Студопедия — КАЛЛИКЛ, СОКРАТ, ХЕРЕФОНТ, ГОРГИЙ, ПОЛ 60 страница
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

КАЛЛИКЛ, СОКРАТ, ХЕРЕФОНТ, ГОРГИЙ, ПОЛ 60 страница






Но это тем не менее и не желание, хотя представляется
весьма близким ему; дело в том, что сознательный выбор
не бывает связан с невозможным, и, если кто-нибудь ска-
жет, что он сознательно избрал невозможное, его, должно
быть, примут за глупца. Но желание бывает <и> невоз-
можного, например бессмертия. Бывает и такое желание,
которое никоим образом не может осуществиться благо-
даря самому [данному человеку], например желание,
чтобы в состязании победил определенный актер или
атлет; однако сознательному выбору подлежат не такие
вещи, а только те, что считают от себя зависящими.
Далее, если желание [направлено], скорее, на цель, то со-
знательный выбор имеет дело со средствами к цели, на-
пример мы желаем быть здоровыми и мы желаем быть
счастливыми и так и говорим: [«желаю быть здоровым
или счастливым»], но выражение «мы избираем быть здо-
ровыми или счастливыми» нескладно. В целом выбор, по-
хоже, обращен на то, что зависит от нас.

Наконец, мнением выбор тоже не будет. Действитель-
но, мнение, кажется, бывает обо всем, т. е. о вечном и не-
возможном, с таким же успехом, как о зависящем от нас;
и различают ложные и истинные мнения, а не порочные
и добродетельные; что же касается сознательного выбора,
то он [определяется], скорее, в этих [последних поняти-
ях]. Поэтому, вероятно, никто вообще не говорит, что со-
знательный выбор тождествен мнению и даже что он тож-
дествен определенному мнению; в самом деле, каковы мы
[сами], зависит от того, благо или зло мы выбираем, а не
от того, какие у нас мнения. И мы сознательно выбираем,
что из таких, [т. е. благих и дурных, вещей] принять и чего
избежать, а мнения мы составляем о том, что такое благо
и зло, кому это полезно или в каком смысле, но о том,
принять или избежать, едва ли составляем мнения. Кро-
ме того, сознательный выбор хвалят, скорее, за то, что

 


[выбрано] должное, т. е. за верность (orthos), мнение же
[одобряют] за истинность (alethos). Наконец, сознательно
мы выбираем то, что мы прежде всего знаем как благо, а
мнение мы составляем о том, чего толком не знаем. Дела-
ют наилучший выбор и составляют наилучшее мнение,
по-видимому, не одни и те же люди, но некоторые до-
вольно хорошо составляют мнение, однако из-за пороч-
ности избирают не то, что должно. Не имеет значения,
возникают ли мнения до того, как сделан выбор, или
после того: мы ведь обсуждаем не это, а тождествен ли он
какому-либо мнению.

Если ничто из названного [выше] не есть сознатель-
ный выбор, то что же он тогда такое и каков он? Итак, с
одной стороны, сознательный выбор явно произволен, с дру-
гой — не все, что произвольно, — предмет сознательного
выбора (proaireton). Тогда это, наверное, то, о чем заранее
принято решение? Ведь сознательный выбор [сопряжен] с
[рас]суждением и [размышлением. На это, кажется, ука-
зывает и само название: проайретон — «нечто, избранное
перед другими вещами» (pro heteron haireton).

5. (III) Обо всем ли принимается решение (boyleyontai)
и все ли предмет решения (boyleyton) или же для некото-
рых [вещей] решение (boyle) невозможно? Предметом ре-
шения, вероятно, следует называть не то, о чем может
принять решение какой-нибудь глупец или безумец, но
то, о чем его принимает разумный человек.

