим, что телесных удовольствий, как сильнодей-
ствующих, ищут те, кто не способен наслаждаться иными:
эти люди, конечно, сами создают себе своего рода жажду;
но когда такие [удовольствия] безвредны, они не ставятся
в вину, а когда вредоносны — это дурно. И ведь у этих
людей нет ничего иного, чем бы они наслаждались, а для
большинства отсутствие [удовольствия и страдания рав-
носильно] страданию: это заложено в [самом] естестве.
Действительно, живое существо постоянно напрягается,
как заявляют природоведы, повторяя, что видеть и слы-
шать равносильно страданию, только мы, согласно их
утверждению, с этим уже свыклись.

Соответственно в молодости благодаря росту чувству-
ют себя как опьяненные вином, и молодость доставляет

 


удовольствие. А возбудимые от естества всегда нуждаются
в лечении, ведь из-за [особого] состава [естества] тело у
них постоянно пребывает уязвленным и они всегда охва-
чены сильным стремлением. Удовольствие же изгоняет
страдание, противоположно ли оно как раз данному стра-
данию, или это первое попавшееся удовольствие, будь
оно только [достаточно] сильным. Вот почему становятся
распущенными и дурными.

А в удовольствиях, которые не сопряжены со страда-
нием, не бывает избытка, ибо все они относятся к естест-
венным удовольствиям и не обусловлены случайными об-
стоятельствами. Под удовольствиями по случайности я
имею в виду те, что исцеляют. Действительно, исцеление,
кажется, потому доставляет удовольствие, что оно проис-
ходит, когда в нас часть, оставшаяся здоровой, произво-
дит известные действия, а естественное удовольствие —
это то, что заставляет действовать так, как свойственно
данному естеству.

Одно и то же не доставляет удовольствия постоянно,
ибо естество наше не просто (me haple), а присутствует в
нас и нечто другое. В силу этого мы бренны (phthartoi).
Так что, когда одна из [частей в нас] делает что-либо, для
другого [нашего] естества это противоестественно, а когда
достигается равновесие, кажется, будто действие не до-
ставляет ни страдания, ни удовольствия. Если естество
просто, наивысшее удовольствие всегда доставит одно и
то же действие. Поэтому бог всегда наслаждается одним
и простым удовольствием, ведь не только для изменчиво-
го возможна деятельность, но и для неизменности, а удо-
вольствие в спокойствии возможно скорее, чем в движе-
нии. Однако «перемена всего слаще» (как говорит поэт),
в силу известной «подлости» [естества], ведь подобно
тому, как подлый человек склонен к перемене, так и есте-
ство, нуждающееся в перемене, — [подлое], ибо оно и не
простое, и не доброе.

Итак, сказано о воздержности и невоздержности, об
удовольствии и страдании: что они собою представляют
по отдельности и в каком смысле часть из них относится
к благу, [или добродетели], а часть — ко злу, [или пороку];
еще нам осталось сказать о дружественности [и дружбе].


КНИГА ВОСЬМАЯ (Θ)

1(I). Вслед за этим, видимо, идет разбор дружествен-
ности (philia), ведь это разновидность добродетели, или,
[во всяком случае, нечто] причастное добродетели (met'
aretes), а кроме того, это самое необходимое для жизни.
Действительно, никто не выберет жизнь без друзей (phi-
loi), даже в обмен на все прочие блага. В самом деле, даже
у богачей и у тех, кто имеет должности начальников и
власть государя, чрезвычайно велика потребность в дру-
зьях. Какая же польза от такого благосостояния (eyeteria),
если отнята возможность благодетельствовать (eyergesia),
а благодеяние оказывают преимущественно друзьям, и
это особенно похвально? А как сберечь и сохранять [свое
благосостояние] без друзей, ибо, чем оно больше, тем и
ненадежней? Да и в бедности и в прочих несчастьях толь-
ко друзья кажутся прибежищем. Друзья нужны молодым,
чтобы избегать ошибок, и старикам, чтобы ухаживали за
ними и при недостатках от немощи помогали им посту-
пать [хорошо]; а в расцвете лет они нужны для прекрас-
ных поступков «двум совокупно идущим», ибо вместе
люди способнее и к пониманию и к действию.

