Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

КАЛЛИКЛ, СОКРАТ, ХЕРЕФОНТ, ГОРГИЙ, ПОЛ 64 страница





[Возьмем, например, три] равных между собой [отрез-
ка]: αα, ββ и γγ отнимем от αα [отрезок] αε и прибавим его
к γγ, обозначив через γδ, так что весь [отрезок] δγγ больше
αε на γδ+γς, а следовательно, больше ββ на δγ.

[10]. Названия эти, и «убыток» и «нажива», пришли из
[области] произвольного обмена. Ведь иметь больше
своей [доли] — значит «наживаться», а иметь меньше, чем
было первоначально, — значит «терпеть убытки», как бы-
вает при купле, продаже и всех других [делах], дозволен-
ных законом. А когда нет ни «больше», ни «меньше», но
как раз все то же самое, говорят, что у каждого его [доля]
и никто не терпит убытка и не наживается.

Итак, правосудие при обмене, противном воле, — это,
во-первых, середина между своего рода наживой и убыт-
ком и, во-вторых, обладание справедливо равной [долей]
до и после [обмена].

8(V). Некоторые считают между тем, что расплата (to
antipeponthos) и есть вообще (haplos) правосудие, как то и
утверждали пифагорейцы, ибо вообще они определяли
правосудие, [или право], просто (haplos) как расплату с
другим [лицом, т. е. с потерпевшим]. Однако [понятие]
расплаты не подходит ни для распределительного права,

 


ни для направительного (впрочем, в Радамантово «право»
вкладывают все-таки тот смысл:

Терпишь когда что содеял, то правда прямая родится), —

ибо [оно] многому противоречит. Так, например, если ис-
полняющий должность начальника (arkhon) нанес удар,
то ответный удар наносить не следует, а если удар нанесен
начальнику, то [в ответ] следует не только ударить, но и
подвергнуть каре. И кроме того, весьма важно, произ-
вольно ли [действовал человек] или непроизвольно. Меж-
ду тем во взаимоотношениях [на основе] обмена свя-
зующим является именно такое право — расплата,
основанная, однако, не на уравнивании, а на установле-
нии пропорции. Дело ведь в том, что и государство дер-
жится на пропорциональном ответном даянии. В самом
деле, либо стремятся [делать] зло в ответ на зло, а [вести
себя] иначе кажется рабством, либо — добро [за добро], а
иначе не бывает передачи (metadosis), между тем как вместе
держатся благодаря передаче, недаром храмы богинь Бла-
годарения ставят на видном месте: чтобы воздаяние (anta-
podosis) осуществлялось; это ведь и присуще благодарнос-
ти — ответить угодившему услугой за услугу и в свой
черед начать угождать ему.

Пропорциональное воздаяние получается при пере-
крестном попарном объединении. Так, например, строи-
тель дома будет α, башмачник — β, дом — γ, башмаки — δ.
В этом случае строителю нужно приобретать [часть] рабо-
ты этого башмачника, а свою собственную передавать
ему.

Если сначала имеется пропорциональное равенство
[работы], а затем произошла расплата, получится то, что
называется [правосудным в смысле справедливого равен-
ства]. А если нет, то имеет место неравенство, и [взаимо-
отношения] не поддерживаются; ничто ведь не мешает
работе одного из двух быть лучше, чем работа другого, а
между тем эти [работы] должны быть уравнены. Так об-
стоит дело и с другими искусствами: они были бы унич-
тожены, если бы, производя, не производили <нечто>
определенного количества и качества, а получая это, не
получали бы [как раз] такое количество и качество. Ведь

 


[общественные] взаимоотношения возникают не тогда,
когда есть два врача, а когда есть [скажем], врач и земле-
делец и вообще разные и неравные [стороны], а их-то
и нужно приравнять.

Поэтому все, что участвует в обмене, должно быть
каким-то образом сопоставимо. Для этого появилась мо-
нета и служит в известном смысле посредницей, ибо ею
все измеряется, а значит, как преизбыток, так и недоста-
ток, и тем самым сколько башмаков равно дому или еде.
Соответственно отношения строителя дома к башмачнику
должны отвечать отношению определенного количества
башмаков к дому или к еде. А если этого нет, не будет ни
обмена, ни [общественных] взаимоотношений. Не будет
же этого, если [обмениваемые вещи] не будут в каком-то
смысле равны. Поэтому, как и было сказано выше, все
должно измеряться чем-то одним. Поистине такой мерой
является потребность, которая все связывает вместе, ибо,
не будь у людей ни в чем нужды или нуждайся они по-
разному, тогда либо не будет обмена, либо он будет не
таким, [т. е. не справедливым]; и, словно замена потреб-
ности, по общему уговору появилась монета; оттого и имя
ей «номисма», что она существует не по природе, а по
установлению (nomoi) и в нашей власти изменить ее или
вывести из употребления.

