Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

КАЛЛИКЛ, СОКРАТ, ХЕРЕФОНТ, ГОРГИЙ, ПОЛ 63 страница






Мы скажем о каждом из них, но сперва о правдивом.
Речь идет, конечно, о правдивом не в договорах и не в
том, что касается неправосудности или правосудности
(это ведь будет относиться к другой добродетели), а о
правдивом в том, для чего ничто в этом роде не имеет
важности, о правдивом в речи и в поведении, потому что
он таков по [своему] складу. Такого, вероятно, будут счи-
тать добрым человеком. Действительно, кто правдолюб и
правдив, даже когда это не важно, будет тем более прав-
див, когда это важно, ведь обмана он будет [заведомо]
остерегаться как позора, если уж он остерегается его как
такового; а такой человек заслуживает похвалы. Он откло-
няется от правды, скорее, в сторону преуменьшения, по-
тому что из-за отвратительности преувеличения [пре-
уменьшение] кажется более пристойным.

Кто приписывает себе больше, чем у него есть, безо
всякой цели, похож на дурного человека (иначе он не ра-
довался бы обману), но он кажется более пустым, нежели
порочным. Если же это делают ради какой-то цели, то,
чья цель — честь или слава, тот как хвастун заслуживает
осуждения, но не слишком [сурового], а чья цель — день-
ги или что ведет к деньгам, тот довольно-таки непри-
гляден.

(Хвастуном человека делает не возможность [хвастать],
а сознательный выбор, ибо хвастуном он является по
складу и потому, что он таков.)

Соответственно и среди обманщиков один рад самому
обману, а другой стремится к славе или наживе. Стало
быть, те, кто хвастают ради славы, приписывают себе
такое, за что их восхваляют и почитают счастливцами; а
кто делает это ради наживы, приписывает себе то, чем
можно угодить окружающим и отсутствие чего можно
скрыть, — скажем, [знания] прорицателя, мудреца, врача.
Поэтому в большинстве случаев себе приписывают такого
рода вещи и хвастают [ими ]: они ведь имеют названные
[свойства].

Притворы, которые говорят о себе приниженно и на
словах отклоняются в сторону преуменьшения, представ-
ляются людьми, скорее, обходительного нрава (khari-
esteroi); кажется, что они говорят так не ради наживы, но
избегая важничанья, и прежде всего они отказывают себе
в славном, как делал, например, Сократ. Те, кто <притво-

 


ряются> по ничтожным поводам, когда очевидно [обрат-
ное], называются лицемерами и вполне заслуживают пре-
зрения, а иногда это оказывается хвастовством, например
одежда лаконян, ибо и излишек, и нарочитый недостаток
[могут быть] хвастливыми. А кто умеренно прибегают к
притворству и притворяются не в том, что слишком бро-
сается в глаза, — те кажутся обходительными. Правдиво-
му, по-видимому, противоположен хвастун, ибо он хуже
притворы.

14 (VIII). Поскольку в жизни бывает отдых и тогда
время проводят в развлечениях, то и тут, видимо, сущест-
вует известная пристойность в общении (homilia tis emme-
les): что и как следует говорить и соответственно выслу-
шивать. При этом будет важно различие: говорит ли
человек в таких случаях или слушает. Ясно между тем, что
и в этом бывает излишек и недостаток по сравнению с се-
рединой. А значит, те, кто в смешном преступают меру,
считаются шутами и грубыми людьми, ибо они добивают-
ся смешного любой ценой и, скорее, стараются вызвать
смех, чем сказать [нечто] изящное, не заставив страдать
того, над кем насмехаются.