По-видимому, в родителе дружественность к порож-
денному заложена от природы, так же как в порожден-
ном — к родителю, причем не только у людей, но и у
птиц, и у большинства животных, и у существ одного
происхождения — друг к другу, а особенно у людей, неда-
ром мы хвалим человеколюбивых (philanthropoi). Как
близок и дружествен (hos oikeion kai philon) человеку вся-
кий человек, можно увидеть во время скитаний. Друже-
ственность, по-видимому, скрепляет и государства, и за-

 


конодатели усердней заботятся о дружественности, чем о
правосудности, ибо единомыслие — это, кажется, нечто
подобное дружественности, к единомыслию же и стре-
мятся больше всего законодатели и от разногласий (stasis),
как от вражды, охраняют [государство]. И когда [гражда-
не] дружественны, они не нуждаются в правосудности, в
то время как, будучи правосудными, они все же нуждают-
ся еще и в дружественности; из правосудных же [отноше-
ний] наиболее правосудное считается дружеским (philikon).
[Дружба — это] не только нечто необходимое, но и
нечто нравственно прекрасное, мы ведь воздаем хвалу
дружелюбным, а иметь много друзей почитается чем-то
прекрасным. К тому же [некоторые] считают, что добро-
детельные мужи и дружественные — это одно и то же.

2. О дружбе немало бывает споров. Одни полагают ее
каким-то сходством и похожих людей — друзьями, и от-
сюда поговорки: «Рыбак рыбака...» и «Ворон к ворону...»
и тому подобные. Другие утверждают противоположное:
«Все гончары» — [соперники друг другу]. Для этого же
самого подыскивают [объяснения] более высокого поряд-
ка и более естествено-научные, так Еврипид говорит:
«Земля иссохшая вожделеет к дождю, и величественное
небо, полное дождя, вожделеет пасть на землю»; и Герак-
лит: «Супротивное сходится», и «Из различий прекрас-
нейшая гармония», и «Все рождается от раздора»; этому
[мнению] среди прочих противостоит и Эмпедоклово,
а именно: «Подобное стремится к подобному».

Итак, мы оставим в стороне те затруднительные во-
просы, которые относятся к природоведению (это ведь не
подходит для настоящего исследования), а все то, что ка-
сается человека и затрагивает нравы и страсти, это мы
внимательно исследуем, например: у всех ли бывает друж-
ба, или испорченным невозможно быть друзьями, а также
один ли существует вид дружбы или больше. Те, кто дума-
ют, что один, по той причине, что дружба допускает боль-
шую и меньшую степень, уверились в этом без достаточ-
ного основания, ибо большую и меньшую степень имеет
и различное по виду. Об этом и прежде было сказано.

(II). Когда мы будем знать, что вызывает дружескую
приязнь (phileton), вероятно, прояснятся и эти [вопросы].

 


Ведь считается, что не все вызывает дружбу (phileisthai),
но только ее собственный предмет (to phileton), а это
благо, или то, что доставляет удовольствие, или полезное
(agathon ё hedy ё khresimon). Правда, может показаться,
что полезно то, благодаря чему возникает известное благо
или удовольствие, так что предметами дружеской приязни
окажутся лишь благо вообще (tagathon) и удовольствие —
в качестве целей. А в таком случае, к чему питают дружбу
(philoysi): к благу вообще или к благу для самих себя (to
haytois agathon)? Ведь иногда эти вещи не согласуются.
Соответственно и с удовольствием. Принято считать, что
всякий питает дружбу к благу для самого себя, и, хотя
благо есть предмет дружеской приязни в безотноситель-
ном смысле, для каждого [благом является] благо для
него, а дружбу каждый питает но к сущему для него бла-
гом, но к кажущемуся. Разницы тут никакой нет: предме-
том дружеской приязни будет то, что кажется [прият-
ным]9.







Дата добавления: 2015-08-12; просмотров: 402. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ МЕХАНИКА Статика является частью теоретической механики, изучающей условия, при ко­торых тело находится под действием заданной системы сил...

Теория усилителей. Схема Основная масса современных аналоговых и аналого-цифровых электронных устройств выполняется на специализированных микросхемах...

Краткая психологическая характеристика возрастных периодов.Первый критический период развития ребенка — период новорожденности Психоаналитики говорят, что это первая травма, которую переживает ребенок, и она настолько сильна, что вся последую­щая жизнь проходит под знаком этой травмы...

РЕВМАТИЧЕСКИЕ БОЛЕЗНИ Ревматические болезни(или диффузные болезни соединительно ткани(ДБСТ))— это группа заболеваний, характеризующихся первичным системным поражением соединительной ткани в связи с нарушением иммунного гомеостаза...

Решение Постоянные издержки (FC) не зависят от изменения объёма производства, существуют постоянно...

Типы конфликтных личностей (Дж. Скотт) Дж. Г. Скотт опирается на типологию Р. М. Брансом, но дополняет её. Они убеждены в своей абсолютной правоте и хотят, чтобы...

Гносеологический оптимизм, скептицизм, агностицизм.разновидности агностицизма Позицию Агностицизм защищает и критический реализм. Один из главных представителей этого направления...

Функциональные обязанности медсестры отделения реанимации · Медсестра отделения реанимации обязана осуществлять лечебно-профилактический и гигиенический уход за пациентами...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.012 сек.) русская версия | украинская версия