Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

КАЛЛИКЛ, СОКРАТ, ХЕРЕФОНТ, ГОРГИЙ, ПОЛ 72 страница





 


человек добродетелен, а такое чувство доставляет удоволь-
ствие само по себе. Следовательно, нам нужно чувство-
вать в себе, что [добродетель] друга тоже существует, а это
получится при жизни сообща и при общности речей и
мысли (en toi koinonein ton logon kai dianoias). О «жизни
сообща» применительно к людям (а не о выпасе на одном
и том же месте, как в случае со скотом) говорят, наверно
имея в виду именно это.

Итак, если для блаженного бытие заслуживает избра-
ния само по себе, как благо по природе и удовольствие, и
если почти так же он относится к бытию друга, то и друг
будет, пожалуй, одним из предметов, заслуживающих из-
брания. А что для блаженного предмет избрания, то долж-
но у него быть в наличии, в противном случае он будет в
этом отношении нуждающимся. Следовательно, кто будет
считаться «счастливым», будет нуждаться в добропоря-
дочных друзьях.

10(Х). Надо ли в таком случае заводить возможно
больше друзей, или же, как о гостеприимстве удачно, ка-
жется, сказано: «не много гостей и не без них», так и в
дружбе будет уместно не быть без друзей (aphilos), но и не
иметь их чрезмерно много (polyphilos)?

Это изречение, пожалуй, вполне подходит к друзьям
для пользы, так как затруднительно многим ответить ус-
лугой на услугу, и жизни на <это> не хватит. И если друзей
больше, чем достаточно для собственной жизни, они из-
лишни и служат препятствием прекрасной жизни, а стало
быть в них нет нужды. И для удовольствия довольно не-
многих друзей, как и приправы к пище [нужно не много].

Но заводить ли возможно большее число добропоря-
дочных друзей, или есть некая мера их множества, как и
[множества граждан] государства? В самом деле, ни из де-
сяти человек не образуется государство, ни из десятижды
десяти тысяч тоже уже не будет государства, «Сколько» —
это, вероятно, не одно какое-то [число], но весь промежу-
ток между известными пределами. Так что и количество
друзей имеет пределы, и, вероятно, самое большое число
друзей то, с каким человек сможет жить сообща (ведь
жизнь сообща была принята за главный признак друж-
бы); а что невозможно жить сообща со многими и делить
себя [между ними] — это совершенно ясно. Кроме того,

 


нашим друзьям тоже надо быть между собой друзьями,
если им всем предстоит проводить дни друг с другом, но
при большом их числе это трудное дело. В тягость стано-
вится и делить со многими радость и горе, как свои соб-
ственные, потому что, весьма вероятно, придется в одно и
то же время с одним делить удовольствие, а с другим —
огорчения.

Так что, наверное, хорошо (еу ekhei) стараться иметь
друзей не сколь возможно больше, а столько, сколько до-
статочно для жизни сообща; действительно, было бы, ви-
димо, невозможно быть многим очень [близким] другом.
Поэтому и не влюбляются во многих, ведь влюбленность
тяготеет к своего рода чрезмерной дружбе, причем по от-
ношению к одному человеку; стало быть, близкая (spho-
dra) дружба — это дружба с немногими.

Что это действительно так, ясно из самих вещей (epi
ton pragmaton), ведь при товарищеской дружбе не бывает
большого числа друзей, да и в гимнах говорится о парах.
Те же, у кого много друзей и кто со всеми ведут себя по-
свойски (oikeios), ни для кого, кажется, не друзья, разве
только в государственном смысле — [как друзья-сограж-
дане] (politikos). Конечно, в государственном смысле
можно со многими быть другом и не будучи угодливым, а
будучи поистине добрым. Но дружба во имя добродетели
и во имя самих друзей со многими невозможна: желанно
найти и немногих таких друзей.