А кто, не сказавши сам ничего смешного, отвергает
тех, кто такое говорит, считается неотесанным и скучным
(skleros). Те же, кто развлекаются пристойно, прозывают-
ся остроумными (eytrapeloi), т. е. людьми как бы провор-
ными (eytropoi), потому что такая подвижность, кажется,
принадлежит нраву, и, как о телах судят по движению, так
и о нравах. Но поскольку смешное встречается повсюду и
большинство людей рады развлечениям и насмешкам
больше, чем следует, то и прозывают шутов остроумны-
ми, как будто они обходительны; однако из сказанного
выше ясно, что они отличаются от остроумных, и притом
значительно.

Срединному душевному складу свойственна любез-
ность (epidexiotes), а кто умеет быть любезным (epidexios),
тому свойственно высказывать и выслушивать [лишь] то,
что подобает доброму и свободнорожденному человеку.
Действительно, есть нечто такое, что подобному человеку
в качестве развлечения прилично и говорить, и выслуши-
вать, а развлечения свободнорожденного отличаются от
развлечении скота так же, как развлечения воспитанного

 


и невежи. [Разницу эту] можно увидеть [на примере] ста-
рых и новых комедий: в первых смешным было срамосло-
вие, а в последних — скорее намеки. С точки зрения изя-
щества это различие существенно. По чему же тогда надо
определять умелого насмешника? по речам ли не непри-
личным для свободнорожденного? или по тому, что он не
заставляет страдать слушающего [насмешки]? или по
тому, что даже веселит его? или это все-таки неопреде-
ленно? Ведь как ненависть, так и удовольствие у одного
вызываются одним, у другого — другим. Соответственно
будут и слушать, ведь считается, что, какие насмешки не
стесняются выслушивать, такие и сами говорят. Но не
всякие насмешки, ибо насмешка — это своего рода поно-
шение, а [если] иные поношения запрещаются законо-
дателями, то следовало бы, вероятно, запретить также
[иные] насмешки.

Человек же обходительный и свободнорожденный
будет вести себя так, словно он сам себе закон. Таков,
стало быть, кто держится середины, любезным ли его на-
зывать или остроумным. А шут подчинен смешному, и,
если выйдет потеха, он не пощадит ни себя, ни других, го-
воря такое, из чего обходительный человек ни одного
слова не скажет, а иного не сможет и выслушать.

Что до неотесанного, то для такого общения он непри-
годен, ибо, ни в чем ему не способствуя, он всем недо-
волен.

Принято считать, что отдых и развлечение необходи-
мы в жизни. А значит, в жизни возможны три названных
[выше вида] обладания серединой, и все они связаны с
взаимоотношениями посредством речей и поступков. От-
личие же в том, что один [вид] связан с правдой, а [два]
других — с удовольствием. Что же до связанных с удо-
вольствием, то один [вид] соотносится с развлечениями,
другой — с общением во [всей] остальной жизни.

15 (IX). О стыде не приличествует говорить как о не-
коей добродетели, потому что он больше напоминает
страсть, нежели склад [души]. Во всяком случае, его опре-
деляют как своего рода страх дурной славы, и он доходит
почти до такой силы, как страх перед ужасным; от стыда
краснеют, а от страха смерти бледнеют. Значит, и то и
другое в каком-то смысле явления телесные, а это счита-

 


ется свойственным, скорее, страсти, нежели [душевному]
складу.

