Студопедия — КАЛЛИКЛ, СОКРАТ, ХЕРЕФОНТ, ГОРГИЙ, ПОЛ 65 страница
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

КАЛЛИКЛ, СОКРАТ, ХЕРЕФОНТ, ГОРГИЙ, ПОЛ 65 страница






Правосудие существует для тех, кто причастны к без-
условным благам, но имеют в них избыток или недоста-
ток, ибо для иных невозможен избыток этих благ, как, ве-
роятно, для богов, а для других, неизлечимо порочных,
нет даже самой малой частицы блага, чтобы была им на
пользу, но все во вред; для третьих же за [блага полезны]
до известной степени; вот почему правосудие имеет дело
с людьми.

14 (X). Следующее, о чем надо сказать, — это доброта
(epieikeia) и добро (to epieikes), [а именно сказать], как
доброта относится к правосудности, а добро — к праву.


Если тщательно взвесить, окажется, что [эти вещи]
не являются тождественными во всех отношениях, но и не
различны по роду. Причем иногда мы хвалим «добро» и
«доброго мужа», так что при похвале переносно [употреб-
ляем «добрый»] и для других [добродетелей, кроме право-
судности], вместо [слова] «добродетельный», чтобы пока-
зать, что быть добрее лучше; а иногда, если следовать
смыслу слова (toi logoi akoloythein), кажется странным,
если добро похвально, хотя это нечто помимо права.
В самом деле, либо право, либо добро не есть нечто
добропорядочное, коль скоро это разное, либо, если и то
и другое добропорядочно, то [правосудное и доброе] тож-
дественны. Из-за этих [рассуждений], вероятно, и возни-
кает затруднение в связи с [понятием] добра, но все они в
каком-то смысле правильны и самим себе ничуть не про-
тиворечат. Дело в том, что «добро», будучи лучше какого-
то [вида] права, есть [все-таки] «правое», а не лучше права
как некий другой род. Следовательно, право и добро тож-
дественны, и при том, что и то и другое добропорядочно,
добро выше.

Затруднение создает то, что хотя добро есть право, од-
нако право не в силу закона, а [в качестве] исправления
законного правосудия. Причина этого в том, что всякий
закон [составлен] для общего [случая], но о некоторых
вещах невозможно сказать верно в общем [виде]. Поэтому
в тех случаях, когда необходимо сказать в общем виде, но
нельзя [сделать это] правильно, закон охватывает то, что
[имеет место] по преимуществу, вполне сознавая [воз-
можную] погрешность. И тем не менее закон правилен,
ибо погрешность [заложена] не в законе и не в законода-
теле, а в природе предмета, ибо именно такова материя
поступков (hyle ton prakton).

Так что, когда закон составлен для общего случая,
а произошло [нечто] подсудное ему, но вне общего слу-
чая, тогда поступать правильно значит: там, где у законо-
дателя, составившего закон без оговорок, пропуск или
погрешность, поправить упущение, которое признал бы
даже сам законодатель, окажись он тут, а если бы знал за-
ранее, то внес бы [эту поправку] в законодательство.

Посему [добро] и есть право и лучше любого, но не без-
условного права, [а точнее], оно лучше [права] с погреш-

 


ностью, причина которой — его безусловность. И сама
природа доброго — это поправка к закону в том, в чем из-
за его всеобщности имеется упущение.

Здесь причина тому, что не все подчиняется закону,
так как относительно иных вещей нельзя установить зако-
на, а, следовательно, нужно особое решение голосова-
нием.

Для неопределенного и правило (kanon) неопределен-
но; подобно тому как в лесбосском зодчестве лекало
(kanon) из свинца, ведь оно изгибается по очертаниям
камня и не остается [неизменным] правилом, так и осо-
бое решение голосованием [меняется] в зависимости от
предмета.

Итак, ясно, что есть «добро», и почему оно правосуд-
но, и какого [вида] правосудия оно лучше. Понятно из
этого также, кто такой добрый человек, ибо, кто способен
сознательно избрать [добро] и осуществлять это в поступ-
ках, кто не [требует] точного [соблюдения своего] права в
ущерб [другим], но, несмотря на поддержку закона, скло-
нен [брать] меньше, тот и добр, и этот [душевный] склад —
доброта, представляющая собою вид правосудности и
не являющаяся каким-то отличным от нее [душевным]
складом.

