Студопедия — КАЛЛИКЛ, СОКРАТ, ХЕРЕФОНТ, ГОРГИЙ, ПОЛ 67 страница
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

КАЛЛИКЛ, СОКРАТ, ХЕРЕФОНТ, ГОРГИЙ, ПОЛ 67 страница






(III). Прежде всего, конечно, надо рассмотреть, созна-
тельно (eidos) или нет [поступает невоздержный], и если
сознательно, то в каком смысле; затем, в каких вещах сле-
дует полагать человека невоздержным и воздержным, т. е.
в любых ли удовольствиях и страданиях или [только] в из-
вестных, [строго] определенных вещах, а кроме того, одно
ли и то же быть воздержным и выдержанным, или это
разные вещи? Соответственно надо рассмотреть и другие
[вопросы], которые тесно связаны с настоящим исследо-
ванием (theoria).

Начало нашего рассмотрения (skepsis) — [вопрос о
том], различаются ли воздержный и невоздержный по
тому, с чем они имеют дело, или по тому, как они к этому
относятся, иными словами, является ли человек невоз-
держным только потому, что невоздержен в отношении
совершенно определенных вещей, или не поэтому, а по
тому, как он к ним относится, или же и не по этому
[тоже], но в силу того и другого вместе. Следующий во-
прос: ко всему ли относится невоздержность и воздерж-
ность или нет? Дело ведь в том, что невоздержный в без-
условном смысле слова невоздержен не во всем, но как
раз в том, в чем невоздержен распущенный; однако и не
от того он невоздержен, что просто имеет дело с этими ве-
щами, [т. е. не в безусловном смысле слова] (ибо тогда не-
воздержность была бы тождественна распущенности), но
от того, что имеет с ними дело вполне определенным об-
разом. Ведь если распущенного толкает сознательный
выбор, так как он считает, что нужно всегда преследовать
непосредственное удовольствие, то невоздержный так не
думает, но преследует [все-таки то же самое].

5. Для нашего рассуждения не важно, что невоздерж-
ную жизнь ведут вопреки истинному мнению, а не вопре-
ки знанию, ведь некоторые из тех, у кого есть мнения, не
сомневаются, а, напротив, думают, что их знания точны.

 


Поэтому, если [скажут, что те], кто имеют лишь мнения,
из-за слабой уверенности скорее, нежели те, у кого [твер-
дые] знания, поступают вопреки своим представлениям [о
должном], то окажется, что никакой разницы между зна-
нием и мнением нет. В самом деле, иные ничуть не менее
уверены в том, о чем имеют мнение, нежели в том, о чем
имеют знание. Гераклит ясно это показывает.

Но поскольку мы говорим «знать» в двух смыслах:
«знает» говорят и о том, кто, обладая знанием, не приме-
няет его, и о том, кто применяет (khromenos), — различие
окажется между поступками вопреки должному у облада-
теля знания, который его не применяет, и обладателя знания,
который его применяет (tlieoron), именно это последнее
нелепо, а не [то, что так поступают] без применения [знания].

Далее, коль скоро посылки бывают двух видов, ничто
не мешает, имея обе, поступать вопреки знанию, а имен-
но применять знание общей посылки, а частной нет;
между тем поступки — это частные случаи. Более того,
может быть различие и внутри [знания] общего, ибо оно
может относиться к самому [действующему лицу], а мо-
жет к предмету, например, [знание], что «всякому челове-
ку полезно сухое», (предполагает и знание], что сам я — че-
ловек или что такое-то качество — сухость. Однако, имеет
ли данная вещь данное качество, человек либо не знает,
либо не употребляет [свое знание] в дело. При том и дру-
гом способе [знать] разница будет столь громадной, что
не покажется странным, если [человек ошибается], обла-
дая знанием только в одном из смыслов; удивительно,
если [он это делает], обладая им иначе.