11 (XI). При удачах или при несчастьях больше нужда
в друзьях? Ведь ищут друзей и в том и в другом случае, по-
тому что неудачники нуждаются в поддержке, а удачли-
вые — в близких (symbioi), которым будут делать добро,
ибо они желают творить добро. Таким образом, необходи-
мость в друзьях больше при неудачах, потому что в этом
случае нуждаются в полезных [друзьях], но прекраснее
дружба при удачах, недаром тогда в друзья ищут добрых,
понимая, что оказывать благодеяния таким и проводить
с ними время скорее достойно избрания.

Даже само присутствие друзей доставляет удовольст-
вие и при удачах, и в несчастьях, так как страдание облег-
чается, когда другие разделяют наше горе. Вот поэтому
можно, пожалуй, задать вопрос: снимают ли [друзья с нас
горе], словно тяжесть, или же происходит не это, но их

 


присутствие доставляет удовольствие и сознание того, что
они разделяют наше горе, уменьшает страдание? Вопрос о
том, по этой причине или по какой-то другой приходит
облегчение, отложим; очевидно, во всяком случае, что
происходит именно то, что сказано.

Похоже, однако, что присутствие [друзей, когда у нас
горе], — это какая-то смесь [удовольствия и страдания].
Уже видеть друзей — удовольствие, особенно для неудач-
ника, и это становится своего рода поддержкой в страда-
ниях (ведь друг, если умеет быть любезным, и видом
своим, и речью приносит утешение, потому что он знает
нрав [друга]: что ему доставляет удовольствие и что —
страдание). С другой стороны, чувство, что друг страдает
из-за наших собственных неудач, заставляет страдать, по-
тому что всякий избегает быть для друзей виновником
страданий. Именно поэтому истинные мужи по своей
природе остерегаются сострадания к ним самим, и если
только они не сверх всякой меры нечувствительны к стра-
данию, то страданий, которые они вызывают у друзей, не
переносят и вообще не допускают к себе плакальщиков,
потому что и сами отнюдь не плакальщики; а женщины и
подобные им мужчины радуются тем, кто рыдает вместе с
ними, и питают к ним дружбу как к друзьям и делящим
с ними горе. Ясно, что во всех случаях подражать следует
лучшему.

А присутствие друзей в дни удач означает с удовольст-
вием проведенное время и сознание, что друзья получают
удовольствие от наших собственных благ. Наверное, по-
этому и считается, что в случае удачи следует радушно
звать к себе друзей (потому что прекрасно быть благоде-
тельным), а в случае неудачи — мешкать с этим. Действи-
тельно, надо возможно меньше своих несчастий переда-
вать [другому], откуда и поговорка: «Довольно, что я
несчастен». Призывать к себе друзей надо прежде всего
тогда, когда им предстоит, немного обременив себя, ока-
зать нам великую помощь.

А приходить, напротив, подобает, наверное, к тому,
у кого неудачи, причем без зова и с охотой, потому что
другу свойственно делать добро, и в первую очередь тем,
кто нуждается, притом тогда, когда на него не рассчиты-
вали: в этом для обоих больше прекрасного и удовольст-
вия. И в случае удачи подобает охотно оказывать содейст-

 


вие (ибо и тогда нуждаются в друзьях), а что касается при-
нятия благодеяний, тут [можно быть] ленивым, ведь не-
красиво охотно принимать помощь.

Однако, может быть, следует остерегаться прослыть
неприятным (doxan aedias) за то, что отталкиваешь [благо-
деяния], иногда ведь [и так] бывает.

Итак, во всех положениях присутствие друзей, види-
мо, заслуживает предпочтения.

