Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

КАЛЛИКЛ, СОКРАТ, ХЕРЕФОНТ, ГОРГИЙ, ПОЛ 55 страница





 


метов, небытия других и непрерывного изменения; оно
служит причиной движения для них, а они — для других.

Следовательно, если движение вечно, будет вечен и
первый двигатель, если он один; если же их много, будут
вечными многие. Но скорее следует признавать одного,
чем многих, и в ограниченном количестве, чем в безгра-
ничном. Ибо если результат получается один и тот же,
всегда следует предпочитать ограниченное количество,
так как природным [вещам] должно быть присуще скорое
ограниченное и лучшее, если это возможно. Но достаточ-
но и одного [двигателя], который, будучи первым среди
неподвижных и существуя вечно, будет началом движе-
ния для всего прочего.

Из последующего также станет ясно, что первому дви-
гателю необходимо быть единым и вечным. Ведь мы до-
казали [гл. 1], что движение должно существовать всегда.
Но если оно существует всегда, оно необходимо должно
быть непрерывным, так как всегда существующее непре-
рывно, а следующее друг за другом не непрерывно. Но в
таком случае, если оно непрерывно, оно едино. Единым
же будет [движение], производимое одним двигателем в
одном движущемся [предмете], ибо, если он будет двигать
одни раз одно, другой раз другое, движение в целом не
будет непрерывным, а последовательным.

Убедиться в существовании некоего первого непо-
движного двигателя можно из всего сказанного и другим
путем, если снова взглянуть на начала движущих [предме-
тов]. Что существуют некоторые предметы, которые иног-
да движутся, иногда покоятся, — это уж [во всяком слу-
чае] очевидно. На основании этого стало ясным [гл. 3],
что, с одной стороны, не все движется и не все покоится,
с другой — не всегда одни [предметы] движутся, другие
покоятся; об этом свидетельствуют [предметы], колеблю-
щиеся между тем и другим и обладающие способностью
иногда двигаться, иногда покоиться. Так как подобные
[предметы] очевидны для всех, мы хотели показать при-
роду каждой из двух других [групп предметов], а именно
что существуют [предметы] и всегда неподвижные и всег-
да движущиеся. Переходя к этому и полагая, что все дви-
жущееся приводится в движение чем-то [гл. 4], причем
это может быть или неподвижным, или движущимся, и
если движущимся, то или самим собою, или всегда дру-

 


гим, мы дошли до признания [гл. 5], что для движения
есть начало, а именно для движущихся само себя приво-
дящее в движение, для всего вообще — неподвижное. Мы
видим ведь воочию существа, которые движут сами себя,
например те, которые принадлежат к роду одушевленных
существ и животных. Это именно и внушило мнение [гл. 2],
не может ли возникать движение, которого раньше со-
всем не было, так как нам пришлось видеть это в указан-
ных [существах]; ведь будучи какое-то время неподвиж-
ными, они снова начинают двигаться, как кажется. Это,
однако, надо понимать таким образом, что они движут
себя только одним движением, и притом не в собственном
смысле: ведь причина исходит не от самого [животного],
но в животных происходят другие природные движения,
которыми они движутся не сами по себе, например рост,
убыль, дыхание, которые производит каждое животное,
находясь в покое и не двигаясь собственным движени-
ем. Причиной этому служит окружающая среда и многое
из того, что входит внутрь, например для некоторых [жи-
вотных] пища, так как при переваривании ее они спят,
при распределении ее пробуждаются и приводят себя в
движение, причем первое начало движения находится
вовне. Поэтому они и не двигаются непрерывно сами
собой, ибо есть иной двигатель, движимый сам и изме-
няющийся в отношении всего, что движет само себя.
Во всех этих случаях первый двигатель и причина само-
движения движутся, но только по совпадению, а именно
тело изменяет свое место, следовательно, и то, что нахо-
дится в теле, и то, что движет само себя как бы с помо-
щью рычага.