Кроме того, людям дано также обладать знанием спо-
собом иным по сравнению с только что названным. Дей-
ствительно, в обладании (to ekhein) [знанием] без приме-
нения мы видим уже совсем другое обладание (hexis), так
что в каком-то смысле человек знанием обладает, а в
каком-то не обладает, как, скажем, спящий, одержимый и
пьяный. Однако именно таково состояние (hoyto dia-
tithentai) людей, охваченных страстями. Ведь порывы
ярости, любовные влечения и некоторые [другие] из таких
[страстей] весьма заметно влияют на тело, а у некоторых
вызывают даже помешательство. Ясно поэтому, что необ-
ходимо сказать: невоздержные имеют склад (ekhein),
сходный с [состоянием] этих людей. Если высказывают

 


суждение, исходящее из знания, это отнюдь не значит,
что им обладают, ведь и охваченные страстями проводят
доказательства и произносят стихи Эмпедокла; начинаю-
щие ученики даже строят рассуждения без запинки, но
еще и без всякого знания, ибо со знаниями нужно срас-
тись, а это требует времени. Так что высказывания людей,
ведущих невоздержную жизнь, нужно представлять себе
подобными речам лицедеев.

И наконец, на причину невоздержности можно по-
смотреть еще и с точки зрения естествознания. Одно мне-
ние, [т. е. посылка], касается общего, другое — частного,
где, как известно, решает чувство. Когда же из этих двух
[посылок] сложилось одно [мнение], то при [теоретичес-
кой посылке] необходимо, чтобы душа высказала зак-
лючение, а при [посылках], связанных с действием
(poietikai), — чтобы тут же осуществила его в поступке.
Например, если «надо отведывать все сладкое», а вот это —
как один какой-то из частных [случаев] — сладкое, то,
имея возможность и не имея препятствий, необходимо
тотчас осуществлять соответствующий поступок. Итак,
когда в нас присутствует общая посылка, запрещающая
отведывать сладкое, и [общая] посылка, что «все сладкое
доставляет удовольствие», и [если перед] нами нечто слад-
кое (а это последнее и оказывается действенным), то, ока-
жись у нас влечение [к удовольствиям], тогда одно гово-
рит, что этого надо избегать, но влечение ведет за собою,
ибо каждая из частей души способна привести [нас] в
движение. Таким образом, выходит, что невоздержную
жизнь ведут, в каком-то смысле рассуждая и имея мне-
ние, которое само по себе не противоречит (разве только
по случайности) верному суждению, ибо противоречит
ему влечение, а не мнение. Так что и по этой причине
тоже звери не невоздержны, так как не имеют общих
представлений, но только образы (phantasia) и память об
отдельных [предметах].

Как устраняется неведение и к невоздержному возвра-
щается его знание, объясняет то же самое учение, которое
[истолковывает состояние] опьяненного и спящего, и для
состояния (pathos) [невоздержности] оно не является осо-
бенным; слушать это [учение] надо у природоведов (physio-
logoi).

Поскольку же конечная посылка [умозаключения] —
это и мнение о воспринимаемом чувствами, и [сила],

 


в чьей власти находятся поступки, а одержимый страстью
либо не знает этой посылки, либо знает, но так, что это
знание, как было сказано, означает не знание, а только
повторение слов, так же как пьяный [бормочет стихи] Эм-
педокла; поскольку [далее] последний член силлогизма не
имеет обобщающего смысла и, по-видимому, не является
в отличие от обобщения, [т. е. обобщающего члена], на-
учным (epistemonikon), то, похоже, получается как раз то,
что хотел доказать Сократ. Дело в том, что страсть не воз-
никает в присутствии знания, которое считается научным
в собственном смысле слова (kyrios episteme), и это знание
не увлекается силою страсти; страсть возникает, когда в
нас присутствует [только] чувственное знание.

Итак, пусть достаточно сказано о том, сознательно
или несознательно и в каком смысле сознательно можно
вести невоздержную жизнь.