12 (XII). Не правда ли, подобно тому как созерцание
любимого — для влюбленных самая большая радость и
они предпочитают это чувство всему остальному, потому
что существование и возникновение влюбленности обу-
словлено в первую очередь этим [удовольствием от созер-
цания], так и друзья всему предпочитают жизнь сообща?
Ибо дружба — это общность, и, как относятся к самому
себе, так и к другу; а раз чувство собственного бытия в
нас заслуживает избрания, то и чувство бытия друга —
тоже; между тем деятельное проявление (energeia) этого
[чувства] возникает при жизни сообща, так что друзья,
конечно, тянутся к ней. И чем бы ни было для каждого
отдельного человека бытие, и ради чего бы он ни предпо-
читал жизнь (to dzen), живя, он хочет проводить время с
друзьями. Вот почему одни вместе поют, другие играют в
кости, третьи занимаются гимнастикой, охотой или фило-
софией: каждый проводит свои дни с друзьями именно в тех
занятиях, какие он любит больше всего в жизни, потому
что, желая жить сообща с друзьями, люди делают то и в том
принимают участие, в чем и мыслят себе жизнь сообща.

Итак, у дурных дружба портится (ведь, шаткие [в своих
устоях], они связываются (koinonoysi) с дурными и стано-
вятся испорченными, уподобляясь друг другу); а дружба
добрых даже возрастает от общения, ведь принято счи-
тать, что такие друзья становятся лучше благодаря воздей-
ствию друг на друга и исправлению друг друга; они, ко-
нечно, заимствуют друг у друга то, что им нравится,
откуда [изречение]: «От добрых добро».

Итак, будем считать, что о дружбе сказано. Следом
можно рассказать об удовольствии.


КНИГА ДЕСЯТАЯ (К)

1(I). За этим следует, вероятно, описание удовольст-
вия, ведь считается, что оно особенно глубоко внедрилось
в нашем [человеческом] роде, а потому и детей воспиты-
вают, подстегивая их удовольствиями и страданиями; и
для добродетели нрава самым важным считается наслаж-
даться, чем должно, и ненавидеть, что следует. Это рас-
пространяется на всю жизнь и имеет влияние и значение
как для добродетели, так и для счастливой жизни, ибо
удовольствия люди избирают, а страданий избегают. Об-
суждение таких вопросов, вероятно, менее всего подобает
пропустить, тем более что об этом много спорят.

Действительно, одни определяют удовольствие как
собственно благо, а другие, напротив, как нечто исключи-
тельно дурное, причем из этих последних одни, видимо,
убеждены, что так и есть, а другие думают, что для нашей
жизни лучше показывать удовольствие как одно из дур-
ных [дел], даже если это не так. [Они говорят, что] боль-
шинство рвутся к удовольствиям и являются их рабами, а
потому надлежит вести в противоположную сторону: так,
мол, удастся прийти к середине.

Но, боюсь, такое рассуждение неправильно. Ведь рас-
суждения, касающиеся страстей и поступков, внушают
меньше доверия, нежели [сами] дела, а когда они к тому
же не согласуются с тем, что люди видят, тогда, вызывая
к себе презрение, губят заодно то, что в них истинного.
Если у осуждающего удовольствия заметят однажды к
ним тягу, кажется, что и он склоняется к ним, потому что
таким, [притягательным], людям представляется всякое
удовольствие, а разграничивать [притягательное и благо]

 


большинству не свойственно. Вот почему истинные суж-
дения, очевидно, исключительно полезны не только для
знания, но и для жизни: идя тем же путем, что сами дела,
они внушают доверие и потому побуждают сообразитель-
ных жить повинуясь им.

Итак, довольно подобных рассуждений, перейдем
к высказываниям об удовольствии.

2(II). Евдокс полагал, что удовольствие есть собствен-
но благо потому, что видел, как все тянется (ephietai) к
нему (и обладающее суждением (elloga), и лишенное его
(aloga)), и потому, что во всем предмет избрания — это
добро (to epieikes), причем наиболее [предпочтительно]
наибольшее добро; а что все обращено к одному, означа-
ет, что это для всех высшее благо, ведь каждое существо
находит благо для себя так же, как пишу, но благо для
всех и то, к чему тянутся все, — это, мол, собственно
благо.