Никто не принимает решения о вечном, скажем о кос-
мосе или о несоизмеримости диаметра и стороны квадра-
та, а также и о том, что, изменяясь, всегда изменяется
одинаково, будь то по необходимости, или по природе,
или по какой-то иной причине (как, например, солнцево-
роты или восходы). Не принимают решений ни о том, что
всякий раз бывает по-разному (как засухи и дожди), ни о
случайном (как, например, находка клада). Но и о чело-
веческих делах не обо всех без исключения принимают
решения (скажем, никто из лакедемонян не решает, какое
государственное устройство было бы наилучшим для ски-
фов, ибо здесь ничего от нас не зависит).

А принимаем мы решения о том, что зависит от нас и
осуществляется в поступках. Это-то нам и осталось [рас-
смотреть]. В самом деле, причинами принято считать

 


природу, необходимость, случай, а кроме того, ум и все,
что исходит от человека. А среди людей все принимают
решение о том, что осуществляется ими самими в поступ-
ках. О точных и самодостаточных [знаниях, или] науках,
например о правописании, не может быть решения, ибо
мы не сомневаемся, как следует писать, но о том, что за-
висит от нас и не всегда бывает одинаково, мы принима-
ем решения, например о том, что связано с искусством
врачевания или наживания денег, и в делах кораблевож-
дения по сравнению с гимнастикой мы скорее принимаем
решения, причем тем скорее, чем менее подробно [наука
кораблевождения разработана]. Подобным же образом
принимаются решения и в остальных случаях и скорее в
искусствах, чем в науках, [т. е. знаниях точных], потому
что в первом случае у нас больше сомнений. Решения бы-
вают о том, что происходит, как правило, определенным
образом, но чей исход не ясен и в чем заключена [неко-
торая] неопределенность. Для важных дел, не будучи уве-
рены, что мы сами достаточно [умны] для принятия ре-
шений, мы приглашаем советчиков.

Решение наше касается не целей, а средств к цели,
ведь врач принимает решения не о том, будет ли он ле-
чить, и ритор — не о том, станет ли он убеждать, и госу-
дарственный муж — не о том, будет ли он устанавливать
законность, и никто другой из прочих мастеров [не сом-
невается] в целях, но, поставив цель, он заботится о том,
каким образом и какими средствами ее достигнуть; и если
окажется несколько средств, то прикидывают, какое са-
мое простое и наилучшее; если же достижению цели слу-
жит одно средство, думают, как ее достичь при помощи
этого средства и что будет средством для этого средства,
покуда не дойдут до первой причины, находят которую
последней. Принимая решение, занимаются как бы поис-
ками и анализом описанным выше способом (так же как
в задачах на построение).

Однако не всякие поиски оказываются приниманием
решения (boyleysis), например в математике, зато всякое
принимание решения — поиски; и что в анализе послед-
нее — первое по возникновению. И если наталкиваются
на невозможность [осуществления], отступаются (напри-
мер, если нужны деньги, а достать их невозможно); когда
же [достижение цели] представляется возможным, тогда

 


и берутся за дело. «Возможно» то, что бывает благодаря
нам, ведь [исполнение чего-то] благодаря друзьям и близ-
ким в известном смысле тоже зависит от нас, так как в
нас источник [действия]. Поиски здесь обращены в одних
случаях на орудия, в других — на их употребление; так и
во [всем] остальном: в одном случае — на средства, в дру-
гом — на способ, т. е. на исполнителя (dia tinos).

Как сказано, человек — это, конечно, источник по-
ступков, а решение относится к тому, что он сам осущест-
вляет в поступках, поступки же совершаются ради чего-то
другого. Действительно, не цель бывает предметом реше-
ния, а средства к цели, так же как и не отдельные вещи
(скажем, хлеб ли это? или должным ли образом он испе-
чен?), — это ведь дело чувства, и если по всякому поводу
будешь принимать решение, то уйдешь в бесконечность.