Эта страсть, [т. е. переживание], подобает не всякому
возрасту, но [только] молодому. Мы полагаем, что в опре-
деленном возрасте следует быть стыдливыми, потому что,
живя по страсти, молодые совершают много проступков,
а стыдливость препятствует им. И мы хвалим стыдливых
среди молодежи, но человека более взрослого никто, по-
жалуй, не похвалит за стеснительность (aiskhyntelos). Мы
ведь уверены, что он не должен совершать поступки, ко-
торых стесняются (eph' hois aiskhyne). Стыдливость, коль
скоро она возникла в связи с дурными поступками, чужда
порядочному (epieikes) человеку (ведь [ему] не следует их
совершать), причем безразлично, воистину постыдны
(aiskhra) эти деяния или слывут таковыми, потому что ни
тех, ни других совершать не следует, чтобы не пришлось
стесняться. Свойство же дурного человека — это как раз
быть способным совершить нечто постыдное. Нелепо
ведет себя тот, кто, совершив один из постыдных поступ-
ков, стесняется и думает, что тем самым он порядочный
человек. Стыд ведь бывает за произвольные поступки, а
порядочный человек по своей воле никогда не сделает
дурного. Стыд мог бы быть чем-то порядочным условно:
ведь если [порядочный] человек совершил [постыдный]
поступок, он будет этого стесняться, но к добродетелям
это не имеет отношения. И хотя беззастенчивость (anaisk-
hyntia), т. е. отсутствие стыда (to me aideisthai) за постыд-
ные [поступки], — это нечто дурное, тем не менее стес-
няться, совершая такие поступки, вовсе не есть нечто
порядочное. Ведь и воздержанность тоже не добродетель,
а нечто смешанной природы; на нее в этой связи мы ука-
жем позднее.


КНИГА ПЯТАЯ (Е)

(1). В связи с правосудностью (dikaiosyne) и неправо-
судностью (adikia) нужно рассмотреть [следующие вопро-
сы]: к каким поступкам то и другое может иметь отноше-
ние, обладание какого рода серединой есть правосудность
и в чем серединой является правосудное (to dikaion)?

Пусть наше рассмотрение идет тем же путем (metho-
don), что и в предыдущем изложении.

Мы видим, конечно, что все склонны называть право-
судностью такой склад [души], при котором люди склон-
ны к правосудным поступкам (praktikoi ton dikaion), со-
вершают правосудные дела (dikaiopragoysi) и желают
правосудного (ta dikaia). Подобным образом и о неправо-
судности [говорят, что это такой склад], при котором по-
ступают неправосудно (adikoysi) и желают неправосудного
(ta adika). Поэтому сперва пусть это и будет у нас как бы
в общих чертах принято за основу.

Между тем с науками и умениями дело обстоит иначе,
нежели со складами [души]. А именно для противополож-
ностей признается существование одного и того же уме-
ния, или одной и той же науки, но склад как один из про-
тивоположных складов не может быть тождественным для
противоположностей; скажем, от здоровья не бывает ни-
чего ему противоположного, только здоровье: ведь поход-
ку мы определяем как здоровую, когда ходят так, как
в здоровом состоянии.

Часто поэтому [душевный] склад узнается [при сопо-
ставлении] с противоположным и часто по тому, с чем он
имеет дело; например, когда очевидно, [в чем состоит] за-
калка, становится очевидным и то, в чем плохая закалка;

 


и как по тому, что закаливает, [выясняется] она сама, так
по ней — что закаливает, потому что если закалка — это
крепость мышц, то отсутствие ее — их вялость, а что за-
каливает, то делает мышцы крепкими.

Отсюда, как правило, следует, что если одно из двух
[противоположных понятий склада] многозначно, то
многозначно и другое, т. е. если многозначно «правосуд-
ное», [или «правое»], то и «неправосудное», [или «непра-
вое»].

2. По всей видимости, у «правосудности» и «неправо-
судности» много значений, но из-за их близости, что это
соименность, скрыто и не так заметно, как при далеких
[значениях] (в последнем случае велико различие по
внешнему виду); ясна, например, соименность, когда на-
зывают «ключом», [«ключицей»], кость пониже шеи у жи-
вотных и то, чем запирают двери.

Посмотрим теперь, в скольких значениях говорят «не-
правосудный» (adikos). Итак, «неправосудным» считается
тот, кто преступает закон (paranomos), кто своекорыстен
(pleonektes) и несправедлив (anisos), а отсюда ясно, что
правосудный — это законопослушный (nomimos) и спра-
ведливый (isos). Стало быть, правосудие, [или право], —
это законное и справедливое, а неправосудие, [или непра-
вое], — это противозаконное и несправедливое.