Этим рассуждениям доверяли, скорее, благодаря
добродетели [Евдоксова] права, нежели благодаря им
самим, ибо [Евдокс] считался исключительно благоразум-
ным мужем, а потому казалось, что он говорит это не как
любитель (philos) удовольствий, но потому, что воистину
так и есть.

[Евдокс] полагал также, что [его учение] ничуть не
хуже обнаруживает [свою истинность при рассуждении]
от противного: мол, страдания самого по себе все избега-
ют и соответственно избирают его противоположность
саму по себе; причем особое предпочтение отдается тому,
что мы избираем не из-за другого и не ради другого, а та-
ково, по общему согласию, удовольствие; действительно,
никто не станет расспрашивать, «ради чего» получают
удовольствие, подразумевая, что удовольствие избирают
само по себе.

Присоединение удовольствия к любому из благ делает
благо более достойным избрания, скажем присоединение
удовольствия к совершению правосудных дел (to dikaio-
pragein) или к благоразумному поведению (to sophronoin);
а ведь благо возрастает [лишь с добавлением] его самого.

Таким образом, по крайней мере это рассуждение, по-
хоже, представляет удовольствие одним из благ, но ничуть
не более благом, чем [любое] другое: всякое благо вместе

 


с другими предпочтительней, чем одно. С помощью по-
добного рассуждения и Платон опровергает [учение], что
удовольствие — это собственно благо; он говорит, что жизнь,
доставляющая удовольствие, при разумности больше за-
служивает избрания, чем без нее, а раз такое соединение
лучше, то удовольствие не является собственно благом,
ибо собственно благо от присоединения к нему чего бы то
ни было не становится более достойно избрания. Ясно,
таким образом, что ничто другое, что становится более
достойно избрания вместе с одним из благ как таковых,
тоже не будет собственно благом. Что же тогда из того, к
чему мы причастны, имеет такие свойства? Ведь именно
такое — предмет наших изысканий.

Другие, возражая, что, дескать, то, к чему все тянутся,
не является благом, говорят, пожалуй, вздор. Ведь, во-
первых, что кажется всем, то, утверждаем мы, и имеет
место, а кто отвергает эту общую веру, навряд ли скажет
что-нибудь более достойное доверия. Действительно, в
тех суждениях был бы известный смысл, если бы только
лишенные понимания существа (ta anoeta) стремились к
удовольствиям, но, если и разумные (ta phronima) [стремят-
ся к ним], какой же тогда смысл в этих рассуждениях? Да,
вероятно, и в низших [существах] заключено некое <при-
родное благо>, которое выше их как таковых и которое тя-
нется к сродственному ему благу.

А что говорят [противники Евдокса] о противополож-
ности удовольствию, по-видимому, неправильно. Они ут-
верждают, будто из того, что страдание есть зло, еще не
следует, что удовольствие — благо, ибо и зло противопо-
ложно злу и оба, [зло и благо], — тому, что ни то ни дру-
и небытия
гое. Это неплохой довод, но все же применительно к ска-
занному он не истинный.

Если и удовольствие, и страдание относятся ко злу, то
люди должны были бы избегать обоих, а если к тому, что
ни зло, ни благо, то либо ни того ни другого не надо было
бы избегать, либо в равной мере и того и другого. В дей-
ствительности же оказывается, что одного избегают, как
зла, а другое избирают, и в таком смысле [удовольствие
и страдание] действительно противоположны.

(III). И если удовольствие не относится к качествам,
это еще не означает, что оно не относится к благим, ведь

 


ни деятельные проявления добродетели, ни счастье не яв-
ляются качествами.

Еще говорят, что благо определенно, а удовольствие
неопределенно, так как допускает большую и меньшую
степень.