Предмет решения и предмет выбора одно и то же,
только предмет выбора уже заранее строго определен, ибо
сознательно выбирают то, что одобрено по принятии ре-
шения, потому что всякий тогда прекращает поиски того,
как ему поступить, когда возвел источник [поступка] к
себе самому, а в себе самом — к ведущей части души (to
hegoymenon), ибо она и совершает сознательный выбор.
Это ясно и на примере древних государственных уст-
ройств, изображенных Гомером, ибо цари извещали
народ о выборе, который они уже сделали.

Если предмет сознательного выбора есть предмет ре-
шения, устремленного к зависящему от нас, то сознатель-
ный выбор — это, пожалуй, способное принимать реше-
ния стремление (boyleytike orexis) к зависящему от нас; в
самом деле, приняв решение, мы выносим свой суд и тогда
согласуем наши стремления с решением.

Итак, будем считать, что в общих чертах мы описали
сознательный выбор, а именно: с какого рода [вещами] он
имеет дело, и показали, что он касается средств к цели.

6(IV). Уже сказано, что желание (boylesis) [направлено]
на цель, но одни считают, что к благу вообще (tagathon),
а другие — что к кажущемуся благом (phainomenon aga-
thon). У тех, кто говорит, что предмет желания (to boyley-
ton) есть благо вообще, получается: то, чего желают, при
неверном выборе не есть «предмет желания», ведь что
будет «предметом желания», будет и благом, но мы уже

 


знаем, что он — зло, если выбор сделан неверно. У тех же,
кто называет кажущееся благом предметом желания, по-
лучается, что нет естественного предмета желания, но
всякому желанно то, что ему таким покажется. Между
тем, желанным каждому кажется свое, а если так, то,
может статься, даже противоположное.

Если же это не годится, то не следует ли сказать, что,
взятый безотносительно, истинный предмет желания —
это собственно благо, а применительно к каждому в от-
дельности — кажущееся благом? И если для добропоря-
дочного человека предмет желания — истинное благо, то
для дурного — случайное; так ведь даже с телом: для
людей закаленных здоровым бывает то, что поистине та-
ково, а для болезненных [совсем] иное; подобным же
образом обстоит дело с горьким и сладким, с теплым, тя-
желым и со всем прочим. Добропорядочный человек пра-
вильно судит в каждом отдельном случае, и в каждом от-
дельном случае [благом] ему представляется истинное
[благо]. Дело в том, что каждому складу присущи свои
[представления] о красоте и удовольствии и ничто, веро-
ятно, не отличает добропорядочного больше, чем то, что
во всех частных случаях он видит истину (talethes) так,
будто он для них правило и мерка (kanon kai metron).
А большинство обманывается явно из-за удовольствия,
ведь оно, не будучи благом, кажется таковым. Итак, удо-
вольствие выбирают, принимая его за благо, а страдания
избегают, считая его злом.

7(V). Итак, если цель — это предмет желания, а сред-
ства к цели — предмет принимания решений и сознатель-
ного выбора, то поступки, связанные со средствами, будут
сознательно избранными и произвольными. Между тем
деятельности добродетелей связаны со средствами [и тем
самым с собственной волей и сознательным выбором].

Действительно, добродетель, так же как и порочность,
зависит от нас. И в чем мы властны совершать поступки,
в том — и не совершать поступков, и в чем [от нас зави-
сит] «нет», в том — и «да». Следовательно, если от нас за-
висит совершать поступок, когда он прекрасен, то от нас
же — не совершать его, когда он постыден; и если не со-
вершать поступок, когда он прекрасен, зависит от нас, то
от нас же — совершать, когда он постыден. А если в нашей

 


власти совершать, точно так же как и не совершать, пре-
красные и постыдные поступки [и если поступать так или
иначе], значит, как мы видели, быть добродетельными
или порочными, то от нас зависит, быть нам добрыми или
дурными.