Из этого можно почерпнуть уверенность, что, если су-
ществует какой-нибудь из двигателей, хотя неподвижных,
но движущих и самих движимых по совпадению, он не
может производить непрерывного движения. Таким обра-
зом, если движение необходимо должно быть непрерыв-
ным, должен существовать неподвижный первый двига-
тель, притом не по совпадению, если, как мы сказали, в
существующих [предметах] должно происходить безоста-
новочное и бессмертное движение и существующее долж-
но оставаться самим в себе и в том же состоянии; ибо
когда начало пребывает [в том же состоянии], и Вселен-
ная должна пребывать, будучи непрерывно связана с на-

 


чалом. Не одно и то же быть движимым по совпадению
самим собой и другим, так как двигаться под действием
другого свойственно и некоторым небесным началам, ко-
торые перемещаются сразу несколькими движениями;
первое же только телам смертным.

Но если всегда существует нечто подобное, именно
приводящее в движение и само неподвижное и вечное,
необходимо, чтобы и первое, приводимое им в движение,
было вечным. Это ясно из того, что иначе не может быть
возникновения, уничтожения и изменения для всего про-
чего, если что-нибудь не будет двигать движущееся, так
как неподвижное всегда будет двигать одним и тем же
способом и единым движением вследствие того, что само
нисколько не изменяется по отношению к движимому.
А приводимое в движение тем, что само приводится в
движение, но приводится в движение неподвижным [дви-
гателем], вследствие того, что его отношение к вещам
будет все время меняться, но будет причиной одного и
того же движения, но из-за того, что оно находится в про-
тивоположных местах или формах, сообщит каждому дви-
жущемуся предмету противоположное движение, а иногда
движение, иногда покой.

Из сказанного стало ясно и то, что сначала вызвало за-
труднения [гл. 3]: почему же не все движется или все по-
коится или одни [предметы] всегда движутся, другие всег-
да покоятся, а некоторые предметы иногда движутся,
иногда нет. Причина этому теперь очевидна: одни пред-
меты приводятся в движение неподвижным и вечным,
поэтому движутся всегда; другие же движущимся и из-
менчивым, поэтому и сами должны изменяться. А непо-
движные, как сказано, поскольку оно просто, однообраз-
но и пребывает в себе, будет сообщать единое и простое
движение.

ГЛАВА СЕДЬМАЯ

Однако это будет еще более ясно, если мы примем
другую исходную точку. Надо выяснить, может ли какое-
либо движение быть непрерывным или нет и, если может,
каково это движение и какое из движений будет первым.
Ибо очевидно, что если только необходимо, чтобы движе-

 


ние продолжалось всегда, то это движение будет первым
и непрерывным, потому что первый двигатель сообщает
такое движение, которое необходимо должно быть еди-
ным, одним и тем же, непрерывным и первым. А так как
существуют три [рода] движении: движение в отношении
величины, в отношении состояния и в отношении места,
которое мы называем перемещением, то именно этому
[третьему] движению необходимо быть первым. Ведь не-
возможно, чтобы рост происходил без наличия предшест-
вующего качественного изменения, так как растущее
иногда увеличивается за счет однородного, иногда же за
счет неоднородного, так как пища считается противопо-
ложным [присоединяющимся] к противоположному, а
все возникающее возникает, когда однородное [присо-
единяется] к однородному. Следовательно, необходимо,
чтобы качественное изменение было переходом в проти-
воположное. Но если происходит качественное измене-
ние, должно существовать нечто изменяющее и делающее
из теплого в возможности теплое в деятельности. Таким
образом, очевидно, что движущее ведет себя не одинаково,
но иногда находится ближе, иногда дальше от качествен-
но изменяемого. А это не может произойти без перемеще-
ния. Следовательно, если движение должно существовать
всегда, то необходимо, чтобы и перемещение всегда было
первым из движений, и, если одно из перемещений пер-
вое, а другое последующее, чтобы существовало первое
перемещение.

Далее, начало всех состояний есть сгущение и разре-
жение, так как тяжелое и легкое, мягкое и твердое, теплое
и холодное представляются некоторого рода сгущениями
и разрежениями. Сгущение же и разрежение есть соеди-
нение и разделение, в результате которых, как считают,
происходит возникновение и гибель существ. А то, что
соединяется и разделяется, необходимо изменяет место.
Но и величина растущего и убывающего также изменяет
место.