6 (IV). Вслед за этим надо сказать о том, существует ли
невоздержный во всех отношениях [и в безусловном
смысле слова], или же все [невоздержные невоздержны
только] частично, и если [невоздержный во всех отноше-
ниях] существует, то с чем он имеет дело.

Ясно между тем, что воздержные и выдержанные, так
же как невоздержные и изнеженные, проявляются в отно-
шении к удовольствиям и страданиям. Коль скоро из
того, что доставляет удовольствие, одно — вещи необходи-
мые, а другое само по себе заслуживает избрания, но до-
пускает нарушение меры, причем необходимое относится
к телу (под этим я имею в виду то, что связано с пищей и
любовной потребностью, и подобные телесные [надоб-
ности], с которыми мы соотнесли распущенность и благо-
разумие), а что является не необходимым, заслуживает
избрания само по себе (я имею в виду, например, победу,
почет, богатство и тому подобные блага и удовольствия), —
[коль скоро все это так], тогда тех, кто [в вещах, достойных
избрания], вопреки заключенному в них самих верному
суждению нарушают меру, мы не называем невоздержны-
ми во всех отношениях, но уточняем: «невоздержные в
отношении к имуществу», или «к наживе», или «к поче-
стям», или «в порыве ярости», но не [говорим] без уточ-
нений, потому что эти люди отличаются от [невоздерж-
ных в необходимых вещах] и называются невоздержными

 


в силу сходства. (Сравним это с победителем Олимпийских
игр по имени Человек. В самом деле, в случае с ним общее
понятие «человек» мало отличалось от собственного име-
ни, но все же отличалось.) И вот подтверждение: невоздерж-
ность [в общем смысле] осуждают не только как недомыс-
лие, но и как известную порочность или в общем, или
в частном смысле, [тогда как] никого [из невоздержных] в
других отношениях так, [т. е. как порочных], не [осуждают].

Из тех, кто имеет дело с телесными усладами (в связи
с ними мы говорим о благоразумном и распущенном),
тот, кто не по сознательному выбору, но вопреки и ему, и
мысли, ищет чрезмерных удовольствий и избегает страда-
ний, голода, жажды, жары и холода и всего, что бывает от
осязания и вкуса, именуется невоздержным без уточне-
ний (дескать, в таком-то отношении, например в гневе), а
просто вообще невоздержным. Подтверждение такое: из-
неженным считают за отношение к этим [удовольствиям
и неудовольствиям], но не за отношение к одному из тех,
[не телесных удовольствий]. И по этой причине мы почти
отождествляем невоздержного и распущенного, так же
как воздержного и благоразумного (но никого из тех [дру-
гих]), потому что они имеют дело с одними и теми же (в
известном смысле) удовольствиями и страданиями. Но
хотя [распущенный и невоздержный] проявляются в от-
ношении к одному и тому же, они это делают не одина-
ково, а один по сознательному выбору, другой нет.

Вот почему мы, скорее, назовем распущенным того,
кто, не испытывая влечения или испытывая его слабо,
преследует чрезмерные удовольствия и избегает [даже]
умеренных страданий, нежели назовем так того, кто де-
лает это по сильному влечению. Что же в самом деле на-
творит первый, появись в нем к тому же юношески
[страстное] влечение и сильное страдание из-за нужды
в необходимых вещах?

Однако среди влечений и удовольствий существуют
такие, что по роду относятся к вещам прекрасным и
доброкачественным (ибо, согласно делению, произведен-
ному ранее, среди вещей, доставляющих удовольствие,
иные по природе достойны избрания, другие им противо-
положны, третьи находятся посредине), например имуще-
ство и прибыль, победа и почет. По поводу всего — и этих
вещей, и лежащих посредине — людей осуждают не за то,

 