В таком случае, если судят об этом на том основании,
что удовольствие получают [больше или меньше], тогда то
же самое будет верно и для правосудности и прочих
добродетелей, а по их поводу прямо говорят, что есть на-
деленные ими больше и меньше и что люди <поступают>
сообразно добродетели [в большей и меньшей степени].
Действительно, бывают люди более правосудные и более
мужественные, [чем другие], а дела можно делать и более
и менее правосудные и вести себя и более и менее благо-
разумно. Но, основываясь на [разности в степени] удо-
вольствия, [эти философы], конечно, не называют насто-
ящей причины, между тем как удовольствия могут
оказаться не смешанными [со страданием] и смешан-
ными.

Да и что мешает, чтобы удовольствие, будучи, подобно
здоровью, определенным [понятием], допускало большую
и меньшую степень? Ведь во всех [существах] не одно и то
же соотношение [элементов] (symmetria), и даже в том же
самом [существе] не всегда одно какое-то соотношение,
но это существо остается собой при нарушении соотно-
шения до известного предела и допускает различия в сте-
пени. Значит, такое может быть и с удовольствием.

Полагая собственно благо совершенным, а движение
(kineseis) и становление (geneseis) несовершенными [и неза-
вершенными], стараются показать, что удовольствие — это
движение и становление. Это определение, видимо, непра-
вильно, и удовольствие не является даже движением. Дело в
том, что, согласно принятому мнению, всякому движению
свойственна быстрота или медленность, и если не самому
по себе, как, скажем, движению космоса, то относительно
чего-то другого. Но ни то ни другое неприменимо к удо-
вольствию, ибо удовольствие можно быстро получить, так
же как можно вдруг воспылать гневом, но получать удо-
вольствие невозможно [быстро или медленно ни безотно-
сительно], ни в сравнении с другим, а при ходьбе или
росте и всем таком это возможно. Итак, быстро и медлен-
но можно перейти к удовольствию, но осуществлять его

 


(energein kat' ayten), т. е. получать удовольствие, невозмож-
но быстро.

Как же удовольствие будет возникновением [и станов-
лением]? Ведь, по общепринятому мнению, не возникает
что угодно из чего угодно, но, из чего возникает, на то и
разлагается, а значит, для чего удовольствие — возникно-
вение, для того уничтожение — страдание.

Далее, страдание называют нехваткой чего-то природ-
ного, а удовольствие — его восполнением. Между тем это
телесные состояния. В таком случае, если восполнение
чего-то природного — удовольствие, тогда, в чем проис-
ходит восполнение, то и будет испытывать удовольствие,
тем самым это тело; однако так никто не считает, значит
и восполнение не является удовольствием, но, когда вос-
полнение происходит, человек, должно быть, испытывает
удовольствие, а когда его режут, видимо, страдает.

Это мнение, должно быть, возникло под влиянием
страданий и удовольствий, связанных с пищей, потому
что, почувствовав сначала нехватку пищи и испытав из-за
этого страдание, люди получают удовольствие от воспол-
нения.

Однако такое происходит не при всех удовольствиях.
Так, ведь удовольствия от усвоения знаний и те, что зави-
сят от чувств: удовольствия от обоняния, слуховые и мно-
гие зрительные, — а также воспоминания и надежды, сво-
бодны от страдания (alypoi). Возникновением чего будут
они в таком случае? Ведь нехватки, коей они служили бы
восполнением, не было ни в чем.

А тем, кто в качестве довода выдвигает порицаемые
удовольствия, можно, пожалуй, ответить, что такие удо-
вольствия удовольствия не доставляют. Действительно,
если людям с порочными наклонностями что-то достав-
ляет удовольствие, не надо думать, что это доставляет его
кому-либо, кроме них, подобно тому как не является здо-
ровым, сладким и горьким то, что таково для недужных,
и не бело то, что кажется белым больным глазам.