Коль скоро неправосудный своекорыстен, корысть его
будет в благах вообще, но не во всех, а в тех, с которыми
связана удача или неудача [в жизни] и которые, если взять
их безотносительно, всегда являются благами, но приме-
нительно к тому или иному человеку не всегда. [Тем не
менее] люди молят о таких благах и ищут их, [чего делать]
не должно, но надо, с одной стороны, молить, чтобы
блага безотносительные были бы [благами] и для них
самих, а с другой — выбирать то, что для них блага.

Неправосудный не всегда избирает большее, но [иног-
да] и меньшее, если речь идет о безусловном зло. А по-
скольку меньшее зло считается в известном смысле бла-
гом, своекорыстие же обращено на блага, то тем самым и
здесь [неправосудного] надо считать своекорыстным. Он
и несправедлив: ведь это [понятие] включает [присвоение
«чужого» блага и отказ от «своего» зла] и [является, стало
быть, ] общим [понятием].


3. Коль скоро, как мы видели, преступающий законы
неправосуден, а законопослушный правосуден (dikaios),
ясно, что все законное в известном смысле правосудно.
В самом деле, что определено законодательным [искусст-
вом], законно, а каждое из этих [определений] мы при-
знаем правосудным, [т. е. правом].

Законы говорят обо всем вместе, причем имеют в виду
либо пользу всех, либо лучших, либо имеющих власть <по
добродетели> или как-то еще иначе, так что в одном из
значений, [а именно в широком], мы называем правосуд-
ным то, что для взаимоотношений в государстве (politike
koinonia) создает и сохраняет счастье, и все, что его со-
ставляет.

Закон, стало быть, предписывает как дела мужествен-
ного (например, не оставлять строя, не обращаться в бег-
ство и не бросать оружия), так и благоразумного (напри-
мер, не блудить, не насильничать), а также ровного
(например, не бить и не бранить); соответственно и с дру-
гими добродетелями и пороками: в одном он наставляет,
а другое воспрещает, причем если правильно составлен,
то правильно, и хуже, если составлен небрежно.

Итак, правосудность сия есть полная добродетель,
[взятая], однако, не безотносительно, но в отношении к
другому [лицу]. Поэтому правосудность часто кажется ве-
личайшей из добродетелей, и ей дивятся больше, чем
«свету вечерней и утренней звезды». И даже пословица
говорит:

Всю добродетель в себе правосудность соединяет!

И эта добродетель есть в первую очередь полная
добродетель, так как обращение с нею — [это проявление]
полной добродетели, а полнота здесь от того, что, обладая
этой добродетелью, можно обращать ее на другого, а не
только на себя самого. А ведь многие способны обращать
добродетель на свои собственные [дела], но на отношения
с другим не способны. Потому-то метким слывет изрече-
ние Бианта: «Мужчину чин покажет», ибо как начальник
[он проявляет себя] в отношении к другому и во взаимо-
отношениях в государстве. На том же [основании] право-
судность единственную из добродетелей почитают «чу-
жим благом» затем, что она существует в отношении

 


к другому. Действительно, [правосудный] приносит поль-
зу другому, будь то начальник или [один] из сограждан
(kosnonos).

Самый порочный человек, конечно, тот, чей порок
обращается на него самого и близких, однако самый
добродетельный не тот, чья добродетель обращается на
него самого, а тот, чья — на другого, ибо это трудное дело.

Потому данная правосудность не часть добродетели,
а добродетель в целом, а противоположное не часть по-
рочности, но порочность в целом. В чем же разница
между добродетелью и данной правосудностью, ясно из
сказанного выше, ибо, с одной стороны, они тождествен-
ны, а с другой — это разные понятия, а именно: посколь-
ку речь идет об отношении к другому, постольку [перед
нами] правосудность, а поскольку о соответствующем [ду-
шевном] складе, взятом безусловно, постольку о доброде-
тели.