Итак, расплата будет иметь место, когда справедливое
равенство установлено так, чтобы земледелец относился
к башмачнику, как работа башмачника к работе земледельца.

Но этого в виде пропорции не следует представлять,
когда обмен уже совершен (иначе оба преимущества будут
находиться у одного из крайних [членов пропорции]), а
лишь когда [стороны] обладают своим собственным.
Тогда они равны и [могут] участвовать (koinonoi) [в общей
жизни], так как это приравнивание может осуществиться.
[Пусть] земледелец — α, еда —γ, башмачник — β и его ра-
бота, приравненная [к γ], — δ. Будь невозможной подоб-
ная расплата, не было бы и [общественных] взаимоотно-
шений.

Что потребность связывает так, как будто существует
известное единство, станет, должно быть, ясно, потому
что если нет потребности друг в друге (у обеих ли сторон
или у одной из двух в другой), то обмен и не происходит,
например, когда у одного есть то, в чем другой, нуждаясь

 


(скажем, в вине), позволяет [взамен] вывоз хлеба. А значит,
это, [т. е. хлеб и вино), должно быть приравнено.

И если сегодня нет ни в чем нужды, то монета служит
нам как бы залогом возможности обмена в будущем, если
возникнет нужда, ибо нужно, чтобы у того, кто приносит
[деньги], была возможность приобрести [на них что-
либо].

Но и монета претерпевает то же, [что и другие блага],
ведь не всегда она имеет равную силу. И все же монета
более тяготеет к постоянству. Потому и нужно, чтобы
всему была назначена цена, ибо в таком случае всегда
будет возможен обмен, а если будет обмен, будут и [обще-
ственные] взаимоотношения. Итак, монета, словно мера,
делая вещи соизмеримыми, приравнивает; и как без об-
мена не было бы [общественных] взаимоотношений, так
без приравнивания — обмена, а без соизмеримости —
приравнивания.

Конечно, в действительности вещи столь различные
не могут стать соизмеримы, но, если иметь в виду потреб-
ность, основания [для соизмерения] достаточны.

Итак, должна существовать какая-то единица [измере-
ния], причем [основанная] на условленности, и потому
она зовется номисма; в самом деле, она делает все соизме-
римым, ибо все измеряют монетами.

[Пусть] дом — α, десять мин — β, ложе — γ; α — это
половина β, если дом стоит пять мин или равен пяти
минам. Ложе γ есть десятая часть β; ясно тогда, сколько
лож равно дому, а именно пять. Ясно также, что до моне-
ты обмен происходил как раз таким образом, потому что
безразлично, дать ли за дом пять лож или цену пяти лож.

9. Итак, что есть неправосудие и что есть правосу-
дие — сказано.

Коль скоро эти [понятия] определены, ясно, что пра-
восудность в действии (dikaiopragia) означает середину
между тем, чтобы поступать неправосудно (to adikein), и
тем, чтобы терпеть неправосудие (to adikeisthai): в одном
случае имеют больше [должного], в другом — меньше.
А правосудность состоит в обладании некоей серединой,
однако не в том же смысле, что прочие добродетели, но
потому, что она принадлежит середине, а неправосуд-
ность — крайностям.


Правосудность, стало быть, есть то, в силу чего право-
судный считается способным поступать правосудно по
сознательному выбору и [способным] распределять [бла-
га] между собою и другими, а также между другими [ли-
цами] не так, чтобы больше от достойного избрания
[досталось] ему самому, а меньше — ближнему (и наобо-
рот — при [распределении] вредного), но [так, чтобы обе
стороны получили] пропорционально равные доли; так
же он поступает, [распределяя доли] между другими ли-
цами.