Далее, что перемещение есть первое движение, будет
ясно, если рассматривать [вопрос] со следующей точки
зрения. А именно, «первое» в применении к движению,
как и ко всему прочему, употребляется в нескольких зна-
чениях. Так, первым называется то, без чего не будет ос-
тального; оно же без остального может существовать;

 


затем, [первым называется первое] во времени и [первое]
в отношении сущности. Следовательно, так как движение
должно происходить безостановочно, а безостановочное
движение будет или непрерывным или последователь-
ным, но скорее непрерывным, и лучше ему быть непре-
рывным, чем последовательным, с другой же стороны, так
как мы всегда предполагаем, что природе свойственно
лучшее, поскольку оно возможно, а непрерывное [движе-
ние] возможно (это будет доказано дальше, [гл. 8], а те-
перь примем это как допущение), и такое [движение]
может быть только перемещением, то необходимо, чтобы
перемещение было первым [движением]. Ведь перемеща-
ющемуся [телу] нет никакой необходимости расти или ка-
чественно изменяться, а также возникать и исчезать, а ни
одно из этих [изменений] невозможно без существования
непрерывного [движения], которое производит первый
двигатель.

Кроме того, и по времени [перемещение есть первое]
[движение], так как вечные существа могут двигаться
только таким [движением]. Правда, для отдельного [суще-
ства] из тех, которые возникают, перемещение необходи-
мо будет последним из движений, так как после рождения
сначала следуют качественное изменение и рост, а пере-
мещение будет движением завершенных [существ]. Необ-
ходимо, однако, чтобы прежде было нечто другое, движу-
щееся путем перемещения, которое и будет причиной для
возникающих [предметов], само не возникая, как то, что
порождает порожденное, так как это только кажется, что
возникновение есть первое из движений вследствие того,
что предмет должен сначала возникнуть. В каждом от-
дельном случае возникновения так дело и обстоит, но не-
обходимо, чтобы еще до возникающих [предметов] в со-
стоянии движения было что-нибудь иное, само существуя
и не возникая, а прежде него также иное. Так как невоз-
можно, чтобы возникновение было первым движением
(тогда все движущееся было бы подвержено гибели), то
очевидно, что и ни одно из следующих по порядку движе-
ний не может быть первичным; под следующими по по-
рядку я разумею рост, затем качественное изменение,
убыль и исчезновение: все они позднее возникновения,
так что, если возникновение не более первично, чем пере-
мещение, значит и ни одно из последующих изменений.


Вообще же, возникающее представляется незакончен-
ным и стремящимся к определенному началу, так что
более позднее в процессе возникновения будет по при-
роде более первичным. Перемещение как завершение
присуще всем предметам, находящимся в процессе воз-
никновения; поэтому одни из живых существ вполне не-
подвижны вследствие отсутствия [соответствующего орга-
на], как, например, растения и многие роды животных, а
более совершенным [эти органы] присущи. Таким обра-
зом, если перемещение скорее присуще тем существам,
которые в большей степени достигли своей природы, то и
движение это будет первым по сущности среди других
[движений] как по этой причине, так и потому, что дви-
жущееся в наименьшей степени лишается своей сущности
в процессе перемещения: ведь только в одном этом дви-
жении оно не изменяется в своем бытии, как меняется в
качественно изменяемом качество, в растущем и убываю-
щем — количество. Но больше всего очевидно, что движу-
щее само себя больше всего движет себя этим в собственном
смысле слова движением, т. е. [движением] относительно
места; а ведь мы считаем, что началом движимых и дви-
жущих и первым для движущихся [предметов] должно
быть именно движущее само себя.

Итак, из сказанного ясно, что перемещение есть пер-
вое из движений; теперь следует показать, какое переме-
щение будет первым. Вместе с тем в ходе этого исследова-
ния уяснится и наше теперешнее и прежнее, [гл. 3],
предположение о возможности некоего непрерывного и
вечного движения. Что из всех прочих движений ни одно
не может быть непрерывным, ясно из следующего. Все
эти движения и изменения идут от противолежащего к
противолежащему, например для возникновения и унич-
тожения границами будет сущее и не-сущее, для качест-
венного изменения — противоположные состояния, а для
роста и убыли — большая и малая величина или заверше-
ние величины и незавершенность; а противоположные
[движения] — это те, которые идут к противоположным
[границам]. То, что не всегда движется таким движением,
но существует раньше, должно было раньше покоиться;
таким образом, ясно, что изменяющееся должно будет
покоиться в противоположном состоянии. То же относит-
ся и к [указанным] изменениям: ведь уничтожение и воз-

 