Изречение «Никто по воле не дурен и против воли не
блажен» в одном, очевидно, ложно, а в другом истинно.
В самом деле, блаженным никто не бывает против воли,
зато испорченность [есть нечто] произвольное. Иначе
придется оспорить только что высказанные [положения],
и [окажется], что нельзя признавать человека ни источни-
ком, ни «родителем» поступков в том же смысле, в каком
он родитель своих детей. А если это очевидно и мы не
можем возводить наши поступки к другим источникам,
кроме тех, что в нас самих, тогда, имея источник в нас,
они сами зависят от нас и являются произвольными.

Это подтверждается, пожалуй, как [поступками] от-
дельных лиц в сугубо частных делах, так и самими зако-
нодателями, ибо они наказывают и осуществляют возмез-
дие по отношению к тем, кто совершает худые дела (ta
mokhtera), если только их совершили не подневольно и не
по неведению, в котором сами неповинны, а [тем, кто со-
вершает] прекрасные [поступки, законодатели] оказыва-
ют почести, чтобы [таким образом] подстегнуть одних
и обуздать других.

(Впрочем, делать то, что не зависит от нас и не явля-
ется произвольным, никто нас не подстегивает, так как
без толку (pro ergoy) уговаривать не чувствовать тепла,
боли, голода и вообще чего-нибудь в этом роде — мы ведь
все равно будем это чувствовать.) [Законодатели] карают
даже за само неведение, когда считают, что человек пови-
нен в неведении, например пьяных считают виновными
вдвойне. Ведь в этом случае источник в самом человеке,
потому что в его власти не напиться, и именно в том, что
напился, — причина неведения. И за неведение в законах
чего-то такого, что знать положено и нетрудно, наказыва-
ют, точно так и в других случаях, когда считают, что не-
ведение обусловлено невниманием, так как тут неведение
зависит от самих людей, ведь быть внимательными — это
в их власти.

Но может быть, человек таков, что не способен про-
явить внимания. Однако люди сами виноваты, что стали

 


такими от вялой жизни, так же как сами бывают винова-
ты, что делаются неправосудными или распущенными:
одни — делая зло, другие — проводя время в попойках и
тому подобных [занятиях], ибо деятельности, связанные с
определенными [вещами], создают людей определенного
рода. Это видно на примере тех, кто упражняется для ка-
кого-либо состязания или дела, потому что они все время
заняты этой деятельностью. Так что не знать, что при
определенной деятельности возникают [определенные
нравственные] устои, может только тот, кто глух и слеп.

Далее, нелепо полагать, что поступающий против
права не хочет быть неправосудным, а ведущий себя рас-
пущенно — распущенным. А коль скоро человек отнюдь
не в неведении делает такое, из-за чего станет неправосу-
ден, то он неправосуден по своей воле; правда, будучи не-
правосуден, он не перестанет им быть, когда захочет, и не
станет правосудным, ведь и больной не выздоровеет, если
просто захочет, хотя бы случилось так, что он болен по
своей воле — из-за невоздержного образа жизни и непо-
виновения врачам. В этом случае у него ведь была воз-
можность не болеть, но, когда он ее упустил, ее больше
нет, подобно тому как метнувший камень не может полу-
чить его обратно, между тем как от него самого зависе-
ло — раз источник действия в нем самом — бросить его.
Так и у неправосудного и распущенного сначала была
возможность не стать такими, а значит, они по своей воле
такие, а когда уже человек стал таким, у него больше нет
[возможности] таким не быть.

И не только пороки души произвольны, но в некото-
рых случаях пороки тела тоже. Эти случаи мы и ставим в
вину: ведь никто не винит безобразных от природы, винят
безобразных из-за неупражнения и невнимания [к здоро-
вью]. Точно так обстоит дело с немощью и увечьем.
Никто, вероятно, не станет ругать слепого от природы,
из-за болезни или от удара, скорее, его, наоборот, пожа-
леют. Но если болезнь от пьянства или другой распущен-
ности, всякий, пожалуй, поставит ее в вину. Таким обра-
зом, те из телесных пороков, что зависят от нас, ставятся
в вину, а те, что не зависят, не ставятся. А если так, то
среди других, [т. е. не телесных, пороков], те, которые
ставятся в вину, тоже, пожалуй, зависят от нас.