Напротив, неправосудность предполагает неправосуд-
ное, [т. е. неправое], а значит, в выгодном и вредном со-
ответственно избыток и недостаток, которые нарушают
пропорциональность. Вот почему неправосудность — это
избыток и недостаток, ведь она [причина] избытка и не-
достатка, и притом для самого [неправосудного человека —
причина] избытка в безусловно выгодном и недостатка во
вредном, а для других в целом [все] так же, только про-
порциональность может нарушаться в любую сторону.
Итак, неправосудное дело (to adikema) [имеет две сторо-
ны]: [иметь] «меньше» означает терпеть неправосудие,
[иметь] «больше» — неправосудно поступать.

На этом сочтем завершенным разговор о правосудно-
сти и неправосудности, о том, какова их природа, а соот-
ветственно и об общих [понятиях] правосудного и непра-
восудного.

10(VI). Поскольку можно, поступая неправосудно, не
быть еще неправосудным [человеком, спрашивается]: в
каком неправосудном деле, поступая неправосудно, чело-
век тем самым является неправосудным с точки зрения
[той или иной] частной неправосудности, скажем являет-
ся вором, или блудником, или разбойником? Или же так
различие обнаружено не будет?

Пусть даже человек сошелся с [замужней] женщиной,
зная, кто она, однако источник [поступка] — не созна-
тельный выбор, а страсть. И вот, поступая неправосудно,
[человек все-таки] не является неправосудным [по усто-
ям], например не вор, хотя украл, и не блудник, хотя блу-
дил; соответственно и в других случаях.

Выше было сказано, как связаны расплата и право.
Нужно между тем помнить, что исследуется вообще право

 


и государственное право. Последнее имеет место для уча-
ствующих в общей жизни ради самодостаточного бытия [в
государстве], причем для [граждан] свободнорожденных и
равных пропорционально или арифметически. А посему,
у кого этого нет, у тех нет друг по отношению к другу го-
сударственного правосудия, а есть лишь [внешне] схожая
его разновидность. Право[судие] существует для тех, у
кого есть закон, относящийся к ним самим, а закон
[нужен] для того, в чем [возможна] неправосудность, ибо
«правда», [т. е. приговор] (dike), представляет собою суд
над правым и неправым (dikaioy kai adikoy).

Итак, где [возможна] неправосудность, там есть и воз-
можность поступать неправосудно (но там, где есть воз-
можность поступать неправосудно, не всегда [возможна]
неправосудность), а это значит [возможность] уделять
себе большую [долю] безусловных благ и меньшую — без-
условных зол. Поэтому мы разрешаем начальствовать не
человеку, а слову [закона] (logos), так как человек себе
[уделяет больше благ и меньше зол] и делается тираном.
Между тем начальник — страж правосудия, а раз правосу-
дия, то и равенства по справедливости. А поскольку счи-
тается, что у него, если только он в самом деле правосу-
ден, «больше» не бывает (он ведь не уделяет себе больше
безусловного блага, за исключением того, что для него
пропорционально; потому его труд на [пользу] другому, и
недаром говорят, что правосудность — это «чужое благо»,
как и было ранее сказано), постольку ему следует давать
определенное вознаграждение, а именно уважение и по-
чести; те же, кому это недостаточно, становятся тира-
нами.

Право господ и отцов не то же, [что правосудие граж-
дан], хотя и подобно ему; дело в том, что невозможна без-
условная неправосудность по отношению к своему, а при-
обретение, [т. е. раб], и ребенок (покуда он не достиг
определенного возраста и не отделился), — это как бы
часть самого [владельца], себе же сознательно никто вре-
дить не собирается. Именно поэтому в отношении самого
себя не бывает неправосудности. Следовательно, здесь,
[между рабом и господином, детьми и отцом], нет ни на-
рушения, ни соблюдения государственного права, ибо мы
видим, что [последнее] основано на законе и бывает у тех,
кому по природе присуще иметь закон, а это те, кто по-

 


ровну участвуют (hyparkhei isotes) и в начальстве и в под-
чинении.

Поэтому право[судие] существует, скорее, в отноше-
нии к жене, а не к детям и приобретениям, [т. е. рабам];
это и есть семейное право, но и оно разнится от государ-
ственного.

(VII). Государственное право[судие] частью естествен-
но, частью — узаконено; оно естественно, если повсюду
имеет одинаковую силу и не зависит от признания и не-
признания [его людьми]. Но если изначально не важно,
так [поступать] или иначе, а тогда важно, когда это [уже]
установлено, — например, что [пленника] выкупают за
одну мину или что в жертву приносят одного козла, а не
двух баранов, — то [перед нами] узаконенное [право].
Сюда же относятся законы, установленные для отдельных
случаев (например, о жертве Брасиду), а также все [част-
ные вопросы], по которым, голосуя, принимают особые
решения.