никновение противолежат друг другу и вообще, и в от-
дельных случаях. Следовательно, если невозможно одно-
временно изменяться в противолежащих друг другу на-
правлениях, изменение не будет непрерывным, но между
изменениями будет [какой-то] промежуток времени. Ведь
совершенно безразлично, будут ли противоречивые изме-
нения противоположностями или нет, если только невоз-
можно, чтобы они одновременно наличествовали в одном
и том же [предмете]; для нашего хода рассуждений это не
имеет значения. Безразлично также и то, необходимо ли
прийти в состояние покоя при изменении в противоречи-
вое и будет ли изменение противоположно покою (так
как, может быть, не-сущее не покоится, а уничтожение
есть изменение в не-сущее). Важно только, что [между из-
менениями] имеется некоторый промежуток времени,
ибо в таком случае изменение не будет непрерывным. И в
прежнем рассуждении, [гл. 5], противоположение не было
нужно, а только невозможность одновременного сущест-
вования [противоположностей].

Не следует также смущаться тем, что одно и то же про-
тивоположно многому, например некоторое движение
может быть противоположно и покою, и противополож-
ному движению; нужно только признать, что противопо-
ложное движение противолежит некоторым образом и
данному движению, и покою, подобно тому как равная
и умеренная величина противолежит и превышающей ее,
и превышаемой ею, и что не могут одновременно сущест-
вовать ни противолежащие движения, ни изменения.
Далее, в отношении возникновения и уничтожения со-
вершенно нелепо думать, что возникшему необходимо
сейчас же погибнуть и не просуществовать ни малейшего
времени; и отсюда может возникнуть уверенность и в от-
ношении других [изменений]: ведь природе свойственно
сходное поведение во всех случаях.

ГЛАВА ВОСЬМАЯ

Теперь мы скажем о том, что возможно [движение]
бесконечное, единое и непрерывное и что это есть [дви-
жение] по кругу. Ведь все перемещающееся движется или
по кругу, или по прямой, или по смешанной [линии], так

 


что если одно из первых двух движений не непрерывно,
то не будет непрерывным и движение, составленное из
них обоих. Что [тело], перемещающееся по прямой, и
притом ограниченной, не может двигаться непрерывно —
это очевидно, ибо оно поворачивает назад, а возвращаю-
щееся по прямой назад движется противоположным дви-
жением. Ведь в отношении места противоположны друг
другу [движения] вверх и вниз, вперед и назад, вправо и
влево, ибо таковы противоположности места. Какое дви-
жение едино и непрерывно, нами было определено рань-
ше, — это движение единого в единое время и в области,
но различающейся по виду. Существуют три [вещи], кото-
рые надо различать в движении: движущееся, например
человек или бог, «когда», т. е. время, и третье «в чем» —
это обозначает место, состояние, вид, величину. Противо-
положности отличаются по виду и не образуют единого;
различия же места были указаны.

Признаком того, что движения от А к В и от В к А
противоположны, служит то, что они останавливают и
прекращают друг друга, если возникают одновременно.
То же относится и к кругу; например, движение от А к В
противоположно движению от А к Г, так как они останав-
ливают друг друга даже в том случае, если они будут не-
прерывны и не могут быть обращены вспять, потому что
противоположности взаимно уничтожаются и препятству-
ют друг другу, но не движение вкось и движение вверх.

Но невозможность непрерывного движения по пря-
мой уясняется больше всего из того, что [тело], поворачи-
вающее назад, необходимо должно остановиться — не
только если оно перемещается по прямой, но и по кругу.
Ибо не одно и то же двигаться круговым движением и по
кругу, так как в одном случае движение непрерывно про-
должается, в другом [движущееся], придя на то место, от-
куда начало двигаться, поворачивает назад. А что ему не-
обходимо остановиться, в этом убеждает не только
свидетельство чувств, но и рассуждение. Начало [этого
рассуждения] таково. Так как существуют три [точки]: на-
чало, середина и конец, середина по отношению к каждо-
му [из отрезков] будет и тем и другим, [т. е. началом и
концом], и, будучи по числу единой, по определению
будет двумя. Далее, одно дело — существовать в возмож-
ности, другое — в деятельности; так что любая точка, ле-

 