Или можно ответить в том смысле, что хотя удоволь-
ствия заслуживают избрания, но не от всяких [вещей];
так, скажем, быть богатым — удовольствие, но только не
ценой предательства, и здоровым быть — тоже, но не по-
едая что попало.


Или еще: удовольствия отличаются видом; а именно,
удовольствия от прекрасных вещей и от постыдных раз-
личны, и найти удовольствие в правосудном, не будучи
правосудным, и в музыке, не будучи музыкальным, невоз-
можно; то же справедливо и для других случаев.

И отличие друга от подхалима, кажется, ясно показы-
вает, что удовольствие — не благо и что удовольствия раз-
личаются видом. Один ведь, вступая в общение, имеет
целью собственно благо, а другой — удовольствие, и в со-
ответствии с разными целями общения одного порицают,
а другого хвалят. Далее, никто не избрал бы жить всю
жизнь, имея образ мыслей ребенка, даже получая, сколь-
ко только возможно, удовольствий от того, в чем находят
их дети; и не выбрал бы наслаждение от какого-нибудь из
самых позорных дел, даже если ему никогда не придется
за это пострадать. И в то же время многие дела мы станем
усердно делать, хотя бы это не принесло никакого удо-
вольствия, например смотреть, вспоминать, обладать зна-
нием и добродетелями. И не имеет никакого значения,
сопровождается это с необходимостью удовольствиями
или нет, потому что мы избираем эти вещи, даже если
удовольствие от них не возникает.

Итак, кажется, ясно, что удовольствие не есть собст-
венно благо, что не всякое удовольствие достойно избра-
ния и что существуют некоторые удовольствия, достой-
ные избрания сами по себе, различающиеся при том
видом или источником (aph'hon). Пусть, таким образом, о
том, что говорят об удовольствии и страдании, сказано
достаточно.

3(IV). Что такое удовольствие или каковы его свойст-
ва, станет более понятным, если предпринять рассмотре-
ние, исходя из начала.

Зрение считается в любой миг совершенным, ибо оно
не нуждается ни в чем, что, появившись позже, завершит
идею (eidos) зрения.

Нечто подобное этому — удовольствие; оно есть нечто
целостное, и, видимо, за сколь угодно малый срок нельзя
испытать такое удовольствие, чья идея за больший срок
достигнет совершенства. Вот почему удовольствие не яв-
ляется движением. Ведь всякое движение происходит во
времени и направлено к известной цели (toloys) (как, ска-

 


жем, движется строительство), и оно завершено (teleia),
когда достигнет того, к чему стремится, т. е. по прошест-
вии всего срока или в это время [завершения]. Но приме-
нительно к частям все [движения] не завершены и имеют
видовое отличие от движения в целом и друг от друга.
Действительно, кладка камней отличается от вытесыва-
ния желобов на колонне, а то и другое — от создания
храма в целом. Приэтом создание храма в качестве движе-
ния совершенно [и завершено] (ибо ни в чем не нуждает-
ся с точки зрения поставленной цели), а создание крениды
и триглифа — несовершенно [и не завершенно], потому
что и то и другое — это [создание] только части.

Таким образом, движение различается по видам (toi
eidei) и в любое произвольно взятое время нельзя полу-
чить движение, завершенное по своему виду, а если
и можно, то [только] за все [время движения].

Так и с ходьбой, и со всем прочим. Действительно,
если перемещение — это движение откуда-то и куда-то,
то здесь тоже существуют видовые различия: полет, ходь-
ба, прыжки и тому подобное. И [существуют различия] не
только в таком смысле, но и в самой ходьбе: [хождение]
«откуда-то и куда-то» на расстояние в стадий и в часть
стадия не одно и то же, так же как на расстояния длиной
в разные части стадия; и перейти вот эту черту и ту не
одно и то же, ибо переступают не только черту, но и черту
в [определенном] месте, а ведь эта черта в одном, а та —
в другом месте.