Можно, конечно, возразить, что все стремятся к тому,
что кажется [им] благом, но не властны в том, что [имен-

 


но им таковым] кажется, и, каков каждый человек сам по
себе, такая и цель ему является. С другой стороны, если
каждый человек в каком-то смысле виновник своих соб-
ственных устоев [и состояний], то в каком-то смысле он
сам виновник и того, что ему кажется. А если не [при-
знать этого], тогда, [выходит], никто не виноват в своих
собственных злых делах, но совершает их по неведению
[истинной] цели, полагая, что благодаря им ему достанет-
ся наивысшее благо; и стремление к [истинной] цели не
будет тогда избираемым добровольно (aythairetos), но
тогда нужно родиться, имея, словно зрение, [способ-
ность] правильно рассудить и выбрать истинное благо; и
кто прекрасно одарен этим от природы, тот благороден,
ибо он будет владеть величайшим и прекраснейшим
даром, — какой не взять у другого и какому не выучиться,
но какой дан при рождении. В том, чтобы от природы
(pephykenai) [видеть] благо (to ey) и прекрасное, и состоит
полноценное и истинное благородство (eyphyia).

Если эти [соображения] истинны, то почему доброде-
тель более произвольна, нежели порочность? Ведь для
того и другого, т. е. для добродетельного, так как и пороч-
ного, цель по природе или как бы то ни было явлена и ус-
тановлена, а с этой целью соотносят [все] остальное,
какие бы поступки ни совершали. Поэтому, видится ли
цель каждому человеку такой или инакой не по природе,
но есть в этом что-то от него самого, или же цель дана
природой, но все остальное добропорядочный человек де-
лает произвольно, — [в любом случае] добродетель есть
нечто произвольное и порочность произвольна ничуть не
менее. Соответственно и у порочного есть самостоятель-
ность (to di' ayton), если не в [выборе] цели, так в поступ-
ках. Итак, если добродетели, согласно определению, про-
извольны (ведь мы сами являемся в каком-то смысле
виновниками [нравственных] устоев, и от того, каковы
мы, зависит, какую мы ставим себе цель), то произвольны
также и пороки, ибо [все здесь] одинаково.

8. Итак, в связи с добродетелями мы сказали в общих
чертах об их родовом понятии, а именно что они состоят
в обладании серединой и что это [нравственные] устои,
[или склады души]; о том также, что чем они порождают-
ся, в том <и> сами деятельны (praktikai); о том, что добро-

 


детели зависят от нас, что они произвольны, и, [наконец],
что [они действуют] так, как предписано верным сужде-
нием.

Однако поступки и [нравственные] устои произвольны
не в одном и том же смысле: поступки от начала и до
конца в нашей власти и мы знаем [все] отдельные обсто-
ятельства, а [нравственные] устои, [или склады души, в
нашей власти только] вначале, и постепенное их склады-
вание происходит незаметно, как то бывает с заболева-
ниями. Но поскольку от нас зависит так или иначе распо-
рядиться [началом], постольку [устои] произвольны.

9. Теперь, взяв снова каждую добродетель в отдельно-
сти, мы скажем, какова она, к чему относится и как про-
является. Одновременно выяснится также и число добро-
детелей.