жащая на прямой между ее концами, в возможности есть
середина, в деятельности же не будет ею, пока не разделит
прямую и остановившееся на ней [тело] снова начнет
двигаться. Таким образом середина становится началом и
концом: началом для последующего [движения], концом
для первого. Пусть, например, перемещающееся [тело]
А останавливается в В и снова движется к Г. Когда оно дви-
жется непрерывно, А не может ни находиться в [точке]
В, ни отправляться из нее, а может быть в ней лишь один
момент «теперь» — не в течение какого-нибудь времени,
а лишь поскольку «теперь» делит целое [время]. Если же
предположить, что оно прибыло и ушло, [то это будет
означать, что] движущееся А всегда будет стоять, так как
невозможно, чтобы А одновременно прибыло в В и ушло
оттуда; следовательно, это происходит в разные моменты
времени. Следовательно, в промежутке будет какое-то
время. Таким образом, [тело] А будет покоиться в [точ-
ке] В. То же относится и к другим точкам, так как подоб-
ное рассуждение приложимо ко всем [точкам]. Когда же
движущееся [тело] А пользуется средней [точкой] В как
концом и началом, ему необходимо остановиться, потому
что оно делает [из одной точки] две, так же как это делает
мышление. Но оно отправилось из точки А, как из нача-
ла, и оказалось в Г, когда закончило [движение] и остано-
вилось.

То же надо сказать и по поводу трудности, которая за-
ключается в следующем. Если линия Е будет равна линии
Z и А будет двигаться непрерывно от крайней точки по
направлению к Г и одновременно, когда А будет нахо-
диться в [точке] В, Δ будет равномерно двигаться от край-
ней точки линии Z к точке Н со скоростью, равной ско-
рости А, то Δ, [по-видимому], раньше придет в Н, чем
А в Г, так как прежде двинувшееся и отошедшее должно
прийти раньше. Таким образом, не одновременно А при-
шло в [точку] В и отошло от нее, потому и запаздывает.
Ведь если бы это [произошло] одновременно, оно не за-
поздало бы, но [телу] А необходимо остановиться. Следо-
вательно, нельзя так рассматривать вопрос, что, когда
А пришло в [точку] В, Δ одновременно совершало движе-
ние от края Z (ибо, если А пришло в В, оно и удалилось
оттуда, а это [происходит] не одновременно); между тем

 


оно было [в В] не в течение какого-то времени, а в точке
разреза времени. Отсюда следует, что о непрерывном
[движении] таким образом рассуждать нельзя; наоборот, о
[движении], возвращающемся назад, необходимо рассуж-
дать именно так. Ибо если тело Н перемещалось по на-
правлению к Δ, а затем, повернув назад, пошло вниз, то
оно воспользовалось конечной точкой Δ как концом и на-
чалом, т. е. одной точкой как двумя; поэтому ему при-
шлось остановиться. И не в одно и то же время [тело Н]
пришло в Δ и отошло от Δ, иначе в одно и то же «теперь»
оно там было и не было. Но указанного выше разрешения
трудности здесь не следует применять, так как нельзя
сказать, что Н находилось в Δ как в точке разреза и, [сле-
довательно], не приходило и не уходило: ведь [здесь] не-
обходимо дойти до конца, существующего в действитель-
ности, а не только в возможности. Точка в середине
[отрезка] существует в возможности, а эта [точка Δ] в дей-
ствительности, и она есть конец снизу и начало сверху; то
же относится и к движению. Следовательно, необходимо,
чтобы при поворачивании назад по прямой линии [тело]
остановилось. Таким образом, непрерывное движение по
прямой не может быть вечным.

Таким же способом следует возразить тем, которые
выдвигают рассуждение Зенона и полагают, что если всег-
да сначала надо пройти половину, а число половин беско-
нечно, то бесконечного пройти нельзя; или тем, которые
формулируют это же рассуждение иначе, утверждая, что
вместе с движением надо отсчитывать половину каждой
возникающей половины, так что, пройдя все расстояние,
приходится сосчитать бесконечное число, а это, по обще-
му признанию, невозможно.