15 (XI). Возможно ли поступать с самим собой непра-
восудно — ясно из сказанного выше. А именно: одна
часть правосудного — это то, что установлено законом в
согласии со всей добродетелью; так, закон не приказывает
убивать самого себя, а что он не приказывает, [то] воспре-
щает.

Далее, когда человек вопреки закону причиняет вред,
к тому же не в ответ на вред, [ему причиненный], и по
своей воле, он поступает неправосудно, а [самоубийца по-
ступает] по своей воле, потому что он знает, кому [вредит]
и чем. И еще: кто в гневе поражает себя по своей воле, со-
вершает это вопреки верному суждению, закон же этого
не разрешает. Следовательно, [такой человек] поступает
неправосудно. Но с кем? Может быть, с государством, а
не с самим собой? В самом деле, он страдает по своей
воле, а никто не терпит неправосудие по своей воле. Вот
почему государство даже налагает взыскание на само-

 


убийцу и своего рода бесчестие преследует его как челове-
ка, который неправосудно поступил по отношению к го-
сударству.

Далее, в той мере, в какой поступающий неправосудно
лишь неправосуден и не дурен в целом, ему невозможно
поступать неправосудно с самим собой (это иной довод
по сравнению с предыдущим; действительно, неправосуд-
ный в каком-то определенном отношении подл в таком
же частном смысле, как, скажем, трус, а не как обладатель
[всей] подлости целиком, а значит, и поступает неправо-
судно он не в меру такой [подлости]). В самом деле, иначе
одного и того же [человека — самого себя] — можно было
бы одновременно и обделить и наделить одним и тем же,
а это невозможно; напротив, правосудие и неправосудие
необходимо существуют между [двумя или] несколькими
[лицами].

Кроме того, [неправосудный поступок] предполагает
произвольность, сознательный выбор и первый шаг, так
как не считается, что неправосудно поступают, делая в
ответ то же самое, из-за чего пострадали, между тем как
тот, кто [поступает неправосудно] с самим собой, одно-
временно [одно и то же] испытывает и делает.

Кроме того, [наконец], получится, что, [поступая с
собой неправосудно, человек] терпит неправосудие по
своей воле.

И в конце концов, никто не поступает неправосудно
без того, чтобы совершить частное неправосудное дело,
но никто не может блудить со своей [женой], вломиться
в собственный дом, украсть свое [имущество].

В целом [вопрос о] неправосудном поступке по отно-
шению к самому себе разрешается благодаря определе-
нию, [которое мы дали понятию] «по своей воле терпеть
неправосудие».

Очевидно, что и то и другое дурно — и терпеть непра-
восудие, и поступать неправосудно, ведь одно означает
иметь меньше, а другое — [иметь] <больше середины... >,
она же подобна здоровью во врачебном [искусстве], за-
калке — в гимнастическом.

Поступать неправосудно, однако, хуже, ибо если такие
поступки достойны осуждения и причастны порочнос-
ти, — причем либо полной и безусловной порочности,
либо близкой к тому (ведь не все, что произвольно [и не-

 


правосудно], сопряжено с неправосудностью [как скла-
дом]), — то «терпеть неправосудие» не причастно к по-
рочности и неправосудности.

Итак, само по себе терпеть неправосудие менее дурно,
но при [известном] стечении обстоятельств ничто не ме-
шает этому быть большим злом. Впрочем, искусству [или
науке] до этого нет дела. Так, воспаление легких [врачева-
ние] называет болезнью более [опасной], чем ушиб, и все-
таки при стечении обстоятельств последний может ока-
заться иной раз [опаснее], если случится так, что
[человек], упавший от удара и получивший ушиб, захва-
чен врагами или погиб.

В переносном смысле, или пользуясь сравнением,
[можно сказать], что право может существовать не в отно-
шении к самому себе, но в отношениях частей [души],
причем не всякое право, а «господское» и «семейное».
Ведь в этих рассуждениях было проведено различие
между частью души, наделенной суждением и лишенной
суждения; имея в виду [обе] эти части, и думают, что су-
ществует неправосудность в отношении к себе самому,
ибо между этими частями может быть [так, что] они ис-
пытывают нечто вопреки собственным стремлениям (оr-
exeis), и потому у этих [частей души] своего рода право в
отношениях друг к другу подобно [правовым отношени-
ям] начальника и подчиненного.