4(II). Но мы все-таки исследуем правосудность как
часть добродетели, ибо есть и такая, как мы утверждаем.
То же самое справедливо и для неправосудности как
части [порочности]. Что такая существует, доказывает
[следующее]: тот, чьи действия соответствуют иным поро-
кам, конечно, поступает неправосудно, однако он ни в
чем не своекорыстен (скажем, бросив по трусости щит,
или обругав по злобе, или не пособив по скупости деньга-
ми). Когда же человек ведет себя своекорыстно, [его по-
ступки] часто ни одному из [пороков] не соответствуют,
ни тем более всем [порокам], и все же их отличает какая-
то подлость (ведь этого человека мы осуждаем!) и непра-
восудность. А значит, существует особая «неправосуд-
ность», как бы часть от неправосудности в целом, и
существует нечто «неправосудное» как часть от неправо-
судного [и] противозаконного в целом.

Далее, если один блудит ради наживы и за плату,
а другой — по влечению, платя и платясь за это, то по-
следнего скорее, пожалуй, сочтут распущенным, нежели
своекорыстным, а первого — неправосудным, но не рас-
пущенным. Ясно, что это из-за наживы.

Далее, все прочие неправосудные дела (adikemata)
всегда можно возвести к какому-нибудь пороку, напри-
мер: если совершил блуд — к распущенности, если оста-

 


вил соратника [в бою] — к трусости, если ударил — к гне-
ву, но если нажился, то ни к чему, кроме неправосудности.
Таким образом, очевидно, что наряду с неправосуд-
ностью в целом существует и некая другая, частная, име-
нуемая так же, потому что по определению они относятся
к одному и тому же роду, ведь и то и другое имеет смысл
в отношении к другому [лицу], только неправосудность [в
узком смысле] обращена на почесть, имущество, безопас-
ность или на то, что (будь у нас одно слово) охватывает
это все и что [возникает] при удовольствии от наживы; а
другая [неправосудность] обращена на все, с чем имеет
дело добропорядочный.

5. Ясно, таким образом, что существует несколько
[видов] правосудности и что наряду [с той, которая совпа-
дает] с добродетелью в целом, существует некая другая;
осталось выяснить, что это и каково оно.

Итак, неправосудное определено и как противозакон-
ное, и как несправедливое, а правосудное — как законное
и справедливое. Неправосудность, о которой было сказа-
но ранее, соответствует противозаконности. Поскольку
же несправедливость [как неравенство] и противозакон-
ность не тождественны, но различаются как часть по от-
ношению к целому (ведь все несправедливое [в смысле
неравенства] противозаконно, но не все противозаконное
несправедливо [в этом смысле]), то неправосудное и не-
правосудность тоже не одни и те же, но [могут] отличать-
ся от [неправосудности и неправосудного в целом], т. е.
одно [выступает] как часть, другое — как целое; действи-
тельно, неправосудность в смысле несправедливости —
часть неправосудности в целом, точно так же как право-
судность [в смысле справедливости — часть] правосудно-
сти в целом. Следовательно, нам нужно сказать о частной
правосудности и частной неправосудности и о таком же
правосудном и неправосудном.

Поэтому оставим в стороне правосудность, подчинен-
ную добродетели в целом и представляющую собою обра-
щение добродетели в целом на другое [лицо], и соответст-
вующую неправосудность, [которая так же соотносится]
с порочностью [в целом]. Ясно также, как в соответствии
с этим следует определить правосудное и неправосудное.
Дело в том, что, может быть, большинство законных [по-

 


ступков] совершается от добродетели в целом, так как
закон предписывает жить по всей добродетели и запреща-
ет — по любой порочности; а добродетель в целом созда-
ется поступками, которые представляют собою узако-
ненные [действия], установленные законодателем для
воспитания на общее [благо]. По поводу воспитания каж-
дого в отдельности, благодаря которому муж [бывает]
добродетелен в безусловном смысле слова, впоследствии
надо [будет] определить, к государственной или другой
науке это относится, ибо, во-видимому, быть доброде-
тельным мужем и [добродетельным] гражданином не во
всех отношениях одно и то же.