В наших первых рассуждениях о движении мы разре-
шили [этот вопрос], исходя из того, что время заключает
в себе бесконечное множество [частей]; ибо нет ничего
нелепого, если в бесконечное время кто-нибудь пройдет
бесконечное множество; ведь бесконечность одинаково
присуща и длине и времени. Но такое решение достаточ-
но для ответа тому, кто так поставил вопрос (спрашива-
лось ведь, можно ли в конечное [время] пройти или со-
считать бесконечно многое), однако для сути дела и для
истины недостаточно. Если кто-нибудь оставит в стороне

 


длину и вопрос о возможности пройти в конечное время
бесконечное [множество] и попытается применить это
[рассуждение] к самому времени (ведь время заключает в
себе бесконечное множество делений), то приведенное
решение уже не будет достаточным, но правильно будет
сказать то именно, о чем мы говорили немного выше.

В самом деле, если кто-либо делит непрерывную [ли-
нию] на две половины, тот пользуется одной точкой как
двумя, так как он делает [эту точку] началом и концом;
так поступает и тот, кто считает, и тот, кто делит попо-
лам. При таком делении ни линия, ни движение не будут
непрерывными, так как непрерывное движение есть дви-
жение по непрерывному, а в непрерывном заключено
бесконечное [число] половин, но только не в действи-
тельности, а в возможности. Если же их сделать действи-
тельными, то [движение] не будет непрерывным, но будет
останавливаться, что вполне очевидно произойдет с тем,
кто считает половины; ведь тогда необходимо одну точку
считать за две: одна будет концом одной половины, дру-
гая — началом другой, если считать непрерывную [ли-
нию] не как одну, а как две половинные. Таким образом,
на вопрос, можно ли пройти бесконечное число [частей]
во времени или по длине, следует ответить, что в одном
отношении можно, в другом нет. Если они будут сущест-
вовать в действительности — нельзя, если в возможнос-
ти — можно, так как [предмет], движущийся непрерывно,
прошел бесконечное множество по совпадению, а не
прямо, ибо наличие бесконечного числа половин в линии
есть для нее побочное обстоятельство, а сущность ее и бы-
тие иные.

Очевидно также, что если точку, делящую время на
предшествующее и последующее, не делать всегда после-
дующей в отношении того, что будет последующим для
предмета, то одновременно одно и то же будет существо-
вать и не существовать и нечто возникшее будет несуще-
ствующим. Точка эта, разумеется, является общей для
того и другого, для предшествующего и для последующе-
го, тождественной и единой по числу, но по определению
она Не тождественна (для одного она конец, для другого —
начало), а для предмета она всегда принадлежит последу-
ющему состоянию. Пусть время будет АГВ, предмет — Δ;
он в течение всего времени А светлый, а в течение В не-

 


светлый; следовательно, в [момент времени] Г он и свет-
лый и несветлый. Ведь будет правильно сказать, что в
любой части времени А он светлый, если все это время он
был светлым; точно так же во время В он не светлый, а в
Г относится и к тому и к другому. Следовательно, нельзя
считать, [что он светлый] во всем [промежутке времени А],
но за исключением конечного момента «теперь» в точке Г.
Этот момент относится уже к последующему [промежут-
ку], и если [предмет] становится несветлым и исчезал как
светлый в течение всего [промежутка] А, то окончательно
стал или исчез в [момент] Г. Таким образом, правильно
называть [предмет] светлым и несветлым впервые в этот
момент, иначе выйдет, что, когда он возник, [в это же
мгновение] его уже не будет, или, когда исчез, останется,
или же он должен быть одновременно светлым и несвет-
лым и вообще существующим и несуществующим.

С другой стороны, если то, что существует, не будучи
прежде, необходимо возникает, а когда возникает, его
еще нет, то невозможно разделять время на неделимые
[промежутки] времени. Ибо если в течение (промежутка)
времени А [предмет] Δ становился светлым, а стал и вмес-
те с тем существует [как светлый] в другом неделимом
[интервале] времени В и если в А он возникал и его еще
не было [в качестве светлого предмета], а в В он уже су-
ществует, то в промежутке должно быть какое-то возник-
новение, а следовательно, и существовать время, в тече-
ние которого [это возникновение] происходило. Иное
будет рассуждение у тех, кто не признает неделимых [ве-
личин], а утверждает, что в то самое время, когда [свет-
лый предмет] возникал, он возник и существует в крайней
точке, за которой нет ничего смежного или последующе-
го, тогда как неделимые [интервалы] времени следуют
друг за другом, — ясно, что, если возникновение проис-
ходило в течение всего времени А, нет больше времени, в
течение которого [предмет] возник и возникал, кроме
только всего того времени, в течение которого он воз-
никал.