что они испытывают их воздействие, питают к ним влече-
ние и любовь, но за то, как они это делают, а именно за
то, что нарушают меру. Вот почему осуждаются и те, кто
вопреки [верному] суждению либо воздерживаются от
чего-то прекрасного по природе и благого, либо [вопреки
суждению] преследуют это, как, например, те, кто боль-
ше, чем нужно, хлопочут о почете или о детях и родите-
лях, ибо хотя это тоже относится к благам и, кто хлопочет
об этом, заслуживает похвалы, однако и тут бывает своего
рода чрезмерность (если, скажем, как Ниоба, спорить с
богами или относиться к отцу, как Сатир, прозванный от-
целюбом, так как считали, что он ведет себя слишком
глупо); ввиду сказанного в этом [все-таки] нет никакой
порочности, потому что сам по себе каждый такой пред-
мет влечения относится к вещам по [своей] природе до-
стойным избрания, а дурными и такими, которых избега-
ют, являются излишества в этом. Соответственно нет и
невоздержности, коль скоро невоздержность не только
нечто избегаемое — это еще и одна из тех вещей, которые
осуждаются — и все-таки в силу сходства страсти мы даже
здесь говорим о невоздержности, уточняя в каждом от-
дельном случае, в чем невоздержность, так же как «пло-
хой врач» и «плохой лицедей» мы говорим о человеке, ко-
торого не назвали бы «плохим» (kakos) безотносительно.
И вот как здесь мы не [обходимся без уточнения], потому
что каждая из этих [«порочностей»] означает не собствен-
но порочность (kakia), но подобна ей по соответствию,
так, очевидно, и в случае с невоздержностью и воздерж-
ностью нужно подразумевать (hypolepteon) только ту не-
воздержность и ту воздержность, что имеют отношение к
тому же, что благоразумие и распущенность. А в связи с
яростью мы употребляем эти слова только из-за сходства
[страсти], и потому говорим «невоздержный», уточняя: «в
порывах ярости», так же как: «в често[любии]», «в наживе».
(V). Если некоторые вещи доставляют удовольствие по
природе в разных смыслах: одни — в безусловном, другие —
в зависимости от рода животных и людей, а [некоторые
доставляют его не по природе], но одно — в силу уродств,
другое — в силу привычек, третье — по испорченности ес-
тества, [или природы], то и для каждого из названных
случаев тоже можно обнаружить наиболее близкие им
склады [души]. Последние же я называю звероподобными

 


складами, например: существо женского пола, о котором
рассказывают, что оно, взрезав беременных, пожирает
детей; или тех, кто наслаждаются (как рассказывают о не-
которых из дикарей, живущих у Понта) сырым или чело-
веческим мясом; или тех, кто одалживают друг другу
детей для праздничной трапезы; или то, что рассказывают
о Фалариде.

Это склады звероподобные, другие возникают вследст-
вие болезней (причем у некоторых от помешательства,
как, например, у человека, принесшего в жертву и съев-
шего свою мать, или у раба, съевшего печень товарища по
рабству), и, наконец, бывают [состояния] как бы болез-
ненные или от [дурных] привычек, как, например, при-
вычка выдергивать волосы и грызть ногти, а также уголь
и землю, добавим к этому любовные наслаждения с муж-
чинами. Ведь у одних это бывает от природы, у других —
от привычки, как, например, у тех, кто с детства терпел
насилие. Тех, у кого причиной [известного склада] явля-
ется природа, никто, пожалуй, не назовет невоздержным,
как, например, женщин за то, что в половом соединении
не они обладают, а ими, [как и невоздержным владеет
влечение]; соответственно обстоит дело и с теми, кто на-
ходится в болезненном состоянии из-за привычки.

Итак, каждое из этих состояний, подобно зверству,
находится за пределами порочности.

Если состояние таково, то уметь держаться или быть
одержимым (kratein ё krateisthai) не означает [воздержно-
сти и соответственно] невоздержности в общем смысле, но
[невоздержность только] в силу [внешнего] сходства, по-
добно тому как человека, чье состояние в порыве ярости
имеет вид этой страсти, не следует называть невоздержным.