(VI). Прежде всего мы скажем о мужестве. Мы уже вы-
яснили, что это — обладание серединой между страхом и
отвагой. А страх мы испытываем, очевидно, потому, что
нечто страшное [угрожает нам], а это, вообще говоря, зло.
Именно поэтому страх определяют как ожидание зла. Ко-
нечно, мы страшимся всяких зол, например бесславия,
бедности, неприязни, смерти, но мужественным человек
считается применительно не ко всем этим вещам, ибо
иного следует страшиться, и, если страшатся, скажем,
бесславия, это прекрасно, а если нет, то постыдно, и, кто
этого страшится, тот добрый и стыдливый, а кто не стра-
шится — беззастенчивый. Некоторые называют последне-
го «мужественным» в переносном смысле, потому что он
обладает чем-то похожим на мужество, ведь мужествен-
ный в каком-то смысле тоже бесстрашен. Наверное, не
следует страшиться — ни бедности, ни болезней, ни вооб-
ще того, что бывает не от порочности и не зависит от
самого человека. Но бесстрашие в этом — [еще] не муже-
ство. А в силу сходства мы так называем и его тоже, ведь
некоторые трусят в опасностях на войне, но обладают
щедростью и отважно переносят потерю имущества; не
трус и тот, кто страшится оскорбления детей и жены, или
зависти, или еще чего-нибудь в этом роде; а тот, кто от-
важно ожидает порки, не «мужественный».

К каким же страшным вещам имеет отношение муже-
ственный? Может быть, к самым большим [ужасам]? Ведь

 


ужасное никто не переносит лучше [мужественного]. А са-
мое страшное — это смерть, ибо это предел, и кажется,
что за ним для умершего ничто уже ни хорошо, ни плохо.
Но все же и за отношение к смерти мужественным почи-
тают не при всех обстоятельствах, например если [смерть
приходит] во время бури или от недугов. Но при каких
же тогда? Может быть, при самых прекрасных? Именно
таковы [обстоятельства] битвы, ибо это величайшая и
прекраснейшая из опасностей. О том же говорит и по-
чет, [который воздают воинам] сограждане и властители
(monarkhoi).

Так что мужественным в собственном смысле слова
оказывается, видимо, тот, кто безбоязненно (ailees) встре-
чает прекрасную смерть и все, что грозит скорой смертью,
а это бывает прежде всего в битве. Впрочем, мужествен-
ный человек ведет себя безбоязненно и в бурю, и при не-
дугах, но все-таки не так, как моряки; ибо мужественные
отчаиваются в спасении и негодуют на такую смерть, а
моряки, имея опыт, надеются на себя (eyelpides). Кроме
того, мужество проявляют при тех [обстоятельствах],
когда требуется доблесть или когда смерть прекрасна,
между тем при гибели такого рода, [как в море или от не-
дуга], нет места ни для того, ни для другого.

10 (VII). Есть вещи не для всех людей одинаково
страшные, а кое-что мы называем превышающим [силы]
человека.

Это последнее, следовательно, страшно для всякого
разумного человека, а первое, оставаясь в пределах чело-
веческих возможностей, отличается величиной и степе-
нью; так же обстоит дело и с тем, что придаст отваги (ta
tharrhalea). Мужественный неустрашим как человек, зна-
чит, он будет страшиться и такого, [что в пределах
человеческих сил, ] однако выдержит [страх], как должно
и как предписывает верное суждение ради прекрасной
цели, ибо [прекрасное] — цель добродетели. Этого, [т. е.
страшного в пределах человеческих возможностей],
можно страшиться в той или иной степени, а, кроме того,
не страшного [можно] страшиться так, будто это страш-
ное. Заблуждение возникает потому, что страшатся или не
<того, чего> следует, или не так, как следует, или не
тогда, когда следует, или [еще] из-за чего-нибудь такого;

 


так же обстоит дело с тем, что придает отваги. А значит,
кто выносит, что следует, и ради того, ради чего следует,
так, как следует, и тогда, когда следует, и соответственно
испытывает страх и проявляет отвагу, тот мужествен, ибо
мужественный и терпит и действует достойно и как [велит
верное] суждение.