Подробно о движении говорилось в других сочинени-
ях, и, по-видимому, не в любое произвольно взятое время
движение завершено; напротив, многие [частичные дви-
жения] не завершены и имеют видовые различия, коль
скоро «откуда и докуда» образует разные виды.

А вид удовольствия в любое произвольно взятое время
совершенен [и завершен]. Ясно поэтому, что удовольст-
вие и движение будут отличны друг от друга и что удо-
вольствие есть нечто из [разряда] целостных и совершен-
ных вещей. Может показаться, что это так еще и потому,
что движение иначе, как во времени, невозможно, а удо-
вольствие возможно, ибо оно дано целиком в настоящем.

Из этих [рассуждений] ясно и то, что неправильно
определяют удовольствие как движение или становление.
Не все определяется через эти [понятия], но только то,

 


что состоит из частей и не является целостностями (ta
hola). В самом деле, ни для зрения невозможно становле-
ние, [или возникновение], ни для точки, ни для монады, и ничто из этого не является ни движением, ни становле-
нием, а значит, и удовольствие этим не является, так как
представляет собою нечто цельное.

4. Поскольку же всякое чувство осуществляется (еnесr-
goysa) в отношении к чувственно воспринимаемому (to
aisthelon) и поскольку в совершенстве [оно осуществляется], когда хорошо устроено для восприятия наиболее прекрасного из подлежащего восприятию данным чувством (ton hypo ten aistnesm) (ибо именно тогда имеет место совершенная деятельность, а говорить ли, что действует само чувство или то, в чем оно помещается, пусть не имеет значения), постольку, стало быть, в каждом случае лучшей
является деятельность [чувства], устроенного наилучшим
образом для восприятия самого лучшего из подлежащего
восприятию этим чувством. Эта деятельность и будет совершеннейшей и доставляющей наивысшее удовольствие. В самом деле, удовольствие может быть при всяком чувстве, так же как при мышлении и умозрении (theoria); но наиболее совершенное удовольствие доставляет наиболее совершенная деятельность, а наиболее совершенной является [деятельность чувства], хорошо устроенного для самого доброкачественного из [предметов его восприятия], и это удовольствие завершает [и делает совершенной] деятельность. Но удовольствие придает деятельности совершенство не тем же способом, каким это
делают чувственно воспринимаемое [как движущая при-
чина] и чувство [как причина формальная], когда они
доброкачественны (так же, как здоровье и врач не в
одном и том же смысле являются причиной здорового со-
стояния).

Что удовольствие возникает при каждом из чувств,
ясно (говорим ведь мы о видах и звуках, доставляющих
удовольствие). Ясно также, что удовольствие возникает
прежде всего тогда, когда и чувство наилучшее, и действу-
ет оно в отношении к такому же [наилучшему] — предме-
ту восприятия. А если таковы и чувственно воспринимае-
мое, и чувствующее, то при наличии того, что действует,
и того, что испытывает, всегда будет иметь место удоволь-

 


ствие. Удовольствие делает деятельность совершенной
[и полной] (teleioi) не как свойство (hexis), в ней заложен-
ное, но как некая полнота (telos), возникающая попутно,
подобно красоте у [людей] в расцвете лет.

Таким образом, пока умопостигаемый (noeton) или
чувственно воспринимаемый (aistheton) [предмет] и то, что
судит о нем или созерцает его остаются такими, какими
они должны быть, в деятельности будет удовольствие;
ведь если претерпевающее и действующее подобны и оди-
наково относятся друг к другу, то и [результат], естествен-
но, будет такой же, как они.

Отчего же никто не испытывает удовольствие непре-
рывно? Может быть, человек устает? Действительно,
ничто человеческое не способно к непрерывной деятель-
ности. А потому и удовольствие не бывает непрерывным:
ведь оно сопровождает деятельность.