Ведь всякая чрезмерность и в безрассудстве, и в тру-
сости, и в распущенности, и в злобности либо зверопо-
добная, либо болезненная. А именно, если человек по
природе таков, что всего боится, даже если мышь зашур-
шит, он труслив звероподобной трусостью, а если испу-
гался куницы, то от болезненного [страха именно перед
этим зверем]. Что до безрассудных, то одни из них, буду-
чи от природы неспособны рассчитывать (alogistoi) и
живя только чувством, звероподобны (как, например, не-
которые племена далеких варваров), а другие из-за болез-
ней (например, эпилепсии и помешательства) имеют бо-
лезненный [склад души].


Можно обладать одним из этих [свойств, складов, или
качеств], только временно, но не быть им одержимым
[всегда]; я имею в виду возможность того, что некий Фа-
ларид сдержится, испытывая влечение пожрать ребенка
или насладиться нелепой любовью. А можно и быть одер-
жимым, а не только иметь [склонность]. Словом, подобно
тому, как испорченность, когда она соответствует [приро-
де] человека, определяется как испорченность в безуслов-
ном смысле, а когда она с уточнениями «звероподобная»
или болезненная, как безусловная не определяется, по-
добно этому, очевидно, что одна невоздержность может
быть зверской, другая болезненной, но невоздержность в
безусловном, [или общем], смысле соответствует именно
человеческой распущенности.

7. Ясно, таким образом, что невоздержность и воз-
держность касаются только того, чего касаются распу-
щенность и благоразумие, и что разным видам этого соот-
ветствуют разные виды невоздержности, называемые так
переносно и не в безусловном смысле.

(VI). Давайте уясним себе (theoresomen), что невоз-
держность в порыве ярости (peri toy thymoy) менее позор-
на, нежели невоздержность во влечениях. Ведь похоже,
что порыв в какой-то мере слушает [голос] суждения, [т. е.
разума], но недослышит, как торопливая прислуга, что
выбегает вон, не дослушав, что говорят, а потом, испол-
няя поручение, допускает промах, и как псы, что начина-
ют лаять, едва послышится шорох, не рассмотрев, не свой
ли. Вот так и порыв из-за горячности и поспешности его
природы бросается мстить, уловив что-то, но не услышав
приказа. В самом деле, [рас]суждение или воображение
(phantasia) объяснило ему, что его оскорбляют или что им
пренебрегают, и он, словно бы придя к заключению, что
в таком случае надо наступать, тут же начинает злиться.
А влечение, едва только [рас] суждение или чувство ска-
жут, что [нечто] доставляет удовольствие, бросается к
усладам, так что порыв в каком-то смысле следует за суж-
дением, а влечение нет. А значит, оно позорнее, ведь кто
невоздержен в порыве ярости, как-то подчиняется сужде-
нию, а тот другой — влечению, а не суждению.

Кроме того, следование естественным стремлениям
вызывает больше сочувствия, раз уж больше его вызывает

 


следование даже влечениям, если они общи всем, и в той
мере, в какой они общи. Порыв ярости и злость более ес-
тественны, чем влечения к излишествам и вещам, не яв-
ляющимся необходимыми. [Вспомним], например, [сына],
который, защищаясь [в деле] о побоях, нанесенных отцу,
сказал: «Ведь и он [бил] своего [отца], и тот — своего», —
и, указав на [собственного] ребенка: «И этот [побьет]
меня, когда возмужает, — так уж у нас в роду»; и [отца],
которого сын волок [за собою] и который приказал ему
остановиться в дверях, потому что и он сам доволакивал-
де [своего] отца до этого места.

Кроме того, чем больше злого умысла, тем больше не-
правосудности. А между тем ни порывистый, ни порыв не
способны злоумышлять — они действуют открыто. Зато
влечение — словно Афродита, о которой говорят: «рож-
денная на Кипре кознодейка» — и о [ее] «узорчатом
поясе» Гомер:

[... в нем заключались]
Льстивые речи, не раз уловлявшие ум и разумных.

Так что если эта невоздержность влечений действи-
тельно более неправосудна и позорна, чем та, что сказы-
вается в порыве ярости, то именно она есть невоздерж-
ность в безусловном смысле слова и в каком-то смысле
порочность.