Такие и подобные им аргументы, как свойственные
[рассматриваемому вопросу], могут считаться достаточно
убедительными. Логическое рассмотрение приводит, по-
видимому, к тому же результату исходя из следующих [со-
ображений]. Именно, всякое непрерывно движущееся

 


[тело], если оно ничем не отклоняется в сторону, в какую
точку пришло в ходе своего перемещения, в ту оно и дви-
галось раньше, например если пришло в В, то и двигалось
в В, и не тогда, когда находилось вблизи, а сразу, как
только начало двигаться. Ибо почему в большей степени
теперь, а не раньше? То же относится и ко всем прочим
[видам движения]. [Предмет], движущийся от А [в на-
правлении] к Г, когда он придет в Г, снова должен воз-
вратиться в А, двигаясь непрерывно. Когда он, следо-
вательно, движется от А к Г, тогда же движется и к
А движением, исходящим от Г, так что одновременно
происходят [два] противоположных движения, ибо тако-
вы движения по прямой. Одновременно с этим он изме-
няется из такого [состояния], в котором не находится.
Если это невозможно, ему необходимо остановиться в Г.
Таким образом, это движение не будет единым, так как
движение, разделенное остановкой, не едино.

Кроме того, это ясно из следующих соображений
более общего характера, относящихся ко всякому движе-
нию. Если всякий движущийся [предмет] движется
каким-либо из указанных [в начале главы] движений и
покоится в состояниях покоя, противостоящих [этим дви-
жениям] (ибо других помимо них нет), то, что не всегда
движется одним и тем же движением (разумею другие по
виду движения, а не какую-нибудь часть целого), должно
прежде покоиться противолежащим покоем (так как
покой есть лишенность движения). Если, таким образом,
движения по прямой противоположны, а невозможно
одновременно двигаться по противоположным направле-
ниям, то перемещение от А к Г не будет одновременно
перемещением от Г к А. И так как одновременно переме-
щаться [в обоих этих направлениях] нельзя, а это послед-
нее движение, [от Г к А]., все же имеет место, то перед
ним [тело] должно покоиться в [точке] Г; этот покой, как
мы видели, противостоит движению от Г. Из сказанного,
таким образом, с очевидностью следует, что движение
[А — Г — А] не будет непрерывным.







Дата добавления: 2015-08-12; просмотров: 342. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!




Функция спроса населения на данный товар Функция спроса населения на данный товар: Qd=7-Р. Функция предложения: Qs= -5+2Р,где...


Аальтернативная стоимость. Кривая производственных возможностей В экономике Буридании есть 100 ед. труда с производительностью 4 м ткани или 2 кг мяса...


Вычисление основной дактилоскопической формулы Вычислением основной дактоформулы обычно занимается следователь. Для этого все десять пальцев разбиваются на пять пар...


Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...

ЛЕКАРСТВЕННЫЕ ФОРМЫ ДЛЯ ИНЪЕКЦИЙ К лекарственным формам для инъекций относятся водные, спиртовые и масляные растворы, суспензии, эмульсии, ново­галеновые препараты, жидкие органопрепараты и жидкие экс­тракты, а также порошки и таблетки для имплантации...

Тема 5. Организационная структура управления гостиницей 1. Виды организационно – управленческих структур. 2. Организационно – управленческая структура современного ТГК...

Методы прогнозирования национальной экономики, их особенности, классификация В настоящее время по оценке специалистов насчитывается свыше 150 различных методов прогнозирования, но на практике, в качестве основных используется около 20 методов...

Законы Генри, Дальтона, Сеченова. Применение этих законов при лечении кессонной болезни, лечении в барокамере и исследовании электролитного состава крови Закон Генри: Количество газа, растворенного при данной температуре в определенном объеме жидкости, при равновесии прямо пропорциональны давлению газа...

Ганглиоблокаторы. Классификация. Механизм действия. Фармакодинамика. Применение.Побочные эфффекты Никотинчувствительные холинорецепторы (н-холинорецепторы) в основном локализованы на постсинаптических мембранах в синапсах скелетной мускулатуры...

Шов первичный, первично отсроченный, вторичный (показания) В зависимости от времени и условий наложения выделяют швы: 1) первичные...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.015 сек.) русская версия | украинская версия