Иные считают узаконенными все [виды права], ибо
природное неизменно и повсюду имеет ту же силу; так,
например, и здесь, и в Персии огонь жжется; однако, как
меняется то, что [считается] правосудным, видят [своими
глазами]. В таком виде это [мнение] не[верно], но в из-
вестном смысле может быть [верно]. Для богов, во всяком
случае, [изменчивость], видимо, совершенно исключена,
а для нас хотя и возможно нечто [правое] от природы, все
это, однако, изменчиво, и вместе с тем одно существует
от природы, другое — не от природы.

Какое [право] от природы, а какое по закону и угово-
ру, если речь идет о том, что может быть и так, и иначе, и
при условии, что и то и другое подвержено изменениям,
также ясно; и для других вещей подходит такое же разгра-
ничение. В самом деле, от природы сильней правая рука,
но все-таки всем можно стать с двумя правыми руками.

Те из правовых [установлений], что основаны на уго-
воре и взаимной выгоде, можно уподобить мерам; дейст-
вительно, меры для вина и хлеба не везде равны: у скуп-
щиков они больше, у [розничных] торговцев — меньше.
Подобным образом и правовые [установления], не при-
родные, а человеческие, не бывают повсюду тождествен-
ны, коль скоро и государственные устройства [не повсюду

 


тождественны], между тем как лишь одно [из них] повсю-
ду является лучшим по природе.

Каждое [положение] права или закона есть как бы
общее по отношению к частному, ибо поступки многооб-
разны, а [положение] — как общее — всякий раз одно.

Разнятся же неправосудное дело (to adikema) и [поня-
тие] «неправосудное» (to adikon), правосудное дело (di-
kaioma) и [понятие] «правосудное» (to dikaion). Неправо-
судное может быть по природе или по установлению, и,
когда это осуществилось в поступке, тогда [перед нами]
неправосудное дело, но прежде чем осуществилось — это
еще не [дело], а [понятие] неправосудного. Соответствен-
но и с правосудным делом.

Общее понятие скорее называется [словом] «праводе-
лание» (dikaiopragema), а «правосудное дело» [обозначает]
исправление неправосудного дела. Впоследствии надо
будет внимательно рассмотреть каждое в отдельности: ка-
ковы виды [правосудного и неправосудного дела], сколь-
ко таких [дел] и с чем они могут быть связаны.

(VIII). Коль скоро [понятия] правосудного и неправо-
судного таковы, как мы сказали, человек поступает не-
правосудно и правосудно тогда, когда совершает поступки
по своей воле, а когда он совершает их невольно, то ни
правосудное, ни неправосудное не имеет места, разве
только привходящим образом, т. е. он совершает поступ-
ки, которые, смотря по обстоятельствам, являются право-
судными или неправосудными.

Определение неправосудного и правосудного дела за-
висит от его произвольности и непроизвольности, ибо,
когда [неправосудное еще и] произвольно, оно осужда-
ется, и тогда имеет место неправосудное дело, а следова-
тельно, нечто будет «неправосудным», не будучи еще
«неправосудным делом», а именно если не добавляется
произвольность.

Произвольным я называю, как было сказано и преж-
де, какой-либо из зависящих от самого человека поступ-
ков, который он совершает сознательно и не по неведе-
нию о том, против кого, посредством чего и <ради> чего
он это делает, например кого он бьет, чем и зачем, при-
чем все это независимо от случайных обстоятельств и не
подневольно (так, если кто-нибудь, взявши руку челове-

 


ка, ударит другого, то это будет не по воле [ударившего],
ибо от него не зависит).

Может быть и так, что удар наносят отцу, зная, что это
человек или кто-то из присутствующих, но что отец —
и не ведая. Соответственно необходимо разграничение
[самого] поступка и того, что относится в целом к его со-
вершению.

Если поступок совершен в неведении или хотя и не
в неведении, но независимо от самого человека или под-
невольно, это поступок непроизвольный. Многое ведь из
того, что существует от природы, мы совершаем и испы-
тываем, зная это, [но] ничто из этого не является ни про-
извольным, ни непроизвольным, как, например, старение
или умирание.

И случайные обстоятельства также влияют на непра-
восудное и правосудное.