Итак будем считать, что правосудность и другие [нрав-
ственные добродетели] мы, таким образом, разобрали.


КНИГА ШЕСТАЯ (Z)

1(I). Поскольку ранее мы сказали, что следует изби-
рать середину, а не избыток и недостаток, а середина та-
кова, как определяет верное суждение, то давайте в этом
разберемся.

Итак, для всех вышеупомянутых складов [души], как и
для прочего, существует определенная «цель», с оглядкой
на которую обладающий суждением натягивает и ослаб-
ляет [струны]; и для обладания серединой в чем бы то ни
было существует известная граница (horos), которая, как
мы утверждаем, помещается между избытком и недостат-
ком, будучи согласована с верным суждением.

Такое высказывание истинно, но отнюдь не прозрач-
но, ибо и для других занятий, для которых существует
наука, истинно высказывание, что утруждаться и про-
хлаждаться нужно не слишком много и не слишком мало,
а [соблюдая] середину, т. е. так, как [велит] верное сужде-
ние; но, обладая только этим [знанием], человек не знал
бы ничего больше, например [он не знал бы], какие [ле-
карства] нужны для тела, если бы сказал: «те, которые
предписывает врачебное искусство, и тот, кто им облада-
ет». Вот почему нужно, чтобы применительно к складам
души тоже не только было высказано нечто истинное, но
и было бы точно определено: что есть верное суждение и
какова [определяющая] его граница.

2. Разделив добродетели души, мы утверждали, что
одни относятся к нраву, а другие к мысли. Мы уже разо-
брали нравственные добродетели, об остальных будем го-
ворить — прежде сказав о душе — следующим способом.

 


Ранее уже было сказано, что существуют две части
души: наделенная суждением и лишенная его; теперь
нужно таким же образом предпринять разделение в той,
что обладает суждением. Предположим, что частей, наде-
ленных суждением, тоже две: одна — та, с помощью кото-
рой мы созерцаем такие сущности, чьи начала не могут
быть инакими, [т. е. меняться]; другая — та, с помощью
которой [понимаем] те, [чьи начала] могут [быть и таки-
ми, и инакими]. Дело в том, что для вещей разного рода
существуют разного рода части души, предназначенные
для каждой отдельной вещи по самой своей природе, коль
скоро познание возможно здесь в соответствии с каким-
то подобием и сродством [этих частей души и предметов
познания]. Пусть тогда одна часть называется научной, а
другая рассчитывающей (to logistikon), ибо принимать ре-
шения (boyleyesthai) и рассчитывать (logidzesthai) — это
одно и то же, причем никто не принимает решений о том,
что не может быть иначе. Следовательно, рассчитываю-
щая часть — это [только] какая-то одна часть [части], на-
деленной суждением.

Нужно теперь рассмотреть, каков наилучший склад
для той и для другой части души, ибо для той и для другой
именно он является добродетелью, а добродетель прояв-
ляется в свойственном ей деле.

(II). Есть три [силы] души, главные для поступка и для
истины: чувство, ум (noys), стремление (orexis). Из них
чувство не является началом какого бы то ни было по-
ступка; это ясно потому, что чувство имеют и звери, но
они не причастны к поступку. Далее, что для мысли ут-
верждение и отрицание, то для стремления преследование
и бегство. Таким образом, если нравственная доброде-
тель — это устои, которые избираются нами сознательно
(hexis proairetike), а сознательный выбор — это стремле-
ние, при котором принимают решения (orexis boyleytike),
то суждение должно быть поэтому истинным, а стремле-
ние правильным, коль скоро и сознательный выбор
добропорядочен и [суждение] утверждает то же, что пре-
следует стремление.

Итак, мысль и истина, о которых идет речь, имеют
дело с поступками (praktike), а для созерцательной (theo-
retike) мысли, не предполагающей ни поступков, ни сози-

 


дания-творчества (poietike), добро (to ey) и зло (to ka-
kos) — это соответственно истина и ложь; ибо это — дело
всего мыслящего, дело же части, предполагающей поступ-
ки и мыслительной, — истина, которая согласуется с пра-
вильным стремлением.