Один вид частной правосудности и соответствующего
права (to dikaion) связан с распределением (en tais diano-
mais) почестей, имущества и всего прочего, что может
быть поделено между согражданами (koinonioyntes) опре-
деленного государственного устройства (именно среди
них одному возможно иметь в сравнении с другим не-
справедливую или справедливую [долю] (anison kai ison).
Другой [вид] — направительное (diortotikon) право при
взаимном обмене (synallagmata). Оно состоит из двух час-
тей; дело в том, что обмен бывает произвольный (hek-
oysia) и непроизвольный (akoysia), а именно: произволен
такой, как купля, продажа, ссуда, залог, заем, задаток,
платеж (произвольными они называются потому, что на-
чало этих обменов зависит от нашей [воли]), а непроиз-
вольный обмен осуществляется тайком — скажем, кража,
блуд, опаивание приворотным зельем, сводничество,
переманивание рабов, убийство исподтишка, лжесвиде-
тельство — или подневольно — скажем, посрамление,
пленение, умерщвление, ограбление, увечение, брань,
унижение.

6(III). Поскольку неправосудный несправедлив и не-
правосудное несправедливо, ясно, что между [крайностя-
ми] несправедливого существует некая середина. Это и
есть справедливое равенство (to ison), ибо, в каком дейст-
вии возможно «больше» и «меньше», в том возможно и
справедливое равенство. Следовательно, если неправосуд-
ное несправедливо, то правосудное справедливо; именно
так все и думают даже без рассуждения. Поскольку же
справедливое равенство — это середина, то правосудное —

 


это [тоже], видимо, какая-то середина, а справедливое ра-
венство предполагает не менее двух [доль и двух сторон].
Соответственно и правосудие необходимо является сере-
диной и справедливым равенством по отношению к чему-
то и для кого-то, притом как середина [оно находится]
между какими-то [крайностями] (а именно между «боль-
ше» и «меньше»), а как справедливое равенство — это [ра-
венство] двух [доль], наконец, как право — это [право]
для известных [лиц].

Право, таким образом, с необходимостью предполага-
ет не менее четырех [вещей], потому что и тех, для кого
[существует право, не менее] двух, и то, к чему [оно при-
меняется], — две вещи. При этом для лиц и для вещей
будет иметь место одно и то же уравнивание (isotes), ибо
одинаково отношение одной пары, [т. е. вещей], и другой,
[т. е. лиц], а именно: если люди не равны, они не будут
обладать равными [долями], вот почему борьба и жалобы
[в суд] бывают всякий раз, когда не равные [доли] имеют
и получают равные [люди] или, [наоборот], не равные
[люди] — равные [доли]. Это дополнительно проясняется
[понятием] «по достоинству». Дело в том, что распредели-
тельное право, с чем все согласны, должно учитывать из-
вестное достоинство, правда, [«достоинством»] не все на-
зывают одно и то же, но сторонники демократии —
свободу, сторонники олигархии — богатство, иные — бла-
городное происхождение, а сторонники аристократии —
добродетель.

Следовательно, право есть нечто соотносительное [т. е.
пропорциональное]. А входить в пропорцию — это свой-
ство не только числа самого по себе, но вообще счисляе-
мого. Пропорция есть приравнивание (isotes) отношений
и состоит не менее чем из четырех членов. Ясно, таким
образом, что из четырех членов состоит прерывная про-
порция. Но и непрерывная тоже. Ведь в ней одним чле-
ном пользуются как двумя и повторяют его дважды, на-
пример α относится к β, как β относится к γ. Значит,
повторено дважды, а следовательно, если β дважды и по-
ставить, членов пропорции будет четыре.