Между тем цель всякой деятельности то, что соответ-
ствует [нравственным] устоям, т. е. для мужественного му-
жество прекрасно, а такова и цель мужества, ведь всякий
предмет определяется согласно своей цели. Так что нрав-
ственно прекрасное и есть та цель, ради которой мужест-
венный выносит и совершает подобающее мужеству.

Тот, кто преступает меру, причем в бесстрашии, не
имеет названия (мы уже говорили, что многое безымян-
но), но, если человек не страшится ничего, даже земле-
трясения, как то рассказывают про кельтов, он, вероятно,
бесноватый или тупой. Кто слишком отважен перед
страшными опасностями — смельчак. Кажется, что смель-
чак — это хвастун, и он склонен приписывать себе муже-
ство: он хочет, чтобы казалось, будто он относится к опас-
ностям так, как [мужественный] на самом деле [к ним
относится], и потому, где удается, разыгрывает мужество.
Вот почему многие из смельчаков «смелотрусы», ведь,
смельчаки при удобном случае, они не выдерживают [на-
стоящих] опасностей.

А кто преступает меру, причем в страхе, тот трус, ибо
страх не того, чего следует, и не такой, как следует, и так
далее — следствия этого. Ему недостает также отваги, и
чрезмерность [его страха] особенно заметна при страда-
ниях. Действительно, страдая, трус легко теряет надежду:
ведь ему все страшно. А мужественный ведет себя проти-
воположным образом, ибо человеку, надеящемуся на
себя, свойственна отвага.

Итак, трус, смельчак и мужественный человек имеют
дело с одним и тем же, но относятся они к этому по-раз-
ному: у одного избыток, у другого недостаток, а третий
обладает серединой [между крайностями] и [ведет себя]
как следует. Кроме того, смельчаки в преддверии опас-
ности безоглядны и полны рвения, но в самой опасности
отступают, а мужественные решительны в деле, а перед
тем спокойны.


11. Следовательно, как уже было сказано, мужество —
это обладание серединой в отношении к внушающему
страх и придающему отвагу, с указанными ограничения-
ми; далее, мужественный избирает определенные [дейст-
вия] и выдерживает что-то потому, что это прекрасно,
или потому, что обратное позорно. Умирать, чтобы изба-
виться от бедности, влюбленности или какого-нибудь
страдания, свойственно не мужественному, а, скорее, тру-
су, ведь это изнеженность — избегать тягот, и изнежен-
ный принимает [смерть] не потому, что это хорошо, а по-
тому, что это избавляет от зла.

(VIII). Что-то такое, стало быть, и представляет собою
мужество, однако [этим словом] называются и другие
пять видов [«мужества»].

Прежде всего, гражданское (politike) мужество, оно
ведь больше всего походит на собственно мужество. При-
нято считать, что граждане выносят опасности [войны]
из-за установленных законом мер виновности, из-за по-
рицания, а также ради чести. Вот почему самыми мужест-
венными считаются такие [граждане], у которых трусов
бесчестят, а мужественных почитают. И Гомер изобража-
ет такими, например, Диомеда и Гектора:

Стыд мне, когда я, как робкий, в ворота и стены укроюсь!
и:

Вождь Диомед от меня к кораблям убежал устрашенный, —
Скажет хвалясь, и тогда расступися, земля, подо мною!

Такое мужество более всего походит на описанное выше,
потому что оно происходит от добродетели, а именно: от
стыда, от стремления к прекрасному, т. е. к чести, и во из-
бежание порицания, так как это позор. Возможно, в один
ряд с этим поставят и [мужество] тех, кого к тому же
самому принуждают начальники, однако они хуже по-
стольку, поскольку они поступают так не от стыда, а от
страха, избегая не позора, а страдания; действительно,
имеющие власть принуждают их, как Гектор:

Если ж кого я увижу, хотящего вне ратоборства
Возле судов крутоносых остаться, нигде уже после
В стане ахейском ему не укрыться от псов и пернатых.