Начало, [источник], поступка — сознательный выбор,
но как движущая причина, а не как целевая, [в то время
как источник] сознательного выбора — стремление и суж-
дение, имеющее что-то целью. Вот почему сознательный
выбор невозможен ни помимо ума и мысли, ни помимо
[нравственных] устоев; в самом деле, благополучие [как
получение блага] в поступках (eypraxia), так же как его
противоположность, не существует в поступке помимо
мысли и нрава. Однако сама мысль ничего не приводит
в движение, [это делает только мысль], предполагающая
какую-то цель, т. е. поступок, ибо у этой [мысли] под на-
чалом находится творческая [мысль]. Дело в том, что вся-
кий, кто творит, творит ради чего-то и творчество (to
poieton) — это не безотносительная цель, но чья-то [цель]
и относительная. Между тем свершение поступка (to prak-
ton) — [цель безотносительная], а именно: благо-получе-
ние в поступке (eypraxia) само есть цель, стремление же
направлено к цели. Именно поэтому сознательный вы-
бор — это стремящийся ум, [т. е. ум, движимый стремле-
нием], или же осмысленное стремление, [т. е. стремление,
движимое мыслью], а именно такое начало есть человек.

Предметом сознательного выбора (proaireton) не
может быть нечто в прошлом; так, никто не собирается
(proaireitai) разрушить Илион, ибо о прошедшем не при-
нимают решений, [их принимают только] о будущем и о
том, что может быть, а прошедшее не может стать не быв-
шим, и потому прав Агафон:

Ведь только одного и богу не дано:

Не бывшим сделать то, что было сделано.

Таким образом, дело обеих умственных частей души —
истина. А это значит, что для обеих частей добродетелями
являются те склады [души], благодаря которым та и дру-
гая [часть] достигнет истины наиболее полно.

3(III). Итак, снова начнем наше рассуждение об этих
[душевных складах] от начала. Допустим, что душа дости-

 


гает истины, утверждая и отрицая благодаря пяти [вещам],
а именно: искусству, науке, рассудительности, мудрости,
уму (поскольку в предположениях и мнениях можно об-
мануться, [мы их не учитываем]).

Что такое наука — если нужно давать точные опреде-
ления, а не следовать за внешним сходством, — ясно из
следующего. Мы все предполагаем, что известное нам по
науке не может быть и таким а инаким; а о том, что может
быть и так и иначе, когда оно вне [нашего] созерцания,
мы уже не знаем, существует оно или нет. Таким образом,
то, что составляет предмет научного знания (to episteton),
существует с необходимостью, а значит, вечно, ибо все
существующее с безусловной необходимостью вечно, веч-
ное же не возникает и не уничтожается.

Далее, считается, что всякой науке нас обучают
(didakte), а предмет науки — это предмет усвоения (mathe-
ton). Как мы утверждали и в «Аналитиках», всякое обуче-
ние, исходя из уже познанного, [прибегает] в одном слу-
чае к наведению, в другом — к умозаключению, [т. е.
силлогизму]. При этом наведение — это [исходный]
принцип, и [он ведет] к общему, а силлогизм исходит из
общего. Следовательно, существуют принципы, [т. е. по-
сылки], из которых выводится силлогизм и которые не
могут быть получены силлогически, а значит, их получа-
ют наведением.

Итак, научность (episteme) — это доказывающий, [апо-
диктический], склад (сюда надо добавить и другие уточне-
ния, данные в «Аналитиках»), ибо человек обладает науч-
ным знанием, когда он в каком-то смысле обладает верой
и принципы ему известны. Если же [принципы известны
ему] не больше вывода, он будет обладать наукой только
привходящим образом.

(IV). Таким образом мы дадим здесь определение
науке.

4. В том, что может быть так и иначе, одно относится
к творчеству, другое к поступкам, а творчество (poiesis) и
поступки (praxis) — это разные вещи (в этом мы доверя-
емся сочинениям: для широкого круга). Следовательно, и
предполагающий поступки склад, причастный суждению,
отличается от причастного суждению склада, предполага-
ющего творчество. Поэтому они друг в друге не содержат-

 