Так и право предполагает не менее четырех [членов] и
отношение здесь то же самое, ведь они разделены соот-
ветственно на лица и вещи. А значит, как член α будет от-
носиться к β, так γ —к δ, и соответственно [в другом по-

 


рядке]: как α к γ, так β к δ, следовательно, [точно так от-
носится] и целое к целому, [α+γ: β+δ] и распределение
объединяет в пары именно эти [слагаемые целого]; а если
именно так составили [одно и другое целое], то пары объ-
единены правосудно.

7. Итак, объединение в пары α c γ и β с δ — это право-
судие в распределении, и правосудие это представляет
собою середину, <а неправосудие> — нарушение пропор-
циональности, ибо пропорциональность — это середина и пра-
во состоит в пропорциональности.

(Эту пропорцию математики называют геометриче-
ской, так как в геометрической пропорции суммы членов
относятся именно так, как каждый член пропорции к со-
ответствующему члену.) Но эта пропорция не непрерыв-
ная, потому что в ней не может быть члена, который, бу-
дучи одним, обозначал бы и того, кому [нечто уделяется],
и то, что [уделяется].

Итак, правосудие это — пропорциональность, а непра-
восудие — непропорциональность. Значит, [в последнем
случае] одно отношение больше, а другое меньше; имен-
но так и происходит на деле. Действительно, поступая не-
правосудно, имеют блага больше, [чем следует], а терпя
неправосудие — меньше. А со злом наоборот: при сравне-
нии с большим меньшее зло подпадает определению
блага, ибо меньшее зло предпочтительнее большего, а что
предпочтительно, то и благо, и, чем больше [нечто пред-
почитают], тем большее [это благо]. Таков, следователь-
но, один вид правосудия.

(IV). Осталось рассмотреть еще одно право — напра-
вительное, которое имеет место при произвольном и не-
произвольном обмене. Этот вид права иной в сравнении с
предыдущим. Дело в том, что правосудие в распределении
общественного всегда согласуется с названной, [т. е. гео-
метрической], пропорцией (ибо и тогда, когда распреде-
ляют общее имущество, распределение будет соответство-
вать тому же самому отношению, в каком находятся друг
к другу взносы [участников]), а неправосудие, противопо-
ложное этому правосудию, состоит в непропорциональ-
ности.

Что же касается правосудия при обмене, то оно хотя
[и означает] известное справедливое равенство (а непра-

 


восудие — несправедливое неравенство), но соответствует
не этой пропорции, а арифметической. Ведь безразлично,
кто у кого украл — добрый у дурного или дурной у добро-
го—и кто сотворил блуд — добрый или дурной; но если
один поступает неправосудно, а другой терпит неправосу-
дие и один причинил вред, а другому он причинен, то
закон учитывает разницу только с точки зрения вреда, с
людьми же он обращается как с равными. Так что если
данное нарушение права представляет собою нарушение
равенства, то судья [как вершитель правосудия] старается
восстановить его; ведь и тогда, когда один получил уве-
чье, а другой его нанес или [один] убил, а другой умер,
страдание и деяние различают как несправедливо нерав-
ные [доли]; [а судья], отнимая наживу, восстанавливает
равенство с помощью «убытка», [т. е. взыскания]. В по-
добных случаях, конечно, выражаются обобщенно (hos
haplos eipein), даже если название иногда не подходит,
скажем «нажива» для побившего и «убыток» для постра-
давшего, и тем не менее, когда страдание измерено, одно
зовется «убытком» (he dzemia), а другое — «наживой» (to-
kerdos).

Таким образом, справедливое равенство — это середи-
на между «больше» и «меньше», а нажива и убыток — это
«больше» и «меньше» в противоположных смыслах, т. е.
больше блага и меньше зла — нажива, а наоборот — убы-
ток. Серединой между тем и другим оказывается справед-
ливое равенство, которое мы определяем как правосудное,
следовательно, исправительное право[судие] подразуме-
вает середину между убытком и наживой.