И кто назначает [воинов] в передовые отряды и бьет
их, если они отступают, делает то же самое, [что Гектор],
равным образом как и те, кто располагает [воинов] перед
рвами и [другими] такого рода [препятствиями]: ведь все
они принуждают. Однако мужественным следует быть не
по принуждению, а потому что это прекрасно.

Считается, что опыт в отдельных вещах — это тоже му-
жество. Исходя из этого, Сократ думал, что мужество со-
стоит в знании. Каждый между тем бывает опытен в своем
деле, например в ратном — наемники; на войне многие
вещи, по-видимому, напрасно внушают страх, и они от-
лично это знают. Они кажутся мужественными, потому
что другие люди не понимают, какова [в действитель-
ности опасность]. Кроме того, благодаря опыту они луч-
ше всех умеют нападать и защищаться, умеют обращаться
с оружием и обладают таким, которое превосходно слу-
жит и для нападения, и для защиты, а потому они сража-
ются, словно вооруженные с безоружными и словно атле-
ты с деревенскими жителями. Ведь и в таких состязаниях
лучшими бойцами бывают не самые мужественные, а
самые сильные, т. е. те, у кого самое крепкое тело. Но на-
емники становятся трусами всякий раз, когда опасность
слишком велика и они уступают врагам численностью и
снаряжением, ведь они первыми обращаются в бегство,
тогда как гражданское [ополчение], оставаясь [в строю],
гибнет, как и случилось возле храма Гермеса. Ибо для
одних бегство позорно, и смерть они предпочитают тако-
му спасению, а другие с самого начала подвергали себя
опасности при условии, что перевес на их стороне, а
поняв, [что этого нет], они обращаются в бегство, стра-
шась смерти больше, чем позора. Но мужественный не
таков.

И ярость (ho thymos) относят к мужеству, потому что
мужественными считаются также те, кто в ярости броса-
ется [навстречу опасности], словно раненый зверь, так
как и мужественные бывают яростными (thymoeideis),
действительно, ярость сильнее всего толкает навстречу
опасностям, а отсюда и у Гомера: «силу ему придала
ярость», и «силу и бурную ярость это в нем пробудило»,
и «жаркую силу у ноздрей», и «закипела кровь», ибо все
такие признаки, видимо, указывают на возбуждение,
ярость и порыв.







Дата добавления: 2015-08-12; просмотров: 337. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ МЕХАНИКА Статика является частью теоретической механики, изучающей условия, при ко­торых тело находится под действием заданной системы сил...

Теория усилителей. Схема Основная масса современных аналоговых и аналого-цифровых электронных устройств выполняется на специализированных микросхемах...

Сосудистый шов (ручной Карреля, механический шов). Операции при ранениях крупных сосудов 1912 г., Каррель – впервые предложил методику сосудистого шва. Сосудистый шов применяется для восстановления магистрального кровотока при лечении...

Трамадол (Маброн, Плазадол, Трамал, Трамалин) Групповая принадлежность · Наркотический анальгетик со смешанным механизмом действия, агонист опиоидных рецепторов...

Мелоксикам (Мовалис) Групповая принадлежность · Нестероидное противовоспалительное средство, преимущественно селективный обратимый ингибитор циклооксигеназы (ЦОГ-2)...

Виды нарушений опорно-двигательного аппарата у детей В общеупотребительном значении нарушение опорно-двигательного аппарата (ОДА) идентифицируется с нарушениями двигательных функций и определенными органическими поражениями (дефектами)...

Особенности массовой коммуникации Развитие средств связи и информации привело к возникновению явления массовой коммуникации...

Тема: Изучение приспособленности организмов к среде обитания Цель:выяснить механизм образования приспособлений к среде обитания и их относительный характер, сделать вывод о том, что приспособленность – результат действия естественного отбора...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.012 сек.) русская версия | украинская версия