Некоторые вещи нравятся, пока новы, а потом уже не
так, и по той же причине мысль сперва увлечена и напря-
женно деятельна в этом [новом предмете], например,
когда вглядываются в лицо [нового человека, стараясь его
узнать], но после деятельность уже не такая напряженная,
напротив того, она небрежная, а потому тускнеют и удо-
вольствия.

Можно предположить, что все стремятся к удовольст-
вию потому же, почему все тянутся к жизни, ведь жизнь —
это своего рода деятельность, и каждый действует в та-
ких областях и такими способами, какие ему особенно
любы; например, музыкант действует слухом в напевах,
любознательный — мыслью в предметах умозрения (theo-
remata), и среди остальных так ведет себя каждый. Удо-
вольствие же придает совершенство [и полноту] дея-
тельностям, а значит, и самой жизни, к которой [все]
стремятся. Поэтому понятно, что тянутся и к удовольствию, для каждого оно делает жизнь полной, а это и достойно избрания.

5. Вопрос о том, что во имя чего мы выбираем: жизнь
во имя удовольствия или удовольствие во имя жизни, в
настоящем [исследовании] можно пока отложить. (Оче-
видно, что эти вещи связаны между собою и не допускают
разделения: в самом деле, без деятельности не бывает удо-

 


вольствия, а удовольствие делает всякую деятельность со-
вершенной.)

(V). На этом основании считается, что существуют
различные виды удовольствия. Действительно, имеющее
видовые различия, как мы полагаем, получает завершен-
ность, [совершенство и полноту], от разного. Это явно и
в природном, и в искусственном, например в животных
и деревьях, в картине и статуе, в доме и утвари. Соответ-
ственно и деятельности разного вида получают совершен-
ство от разного по виду. Деятельность мысли — иной вид,
нежели деятельность чувств, а сами они, [мыслительная и
чувственная деятельности], в свою очередь, имеют внутри
себя видовые [различия]. Следовательно, [видовые разли-
чия] имеют и удовольствия, которые делают эти деятель-
ности совершенными.







Дата добавления: 2015-08-12; просмотров: 337. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!




Функция спроса населения на данный товар Функция спроса населения на данный товар: Qd=7-Р. Функция предложения: Qs= -5+2Р,где...


Аальтернативная стоимость. Кривая производственных возможностей В экономике Буридании есть 100 ед. труда с производительностью 4 м ткани или 2 кг мяса...


Вычисление основной дактилоскопической формулы Вычислением основной дактоформулы обычно занимается следователь. Для этого все десять пальцев разбиваются на пять пар...


Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...

Предпосылки, условия и движущие силы психического развития Предпосылки –это факторы. Факторы психического развития –это ведущие детерминанты развития чел. К ним относят: среду...

Анализ микросреды предприятия Анализ микросреды направлен на анализ состояния тех со­ставляющих внешней среды, с которыми предприятие нахо­дится в непосредственном взаимодействии...

Типы конфликтных личностей (Дж. Скотт) Дж. Г. Скотт опирается на типологию Р. М. Брансом, но дополняет её. Они убеждены в своей абсолютной правоте и хотят, чтобы...

Тема: Составление цепи питания Цель: расширить знания о биотических факторах среды. Оборудование:гербарные растения...

В эволюции растений и животных. Цель: выявить ароморфозы и идиоадаптации у растений Цель: выявить ароморфозы и идиоадаптации у растений. Оборудование: гербарные растения, чучела хордовых (рыб, земноводных, птиц, пресмыкающихся, млекопитающих), коллекции насекомых, влажные препараты паразитических червей, мох, хвощ, папоротник...

Типовые примеры и методы их решения. Пример 2.5.1. На вклад начисляются сложные проценты: а) ежегодно; б) ежеквартально; в) ежемесячно Пример 2.5.1. На вклад начисляются сложные проценты: а) ежегодно; б) ежеквартально; в) ежемесячно. Какова должна быть годовая номинальная процентная ставка...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.008 сек.) русская версия | украинская версия