Вот почему при тяжбах прибегают к посредничеству
судьи (dikastes), ведь идти к судье — значит идти к право-
судию, так как судья хочет быть как бы одушевленным
правосудием. И ищут судью, который стоит посредине
[между сторонами]; некоторые даже называют судей «по-
средниками», полагая, что, найдя посредника, найдут и
правосудие. Выходит, правосудие — это какая-то середи-
на, раз судья — [это посредник].

Судья уравнивает по справедливости, причем так, как
[геометр уравнивает отрезки] неравно поделенной линии:
насколько больший отрезок выходит за половину, столько
он отнял и прибавил к меньшему отрезку. Когда целое
разделено надвое, признают, что имеют свою [долю], когда

 


получили равные [доли]. А равное — это среднее между
большим и меньшим по арифметической пропорции,
(Потому и называют правосудие «дикайон», что это
[дележ] пополам — «диха», как бы говоря «дихайон», и
вместо «дикастес» — «дихастес».) Действительно, если
отнять часть от одной из двух равных [величин] и приба-
вить к другой, последняя на две эти части больше первой,
если же отнять, но не прибавить, [что отняли], то вторая
величина больше первой только на одну часть. Следова-
тельно, [то, к чему прибавили], на одну часть больше
средней [величины], а средняя [величина] на одну часть
больше того, от чего отняли. По этой части, таким обра-
зом, мы узнаем и что нужно отнять у владеющего слиш-
ком многим, и что добавить владеющему слишком ма-
лым, ибо, насколько средняя [величина] превосходит
[меньшую], столько нужно добавить имеющему меньшую
часть, а насколько средняя [величина] превышена, столь-
ко нужно отнять от наибольшей части.







Дата добавления: 2015-08-12; просмотров: 367. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!




Картограммы и картодиаграммы Картограммы и картодиаграммы применяются для изображения географической характеристики изучаемых явлений...


Практические расчеты на срез и смятие При изучении темы обратите внимание на основные расчетные предпосылки и условности расчета...


Функция спроса населения на данный товар Функция спроса населения на данный товар: Qd=7-Р. Функция предложения: Qs= -5+2Р,где...


Аальтернативная стоимость. Кривая производственных возможностей В экономике Буридании есть 100 ед. труда с производительностью 4 м ткани или 2 кг мяса...

Понятие метода в психологии. Классификация методов психологии и их характеристика Метод – это путь, способ познания, посредством которого познается предмет науки (С...

ЛЕКАРСТВЕННЫЕ ФОРМЫ ДЛЯ ИНЪЕКЦИЙ К лекарственным формам для инъекций относятся водные, спиртовые и масляные растворы, суспензии, эмульсии, ново­галеновые препараты, жидкие органопрепараты и жидкие экс­тракты, а также порошки и таблетки для имплантации...

Тема 5. Организационная структура управления гостиницей 1. Виды организационно – управленческих структур. 2. Организационно – управленческая структура современного ТГК...

Понятие и структура педагогической техники Педагогическая техника представляет собой важнейший инструмент педагогической технологии, поскольку обеспечивает учителю и воспитателю возможность добиться гармонии между содержанием профессиональной деятельности и ее внешним проявлением...

Репродуктивное здоровье, как составляющая часть здоровья человека и общества   Репродуктивное здоровье – это состояние полного физического, умственного и социального благополучия при отсутствии заболеваний репродуктивной системы на всех этапах жизни человека...

Случайной величины Плотностью распределения вероятностей непрерывной случайной величины Х называют функцию f(x) – первую производную от функции распределения F(x): Понятие плотность распределения вероятностей случайной величины Х для дискретной величины неприменима...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.01 сек.) русская версия | украинская версия