Если кто-нибудь отдает назад вверенное [ему имуще-
ство] против своей воли и из страха, то не следует гово-
рить, ни что он поступает правосудно, ни что он осущест-
вляет правосудие иначе, нежели случайным образом.

Точно так же, если человек не возвращает вверенное
[ему имущество] вынужденно и против своей воли, следу-
ет говорить, что он нарушает правосудное и совершает
неправосудное в силу случайных обстоятельств.

Одни произвольные поступки мы совершаем по созна-
тельному выбору, а другие — не по выбору, ибо созна-
тельно выбрано то, о чем предварительно принято реше-
ние, о чем же не принимают решений заранее, то не
выбирают сознательно.

При взаимоотношениях в государстве вред может быть
трояким. Поступки, [приносящие вред], обусловлены не-
ведением, когда действуют против того, посредством того
и того ради, [против кого, посредством чего и чего ради]
не предполагали действовать; так, человек либо не [хотел]
бросать, либо не в то, либо не тем, либо не затем, а вышло
вопреки ожиданию, например думал не ранить, а уколоть,
или не это [существо], или не этим [орудием].

Итак, если вред причинен вопреки расчету, то случи-
лась неудача, а если не вопреки расчету, но без участия
порочности, то совершен проступок (ибо проступок со-
вершают, когда сам человек — источник вины, а неудача
случается, когда источник вовне). Когда действуют созна-

 


тельно, однако не приняв решения заранее, то [перед
нами] неправосудное дело; случается это между людьми
из-за порыва ярости и из-за других страстей, вынужден-
ные они или естественные. Причиняя этот вред и совер-
шая такие проступки, люди поступают неправосудно, и
имеют место неправосудные дела, но из-за этого люди
все-таки в каком-то смысле не «неправосудные» [по скла-
ду] и не «подлые». Дело в том, что причиненный вред не
обусловлен их испорченностью.

Когда же [человек причиняет вред] по сознательному
выбору, он неправосудный [по своему складу] и испор-
ченный. Суд поэтому правильно расценивает совершен-
ное в порыве ярости как совершенное без умысла, ибо ис-
точником здесь является не тот, кто действует движимый
порывом, а тот, кто разгневал.

Добавим к этому, что спорно здесь не «было или не
было», а право [так действовать], ибо гнев бывает [обра-
щен] на то, что кажется неправосудностью. Итак, спорно
не то, что произошло (как в случае с обменом, при кото-
ром одна сторона с необходимостью порочна (mokhteros),
если только ее действия не объясняются забывчивостью);
напротив, о [самом] предмете [стороны] согласны, а спо-
рят о том, на чьей стороне право (кто злоумышляет, от-
нюдь не пребывает в неведении на этот счет), так что вто-
рой думает, что терпит неправосудие, а другой [так] не
[думает].

Значит, если человек по сознательному выбору, [т. е.
преднамеренно], причинил вред, он поступает неправо-
судно и уже из-за таких [преднамеренных] неправосудных
дел, когда нарушается пропорциональность или справед-
ливое равенство, является неправосудным [по складу].
Соответственно и правосудным человек является тогда,
когда правосудные дела он совершает по сознательному
выбору, а о правосудном деле можно говорить, если по-
ступают только по своей воле.

Из непроизвольных поступков одни вызывают сочув-
ствие, другие нет. Проступки, совершенные не только в
неведении, но и по неведению, вызывают сочувствие, а со-
вершенные не по неведению, но в неведении из-за стра-
сти, причем противоестественной и нечеловеческой, со-
чувствия не вызывают.


11 (IX). Может возникнуть вопрос: достаточно ли уже
разграничены [понятия] «терпеть неправосудие» и посту-
пать неправосудно»? Прежде всего, возможно ли то, что
[так] странно выразил Еврипид:

— Я мать убил свою, мой короток рассказ.

— То воля вас двоих? или ее одной?

В самом деле, возможно ли «терпеть неправосудие»
(adikeisthai) воистину по своей воле, или [это] невозмож-
но, но такое всегда непроизвольно; так же как всякий не-
правосудный поступок — это [поступок] произвольный?
И [терпят неправосудие] всегда ли по своей воле или всег-
да против воли, или же в одних случаях имеет место одно,
а в других другое?