ся, ибо ни поступок не есть творчество, ни творчество —
поступок. Поскольку, скажем, зодчество — некое искус-
ство, а значит, и разновидность соответствующего при-
частного суждению склада [души], предполагающего
творчество, [поскольку, далее], не существует ни такого
искусства, которое не было бы причастным суждению и
предполагающим творчество складом [души], ни подоб-
ного склада, который не был бы искусством [как искус-
ностью], постольку искусство и склад [души], причастный
истинному суждению и предполагающий творчество, —
это, по-видимому, одно и то же. Всякое искусство имеет
дело с возникновением, и быть искусным значит разуметь
(theorem), как возникает нечто из вещей, могущих быть и
не быть и чье начало в творце, а не в творимом. Искусство
ведь не относится ни к тому, что существует или возника-
ет с необходимостью, ни к тому, что существует или воз-
никает естественно, ибо [все] это имеет начало [своего су-
ществования и возникновения] в себе самом. А поскольку
творчество и поступки — вещи разные, искусство с необ-
ходимостью относится к творчеству, а не к поступкам.
Случай и искусство, между тем, в каком-то смысле имеют
дело с одним и тем же; по слову Агафона:

Искусству случай мил, искусство — случаю.

Таким образом, как уже было сказано, искусство [и
искусность] — это некий причастный истинному сужде-
нию склад [души], предполагающий творчество, а неис-
кусность в противоположность ему есть склад [души],
предполагающий творчество, но причастный ложному
суждению, причем [и то и другое] имеет дело с вещами,
которые могут быть и такими и инакими.

5(V). О рассудительности (phronesis) мы тогда соста-
вим понятие, когда уразумеем, кого мы называем рассу-
дительными. Рассудительным кажется тот, кто способен
принимать верные решения в связи с благом и пользой
для него самого, однако не в частностях — например, что
[полезно] для здоровья, для крепости тела, — но в целом:
какие [вещи являются благами] для хорошей жизни. Под-
тверждается это тем, что мы говорим о рассудительных в
каком-то отношении, когда люди сумели хорошо рассчи-

 


тать, что нужно для достижения известной добропорядоч-
ной цели, [для достижения которой] не существует искус-
ства. Следовательно, кто способен принимать [разумные]
решения, тот и рассудителен в общем смысле слова.
Между тем никто не принимает решений ни о том, что он
может быть иным, ни о том, что ему невозможно осуще-
ствить. Следовательно, коль скоро наука связана с доказа-
тельством, а для того, чьи принципы могут быть и такими
и инакими, доказательство невозможно (ибо все может
быть и иначе) и, наконец, невозможно принимать реше-
ния о существующем с необходимостью, то рассудитель-
ность не будет ни наукой, ни искусством: наукой не
будет, потому что поступать можно и так и иначе, а искус-
ством не будет, потому что поступок и творчество разли-
чаются по роду. А значит, ей остается быть истинным
причастным суждению складом [души], предполагающим
поступки, касающиеся блага и для человека. Цель творче-
ства отлична от него [самого], а цель поступка, видимо,
нет, ибо здесь целью является само благо-получение в по-
ступке. Оттого мы и считаем рассудительным Перикла и
ему подобных, что они способны разуметь, в чем их соб-
ственное благо и в чем благо человека; такие качества мы
приписываем тем, что управляет хозяйством или государ-
ством.

Вот оттого мы зовем и благоразумие его именем, что
полагаем его блюстителем рассудительности, а блюдет
оно такое представление [о собственном и человеческом
благе]. Ведь не всякое представление уничтожается (dia-
phtheirei) или извращается удовольствием и страданием
(скажем, [представление о том, что] сумма углов треуголь-
ника равна или не равна сумме двух прямых углов); [это
происходит только с представлениями], которые связаны
с поступками. Дело в том, что принципы поступков — это
то, ради чего они совершаются, но для того, кто из-за
удовольствия или страдания развращен (toi diephthar-
menoi), принцип немедленно теряет очевидность, как и
то, что всякий выбор и поступок надо делать ради этого
принципа и из-за него. Действительно, порочность унич-
тожает (phthartike) [именно] принцип.

Итак, рассудительностью необходимо является [ду-
шевный] склад, причастный суждению, истинный и пред-
полагающий поступки, касающиеся человеческих благ.