Далее, никто не ведет себя нагло (hybridzei), при этом
страдая; а действуя в гневе, всякий испытывает страдание,
тогда как наглец (hybridzon), напротив, действует с удо-
вольствием.

Итак, если больше неправосудности в том, на что гне-
ваться наиболее правосудно, то и в невоздержности из-за
влечения [больше неправосудности, чем в невоздержно-
сти из-за порыва ярости], ибо в порыве ярости нет на-
глости (hybris).

Ясно поэтому, в каком смысле невоздержность, свя-
занная с влечением, более позорна, чем невоздержность,
связанная с порывом ярости, а также что воздержность и
невоздержность относятся к телесным влечениям и удо-
вольствиям. Осталось понять, какая между ними [ — удо-
вольствием и влечением — ] разница.

В самом деле, как уже было сказано вначале, одни из
[влечений] человеческие и естественные как по роду, так

 


и по степени, другие — звероподобные, третьи же [обу-
словлены] уродствами и болезнями. Благоразумие и рас-
пущенность связаны только с первым [видом влечения].
Вот почему мы не называем зверей ни благоразумными,
ни распущенными иначе, как в переносном смысле, —
у них ведь нет ни сознательного выбора, ни расчета — и
еще в случае, если один какой-то род животных в целом
отличается от другого наглостью, буйством и обжорством,
но это отступления от природы, так же как среди людей —
помешанные.

Зверство менее [дурно], нежели порочность, но более
страшно, ибо лучшая часть души [у зверей] не развращена
(оу diephthartai), как у [порочного] человека, а отсутству-
ет. Это похоже на сравнение неодушевленного и одушев-
ленного по степени порочности. Ведь безвреднее всегда
бывает дурное качество того, что не имеет в себе источни-
ка [действия], а ум — [такой] источник (так что это очень
похоже на сравнение неправосудности с неправосудным
человеком: большим злом в одном смысле будет одно, в
другом — другое), ведь порочный (kakos) человек натво-
рит, наверное, в тысячу раз больше зла (kaka), чем зверь.

8 (VII). В обращении с удовольствиями и страдания-
ми, а также с влечениями и избеганиями, обусловленны-
ми осязанием и вкусом, [и] по отношению к которым
ранее были даны определения распущенности и благора-
зумию, можно иметь такой [склад], что уступает даже тем
[влечениям и удовольствиям], над коими большинство
возвышается, а можно одержать верх даже над теми, коим
большинство уступает. Если [уступчивость и способность
одерживать верх] связаны с удовольствием, то [обладатель
первого склада] невоздержный, а [обладатель второго] —
воздержный, если же то и другое связано со страданием,
то первый изнеженный, а второй выдержанный. [Душев-
ный] склад подавляющего большинства людей занимает
промежуточное положение, хотя бы они больше были
склонны к худшим [складам души].

Поскольку некоторые из удовольствий необходимы,
а другие нет или же необходимы до определенной степени,
в то время как излишества [и недостатки удовольствия] не
необходимы, и поскольку с влечениями и страданиями
дело обстоит сходным образом, то человек, который ищет

 


излишеств в удовольствиях или излишне, или [ищет их]
по сознательному выбору, т. е. ради самих [излишеств],
но отнюдь не ради чего-то другого, что из этого получает-
ся, — такой человек и есть распущенный. [Распущенный,
а буквально — «необуздываемый»], с необходимостью не
склонен к раскаянию, а следовательно, он неисцелимый,
ведь именно не способный к раскаянию неисцелим.

Кто недостаточно ищет удовольствий, противополо-
жен распущенному, кто находится посредине, благоразу-
мен. Соответственно распущен тот, кто избегает телесных
страданий не потому, что уступает [сильному влечению к
удовольствию], а по сознательному выбору. Из тех, в ком
сознательного выбора нет, одного ведет удовольствие, а
другого — то, что он избегает страдания от влечения, зна-
чит, между ними есть разница.