То же самое относится и к [понятию] «терпеть право-
судие» (dikaioysthai), так как совершение правосудного
дела (dikaiopragein) всегда произвольно, а потому вполне
разумно полагать в обоих случаях сходное противопостав-
ление, т. е. терпеть неправосудие и правосудие — это либо
[действия] произвольные, либо непроизвольные. Однако
даже применительно к «терпеть правосудие» было бы, по-
жалуй, нелепо [считать, что это] всякий раз произвольно:
действительно, некоторые «терпят правосудие» не по
своей воле.

Можно задать затем и следующий вопрос: всякий ли,
кто испытал неправосудное (to adikon peponthos), [необ-
ходимо] терпит от кого-то неправосудие, или же как с
действием, так и с претерпеванием? В самом деле, и в том
и в другом смысле, [и в действительном, и в страдатель-
ном], можно быть причастным правосудным [поступкам]
случайно. Ясно, что точно так обстоит дело и с неправо-
судными [поступками] (ta adika), ибо не одно и то же де-
лать неправосудное (tadika prattein) и поступать неправо-
судно (adikein), так же как [не одно и то же] испытывать
неправосудное (adika paskhein) и терпеть неправосудие
(adikeisthai); это же справедливо и для [понятий] «совер-
шать правосудные дела» (dikaiopragein) и «терпеть право-
судие» (dikaioysthai), потому что невозможно терпеть не-
правосудие, если нет того, кто поступает неправосудно,
или терпеть правосудие, если нет того, кто делает право-
судное дело.


Если же «поступать неправосудно» — значит вообще
вредить кому-либо по своей воле, а «по своей воле» —
значит, зная, кому, чем и как [причиняется вред], причем
невоздержный вредит сам себе по своей воле, то получит-
ся, что он по своей воле терпит неправосудие и что воз-
можно, чтобы человек сам с собой поступал неправосудно
(aytos hayton adikein). Этот вопрос — возможно ли самому
с собой поступать неправосудно — один из вопросов, вы-
зывающих затруднения. Добавим также, что от невоз-
держности человек может по своей воле терпеть вред от
другого, [действующего] по своей воле, так что оказывает-
ся возможным терпеть неправосудие по своей воле.

Но может быть, определение неверно и к тому, что
вред причиняют, зная, кому, чем и каким способом,
нужно прибавить: «вопреки желанию»? Действительно,
человек по своей воле терпит вред (blaptetai) и испытыва-
ет [что-то] неправосудное (tadika paskhei), но никто не
терпит неправосудие (adikeitai) по своей воле, ибо никто
[этого] не хочет, в том числе невоздержный; напротив, его
поступки противоречат [его] желанию, потому что никто
не желает того, о чем он не думает, что это добропорядоч-
но, а невоздержный совершает такие поступки, какие, он
думает, совершать не следует. Но тот, кто отдает свое соб-
ственное, подобно тому как Гомер говорит о Главке, дав-
шем Диомеду

... доспех золотой свой за медный,
Во сто ценимый талантов <... > за стоящий девять,

не терпит неправосудие, ведь от него зависит давать [или
не давать], а терпеть [или не терпеть] неправосудие от
него не зависит, но [для этого] должен быть в наличии
тот, кто поступает неправосудно.

Итак, ясно, что «терпеть неправосудие» нельзя по
своей воле.

12. Из [вопросов], выбранных нами, нужно [обсудить]
еще два: кто поступает неправосудно, тот ли, кто уделяет
[кому-то часть], большую, чем тому по достоинству, или
тот, кто такую [часть] имеет; а также можно ли поступать
неправосудно с самим собой?


В самом деле, если возможно первое положение, т. е.
неправосудно поступает распределяющий, а не тот, кто
имеет больше, [чем следует], тогда если кто-либо уделяет
другому больше, чем себе, сознательно и по своей воле, то
он сам с собою поступает неправосудно; принято считать,
что именно это делают умеренные люди, потому что доб-
рый склонен [брать] меньше. Но может быть, и это не так
просто? Ведь может случиться, что он имеет свою корысть
в другом благе, скажем в славе или в безусловно прекрас-
ном. Кроме того, [вопрос] решается ссылкой на определе-
ние [понятия] «поступать неправосудно», ибо [поступаю-
щий так] ничего не испытывает вопреки своему желанию
и, значит, по крайней мере в силу этого [обстоятельства],
не терпит неправосудие, а если [ему что-то] и [причиня-
ется], то всего-навсего вред.