Но, однако, если для искусства существует доброде-
тель, то для рассудительности нет. К тому же в искусстве
предпочтение отдается тому, кто ошибается по своей
воле, но в том, что касается рассудительности, [такой че-
ловек] хуже [ошибающегося непроизвольно], точно так
же как в случае с добродетелями. Ясно поэтому, что [рас-
судительность сама] есть некая добродетель и не есть ис-
кусство, [или искусность]. Поскольку существуют две
части души, обладающие суждением, рассудительность,
видимо, будет добродетелью одной из них, а именно той,
что производит мнения, ибо и мнение, и рассудитель-
ность имеют дело с тем, что может быть и так и иначе. Но
рассудительность — это тем не менее не только [душев-
ный] склад, причастный суждению; а подтверждение
этому в том, что такой склад [души — навык — ] можно
забыть, а рассудительность нет.

6 (VI). Поскольку наука — это представление (hypo-
lepsis) общего и существующего с необходимостью, а до-
казательство (ta apodeikta) и всякое иное знание исходит
из принципов, ибо наука следует [рас]суждению (meta
logoy), постольку принцип предмета научного знания (toy
epistetoy) не относится ни [к ведению] науки, ни [тем
более] — искусства и рассудительности. Действительно,
предмет научного знания — [это нечто] доказываемое (to
apodeikton), а [искусство и рассудительность] имеют дело
с тем, что может быть и так и иначе. Даже мудрость не для
этих первопринципов, потому что мудрецу свойственно в
некоторых случаях пользоваться доказательствами. Если
же то, благодаря чему мы достигаем истины и никогда не
обманываемся относительно вещей, не могущих быть та-
кими и инакими или даже могущих, это наука, рассуди-
тельность, мудрость и ум и ни одна из трех [способнос-
тей] (под тремя я имею в виду рассудительность, науку и
мудрость) не может [приниматься в расчет в этом случае],
остается [сделать вывод], что для [перво]принципов суще-
ствует ум.

7 (VII). Мудрость в искусствах мы признаем за теми,
кто безупречно точен в [своем] искусстве; так, например,
Фидия мы признаем мудрым камнерезом, а Поликлета —

 


мудрым ваятелем статуй, подразумевая под мудростью,
конечно, не что иное, как добродетель, [т. е. совершенст-
во], искусства. Однако мы уверены, что существуют некие
мудрецы в общем смысле, а не в частном и ни в каком
другом, как Гомер говорит в «Маргите»:

Боги не дали ему землекопа и пахаря мудрость,
Да и другой никакой.

Итак, ясно, что мудрость — это самая точная из наук.
А значит, должно быть так, что мудрец не только знает
[следствия] из принципов, но и обладает истинным [зна-
нием самих] принципов (peri tas arkhas aletheyein).

Мудрость, следовательно, будет умом и наукой, словно
бы заглавной наукой о том, что всего ценнее. Было бы не-
лепо думать, будто либо наука о государстве, либо рассу-
дительность — самая важная [наука], поскольку человек
не есть высшее из всего в мире. Далее, если «здоровое» и
«благое» для людей и рыб различно, но «белое» и «пря-
мое» всегда одно и то же, то и мудрым все бы признали
одно и то же, а «рассудительным» разное. Действительно,
рассудительным назовут того, кто отлично разбирается в
том или ином деле, <касающемся [его] самого>, и предо-
ставят это на его усмотрение. Вот почему даже иных зве-
рей признают «рассудительными», а именно тех, у кого,
видимо, есть способность предчувствия того, что касается
их собственного существования. Так что ясно, что муд-
рость и искусство управлять государством не будут тожде-
ственны, ибо если скажут, что [умение разбираться] в
собственной выгоде есть мудрость, то много окажется
мудростей, потому что не существует одного [умения] для
[определения] блага всех живых существ совокупно, но
для каждого — свое, коль скоро и врачебное искусство
тоже не едино для всего существующего.

А если [сказать], что человек лучше [всех] прочих
живых существ, то это ничего не меняет, ибо даже чело-
века много божественнее по природе другие вещи, взять
хотя бы наиболее зримое — [звезды], из которых состоит
небо (kosmos).

Из сказанного, таким образом, ясно, что мудрость —
это и научное знание, и постижение умом вещей по при-
роде наиболее ценных. Вот почему Анаксагора и Фалеса

 


и им подобных признают мудрыми, а рассудительными
нет, так как видно, что своя собственная польза им неве-
дома, и признают, что знают они [предметы] совершен-
ные, достойные удивления, сложные и божественные, од-
нако бесполезные, потому что человеческое благо они не
исследуют.