Любому, пожалуй, тот покажется худшим, кто совер-
шает какой-нибудь постыдный поступок, не испытывая
влечения или испытывая его слабо, а не тот, кто испыты-
вает сильное влечение, так же как, если человек бьет, не
будучи в гневе, [он представляется худшим], нежели тот,
кто бьет в гневе. Что бы он делал, право, будь он охвачен
страстью?! Именно поэтому распущенный хуже невоз-
держного.

Из названных [выше складов души] последний пред-
ставляет собою скорее вид изнеженности, а [обладатель
другого] — распущенный. Воздержный противоположен
невоздержному, а изнеженному — выдержанный, ибо вы-
держка (to karterein) заключается в том, чтобы противо-
стоять, а воздержность — в том, чтобы сдерживаться (to
antekhein), а между тем «противостоять» и «сдерживаться» —
разные вещи, так же как «не уступать» и «побеждать»; вот
почему воздержность — это что-то такое, что больше за-
служивает избрания, чем выдержанность.

Если человеку недостает [сил противиться] тому, чему
большинство противится и с чем справляются, он изне-
жен и избалован, ибо избалованность — это тоже разно-
видность изнеженности. Такой человек волочит плащ,
чтобы не пострадать от усилия его подтянуть, и изобража-
ет недужного, и хотя похож на жалкого, не думает, что
жалок.

С воздержностью и невоздержностью дело обстоит
сходным образом. В самом деле, не удивительно, если че-

 


ловек уступит сильным и чрезмерным удовольствиям или
страданиям; напротив, он вызывает сочувствие, если про-
тивится им так, как укушенный змеей Филоктет у Фео-
декта, или как Керкион в «Алопе» Каркина, или как те,
что, пытаясь сдержать смех, разражаются взрывом хохота,
как случилось с Ксенофантом. Удивляет, причем не вы-
зывает сочувствия, если человек уступает и не может про-
тивиться таким вещам, которым большинство способно
противостоять, причем это не обусловлено ни его приро-
дой, передающейся по наследству, ни болезнью, как, на-
пример, наследственная изнеженность царей скифов, ни,
[наконец], такими [причинами], по каким женский пол
уступает мужскому.

Ребячливый (paidiodes) тоже считается распущенным,
но в действительности он изнеженный. Ведь ребячьи за-
бавы, [развлечения] (he paidia) — это расслабление, коль
скоро это отдых, а ребячливый относится к тем, кто пре-
ступает меру [в отдыхе].

С одной стороны, невоздержность — это опрометчи-
вость, а с другой — бессилие. В самом деле, одни, приняв-
ши решение, из-за страсти [бессильны] его придержи-
ваться, а других страсть увлекает за собою, потому что
они не приняли [никаких] решений. Между тем некото-
рые благодаря предчувствию и предвидению и приведя
себя и свой рассудок (logismos) в бодрую готовность — по-
добно тому как, пощекотавши себя, не чувствуют щекот-
ки—не поддаются ни страсти от удовольствия, ни стра-
сти от страдания. Опрометчивой невоздержностью прежде
всего [страдают] резкие и возбудимые (melagkholikoi): одни
второпях, другие в неистовстве не дожидаются [указаний]
суждения, потому что воображение легко увлекает их за
собою.

9(VIII). Распущенный, как было сказано, не способен
к раскаянию, потому что он придерживается своего соб-
ственного выбора, но всякий невоздержный способен к
раскаянию. Поэтому в действительности дело обстоит не
так, как [показалось] при постановке вопроса, но один,
[распущенный], неисцелим, а другой, [невоздержный],
исцелим. В самом деле, испорченность [нрава] похожа на
такие болезни, как, скажем, водянка или чахотка, а невоз-
держность — на эпилептические припадки: первая пред-

 


ставляет собою непрерывнодействующую, а вторая —
приступообразную подлость. Да и в целом невоздерж-
ность относится к иному роду, нежели порочность, ибо
порочность скрыта [от порочного], а невоздержность [от
невоздержного] не скрыта.