Очевидно также, что неправосудно поступать может
распределяющий, но не всегда [так поступает] тот, кто
имеет больше, ибо не тот поступает неправосудно, у кого
в наличии неправосудная [доля], а тот, у кого есть воля
делать [свою долю неправосудной]. Это и есть источник
поступка, который заключен в распределителе, но не в по-
лучателе.

Далее, поскольку «делать» имеет много смыслов,
можно сказать, будто убивают неодушевленные предме-
ты, и рука, и слуга по приказу [хозяина], но они не посту-
пают неправосудно, хотя и делают неправосудные вещи.

Кроме того, если в неведении [тех или иных обстоя-
тельств] человек [кого-то] осудил, он не поступает непра-
восудно с точки зрения узаконенного правосудия и суд
его не неправосудный, но в каком-то ином смысле этот
человек все же неправосудный, ибо законное правосудие
и первичное — разные вещи. Если же судил неправосуд-
но, зная [это], то и сам поступает своекорыстно, ища бла-
годарности или добиваясь мести. А потому, кто, имея
такую цель, вынес судебное решение неправосудно, тот
своекорыстен, подобно тому, кто принял участие в [са-
мом] неправосудном деле; действительно, присудив спор-
ное поле, он тоже получил — не поле, [правда], а деньги.

13. Люди уверены, что от них зависит поступать [или
не поступать] неправосудно, а потому [думают], что легко
быть правосудным. Но это не так, ибо легко и в их власти

 


сойтись с женой соседа, поколотить того, кто поблизости,
и дать взятку, но делать [даже] это, имея соответствую-
щий склад [души], и не легко и не зависит от них.

Соответственно и в том, чтобы познать, что такое пра-
восудные вещи и что — неправосудные, как они думают,
нет ничего мудреного, потому что, о чем говорят законы,
сообразить не трудно, но это [еще] не правосудное, разве
что привходящим образом; [только] поступки, совер-
шаемые определенным образом, и [доли], уделяемые
определенным образом, [могут быть] правосудны, а пото-
му знать это — труд больший, чем [знать, что полезно]
для здоровья, так как даже в этом случае легко знать, [что
полезны] и мед, и вино, и морозник, и прижигание, и
вскрытие, но [знать], как нужно применить [это] к здоро-
вью, для кого и когда, столь же большой труд, как и быть
врачом.

По той же самой причине люди думают, что правосуд-
ному ничуть не менее свойственно поступать неправосуд-
но, так как правосудный человек ничуть не хуже, но даже
лучше смог бы совершать любой из такого рода поступ-
ков, т. е. сойтись с [чужой] женой и поколотить [кого-ни-
будь]; а мужественный мог бы бросить щит и, обратив-
шись [спиной к врагу], бежать куда глаза глядят. Между
тем «трусить» и «поступать неправосудно» не значит (если
не считать случайных совпадений) [просто] делать это, но
значит делать это, имея соответствующий склад [души],
подобно тому как врачевание или лечение состоит не в
том, чтобы резать или не резать, давать или не давать ле-
карство, но в определенном качестве [этих действий].







Дата добавления: 2015-08-12; просмотров: 335. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!




Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...


Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...


Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...


Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

Роль органов чувств в ориентировке слепых Процесс ориентации протекает на основе совместной, интегративной деятельности сохранных анализаторов, каждый из которых при определенных объективных условиях может выступать как ведущий...

Лечебно-охранительный режим, его элементы и значение.   Терапевтическое воздействие на пациента подразумевает не только использование всех видов лечения, но и применение лечебно-охранительного режима – соблюдение условий поведения, способствующих выздоровлению...

Тема: Кинематика поступательного и вращательного движения. 1. Твердое тело начинает вращаться вокруг оси Z с угловой скоростью, проекция которой изменяется со временем 1. Твердое тело начинает вращаться вокруг оси Z с угловой скоростью...

Эффективность управления. Общие понятия о сущности и критериях эффективности. Эффективность управления – это экономическая категория, отражающая вклад управленческой деятельности в конечный результат работы организации...

Мотивационная сфера личности, ее структура. Потребности и мотивы. Потребности и мотивы, их роль в организации деятельности...

Классификация ИС по признаку структурированности задач Так как основное назначение ИС – автоматизировать информационные процессы для решения определенных задач, то одна из основных классификаций – это классификация ИС по степени структурированности задач...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.008 сек.) русская версия | украинская версия