8. Рассудительность же связана с человеческими дела-
ми и с тем, о чем можно принимать решение; мы утверж-
даем, что дело рассудительного — это, прежде всего, ра-
зумно принимать решения (to ey boyleyesthai), а решения
не принимают ни о вещах, которым невозможно быть и
такими и инакими, ни о тех, что не имеют известной
цели, причем эта цель есть благо, осуществимое в поступ-
ке. А безусловно способный к разумным решениям (еу-
boylos) тот, кто благодаря расчету (kata ton logismon) умеет
добиться высшего из осуществимых в поступках блага для
человека.

И не только с общим имеет дело рассудительность, но
ей следует быть осведомленной в частных [вопросах], по-
тому что она направлена на поступки, а поступок связан
с частными [обстоятельствами]. Вот почему некоторые,
не будучи знатоками [общих вопросов], в каждом отдель-
ном случае поступают лучше иных знатоков [общих пра-
вил] и вообще опытны в других вещах. Так, если, зная,
что постное мясо хорошо переваривается и полезно для
здоровья, не знать, какое [мясо бывает] постным, здоро-
вья не добиться, и скорее добьется [здоровья] тот, кто
знает, что постное и полезное для здоровья [мясо] птиц.

Итак, рассудительность направлена на поступки, сле-
довательно, [чтобы быть рассудительным], нужно обла-
дать [знанием] и того и другого [— и частного, и общего]
или даже в большей степени [знанием частных вопросов].
Однако и в этом случае имеется своего рода управляю-
щее, (arkhitektonike) [знание, или искусство, т. е. полити-
ка]. И государственное [искусство], и рассудительность —
это один и тот же склад, хотя эти понятия и не тождест-
венны.

(VIII). Рассудительность в делах государства (politike
phronesis) [бывает двух видов]: одна как управляющая
представляет собою законодательную [науку], другая как
имеющая дело с частными [вопросами] носит общее на-
звание государственной науки, причем она предполагает

 


поступки и принимание решений, ибо что решено голо-
сованием [народного собрания] как последняя данность
(to eskhaton) осуществляется в поступках. Поэтому только
об этих людях говорят, что они занимаются государствен-
ными делами, так как они действуют подобно ремеслен-
никам.

Вместо с тем, согласно общему мнению, рассудитель-
ностью по преимуществу является та, что связана с самим
человеком, причем с одним; она тоже носит общее имя
«рассудительность». А из тех [рассудительностей, что на-
правлены не на самого ее обладателя, ] одна хозяйствен-
ная, другая законодательная, третья государственная,
причем последняя подразделяется на рассудительность
в принимании решений и в судопроизводстве.

9. Итак, знание [блага] для себя будет одним из видов
познания, но он весьма отличается от прочих. И согласно
общему мнению, рассудителен знаток собственного блага,
который им и занимается; что же до государственных
мужей, то они лезут в чужие дела. Потому Еврипид и го-
ворит:







Дата добавления: 2015-08-12; просмотров: 367. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ МЕХАНИКА Статика является частью теоретической механики, изучающей условия, при ко­торых тело находится под действием заданной системы сил...

Метод архитекторов Этот метод является наиболее часто используемым и может применяться в трех модификациях: способ с двумя точками схода, способ с одной точкой схода, способ вертикальной плоскости и опущенного плана...

Примеры задач для самостоятельного решения. 1.Спрос и предложение на обеды в студенческой столовой описываются уравнениями: QD = 2400 – 100P; QS = 1000 + 250P   1.Спрос и предложение на обеды в студенческой столовой описываются уравнениями: QD = 2400 – 100P; QS = 1000 + 250P...

Дизартрии у детей Выделение клинических форм дизартрии у детей является в большой степени условным, так как у них крайне редко бывают локальные поражения мозга, с которыми связаны четко определенные синдромы двигательных нарушений...

Понятие о синдроме нарушения бронхиальной проходимости и его клинические проявления Синдром нарушения бронхиальной проходимости (бронхообструктивный синдром) – это патологическое состояние...

Опухоли яичников в детском и подростковом возрасте Опухоли яичников занимают первое место в структуре опухолей половой системы у девочек и встречаются в возрасте 10 – 16 лет и в период полового созревания...

Способы тактических действий при проведении специальных операций Специальные операции проводятся с применением следующих основных тактических способов действий: охрана...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.011 сек.) русская версия | украинская версия