Среди самих невоздержных исступленные (ekstatikoi)
лучше, чем те, кто, обладая суждением, не придерживает-
ся его, ведь последние уступают менее [сильной] страсти
и в отличие от первых [действуют] не без предварительно-
го решения. Действительно, [такой] невоздержный похож
на того, кто пьянеет быстро и от малого количества вина,
т. е. от меньшего, чем большинство людей.

Итак, очевидно, что невоздержность — это не пороч-
ность (хотя в каком-то смысле, вероятно, [все же пороч-
ность]). Действительно, первая действует вопреки, а вто-
рая — согласно сознательному выбору. Тем не менее
сходство есть, по крайней мере в поступках; как сказал
Демодок о милетянах: «... милетяне, право, не глупы, но
поступают во всем жалким подобно глупцам», так и не-
воздержные, не будучи неправосудными, поступают все
же неправосудно.

Поскольку один, [а именно невоздержный], таков, что
не по убеждению ищет телесных удовольствий и чрезмер-
но и вопреки верному суждению, а другой, [т. е. распу-
щенный], — по убеждению, потому что он такой человек,
которому свойственно их искать, постольку первого легко
переубедить, а второго нет. Дело в том, что добродетель
блюдет принцип, а испорченность [нрава] уничтожает,
для поступков же принцип — целевая причина, подобно
тому как предположения [являются целевыми причина-
ми] в математике. Конечно, как в ней [рас]суждение не
обучает началам, так и в случае с поступками, зато добро-
детель, от природы ли она или от привычки, [научает] со-
ставлять правильное мнение о начале [как принципе].
Таким образом, [обладатель этой добродетели] — благора-
зумный, а противоположный ему — распущенный.







Дата добавления: 2015-08-12; просмотров: 351. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ МЕХАНИКА Статика является частью теоретической механики, изучающей условия, при ко­торых тело находится под действием заданной системы сил...

Теория усилителей. Схема Основная масса современных аналоговых и аналого-цифровых электронных устройств выполняется на специализированных микросхемах...

Измерение следующих дефектов: ползун, выщербина, неравномерный прокат, равномерный прокат, кольцевая выработка, откол обода колеса, тонкий гребень, протёртость средней части оси Величину проката определяют с помощью вертикального движка 2 сухаря 3 шаблона 1 по кругу катания...

Неисправности автосцепки, с которыми запрещается постановка вагонов в поезд. Причины саморасцепов ЗАПРЕЩАЕТСЯ: постановка в поезда и следование в них вагонов, у которых автосцепное устройство имеет хотя бы одну из следующих неисправностей: - трещину в корпусе автосцепки, излом деталей механизма...

Понятие метода в психологии. Классификация методов психологии и их характеристика Метод – это путь, способ познания, посредством которого познается предмет науки (С...

ТЕХНИКА ПОСЕВА, МЕТОДЫ ВЫДЕЛЕНИЯ ЧИСТЫХ КУЛЬТУР И КУЛЬТУРАЛЬНЫЕ СВОЙСТВА МИКРООРГАНИЗМОВ. ОПРЕДЕЛЕНИЕ КОЛИЧЕСТВА БАКТЕРИЙ Цель занятия. Освоить технику посева микроорганизмов на плотные и жидкие питательные среды и методы выделения чис­тых бактериальных культур. Ознакомить студентов с основными культуральными характеристиками микроорганизмов и методами определения...

САНИТАРНО-МИКРОБИОЛОГИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВОДЫ, ВОЗДУХА И ПОЧВЫ Цель занятия.Ознакомить студентов с основными методами и показателями...

Меры безопасности при обращении с оружием и боеприпасами 64. Получение (сдача) оружия и боеприпасов для проведения стрельб осуществляется в установленном порядке[1]. 65. Безопасность при проведении стрельб обеспечивается...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.045 сек.) русская версия | украинская версия